ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНВЕРГЕНЦИЯ ЖАНРОВ И ФОРМ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ 8
1.1. Феномен конвергенции жанров и форм в медиасфере 8
1.2. Роль и функции гибридизации жанров и форм в контексте интернет-
пространства 13
1.3. Практика конвергенции жанров и форм в концепции инфотеймента
в современных интернет-СМИ 17
Выводы к Главе I 20
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИБРИДИЗАЦИИ ЖАНРОВ И ФОРМ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ 22
2.1. Оптимальное сочетание жанров и форм в медийной интернет-
практике 22
2.2. Результативность использования гибридных жанров и форм в
практике современных интернет-СМИ 29
2.3. Проблемы и перспективы развития конвергенции жанров и форм в
современной интернет-журналистике 36
Выводы к Главе II 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Современная реальность и массовое распространение Интернета значительно изменили информационную среду и привычки человечества. Журналистика как вид деятельности по производству и обработке актуальной информации была вынуждена подстраиваться под индивидуальные запросы аудитории. В связи с чем интернет-редакции ищут новые подходы, осваивают дополнительные каналы распространения, придумывают новые «упаковки» контента и экспериментируют с подачей.
Под влиянием творческих и технологических факторов стираются границы традиционных журналистских жанров, а на их месте возникают новые сочетания жанров и форм, которые приобретают свои очертания и функции благодаря медиаконвергенции. Главная причина пристального внимания к феномену конвергенции жанров и форм состоит в том, что современную аудиторию привлекают те публикации, которые активно используют визуальность, мультимедийность и геймификацию. Читателям важно, чтобы материал был кратким, простым, эмоциональным, полезным и интересным, так как в условиях обилия информации и дефицита времени становится невозможным освоить все сообщения массмедиа.
Однако именно из-за стремительного темпа развития и широкомасштабного распространения феномен конвергенции жанров и форм в интернет-журналистике недостаточно изучен. На сегодняшний день не хватает научно-теоретической базы, так как нет какого-либо исследования на заданную тему, отсутствует осмысление данного процесса.
Следовательно, актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с глобальным распространением изучаемого явления и состоит в необходимости исследования такого понятия, как конвергенция жанров и форм и определения оптимальных сочетаний жанров и форм, используемых в современных интернет-изданиях.
Объектом исследования выступает конвергенция жанров и форм в современной интернет-журналистике.
Предметом исследования - специфика и особенности конвергенции жанров и форм в современных интернет-СМИ.
Таким образом, мы определили цель дипломной работы: исследование особенностей использования конвергенции жанров и форм в современной интернет-журналистике. Указанная цель определила необходимость и порядок решения комплекса задач:
1. Разграничить конвергенцию жанров и форм с жанровой конвергенцией в рамках медиасферы, дать определении конвергенции жанров и форм;
2. Определить роль и функции гибридизации жанров и форм в контексте интернет-журналистики;
3. Изучить конвергенцию жанров и форм, применяемую в практике интернет-СМИ в рамках концепции инфотеймента;
4. Выявить оптимальное сочетание существующих жанров и форм в медийной интернет-практике;
5. Определить результативность использования гибридных жанров и форм в практике современных интернет-СМИ;
6. Рассмотреть проблемы и наметить перспективы развития конвергенции жанров и форм в современной интернет-журналистике.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, предметом и объектом исследования. Они включают в себя:
• метод анализа и синтеза использован в главе I для создания собственной интерпретации понятия «конвергенция жанров и форм» и обоснования ее функций;
• метод обобщения использовались для систематизации теоретического материала;
• метод контент-анализа и мониторинга применялся при отборе и изучении эмпирического материала исследования;
• описательный метод и метод включенного наблюдения использовался при характеристике новых форм, используемых в современной интернет- журналистике, и их сочетаний с жанрами;
• в работе был также применен метод эксперимента для доказательного подтверждения результативности использования конвергенции жанров и форм репрезентации журналистской информации в интернет-СМИ.
Теоретическую базу исследования составили труды А. А. Тертычного, Я. И. Тяжлова, И. И. Карпенко, А. А. Фокина, И. И. Волковой, А.А. Мирошниченко и др.
Исследования теоретика Е. А. Барановой в области медиаконвергенции, жанровой конвергенции и новых форм предоставления контента стали основой нашей выпускной квалификационной работы.
Эмпирической базой настоящего исследования послужили публикации федеральных (Meduza, The Village, Wonderzine, Arzamas, oLogy.sh, W-O-S, «Нож», «РБК», «Такие дела»), белгородских (Fonar.tv, Go31 и «БелПресса») и студенческих («Лотман») интернет-СМИ. Выбор данной эмпирической базы обусловлен тем, что указанные интернет-СМИ активно пользуются конвергенцией жанров и форм в своих материалах, представляют различные уровни журналистики по «географической» ориентации и по типу представленного в них контента.
Хронологические рамки исследования ограничиваются последними 2016-2019 гг., так как нами поставлена цель проанализировать современную интернет-журналистику, поэтому в качестве эмпирического материала были взяты недавно вышедшие публикации в медиапространстве.
Степень научной разработанности темы на сегодняшний день отсутствует, так как из-за динамичного развития феномен конвергенции жанров и форм почти не изучен теоретиками медиа. При этом журналисты и редакторы интернет-СМИ самостоятельно определяют необходимость использования данной конвергенции и оптимальную сочетаемость жанров и форм. Стоит отметить, что в отечественной науке нет исследовательской работы, которая бы описывала данный феномен.
Новизна данного исследования состоит в том, что в работе исследуется феномен конвергенции жанров и форм в современной интернет журналистике на примере публикаций федеральных и региональных интернет-СМИ, анализируется специфика и эффективность использования данного феномена, его эффективность, а также систематизируются сочетания жанров и форм.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы с целью приращения научного знания о новых, зачастую экспериментальных, формах репрезентации информационного контента в современных интернет-изданиях. А разработка практических рекомендаций и оптимальных сочетаний жанров и форм может помочь творческим сотрудникам и главным редакторам в усовершенствовании существующих форм подачи контента.
Положения, выносимые на защиту:
1. Конвергенция жанров и форм - активно развивающийся и распространяющийся феномен в современной интернет-журналистике. В настоящее время многие интернет-издания пользуются данным методом для создания своих материалов;
2. Основные функции конвергенции жанров и форм:
• аттрактивная функция;
• информационная функция;
• коммуникативная функция;
• развлекательная функция;
• культурно-просветительская функция;
• рекламно-справочная функция;
• рекреативная функция;
• функция вовлечения;
3. В конвергенции жанров и форм в интернет-журналистике определяющую роль играет не только автор, но и читатель;
4. Нет определённых правил сочетания жанров и форм. Это выявляется экспериментально;
5. Конвергенция жанров и форм - один из основных трендов современной интернет-журналистики. Однако интернет-редакции при создании материалов, основанных на данном феномене, могут столкнуться с некоторыми проблемами. Среди них нехватка финансирования, отсутствие технических возможностей, профессиональных и креативных способностей журналистов.
Структура и содержание работы определяются указанными целью, задачами и методологическими установками данного исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка использованных источников.
Во введении дается обзор изученности проблемы, излагаются актуальность, цели, задачи исследования, методы, новизна исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Конвергенция жанров и форм в практике современных интернет-СМИ» рассматривается феномен конвергенции жанров и форм, а также его роль и функции в контексте интернет-пространства.
Во второй главе «Практика использования гибридизации жанров и форм в репрезентации информации в современной интернет-журналистике» анализируются журналистские жанры и формы, результативность их использования и проблемы, которые тормозят развитие конвергенции.
В заключении сформулированы основные выводы работы и намечены перспективы для дальнейших исследований.
Современный мир перенасыщен информацией: за последние несколько лет человечество воспроизвело столько же информации, сколько и за предыдущие века. Обилие контента вынудило журналистов искать новые формы репрезентации контента.
Во второй половине 1990-х гг. XX в/, когда СМИ стали осваивать Интернет, начался процесс медиаконвергенции. Он привёл к различным изменениям в журналистике, в том числе как к жанровым, так и к формообразующим, вследствие чего появилась конвергенция жанров и форм, которая предполагает соединение «традиционных» жанров журналистики с «нетрадиционными» формами репрезентации журналистского контента: с текстами, подборками, инфографикой и т.п. Данный процесс не изучен теоретиками журналистки.
Конвергенция жанров и форм является трендом развития современной интернет-журналистики. Мультимедийные материалы с конвергенцией жанров и форм обладают высоким «шаринговым» потенциалом, лаконичной и капсульной подачей, и имеют тенденцию к игрофикации новостей. Такие материалы хорошо структурированы, содержат полезную информацию и профессиональное визуальное оформление, а также адаптивны под любые устройства: будь это смартфон, компьютер или планшет. Стоит отметить, что три кита, на которых сегодня держится успешный материал - это мультимедийной, интерактивность и визуальность.
Роль конвергенции жанров и форм состоит в привлечении внимания аудитории к материалу, удержанию её на сайте, взаимодействию с публикацией, получении отклика от читателей. Она формирует пул лояльно настроенной аудитории, которая будет возвращаться на сайт издания. А это значит прирост показателей: таких как читаемость, количество посещений, скроллинг материалов, которые в дальнейшем помогут наладить взаимовыгодные отношения между редакцией и рекламными партнёрами. В связи с этим журналистика вынуждена подстраиваться под персональные потребности аудитории. В связи с чем существуют следующие функции конвергенции жанров и форм: аттрактивная функция; информационная функция; коммуникативная функция; развлекательная функция; культурно-просветительская функция; рекламно-справочная функция; рекреационно—гедонистическая функция; функция вовлечения.
Уже из функций становится понятно, что информативная и развлекательная часть текста совмещаются. Такое соединение представляет собой феномен «инфотеймента». Эта своеобразная «упаковка» текста, которая соединяет в себе сбалансирование информативности и развлекательности. В журналистике этот феномен реализуется тремя способами: когда контент сам по себе развлекательный, когда форма его репрезентации развлекательная или когда происходит их соединение.
Один из приёмов инфотеймента - это геймификация. Она позволяет изданиям представить контент в интересной, яркой игровой форме, а аудитории вступить во взаимодействие с представляемым содержанием и в ненавязчивой форме получить информацию, это что касается игр и тестов, или же, как в случае опросов, выразить своё мнение. Однако, чтобы геймификация работала, нужно соблюдать определённые правила: если изначальная задумка материала не кажется достойной для публикации, то не стоит ей разбавлять геймификацией.
На сегодняшний день нет чёткого правила, как нужно сочетать жанры и формы. Всё зависит от креативности и способностей журналиста. Проанализировав публикаций различных интернет-СМИ, мы выделили следующие сочетания:
- подборки + статья, анонс, заметка или рецензия,
- разбор + статья или заметка,
- инфографика + заметка, анонс, статья, рецензия, репортаж или рекомендация,
- карта + анонс, статья, репортаж или интервью;
- тайм-линия + хроника, статья или репортаж,
- онлайн-трансляция + статья, хроника или репортаж,
- ленты социальных сетей + заметка, статья, интервью,
- игра + заметка,
- ест + заметка,
- комикс + заметка, статья,
- мем + заметка,
- некролог + заметка, статья, рецензия.
В ходе сравнительного анализа интерактивного материала и текстового, мы выяснили, что первый тип прочитали почти в 8 раз больше количество человек, причём они прошли ранжированный опрос от начала и до конца. Мы сравнили такие показатели, как посещаемость, вовлечённость аудитории и скроллинг материала. По всем показателям интерактивный материал обошёл текстовый, причем с большим отрывом. Читателям интереснее чувствовать себя соавторами материала, чем сторонними наблюдателями. Что только подтверждает наши слова об эффективности мультимедийного материала. Человек получает удовлетворение от того, что его мнение учли в голосовании, что тест выдал ему ответ, заточенный именно под него, или что он определённый уровень в игре.
Однако не все медиаисследователи поддерживают положительное мнение на счёт конвергенции жанров и форм. Некоторые считают, что подобных процесс снижает качество материалов и отрицательно сказывается на классической журналистике, уходя в коммерциализацию. Поэтому редакции должны найти баланс, чтобы угодить аудитории, рекламодателям и профессиональному сообществу.
Это не единственные проблемы, стоящие на пути конвергенции жанров и форм. Не каждый журналист заточен на создание интерактивных материалов: некоторые не способны придумать, как креативно подать информацию, и, в конце концов, выпускают вторичную и очень посредственную публикацию. У других журналистов просто нет времени, у третьих - должного финансирования.
Но это не мешает развиваться конвергенции жанров и форм в современной интернет-журналистике: какие-то формы устаревают, но в тот же момент на их месте возникают несколько новых. А если учесть развитие таких типов журналистики, как журналистика данных, роботизированная журналистика, и, возможно, VR-журналистика, то здесь можно только догадываться, какие «новые» упаковки журналистского контента могут возникнуть в скором времени. Одно ясно: журналистика, как профессия, не стоит на месте, она активно развивается. Это можно заметить по тем, требованиям, которые она уже сейчас предъявляет к журналистам, и по новым профессиям, о которых мы только недавно слышали и не понимали, что они смогут дать медиаредакциям.
1. Баранова Е.А. Трансформация института СМИ в условиях
медиаконвергенции // Коммуникология. 2016. № 3 (4).
2. Видная О.Е. Функционирование журналистской информации в новых медиа // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2010. №2 (10). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie- zhurnalistskoy-informatsii-v-novyh-media
3. Галустян А., Кульчицкая Д. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики // Как новые медиа изменили журналистику 2012-2016 г. 2016. Режим доступа:http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/mul-timedijny-e-longridy-kak-novy-j-format-onlajn-zhurnalistiki/.
4. Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-kak-element-vizualizatsii-v-smi.
5. Детали. На подходе роботы-журналисты [Электронный ресурс] /
Детали. - 2019. - 16 июня. Режим доступа:https://detaly.co.il/novostnaya-
redaktsiya/.
6. Журнал Яндекс.Дзена. Редактор stories и инфостилист. Гид по новым профессиям в медиа [Электронный ресурс] / Журнал Яндекс.Дзена. - 2019. - 25 апреля. Режим доступа:https://zen.yandex.ru/media/zenmag/redaktor-stories-i-infostilist-gid-po-novym-professiiam-v-media-5cbf4568c6be9900b245709a.
7. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации [Текст] / С. Н. Ильченко // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 14-15 апреля 2016 года. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016.-С. 14-18.
8. Иноземцев И. Актуальность медиаконвергенции на примере портала W^O^S // Новые медиа в гуманитарном образовании: Конвергенция, которая изменила мир?. 2014. Режим доступа:https://studfiles.net/preview/4272687/page:5/.
9. Исследование ВЦИОМ «Жизнь без интернета: рай или апокалипсис?». Режим доступа:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9681.
10. Исследование ВЦИОМ «Просторы интернета: для работы или
развлечений?». Режим доступа: https://infographics.wciom.ru/theme-
archive/society/mass-media/internet/article/prostory-interneta-dlja-raboty-ili-razvlechenii .html.
11. Исследование Сбербанка «30 фактов о современной молодёжи».
2016. Режим доступа:
https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf.
12. Карпенко И.И., Лобановская Е.Ю., Ельникова О.Е., Горборукова Л.С. Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017. №28 (277).
13. Кастельс М., Паркс М., ван дер Хаак Б. Будущее журналистики: сетевая журналистика // Как новые медиа изменили журналистику 2012-2016. 2016. Режим доступа:http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki-setevaya-zhurnalistika/.
14. Качалина Е. Люди, которые играют: что такое геймификация и где ее используют. Режим доступа:http://sila.media/gamification/.
15. Кинякина Е. Как журналистка «Эха Москвы» продала «Яндексу»
«русскую Quora» [Электронный ресурс] / Forbes. - 2019. -12 марта. Режим доступа: https://www.forbes.ru/tehnologii/373241 -kak-zhurnalistka-eha-moskvy-
prodala-yandeksu-russkuyu-quora.
16. Левитин Д. Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки / перевод с английского Брагина Н., Землеруб Т. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
17. Макарова Н.Я., Махнева Д.О. Журналистика виртуальной
реальности: изменение телевизионного репортажа и профессиональных
компетенций журналиста // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. №1 (34). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-virtualnoy-realnosti-izmenenie-televizionnogo-reportazha-i-professionalnyh-kompetentsiy-zhurnalista.
18. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / перевод с английского В. Г. Николаева. — М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.
19. Мирошниченко А. Корпорации покупают готовые СМИ
[Электронный ресурс] / Журналист. - 2019. - 8 апреля. Режим доступа:
https://jrnlst.ru/robinhood?fbclid=rwAR0f8SxAnIAXfZw2AK9BHA9pXNe8QfWYA07OuaYaoTcY7szskUCrLf6t70U.
20. Мирошниченко А. Форматы подачи и упаковки контента в условиях
медиаконвергенции// Новые медиа в гуманитарном образовании: Конвергенция, которая изменила мир?, 2014. Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/4272687/page:7/.
21. Москвитин Е. На Netflix вышел «Брандашмыг» — первый
интерактивный эпизод «Черного зеркала». Рассказываем, как он устроен (и что еще посмотреть) [Электронный ресурс] / Meduza. - 2018. - 29 декабря. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2018/12/29/na-netflix-vyshel-brandashmyg-
pervyy-interaktivnyy-epizod-chernogo-zerkala-rasskazyvaem-kak-on-ustroen-i-chto-esche-posmotret.
22. Нигматуллина К. Топ-10 навыков для журналистов будущего
[Электронный ресурс] / Журналист. - 2019. - 16 мая. Режим доступа:
https://jrnlst.ru/top-10-skills.
23. Симакова С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ:
инфографика // Вестник ЧелГУ. 2017. №6 (402). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-vizualizatsii-informatsii-v-smi-infografika.
24. Тертычный А. А. Жанры периодической печати [Текст]: учебное пособие/ А.А. Тертычный. - М., 2000 г.
25. Тяжлов Я. И. Актуальные формы медиатекстов, посвященных кино: жанровые и языковые тенденции // Медиалингвистика. 2016. № 2 (12). С. 71-80.
26. Фокин А. А. Эпоха интернет-визуальности: YouTube, Instagram, GIF, COUB [Электронный ресурс].// Челябинский гуманитарий. 2013. № 2 (23). Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/epoha-internet-vizualnosti-youtube-instagram-gif-coub.
27. Шеремет В. В. Типология медиаконвергенции // Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и
искусствоведение. 2012. №1. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-mediakonvergentsii.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алфёрова О. Рабочее место: как устроена мастерская керамиста [Электронный ресурс] / БелПресса. - 2019. - 1 февраля. Режим доступа: https://www.belpressa.ru/society/drugoe/25277.html.
2. Байтингер Е., Турбина Л. На грани полураспада. Таблица Менделеева по-белгородски [Электронный ресурс] / БелПресса. - 2019. -30 марта. Режим доступа:https://www.belpressa.ru/society/drugoe/26127.html.
3. БелПресса. Царский лайк. История Белгородской области в виде ленты «Фейсбука» [Электронный ресурс] / БелПресса. - 2017. - 3 января. Режим доступа:https://www.belpressa.ru/society/drugoe/16132.html.
4. Борзенко А. Закончите стихотворение про весну [Электронный ресурс] /Arzamas. Режим доступа:https://arzamas.academy/mag/682-spring.
5. Дранкина Е. Как за хранение наркотиков сажают журналистов и оппозиционеров. Восемь самых громких дел по 228 статье УК [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. -7 июня. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2019/06/07/kak-za-hranenie-narkotikov-sazhayut-oppozitsionerov.
6. Зеленский М. Ни звонка, ни адвоката, ни еды, ни сна. Как (не) соблюдался закон «О полиции» при задержании Ивана Голунова [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 7 июня. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2019/06/07/ni-zvonka-ni-advokata-ni-edy-ni-sna-kak-ne-soblyudalsya-zakon-o-politsii-pri-zaderzhanii-ivana-golunova.
7. Иванова М. «Белгород — большая деревня», а «белгородцы — злые, грубые и пассивные люди». Какие есть стереотипы о Белгороде и жителях региона? [Электронный ресурс] / Fonar.tv. - 2019. - 16 февраля. Режим доступа:https://fonar.tv/article/2019/02/16/kakie-est-stereotipy-o-belgorode-i-belgorodcah-podborka.
8. Иванова М. «Вот 5 тысяч рублей - вам хватит». Мальчик сломал руку в батутном парке, но пока родственники добивались достойной компенсации, парк закрылся [Электронный ресурс] / Fonar.tv. - 2019. - 22 января. Режим доступа:https://fonar.tv/article/2019/01/22/vot-5-tysyach-rubley-vam-hvatit-malchik-slomal-ruku-v-batutnom-parke-no-poka-rodstvenniki-dobivalis-dostoynoy-kompensacii-on-zakrylsya.
9. Иванова М. Типология журфаковцев: рейверы, автоматчицы и разочарованные [Электронный ресурс] / Лотман. - 2018. - Апрель. Режим доступа:http: //lotman8.tilda.ws/j ourtype.
10. Ильченко А., Крамар М. Разбираетесь ли вы в современном искусстве? [Электронный ресурс] / Arzamas. Режим доступа: https://arzamas.academy/mag/569-modernart.
11. Лобановская Е. Прокуратура проверила законность взимания комиссии за коммунальные услуги. Законно ли я плачу? А как не платить? [Электронный ресурс] / Fonar.tv. - 2019. - 18 марта. Режим доступа: https://fonar.tv/article/2019/03/18/zakonno-li-my-platim-komissiyu-na-kommunalnye-platezhi-razbor.
12. Лобановская Е., Маслов А. Дело журналиста Ивана Голунова закрыли в связи с недоказанностью вины. Насколько вы доверяете полиции? [Электронный ресурс] / Fonar.tv. - 2019. - 11 июня. Режим доступа: https://fonar.tv/article/2019/06/11/delo-zhurnalista-ivana-golunova-zakryli-v-svyazi-s-nedokazannostyu-viny-naskolko-vy-doveryaete-policii-opros.
13. Маслов А. «Белгород — город „кумовства“ и „связей“». Социолог Сергей Лебедев — о популярных белгородских стереотипах [Электронный ресурс] / Fonar.tv. - 2019. - 15 марта. Режим доступа: https://fonar.tv/article/2019/03/15/belgorod-gorod-kumovstva-i-svyazey-sociolog-sergey-lebedev-o-populyarnyh-belgorodskih-stereotipah.
14. Маслов А. Белгородский инцидент. Почему жаловаться в соцсетях бывает полезно? [Электронный ресурс] / Fonar.tv. - 2019. - 25 марта. Режим доступа:https://fonar.tv/article/2019/03/25/belgorodskiy-incident-pochemu-zhalovatsya-v-socsetyah-byvaet-polezno.
15. Медиазона. День России. Массовые задержания [Электронный ресурс] / БелПресса. - 2019. - 12 июня. Режим доступа: https://zona.media/online/2019/06/12/rossia-everyday.
16. Медиазона. Поднять плакат, увернуться от зеленки и не попасть в автозак [Электронный ресурс] / Медиазона. - 2018. - 25 января. Режим доступа: https://zona.media/article/2018/01/25/games/protest.
17. Саркисян Д. Сколько нужно пить воды. [Электронный ресурс] / Meduza. - 2016. - 26 июня. Режим доступа:https://meduza.io/cards/skolko-nuzhno-pit-vody.
18. Сулейманов С. Почему на «Евровидение» от России должна была поехать группа Little Big? Объясняем на коубах [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 8 февраля. Режим доступа:https://meduza.io/slides/pochemu-na-evrovidenie-ot-rossii-dolzhna-byla-poehat-gruppa-little-big.
19. Такие дела. Что делать, чтобы не бояться рака? [Электронный ресурс] / Такие дела. - 2018. - 23 апреля. Режим доступа: https://cancer.takiedela.ru/cards/cards-1/.
20. Яблонский П. Большой гид по летним музыкальным фестивалям [Электронный ресурс] / The Village. - 2019. - 11 июня. Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/353067-letnie-festy.
21. Ямалиева А. Памяти кнопки. Некролог устройству, которое могло включить и выключить всё. [Электронный ресурс] / Ology.sh. - 2014. - Октябрь. Режим доступа:https://ology.sh/fascinate/pamiati-knopki/.
22. Arzamas. Вся история музыки в 65 карточках [Электронный ресурс] /Arzamas. - 2018. - 10 октября. Режим доступа:https://arzamas.academy/mag/594-muztabl.
23. Fonar.tv. Гендерная дискриминация: легко ли женщине получить хорошую работу? Антисексистский опрос «Фонаря» [Электронный ресурс] / Fonar.tv. - 2019. - 7 мая. Режим доступа: https://fonar.tv/article/2019/05/07/gendernaya-diskriminaciya-legko-li-zhenschine-poluchit-horoshuyu-rabotu-antiseksistskiy-opros-fonarya.
24. Go31 .ru. Белые ходоки в белом городе, или Савченко vs Ланнистеры» [Электронный ресурс] / Go31.ru. - 2019. - 15 мая. Режим доступа: https://www.go31.ru/news/2394656/belye-hodoki-v-belom-gorode-ili-savcenko-vs-lannistery.
25. Meduza. «А ты копни глубже». На ЕГЭ по русскому языку школьникам попался текст о лопате — и ненависть к ней их сплотила [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 13 июня. Режим доступа: https://meduza.io/shapito/2019/06/13/a-ty-kopni-glubzhe-na-ege-po-russkomu-yazyku-shkolnikam-popalsya-tekst-o-lopate-i-nenavist-k-ney-ih-splotila.
26. Meduza. «Дело против Ивана Голунова — это дело против меня». Пикеты в защиту журналиста «Медузы» продолжаются по всей России [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 8 июня. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2019/06/08/delo-protiv-ivana-golunova-eto-delo-protiv-menya-pikety-v-zaschitu-zhurnalista-meduzy-prodolzhayutsya-po-vsey-rossii.
27. Meduza. Иван Голунов — о том, почему его преследуют. Цитата [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 8 июня. Режим доступа: https://meduza.io/short/2019/06/08/ivan-golunov-o-tom-pochemu-ego-presleduyut-tsitata.
28. Meduza. Как поддержать Ивана Голунова. Вот несколько простых способов размера [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 11 июня. Режим доступа:https://meduza.io/feature/2019/06/11/kak-podderzhat-ivana-golunova-vot-neskolko-prostyh-sposobov.
29. Meduza. Как прошел день суда по аресту Ивана Г олунова. Хроника [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 8 июня. Режим доступа: https://meduza.io/live/2019/06/08/den-suda-po-arestu-ivana-golunova-hronika.
30. Meduza. Кого убили раньше: Робба Старка или Джоффри Баратеона? Кровожадная игра «Медузы» по «Игре престолов» [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 12 апреля. Режим доступа: https://meduza.io/games/kogo-ubili-ranshe-robba-starka-ili-dzhoffri-barateona.
31. Meduza. «Мы свайп под ногами майора». Только мемы — о Tinder и спецслужбах, которые теперь будут все это читать [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 3 июня. Режим доступа:
https://meduza.io/shapito/2019/06/03/my-svayp-pod-nogami-mayora-tolko-memy-o-tinder-i-spetssluzhbah-kotorye-teper-budut-vse-eto-chitat.
32. Meduza. О ком говорили в российских соцсетях 8 июня [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 8 июня. Режим доступа: https://meduza.io/short/2019/06/09/o-kom-govorili-v-rossiyskih-sotssetyah-8-iyunya.
33. Meduza. «Пап, а тебя тоже могут посадить в тюрьму?» Как говорить с детьми о несправедливости и протестах [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 11 июня. Режим доступа:https://meduza.io/episodes/2019/06/12/pap-a-tebya-tozhe-mogut-posadit-v-tyurmu-kak-govorit-s-detmi-o-nespravedlivosti-i-protestah.
34. Meduza. Ромашки или прогулка? Угадайте песню по комментариям из интернета. Тест «Медузы» к двадцатилетию дебютного альбома Земфиры [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 10 мая. Режим доступа: https://meduza.io/quiz/romashki-ili-progulka-ugadayte-pesnyu-po-kommentariyam-iz-interneta.
35. Meduza. Цветаева или Гуф? Попробуйте отличить поэзию от русского рэпа: тест [Электронный ресурс] / Meduza. - 2016. - 3 февраля. Режим доступа:https://meduza.io/quiz/tsvetaeva-ili-guf.
36. Meduza. Что смотреть в кино: «Люди в черном: Интернэшнл», «Боль и слава», «Начало» Ультракороткие рецензии (140 символов!) на главные фильмы недели [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 15 июня. Режим доступа:https://meduza.io/slides/chto-smotret-v-kino-lyudi-v-chernom-interneshnl-bol-i-slava-nachalo
37. Meduza. Это что, мем «This is fine»? В Ноябрьске мальчик невозмутимо качался на качелях, пока сзади горел дом [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 28 мая. Режим доступа:
https://meduza.io/shapito/2019/05/28/eto-chto-mem-this-is-fine-v-noyabrske-malchik-nevozmutimo-kachalsya-na-kachelyah-poka-szadi-gorel-dom.
38. Meduza. «Я/мы Годунов». Здесь можно взять аватары, обложки для соцсетей и плакаты разного размера [Электронный ресурс] / Meduza. - 2019. - 10 июня. Режим доступа:https://meduza.io/feature/2019/06/10/ya-my-golunov-zdes-mozhno-vzyat-avatary-oblozhki-dlya-sotssetey-i-plakaty-raznogo-razmera.
39. PostPost.Media. День сатаны: 172 истории о детских преступлениях [Электронный ресурс] / PostPost.Media. - 2019. - 7 мая. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpostpost.media%2Fden-satany%2F&d=1.
40. W-O-S. В Москве потерялись ключи от бэтмобиля [Электронный ресурс] / W-O-S. - 2016. - 25 августа. Режим доступа:http://w-o-s.ru/news/21009.