ВВЕДЕНИЕ 3
1. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
9
1.1. Социальная адаптация людей с психическими отклонениями 9
1.2. Активные формы досуга как инструмент социальной адаптации
людей с психическими отклонениями: понятие, сущность
17
2. ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ДОСУГА В СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В
УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
26
2.1. Проблемы организации досуга людей с психическими
отклонениями в условиях ГБСУСОССЗН «Томаровский
психоневрологический интернат»
26
2.2. Культурно-досуговый проект для лиц с психическими
отклонениями «Я смогу»
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день люди с психическими заболеваниями являются самой стигматизированной категорией клиентов в социальной работе. В силу специфики их заболеваний, проблемам инклюзии данной категории лиц не уделяется должного внимания в обществе. Находясь в стенах интернатных учреждений, люди с психическими отклонениями не имеют возможности интеграции в общество. Следовательно, для включения лиц с ментальными и психическими отклонениями в социум следует, в первую очередь, создавать для них необходимые условия адаптации, способствующие плавному и безболезненному протеканию этого процесса.
Досуг является одной из важнейших сторон жизни каждого человека. Без него невозможно формирование гармонично развитой личности. Досуговая деятельность должна присутствовать в жизни любого человека на протяжении всей его жизни. Правильная организация и осуществление собственного досуга влияют на общее самочувствие человека, развитие творческого и познавательного потенциала, степень его удовлетворенности собственной жизнью.
В условиях психоневрологического интерната, для людей с психическими отклонениями самостоятельная организация свободного времени является проблемной. Большую часть времени клиенты проводят в стенах интерната, что сказывается на их общем психологическом состоянии. Постоянное и непрерывное пребывание в стационарном учреждении характеризуется возникновением чувства монотонности, отсутствием новых впечатлений, у больных это может вызывать ощущение подавленности, страха, развитие депрессивных состояний.
Для решения этой проблемы следует создавать необходимые условия для развития творческой инициативы клиентов, предоставить разнообразие в выборе видов и форм проведения собственного досуга, организации
групповых творческих занятий, кружков по интересам, спортивных соревнований. От правильной организации культурно-досуговой
деятельности данной категории клиентов зависит их общее физическое и психическое самочувствие. Кроме того, активная досуговая деятельность содействует развитию общей направленности личности, помогает сформировать необходимое представление о пользе творческой деятельности, способствует приобретению трудовых и творческих навыков, а также получению новых положительных эмоций и впечатлений клиентами психоневрологического интерната.
Таким образом, становится очевидной необходимость развития и совершенствования форм и методов организации активных форм досуга людей с психическими отклонениями, что будет способствовать их общей адаптации в социуме.
Степень научной разработанности. Начиная с древних времен и в эпоху Раннего средневековья, особенности работы с исследуемой категорией лиц рассматривались в рамках медицины (Авиценна, Гален, Гиппократ).
К психологическим и социальным проблемам людей с психическими отклонениями начали обращаться еще в конце XVIII - начале XIX века. Ф. Пинель и Дж. Конолли в своих исследованиях затрагивали вопросы гуманного отношения к людям с психическими отклонениями и изучали специфику ухода за данной категорией больных. В. Гризингер впервые поднял вопрос о создании условий содержания этих людей вне изоляции от социума.
А. Майер, З. Фрейд занимались исследованиями, которые были направлены на развитие социальной психиатрии.
Исследования А. Лейтона, Ф. Редлиха, Дж. Холлингсхеда были направлены на изучение влияния социального статуса и окружения на психическое состояние и здоровье личности.
Из современных исследований за рубежом известны работы Р. Варнера и Р. Миллера, в которых описывается работа с людьми, имеющими психические отклонения, в рамках психиатрии.
Работы А. Балера, Р. Рубера, посвящены социальной адаптации и реабилитации инвалидов, а так же их интеграции в общество.
Среди отечественных ученых вопросами социально-трудовой адаптации и реабилитации, организации трудового процесса людей с психическими отклонениями занимались Т.А. Гейер, С.С. Корсаков, Д.Е. Мелехов, А.В. Снежневский.
Теме взаимодействия специалистов различных областей в работе с людьми с психическими отклонениями посвящены работы известного российского психиатра И.Я. Гуровича, который так же занимается исследованием проблем организации психиатрической помощи в России. О.В. Лиманкина и К.В. Шендерова описывают особенности, формы и способы работы с людьми с психическими отклонениями в интернатных учреждениях.
Изучением и описанием социальной адаптации в рамках технологии социальной работы занимались И.Г. Зайнышев, Е.Г. Студёнова, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, А.А. Чернецкая.
М.И. Фролов изучает особенности интеграции инвалидов в общество, а так же специфику их социальной реабилитации и адаптации.
В работах В.М. Воловик, А.П. Коцюбинского, К.Г. Магницкой приведены исследования и отражены проблемы организации социальной адаптации людей с психическими отклонениями с различными диагнозами.
Изучение активных форм досуга инвалидов отражено в исследованиях С.П. Евсеева, Л.В. Шапковой, которые описывают применение адаптивной физической культуры для разных категорий инвалидов.
В работах С.Г. Геллерштейна и И.Л. Фрасмана отображаются принципы и методы трудовой терапии людей с психическими отклонениями.
Н.В. Гуляева, О.И. Зотова, П.С. Кузнецова, О.Г. Носкова,
рассматривают проблемы организации трудовой адаптации инвалидов, в том числе с психическими отклонениями, в современных условиях, а так же влияние внешней среды на этот процесс.
Несмотря на то, что проблемам работы с людьми, имеющими психические отклонения, посвящено немало научных исследований, как в России, так и за рубежом, специфика их социальной адаптации посредством активных форм досуга мало изучена и недостаточно разработана в современной науке. Следовательно, степень научной разработанности данной темы недостаточно высока. Таким образом, проблемой исследования является поиск способов применения активных форм досуга в социальной адаптации людей с психическими отклонениями в условиях интернатного учреждения.
Объектом исследования является социальная адаптация лиц с психическими отклонениями.
Предмет исследования - активные формы досуга в социальной адаптации людей с психическими отклонениями в условиях ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат».
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику социальной адаптации людей с психическими отклонениями посредством активных форм досуга, выявить проблемы применения в условиях интерната и разработать социальный проект, направленный на активизацию клиентов в организации собственного досуга.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы применения активных форм досуга и социальной адаптации лиц с психическими отклонениями;
- проанализировать опыт и выявить проблемы применения активных форм досуга в социальной адаптации людей с психическими отклонениями в условиях психоневрологического интерната;
- разработать социальный проект по применению активных форм досуга для людей с психическими отклонениями в условиях интернатного учреждения.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: теория структурно-функционального анализа Т. Парсонса, психоаналитическая концепция адаптации личности, представленная Г. Хартманом, интеракционистская концепция социально-психологичекой адаптации личности (Л. Филипс, Т. Шибутани), когнитивно-поведенческая
психотерапия (Б.Г. Бутома, А.Н. Еричев, А.П. Коцюбинский), метод реконструктивной психотерапии (психология отношений В.Н. Мясищева), концепция социальной модели досуга (Дж. Келли).
Методы исследования. В своем исследования мы использовали как теоретические, так и прикладные методы исследования. Теоретический анализ литературы по теме исследования (позволил раскрыть понятие и специфику социальной адаптации и активных форм досуга), изучение и анализ нормативно-правовых источников (позволил рассмотреть нормативно-правовую базу по теме исследования), сравнительный анализ (обобщение полученных данных). Социологические методы: опрос
(интервьюирование) специалистов (выявление проблем в организации досуга клиентов), опрос (интервьюирование) клиентов психоневрологического интерната (выявление предпочтений клиентов в проведении досуга, диагностика проблем его эффективной организации в условиях интерната и за его пределами), наблюдение (выявление особенностей в организации досуга людей с психическими отклонениями), обработка и анализ полученных результатов (обобщение результатов, полученных в ходе исследования).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты федерального, муниципального и локального уровня (ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ № 3185-1 от 02.06.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Устав ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат»), результаты анализа теоретической литературы по теории и
практике социальной работы, педагогической, психологической и социально - медицинской, результаты анализа интернет-источников, источников периодической печати по исследуемой проблематике, анализ результатов вторичного исследования: Л.В. Серебрийская «Психологические факторы стигматизации психически больных» [49], 2015 г. рабочие материалы
ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат».
Эмпирическую базу исследования составили материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы исследования в 2018-2019 гг. «Проблемы применения активных форм досуга в социальной адаптации людей с психическими отклонениями в условиях интернатного учреждения (на примере ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат»).»)»: опрос (интервью) специалистов (n=20), опрос (интервью) клиентов интерната (n=10), наблюдение.
Теоретико-практическая значимость исследования. В результате проведенного исследования была уточнена сущность и специфика социальной адаптации людей с психическими отклонениями посредством активных форм досуга, определены основные проблемы реализации активных форм досуга в адаптации людей с психическими отклонениями в условиях психоневрологического интерната и за его пределами.
Полученные в результате исследования данные и разработанный социальный проект целесообразно адаптировать и использовать на базе других психоневрологических интернатов, кроме того материалы исследования возможно использовать в преподавании вузовских дисциплин.
Апробация исследования. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию в ходе производственной и преддипломной практики на базе ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Социальная адаптация людей с психическими отклонениями является важным процессом их социализации. Но при проживании в стенах интернатного учреждения они не всегда имеют необходимые социальные навыки, чтобы чувствовать себя уверенно в обществе.
Эффективному развитию навыков социальной адаптации людей с психическими отклонениями способствует применение активных форм досуга.
Активные формы досуга являются составляющей общего процесса адаптации и реабилитации лиц с хроническими психическими нарушениями и используется наряду с другими формами работы. Активные формы досуга способствуют развитию физических и интеллектуальных способностей клиентов, реализации их интересов и удовлетворению духовных потребностей. При успешном применении активных форм досуга, в которых учитываются все необходимые аспекты этой деятельности, люди с психическими отклонениями приобретают необходимые творческие, бытовые и социальные навыки, позволяющие им эффективно адаптироваться в социум и чувствовать себя увереннее в современном обществе.
В результате анализа теоретического материала нами была изучена сущность и специфика активных форм досуга в социальной адаптации людей с психическими отклонениями, выделены основные виды социальной адаптации, а также активных форм досуга, изучена специфика применения активных форм досуга в условиях психоневрологического интерната.
Социальная адаптация - это процесс приобретения личностью социальных навыков, необходимых для жизни в обществе, приспособление к условиям окружающей социальной среды.
Социальная адаптация является одним из важных процессов интеграции людей с психическими отклонениями в общество. Социальные навыки данной категории клиентов значительно ограничены из-за непрерывного пребывания в стенах психоневрологического интерната.
Досуг - это свободное от профессиональной деятельности и других занятий время, которое человек использует по своему усмотрению.
Досуг осуществляется в двух формах - пассивной и активной.
Пассивный досуг - направленный на потребление объектов окружающей среды (чтение книг, прослушивание музыки, просмотр телепередач) с целью релаксации, снятия физического и умственного утомления.
Активный досуг - преобразовательная деятельность человека в свободное от работы время, приносящая чувство удовлетворения, способствующая личностному росту, а также физическому и духовному развитию (спортивные игры, рукоделие, писательство, экстремальный досуг).
В условиях психоневрологического интерната применение активных форм досуга должно строиться на индивидуальном подходе с учетом специфики заболеваний каждого клиента, его интересов, а также физических и интеллектуальных возможностей.
В результате изучения теоретической базы по теме исследования мы пришли к выводу о том, что активные формы досуга являются необходимой составляющей успешной социальной адаптации людей с психическими отклонениями в условиях интернатного учреждения, поскольку решают ряд важных задач:
- способствуют сохранению когнитивных и физических функций людей с психическими отклонениями;
- помогают развитию творческих, социальных, бытовых навыков клиентов;
- предупреждают обострение заболеваний и помогают облегчить самочувствие;
- способствуют улучшению как физического, так и
психоэмоционального состояния клиентов;
- формируют такие важные качества для развития личности, как: коммуникабельность, уверенность в себе, самостоятельность, решительность, ответственность, любознательность, трудолюбие и другие;
- способствуют улучшению качества жизни людей с психическими отклонениями в условиях психоневрологического интерната.
Проведенное в ходе прохождения производственной и преддипломной практик социологическое исследование «Проблемы применения активных форм досуга в социальной адаптации людей с психическими отклонениями в условиях ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат» позволило подтвердить важность изучения данной темы.
В результате проведения исследования нам удалось выявить основные проблемы применения активных форм досуга в ГБСУСОССЗН «Томаровский психоневрологический интернат». Эти проблемы заключаются в следующем:
- преобладание пассивных форм досуга;
- чувство монотонности и отсутствия разнообразия у клиентов в проведении собственного досуга в кружках по интересам;
- отсутствие опыта и навыков у специалистов по внедрению новых форм активного досуга;
- не у всех клиентов есть возможность заниматься своим хобби в стенах интерната в свободное время;
- отсутствие инициативы у клиентов в самостоятельном проведении собственного досуга;
- клиенты не имеют возможности проводить свое свободное время вне помещения в должном количестве;
- клиенты редко посещают музеи, экскурсии, театр и другие выездные мероприятия;
- у клиентов нет возможности в полной мере проявить свой творческий потенциал.
На основе результатов, полученных в ходе исследования, в качестве рекомендаций нами был разработан социальный проект: Культурно-досуговый проект для лиц с психическими отклонениями «Я смогу». В результате реализации социального проекта будут созданы условия для творческого развития и саморазвития людей с психическими отклонениями, повышения их социальных навыков и уровня социальной адаптации путем включения в активные формы досуговой деятельности. Решение проблем применения активных форм досуга в социальной адаптации людей с психическими отклонениями позволит добиться эффективной организации их свободного времени, разнообразить выбор видов и форм проведения досуга, что будет способствовать улучшению качества жизни людей с психическими отклонениями в условиях психоневрологического интерната.
Разработанный социальный проект в дальнейшем может быть адаптирован и использован для оптимизации применения активных форм досуга в социальной адаптации людей с психическими отклонениями в других психоневрологических интернатах.
В результате изучения теоретической базы по теме выпускной квалификационной работы была изучена сущность и специфика социальной адаптации и активных форм досуга людей с психическими отклонениями, их виды и формы. Были выявлены проблемы применения активных форм досуга в социальной адаптации людей с психическими отклонениями в условиях интернатного учреждения. Разработан культурно-досуговый проект для лиц с психическими отклонениями «Я смогу», направленный на активизацию личностного и творческого потенциала людей с психическими отклонениями. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что поставленные нами цели и задачи были достигнуты в полном объеме.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ по состоянию на 05. 02. 2018 г.]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_ LAW_34683/ (Дата обращения: 12.03.2019 г.)
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ по состоянию на 07.03.2018 г.]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/ doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o/ (Дата обращения: 14.03.2019 г.)
3. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 2 июля 1992 года № 3185-1 по состоянию на 03.07.2016 г.]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205/(Дата обращения: 12.03.2019 г.)
4. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 236 с.
5. Агапов, Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие / Е.П. Агапов. - Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2015. - 324 с.
6. Акимова, Л.А. Социология досуга [Текст]: учеб. пособие /
Л.А. Акимова. - Москва: МГУКИ, 2013. - 123 с.
7. Александровский, Ю.А. История отечественной психиатрии.
Лечение и реабилитация [Текст]: учебник / Ю.А. Александровский. -
ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 480 с.
8. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
9. Басов, Н.Ф. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. - 400 с.
10. Басов, Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. - 528 с.
11. Бейлезон, С.В., Пособие по сопровождению людей со сниженными
интеллектуальными способностями в процессе общественно-полезной дневной трудовой занятости [Текст]: пособие для специалистов/
С.В. Бейлезон С.В., Н.П. Петровская. - М.: «Владос», 2013. - 47 с.
12. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов [Текст]: словарь / В.М. Блейхер, И.В. Крук. - Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2010. - 640 с.
13. Березин, В.Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]: учебник / В.Г. Березин. - СПб, 2012. - 274 с.
14. Верещак, В.В. Особенности организации досуга людей с
ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методические
рекомендации для специалистов культурно-досуговых учреждений / В.В. Верещак. - Ростов-на-Дону: Областной дом народного творчества,
2011. - 52 с.
15. Войтенко, Р.М. Социальная психиатрия [Текст]: руководство для врачей и клинических психологов / Р.М. Войтенко. - СПб, 2011. - 192 с... 64