Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ

Работа №177879

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников средствами искусства
1.1 Теоретические основы познавательной активности 6
1.2 Возрастные особенности развития познавательной активности
школьников 13
1.3 Кружковое занятие по искусству как средство развития
познавательной активности школьников 22
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на внеклассных занятиях кружка
2.1 Диагностика уровня развития познавательной активности
школьников 28
2.2 Методы развития познавательной активности младших школьников
на внеклассных занятиях кружка в школе 40
2.3 Динамика развития познавательной активности младших
школьников на внеклассных занятиях кружка в школе 43
Глава 3. Творческая часть выпускной квалификационной работы, создание авторской куклы по произведению Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
3.1 Процесс создания эскизов авторской куклы по произведению
Л.Н.Толстого «Анна Каренина» 48
3.2 Этапы создания авторской куклы по произведению Л.Н.Толстого
«Анна Каренина» 56
Заключение 63
Библиографический список 65

Актуальность исследования. На сегодняшний день перед современным общеобразовательным учреждением стоит задача в воспитании творческой, всесторонне развитой личности с достаточно гибким умом, чтобы человек мог ориентироваться в постоянно меняющемся мире и активно осваивал новые области знаний. В связи с этим особое место в научных исследованиях занимает изучение развития познавательной активности.
Человек познает окружающую действительность в течение всей жизни, но, как говорят психологи, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом в жизни человека. Именно в этом возрасте происходит самая продуктивная деятельность познавательной активности ребенка. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, школа играет огромную роль в жизни ребенка. Система общеобразовательного учреждения способствует развитию познавательной активности, как на уроках, так и вне их (кружковые занятия, внеурочные занятия, занятие с одаренными детьми и др.). Следует отметить, что развитию познавательной активности способствует: литературное чтение, техническое творчество, труд, музыка, изобразительное искусство и др.
Изобразительное искусство несёт в себе огромный потенциал развития познавательной активности детей. Кузин В.С. упоминает, что рассматривание произведений искусства способствует развитию восприятия, а собственная творческая деятельность, наблюдательность и фантазия способствует художественно-образному мышлению. Стоит отметить, что лепка, моделирование, изображение на плоскости и в объеме, аппликация, проектно-конструктивная деятельность и др., все это способствует развитию познавательной активности школьников.
Но, не все виды изобразительной деятельности задействованы в школьной практике по причине не достаточной методической обеспеченности учебного процесса и ограниченности урочного времени. Одним из видов художественной деятельности, который активно способствует развитию познавательной активности школьников, является искусство создания авторской куклы.
Еще в 60-е годы прошлого века ученые-психологи обосновали своё предположение о том, что развитие личности происходит в процессе собственной активной деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, С.Л.Рубенштейн и др.). Стоит отметить, что понятие «активность» было подробно рассмотрено работах С.Л.Рубенштейна и Л.С.Выготского.
Сегодня понятие «познавательной активности» можно найти в трудах Г.И.Щукиной, В.С.Ильина, Т.И.Зубковой, Т.И.Шамовой и др. Авторы рассматривают познавательную активность с точки зрения качественной деятельности, которая направлена на достижение учебно-познавательной цели. С педагогической точки зрения познавательную активность школьников рассматривали в своих трудах такие известные деятели как: К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и др. В методике изобразительного искусства так же рассматривалось это понятие такими деятелями науки, как: Б.М.Неменский, В.Г.Горяева, Т.Я. Шпикалова, В.С.Кузин, Е.В.Шорохова и др.
Проблема исследования. Каковы методические особенности развития познавательной активности школьников на примере создания авторской куклы на внеклассных занятиях кружка по искусству в школе.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие познавательной активности и её особенностей у школьников.
2. Определить методические приемы, методы, содержание занятий, способствующих развитию познавательной активности школьников на внеклассных занятиях кружка по искусству в школе.
3. Организовать и провести педагогический эксперимент по выявлению уровня развития познавательной активности младших школьников в школе.
Гипотеза. Если в процессе развития познавательной активности школьников на внеклассных занятиях по изобразительному искусству активно включать современные методы, приемы и содержание занятий по созданию авторской куклы, то у школьников будут активизироваться познавательные процессы потому что занятия творчеством организованные на научной основе приведут к повышенному интересу и развитию познавательной активности у детей.
Для решения поставленных задач и достижения цели использовались следующие методы:
а) изучение и анализ научно-методической литературы, научных исследований по педагогике, психологии и методике обучения изобразительного искусства;
б) педагогический эксперимент;
в) наблюдение за творческой деятельностью школьников;
г) беседа со школьниками, с целью выявить область творческих интересов обучающихся;
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Белгорода.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной активности
младших школьников средствами искусства
1.1 Теоретические основы познавательной активности
Любая цивилизация имеет тенденцию к развитию. Стремление к духовному совершенствованию, к пониманию неизвестного, а так же простое любопытство, все это потребности личности. Желание познать этот мир всегда было, и будет присутствовать в жизни человека. Первым кто стал рассуждать о теории познания - Платон. «Познание - получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих» [20]. Следует отметить, что не редко происходит отождествление таких понятий как «знание» и «информация». На самом же деле знание это всегда информация, но не вся информация - это знание. Когда информация переработана субъектом, лишь тогда она становится знанием.
В настоящее время можно выделить два уровня познания: чувственное и рациональное. «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся» [42]. И. Кант говорит о том, что познание окружающей действительности человеком берет своё начало из ощущений и восприятия. Именно он упоминает о взаимосвязи «чувственности» и «рассудка». Для глубокого и всестороннего познания одной чувственной картины мира недостаточно. Необходимо, опираясь на данные ощущений и восприятия, с помощью мышления расширять границы нашего познания. Оно позволяет путём умозаключений осмыслять то, что невозможно непосредственно в восприятии. В данный момент нет чёткого заключения о том, что важнее чувственный или рациональный уровни. Поэтому принято считать, что оба эти компонента важны в познании окружающей действительности и без них понимание какого-либо явления не будет полным.
Понятие «активность» применяется в психологии, педагогике и смежных науках достаточно часто для обозначения различных по своей сути трех явлений: во-первых, для конкретной деятельности данного индивида; во-вторых, состояние, которое противоположно пассивности; в-третьих, для обозначения инициативы непосредственно личности, стоит подчеркнуть, что имеется в виду, действие субъекта по собственному желанию. В вариантах, которые были выделены, есть что-то общее, где они пересекаются, а общим как раз является то, что в каждом из вариантов подразумевается энергия и ее мобилизованность. При употреблении психологами термина «активность» без дополнительных определений, обычно имеется в виду та самая энергия. Поэтому словосочетания «умственная энергия» (Ч.Спирмен), «нервно¬психическая энергия» (А.Ф. Лазурский) выступают синонимом «активности».
Русскими психологами в советское время активность постоянно связывалась с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с потребностью. Так, в работах А.М. Матюшкина мы читаем о потребностях как «внутренних источниках активности» [39]. Тесная связь активности с потребностями деятельности обусловливает и их неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В.С. Юркевич справедливо отмечает, что при всех разногласиях в определении потребностей подавляющее большинство авторов (она упоминает Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.С. Мерлина и др.) соглашаются, что потребность - это «нужда человека, отражаемая им в форме эмоционально окрашенного переживания» [4]. «Удовлетворение всякой потребности, обязательно сопровождается радостью, удовольствием, положительными эмоциями, что отмечает далее В. С. Юркевич[12]. Не случайно возник даже специальный термин - «эмоциональная активация», где эмоциональные переживания рассматриваются как неотъемлемое условие успешной мыслительной деятельности человека и в то же время интерпретируются не традиционно, как реакция субъекта на достижения в решении задач, а по-новому, как способ его активации в ходе размышлений [56].
Не случайно в недавно опубликованном сборнике «Психологические исследования интеллектуальной деятельности» [22] целый ряд статей посвящен проблеме интеллектуальных эмоций.
Согласно Г.М. Бреславу, такие эмоции соотносятся с действиями в уме, и более точно называть их «умственными эмоциями» [19]. Содержательно раскрывает существо и функции умственных эмоций И.Л. Васильев. Они не только возникают в ходе мышления, но направляются на сам мыслительный процесс, «соотносятся с отдельными его фазами. Именно такая направленность и определяет возможность эмоциональной регуляции мыслительной деятельности» [23]. Тесная связь активности человека с эмоциями дает важный показатель в руки психолога и педагога, исследующего активность у маленьких детей.
Так, по мнению А.Н. Леонтьева, «Активность - понятие, указывающее на способность живых существ, производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей» [40].
Итак, понимание «активности» широко описано в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике этим термином, понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей, как уже стало понятно из вышесказанного.
До сих пор нет единого понимания сущности познавательной активности. Особенно четко обозначились два подхода к пониманию сущности познавательной активности. Одни авторы рассматривают ее как деятельность, например, М.И. Лисицына, Г.М. Каджаспирова и А.Ю. Каджаспиров, Е.В. Коротаева, Р.С. Черкасов, а другие как качество, личностного образования, такие исследователи как: Г.И. Щукина, Л.С. Кулыгина, З.А. Абасов.
Существует еще один подход к определению сущности познавательной активности, о котором говорит Т.И. Шамова. Она считает, что эти два подхода нельзя отрывать друг от друга, познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.
Т.И. Шамова дает наиболее общее определение: познавательная активность - это:
Во-первых, повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности.
Во-вторых, ряд последовательных и взаимосвязанных умственных действий учащихся (или самостоятельных, или вслед за действиями учителя), направленных на достижение определенного познавательного результата[6].
Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. В педагогических трудах ученые рассматривают её как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отклонение к процессу познания. «Познавательная активность как свойство личности проявляется и формируется в деятельности», - утверждает Т.И. Шамова[38].
Предметное действие в обучении (познавательное действие) - осознанный, целенаправленный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи. (Т.И.Шамова). Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних, взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру. В совершении познавательных действий и осуществляется сложнейшая, напряженная работа мысли, памяти, воображения, творчества, всех процессов сознания. В выполнении познавательных действий совершается акт познания, который находится в прямой зависимости от мотива, с одной стороны, и от степени владения умениями, с другой [10].
В понимании М.А. Данилова, познавательная активность - это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания»[45]. Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как качество личности. Надо отметить, что внесение ясности в данную проблему, разграничение понятий «познавательная деятельность» и «познавательная активность» имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. «Если активность и деятельность рассматривать как явления и понятия тождественные, то в этом случае проблема активизации умения как бы сама по себе, поскольку любая деятельность учащихся будет рассматриваться как активная деятельность, в то время как - это далеко не так»[51].
З.А. Абасов, Г.И. Щукина считают, что познавательная активность обусловлавливает интенсивность и характер протекания учения. «Она формируется и проявляется в познавательной деятельности, но это вовсе не означает, что эти явления тождественны» - утверждает З.А. Абасов [16].
«Познавательная активность - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению»[16].
Познавательная активность ученика включает его в деятельностное участие по приобретению, отысканию, переработке и применению знаний. Для развития познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
«Познавательная активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для ученика потребности как: потребность в новых знаниях, потребность в творчестве, потребность в самоутверждении, потребность пережить чувство успеха, потребность в общении» [27].
Понятие познавательной активности имеет множество трактовок:
- Ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности (Г.И. Щукина);
- процесс преодоления ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент (В.С. Ильин);
- деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности (Т.И. Шамова);
- естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование (Т.И. Зубкова).
Огромное значение для теории и практики обучения имеет определение критериев познавательной активности. Их определение позволило бы учителям в реальной школьной жизни фиксировать, управлять и планировать формирование познавательной активности. Однако отсутствие единой (принятой) системы критериев осложняет научную разработку и методику её формирования. В результате учителя-практики оказываются в затруднительном положении при определении активности учащихся на уроке. Одни учителя, присутствующие на уроке, считают, что ученики были активны, и в подтверждение приводят то обстоятельство, что желающих отвечать и во время опроса, и при закреплении было много. Другая часть учителей возражает им, заявляя, что приведенный аргумент не служит показателем познавательной активности. Количество поднятых рук - это, безусловно, важный показатель, но не зная содержания ответов учащихся, трудно судить, какого уровня была активность: репродуктивная или продуктивная, творческая. По утверждению З.А. Абрасова «Незнание критериев и показателей познавательной активности дезорганизует педагога, порождает субъективизм, осложняет объективную сценку своей работы и учащихся» [46].
Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, таким понятиям как «познание», «активность», «психологическая активность» и «познавательная активность» на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время современное обучение диктует новые задачи, призывает развивать интеллектуально-творческие качества личности. Одним из важных путей решения этой задачи - является развитие познавательной активности школьников уже на начальной этапе образования. Для того, чтобы процессы развития и саморазвития младшего школьника шли интенсивно, учителю необходимо формировать и развивать исследовательские умения, стимулировать познавательную активность и жажду новых впечатлений и знаний. Естественно, что одной педагогической поддержки мало, поэтому, ребенка необходимо целенаправленно обучать знаниям, умениям и навыкам познавательной деятельности. В данном исследовании мы попытались обосновать и практически проверить некоторые методы, приемы и содержания занятий, обеспечивающие эффективность развития младших школьников в условиях школы и внеклассных занятий. Целью нашего исследования было выявление методических особенностей развития познавательной активности школьников на примере создания авторской куклы. Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «познавательная активность», которое рассматривается как сознательная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. В ходе исследования были определены условия формирования познавательной активности младших школьников. Данные исследования дают основание выделить наиболее значимые для младших школьников методы и приемы, способствующие формированию познавательной деятельности.
Анализ исследования дает основание утверждать истинность выдвинутого предположения. Действительно, в процессе развития познавательной активности школьников на внеклассных занятиях по изобразительному искусству активно включать современные методы, приемы и содержание занятий по созданию авторской куклы, то у школьников будут активизироваться познавательные процессы потому что занятия творчеством организованные на научной основе приведут к повышенному интересу и развитию познавательной активности у детей.
В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась. Работу по формированию познавательной активности необходимо целенаправленно осуществлять в начальной школе, поскольку именно там закладываются основы формирующейся личности.


1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 2000. - №4.-С. 80- 81.
2. Баммес, Г. Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников / Е. Н. Московкина, Ю. К. Багровцев, А. И. Басов. - СПб.: Дитон, 2011. - С. 513.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - М.: Речь, 2005. - С. 128.
4. Боголюбов, Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке / Н. С. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2001. - С. 251.
5. Боголюбов, Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя / Н.С. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2000. - С. 128.
6. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.
7. Вегнер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Вегнер. - М.: Знание, 2002. - С. 412.
8. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н.А. Ветлугина. - М.: «Просвещение, 2003 . - С. 280.
9. Вишневецкая, З.П. Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников. / З.П. Вишневецкая. - Минск: БГПУ, 2007. - С.126-127.
10. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности /А.Г. Волостникова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2004. - С. 86.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2001. - С. 289.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под общ. ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2000. - С. 315.
13. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей / Г.Ф. Гаврилычева // Нач. школа. -2005. - №11. - С. 20-22.
14. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России. - 2003. - С. 312.
15. Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И. Самойленко // Специалист. - 1999. - № 2. - С. 30-33... 56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ