ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 10
СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
1.1. Организация свободного времени девиантных подростков как социально-педагогическая проблема 10
1.2. Оздоровительный лагерь как форма организации свободного времени девиантных подростков 21
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ В МБУ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «БЕРЕЗКА»: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ 36
2.1. Анализ опыта организации свободного времени девиантных подростков в детском оздоровительном лагере «Березка» г. Строитель, Белгородской области 36
2.2. Программа профильной смены для девиантных подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность проблемы исследования. Напряженная социальная, обстановка в современном российском обществе, заставляет подростков искать такие пути выхода из трудной жизненной ситуации, которые оказываются разрушительными для них самих и приводят к отрицательным последствиям.
Свободное время выступает пространством для социализации и ресоциализации подростков с девиантным поведением. Социология осуществляет анализ указанных процессов, исследует характер, и содержание свободного времени девиантных подростков, деятельность социальных институтов по организации досуга данной категории подростков. Этика изучает аксиологию досуга и ценностное содержание досуга подростков с различными формами девиаций. Теория и практика социальной работы рассматривает организацию свободного времени девиантных подростков как обязательный фактор их социальной реабилитации, коррекции и профилактики различных социальных отклонений в поведении подростков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие подростка.
Одной из наиболее распространенных форм организации свободного времени девиантных подростков летом является детский оздоровительный лагерь. Летний оздоровительный лагерь выступает как, некое пространство для коррекции девиантного поведения подростка через их оздоровление, развитие художественного, технического творчества и активизацию их социальной активности, организацию социально-значимой деятельности. Воспитательные возможности организации свободного времени подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря реализуются далеко не в полном объеме.
Большое значение имеет то, как организована культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная и социально значимая деятельность девиантных подростков во время пребывания в лагере.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Большое внимание свободному в своих работах уделяли такие педагоги- исследователи как A.C. Макаренко, А.П. Пинкевич, С.Т. Щацкий. Однако в их трудах не могла учитываться возможность реального расслоения общества, что характерно для современной России.
Проблемам организации свободного времени подростков, тесно связанных с исследованиями, раскрывающими особенности социально-воспитательной системы детского оздоровительного лагеря уделялось в работах К.Н. Волкова, О.С. Газмана, Г.С. Голиневич, Л.С. Ждановой, Л.К. Кленевской, Е.М. Рыбинского, К.Н. Травинина. Типология летних оздоровительных лагерей, методы формирования временных детских коллективов, способы реализации различных направлений социально-воспитательной работы в оздоровительном лагере раскрыты в трудах
B. С. Безруковой, В.П. Бедерхановой, Б.Я. Гиндиса, И.П. Иванова, К.Г. Карагезова, Н.В. Масаловой, З.И. Лаврентьевой, А.П. Сперанского,
C. А. Шмакова, Т.П. Щербаковой и других.
Историю развития палаточных лагерей для «трудных» подростков, методику формирования временных подростковых сообществ, различные направления коррекционной работы с «трудными» подростками можно проследить в работах И.В. Самохваловой, С.Д. Петровского, Д.П. Иваницкого и других.
Фундаментальные исследования деятельности детских
оздоровительных лагерей Л.Г. Борисовой, О.С. Газмана, И.П. Иванова, С.Д. Полякова, М.М. Поташник, П.И. Третьякова, И.И. Фришмана стали базовыми методологическими ориентирами в теории и практике по организации свободного времени подростков с отклоняющимся поведением.
Л.Г. Борисова, Поташник, П.И. Третьяков, И.И. также исследовали проблемы летней занятости подростков с отклоняющимся поведением.
Большое внимание аспекту социализации личности подростков уделяется в публикациях В.А. Караковского, И.С. Кона, Л.И. Новиковой, А.А. Бодалева, А.В. Волохова, Б.З. Вульфова и др.
Влияние общения на формирование мировоззрения подростков в свободное время рассматривалось в публикациях Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, Л.П. Буевой, И.И. Зарецкой, Э.И. Сокольниковой и др.
Л.П. Герасименко, А.Я. Журкина, В.А. Краковский, Н.Д. Никандров, А.Н. Тубельской дали характеристику новых ценностей социально-воспитательной системы детских оздоровительных лагерей.
Различные подходы к организации социально значимой деятельности в каникулярное время изложены в работах О.С. Газмана, В.И. Журавлева, М.Е. Ивановой, Л.И. Новикова, М.Е. Сысоевой, С.Н. Чистяковой, С.А. Шмакова и др.
Объект исследования - организация свободного времени девиантных подростков.
Предмет исследования - организация свободного времени девиантных подростков в летнем оздоровительном лагере.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику организации свободного времени девиантных подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря и предложить пути ее совершенствования.
В соответствии с проблемой, объектом и целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы организации свободного времени девиантных подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря;
2. Проанализировать опыт и выявить проблемы организации свободного времени девиантных подростков в летнем оздоровительном лагере «Березка»;
3. Разработать программу профильной смены для девиантных подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- деятельностный подход к развитию личности (Г.М. Андреева;
A. Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн);
- сущностные подходы к проблеме девиантного поведения (Г. Беккер; С.А. Беличева; Я.И. Гилинский; Ю.А. Клейберг; В.Н. Кудрявцев);
теории:
- социализации и адаптации личности в процессе ее развития (Г.М. Андреева, И.В. Андреенкова, С.А. Беличева, В.А. Караковский, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.);
- психологии развития девиантных подростков (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, Б.Д. Эльконин и др.);
- целенаправленного влияния среды на личность (Б. Беттельгейм,
B. Г. Бочарова, М.А. Галагузова, В.Д. Семенов и др.);
- коррекции девиантного поведения несовершеннолетних (А.Д. Гонеев; Н.И. Лифенцева; Н.В. Ялпаева);
- социализации подростков в условиях детского оздоровительного лагеря (А.В. Волохов, М.Н. Добрунова, М.И. Журавлев).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ нормативно-правовых документов по
организации деятельности детского оздоровительного лагеря;
- эмпирические: обобщение положительного опыта и массовой практики организации свободного времени девиантных подростков в условиях детского оздоровительного лагеря; наблюдение, анкетирование, тестирование подростков профильной смены МБУ ДОЛ «Березка»; экспертный опрос специалистов, занимающихся организацией свободного времени подростков, представителей социальных служб, образовательных учреждений и правоохранительных органов; методы статистической обработки эмпирических данных.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования стали: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», правительственные программы и постановления, Устав МБУ ДОЛ «Березка», Концепция образовательно-оздоровительной деятельности МБУ ДОЛ «Березка» до 2020 года.
Эмпирической базой стали результаты социального исследования «Проблемы организации свободного времени девиантных подростков в условиях детского оздоровительного лагеря «Березка», проведенного автором в июне- августе 2018 года и апреле-мае 2019 года на базе МБУ ДОЛ «Березка». В исследовании приняли участие 39 подростков и 15 специалистов, работающих с подростками и занимающихся вопросами организации свободного времени девиантных подростков.
Теоретико-практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта возможность повышения эффективности организации свободного времени девиантных подростков в условиях детского оздоровительного лагеря через моделирование этой деятельности на основе предложенных в выпускной квалификационной работе принципов, направлений и способов организации свободного времени подростков с отклоняющемся поведением, требований к содержанию, формам организации процесса оздоровления, коррекции девиаций и активизации социальной активности подростков. Эти положения, а также описанные организационные условия организации профильной смены для девиантных подростков в летнем оздоровительном лагере могут быть использованы в исследованиях, направленных на совершенствование организации свободного времени девиантных подростков и вовлечение их в социально значимую деятельность в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы для совершенствования организации свободного времени девиантных подростков в каникулярный период в условиях оздоровительного лагеря. Разработаны программа профильной смены для девиантных подростков в условиях детского оздоровительного лагеря и авторские программы («Школа выживания», «Лесной эколог»), направленные на реализацию данной программы.
Апробация результатов исследования. Выводы выпускной квалификационной работы апробировались в ходе преддипломной практики на базе МБУ ДОЛ «Березка» г. Строитель. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу данного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Проблема девиантного поведения становится особенно важной в летнее время, когда основные образовательные и воспитательные учреждения закрыты, и подростки по большому счету предоставлены сами себе. Следует также помнить и о том, что свободное время является доминирующим пространством подростка.
Одной из наиболее распространенных форм организации свободного времени девиантных подростков летом является детский оздоровительный лагерь. Летний лагерь является, пространством для коррекции девиантного поведения подростка через их оздоровление, развитие художественного, технического творчества и активизацию их социальной активности, организацию социально-значимой деятельности.
Воспитательные возможности организации свободного времени подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря, используются сегодня далеко не в полном объеме.
В своей работе автор раскрывает теоретические основы организации свободного времени девиантных подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря. В работе также проанализирован опыт и выявлены проблемы организации свободного времени девиантных подростков в летнем оздоровительном лагере «Березка».
Следует помнить, что рациональная организация и правильное использование свободного времени подростками, особенно в каникулярное время позволит избежать роста асоциального поведения, противоправных поступков в подростковой среде. Поможет сформировать у подростков гражданско-правовое, патриотическое самосознание. Даст им правильные ориентиры в жизни. Свободное время подростков может считаться правильно организованным только при соблюдении определенных социально-педагогических условий и технологий.
И как раз летний оздоровительный лагерь является одной из самых эффективных форм профилактики девиантного поведения подростков. Здесь расширяютя и углубляются знания об окружающем мире, развиваются творческие способности детей, организуется общественно полезный труд.
Проведенное автором исследования «Проблемы организации свободного времени девиантных подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря «Березка» было направлено на изучение нравственной самооценки подростков, отношение к жизненным ценностям, нравственной мотивации, этики поведения. В процессе исследования также удалось определить эффективные организационно-педагогические условия для коррекционно-развивающей работы с девиантными подростками, а также осуществить мониторинг успешности реабилитационных и социально-воспитательных мероприятий, проводимых в период лагерной смены с использованием специально подобранных средств спортивно-оздоровительного и культурно-досугового характера.
В предложенной автором коррекционно-развивающей программе акцент делается на спортивные, военно-спортивные, оздоровительные мероприятия, занятия туризмом, краеведение, а также активную работу по формированию чувства патриотизма и гражданственности, здоровых привычек, отрицательного отношения к асоциальным привычкам и поведению.
Данная программа позволит раскрыть индивидуальность и творческие способности каждого подростка, будет способствовать нравственному развитию личности, расширять кругозор, повышать уверенность в себе, даст возможность попробовать себя в различных социальных ролях. Предполагаемые формы работы позволят подростку включиться в социально значимую практическую деятельность, что необходимо для жизнеутверждающих перемен в его самоорганизации, творчестве, здоровье, управлении саморазвитием.
Разработанная автором коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков в профильном отряде в условиях летнего оздоровительного лагеря «Березка» дала хорошие результаты по коррекции девиантного поведения подростков и способствовала повышению уровня их культурного и нравственного развития.
В заключении хотелось бы сказать о том, что, используя все положительные стороны пребывания подростка в лагере, необходимо не только заложить основу интереса к выбору здорового образа жизни, но и побудить его к дальнейшему поиску, действиям, движению в этом направлении, сформировать у таких подростков правильную, социально направленную, активную жизненную позицию.
1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959.
2. Конституция Российской Федерации [Текст] [офиц. Текст от 12.12.1993] / Законодательство Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2001. - 39с.
3. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]
[федер. закон: принят гос. думой 29 дек. 1995г.: с изм. и дополнениями на 18 марта 2019г., № 223 - ФЗ] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8982.
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон принят гос. думой 29 декабря 2012 г., № 273 - ФЗ] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174.
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации /Электронный ресурс] [федер. закон принят гос. думой 24 июля 1998 г.: с изм. и дополнениями на 28 декабря 2016 г., № 124 - ФЗ] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19558.
6. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних [электронный ресурс] [федер. закон: принят гос. думой 21 мая 1999г.: с изм. и дополнениями на 07 июня 2017г., №120 - ФЗ]/Режим доступа:/ http://www.consultant.ru/document/cons doc
LAW 23509.
7. О государственной социальной помощи [электронный ресурс]
[федер. закон принят гос. думой 17 июля 1999 г.: с изм. и дополнениями на 28 декабря 2017 г. №178 - ФЗ] / Режим доступа:/
http: //www.consultant.ru/document/cons doc law 23735.
8. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Электронный ресурс] [федер. закон принят гос. думой 29 декабря 2006, с изм. и дополнениями на 28 декабря 2017 г. № 256 - ФЗ]/Режим gocTyna:/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_64872.
9. Азарова, Л.А. Психология девиантного поведения / Л.А. Азарова. - Минск, ГИУСТ БГУ, 2009.
10. Акимова, Л.А. Социология досуга / Л.А. Акимова. М.: МГУКИ, 2007. - 480 с.
11. Болл, Арманд и Беверли Основы управления лагерем / Арманд и Беверли Болл. Изд-во: НОУД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. - 446 с.
12. Антонов, А.И. Социология семьи /А. И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2006. - 304 с.
13. Анцыфирова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях / Л.И. Анцыфирова // Психологический журнал. - 2014. - № 1. - C. 36 - 41.
14. Афонин, И. А. Психологические аспекты управления кризисной ситуацией в подростковом возрасте / И.А. Афонин, Ю.А. Володина // Мир образования - образование в мире. - 2014. - N 4. - С. 222-228.
15. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп
подростков и молодежи / И.П. Башкатов. - Воронеж: НПО МОДЕК, 2002... 90