Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Консервация и реставрация четверочастной промысловой иконы середины XIX века северных областей России

Работа №177889

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности четырехчастных промысловых икон середины 19 в. Северных областей России 7
1.1 Четырехчастные иконы: понятие, развитие, особенности 7
1.2 Содержание реставрируемого памятника иконописи 12
1.3 Северные иконы: понятие, развитие, особенности 19
Глава 2. Реставрационный паспорт 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46


Исторический опыт свидетельствует о одной из самой высокой значимости религиозных ценностей, повлиявшие на развития культуры.
Иконопись сама по себе в целом является культурологически значимым и многогранным объектом для исследования, а отдельные её памятники представляют собой повышенный интерес в силу их отличительных особенностей. Реставрируемый объект относится к так называемым четырехчастным иконам, при этом обладает отличительными чертами Северной иконописи, которая в силу масштабов территории севера нашей страны развивалась по своему отличительному от всей русской иконописи пути. В силу особенностей местности и соответственно возможности использования тех или иных материалов, а также в силу разного влияния центра государства в целом на уклад северных народов северные иконы значительно отличаются и по образам, и по элементному составу самих икон, что обязательно должно быть учтено при реставрации подобных памятников. Таким образом актуальность темы обусловлена необходимостью выявления особенностей икон русского севера с дальнейшей целью реставрации памятника.
Для определения специфики проблем консервации и реставрации четверочастной промысловой иконы середины XIX в. Северных областей России, структурирования их многообразия и определения ведущих особенностей список литературы данной дипломной работы вмещает труды разного характера. Основные источники, прямо или косвенно связанные с темой, можно разделить на три группы: посвященные истории развития иконописи, атрибуции икон, а также процессу реставрации.
К первому вопросу обращались Н. Комашко, М. Евсеева, Л. Красилин в «История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность». Также основополагающим для работы выступает источник «История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век» Г. И. Вздорнова. И конечно, «Древнерусская живопись. История Открытия и исследования» П. П. Муратова.
Среди трудов, посвященных атрибуции хочется выделить книгу О. Ю. Тарасова «Атрибуция как феномен культуры».
К числу литературы по реставрации особенно ценными являются работы: А. Б. Алешина «Реставрация станковой масляной живописи в России: Развитие принципов и методов»; Н. А. Гагмана «О некоторых проблемах реставрации древнерусской живописи»; О. В. Лелековой «Качество реставрации - забота общая»; Сборник научных трудов «Древнерусское искусство: исследования и реставрация».
Помимо прочего, необходимо было обратиться к исследованиям по истории, философии, истории религии, иконописи и творчеству религиозных деятелей. Религия используется в основных работах таких специалистов, как Н.А.Бердяев, П.С. Гуревич, И.И. Ильин, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский. Эти авторы используют термины «социальный», «моральный» и «эстетический», чтобы связать художественную культуру и искусство.
М.Я. Сараф, Б.В. Сафронов, М. Шибаева. В историко -культурном аспекте христианство изучал В.Н. Топоров, Л.А. Успенский.
Методология и принципы исследования А.А. В творчестве Ароновой, Д.С. Лихачева отражен комплекс проблем духовной и материальной составляющих художественной культуры.
Общие вопросы древнерусской живописи исследовал М.В. Алпатов, В. Антонова, Ф. Буслаев, В. Лазарев, Г. Попов, Э. Смирнова, П.А. Флоренский. Богословские аспекты иконы изучали такие исследователи, как Н.А.Барская, В.В. Бычков, учитель Иосиф Волоцкий, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феофан Затворник, святитель Григорий Палама, А. Стрижев, И. Языков.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной темой дипломной работы является исследование иконографии и реконструкции четверочастной промысловой иконы «Богородица Ахтырская; Николай Мерликийский; Архангел Михаил; Дмитрий Солоунский». В ходе исследования была подробно рассмотрена история возникновения и развития иконографических образов четверочастных икон и определена специфика формирования северной иконы.
На основании проведенного исследования поставленные задачи решены и получены следующие выводы:
Четырехчастная икона - икона, содержание которой раскрывается в четырех обособленных частях, то есть такая икона представляет собой четыре разные иконы, каждая со своим сюжетом, писанные на одной доске. Икона разделена на четыре равные части, каждая из которых имеет своё название. Нередко, такая икона разделяется по центру распятой фигурой Христа.
Символическая соотнесенность четырех изображенных на иконе композиций не всегда вполне ясна. По сути они являлись небольшим иконостасом. Все образы были написаны на одной доске и могли объединяться по разным признакам. Состав четырехчастных икон разный. Это могли быть изображения евангельских сюжетов, поясных изображений святых, часто встречались иконы Богоматери, могли группироваться сюжеты праздников, которые особо почитались в определённой местности.
Идейное содержание подобных памятников чрезвычайно сложно, так как символика образов и в целом произведения обычно емкие и могут рассматриваться на разных уровнях. Наш реставрируемый объект - это двухрядная четырехчастная икона с поясными образами:
1. Богородицы Ахтырская (вверху слева);
2. Николая Мерликийского (вверху справа);
3. Архангела Михаила (снизу слева);
4. Дмитрия Солунский (снизу справа).
В центре композиции изображается Распятие Г оспода нашего Иисуса Христа. Крест установлен на лобном месте - Голгофе. Над распятием Сына Божия символически изображен Бог Отец. В страданиях Христа сопровождают святые. Стоит отметить, что очень часто между Сыном Божия и Богом располагался парящий Бог Дух Святой. На нашем памятнике возможно этот элемент утрачен.
Следует отметить, что в северной иконографии сформировался пантеон наиболее почитаемых святых. Самым популярным был Святой Николай. Икона с изображением святителя Николая Чудотворца была в поместном ордене почти каждого храма. Из этого пантеона икон присутствует только Святой Николай Чудотворец, что позволяет сделать вывод, что это копия или попытка реставрации иконы, характерной не для северных территорий, а в ее первоначальном северном виде. Последнее вполне реально, так как по различным источникам «перекрытие» древнейших икон на Севере вполне было распространено.
Однако с другой стороны отдаленность, «законсервированность» Северных территорий дала тот самый эффект, благодаря которому религиозная живопись, то есть иконопись получила свое собственное русло движения, которое сегодня именуется «северные письма» или «северные иконы». есомненно, на творчество северных иконописцев повлияли местные традиции народного искусства, воплощенные в резьбе, вышивке и скульптуре. Художники с севера часто использовали местные, а не импортные цветные пигменты.
...


1. Алпатов, М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М.: Искусство, 1978. - 331 с.
2. Антонова В.И. Станковая живопись средневековой России // Триста веков искусства. Искусство европейской части СССР. М„ 1976. С. 155-156.
3. Батхель Г. С. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора (данные реставрации) // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. - М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. - С. 236-245.
4. Буслаев Ф.И. Для истории русской живописи XVI столетия // Сочинения по археологии и истории искусства. Т.2. СПб., 1861, с.281-329
5. Буслаев, Ф. И. О русской иконе: Общ. понятия о рус. иконописи / Федор Буслаев. - [Репр. изд.]. - М.: Междунар. православ. фонд "Благовест", 1997. - 205 с.
6. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.2 (первая половина тома). - M.: 1911, с.841-845.
7. Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера / отв. ред. Г. В. Попов. - М.: Наука, 1989. - 377 с.
8. Иконы Русского Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: ст. и материалы / ред.- сост. Э. С. Смирнова. - М.: Северный паломник, 2005. - 352 с.
9. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля = The Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin: К 500-летию уникального памятника русской культуры. - М.: Искусство, 1990. - Стр. 61-64, табл. 178-186.
10. Кольцова, Т. М. Северные иконописцы: опыт биобиблиогр. слов. / Т. М. Кольцова. -Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1998. - 192 с.
11. Кондаков, Н.П. Лицевой иконописный подлинник: Ист. и иконограф. очерк / Соч. Н. Кондакова. - СПб.: Ком. попечительства о рус. иконописи, 1905
12. Лазарев, В. Н. Новгородская иконопись: [Альбом]. - Москва: Искусство, 1981. - 199 с.
13. Лазарев, В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века: монография / В. Н. Лазарев. - [3-е изд.]. - Москва: Искусство, 2000. - 537 с.
14. Лазарев, В.Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования / [АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. - Москва: Наука, 1970. - 343 с.
15. Мальцева, О. Н. Иконописная мастерская Антониево- Сийского монастыря в XVII веке / О. Н. Мальцева // Погибшие святыни. Охраняется государством. - Ч. 3. - СПб., 1996. - С. 58-72.
... всего 47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ