Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ИГРОВОГО АМПЛУА ЮНЫМИ ФУТБОЛИСТАМИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №177866

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы45
Год сдачи2019
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы исследования по данным научно¬методической литературы 6
1.1. Проблема индивидуализации подготовки занимающихся
спортивной деятельностью 6
1.2. Учет личностных и индивидуально-психологических особенностей
в тренировочном процессе 12
1.3. Особенности игровых амплуа в футболе 15
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 32
Глава 3. Анализ полученных результатов 34
3.1. Интерпретация полученных данных в ходе эксперимента 33
Выводы 40
Практические рекомендации 42
Список использованной литературы 43

Актуальность. Одним из ведущих вопросов теории и методики физического воспитания является индивидуализация тренировочного процесса, в том числе и процесса обучения. В разработке этого вопроса скрыты большие резервы улучшения тренировочного процесса. В то же время тренировка, в том числе обучения, проводимые без учета индивидуальных возможностей, может и затормозить рост результатов.
Поэтому тренеру-преподавателю важно знать, как построить процесс обучения при наличии у ученика тех или иных индивидуальных особенностей.
Одним из научно обоснованных направлений, учитывающих индивидуальный подход, является выработка у них индивидуального стиля или игрового амплуа [9,10].
Очевидно, что стиль игры, который изберет для себя футболист, непосредственно зависит от его психических и физических возможностей. Более того, базовая техника в футболе одинакова для всех игровых амплуа, и лишь когда занимающийся овладевает базовыми техническими приемами, есть смысл ориентироваться на его индивидуальные особенности.
Формирование индивидуального стиля деятельности у занимающихся должно происходить не в слепую, а целенаправленно с учетом того, какие индивидуальные особенности имеются. Как показано в ряде психологических исследований, большую роль в выборе стиля деятельности (игрового амплуа) играют типологические особенности проявления свойств нервной системы, которые, с одной стороны, обуславливают стремление спортсмена осуществлять деятельность определенным способом, а с другой стороны - выступают в качестве задатков способностей и качеств (физических, волевых), с учетом которых должен формироваться стиль деятельности [13,15,25]. В целом, чтобы подготовить хорошего футболиста, даже в условиях дополнительного образования, нужна очень интенсивная, целенаправленная, научно обоснованная и своевременно начатая работа.
В связи с этим всякое педагогическое изучение закономерностей формирования стиля деятельности должно опираться на психологические данные об индивидуальных особенностях занимающихся.
Цель нашего исследование является обоснование выбора игрового амплуа юными футболистами, занимающихся в процессе дополнительного образования, на основе учета индивидуальных особенностей.
Объект: индивидуально-типологические особенности юных футболистов
Предмет исследования: способы учета индивидуально-типологических особенностей юных футболистов занимающихся в процессе дополнительного образования.
Гипотеза Предполагалось, что исследование индивидуальных особенностей юных футболистов занимающихся в процессе дополнительного образования позволит определить практические рекомендации учета индивидуальных особенностей при выборе игрового амплуа.
Задачами исследования явились:
1. Проанализировать по данным литературных источников состояние проблемы учета индивидуальных особенностей при проведении тренировочных занятий по футболу.
2. Провести исследование индивидуальных особенностей юных футболистов различных игровых амплуа занимающихся в процессе дополнительного образования.
3. Разработать практические рекомендации, опираясь на полученные в ходе исследования данные.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных литературных источников и документальных материалов;
- педагогическое наблюдение;
- контрольные испытания;
- методы математической статистики.
Новизна исследования определяется полученными данными в ходе исследования индивидуальных особенностей футболистов различных игровых амплуа
Практическая значимость определяется представленными рекомендациями по учету индивидуальных особенностей при определении игрового амплуа у юных футболистов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ литературных источников показал, что в последнее время не уделяется должного внимания учету индивидуальных особенностей при проведении тренировочных занятий по футболу, особенно в условиях дополнительного образования.
В футболе проявляются три базовых амплуа -нападающий, защитный и полузащитный, которые обусловлены комплексом факторов: выраженностью двигательных качеств, психических процессов и типологическими особенностями нервной системы.
2. Проведено исследование индивидуальных особенностей футболистов, различных игровых амплуа, занимающихся в процессе дополнительного образования. Изучен ряд психомоторных и психофизиологических особенностей, которые свидетельствуют о том, что выбор нападающего амплуа обуславливается высоким проявлением у спортсмена скоростных показателей: максимального темпа движений, автотемпа, переработки зрительной информации и принятии решения. Этот амплуа в большей степени, чем другие связан со следующими типологическими особенностями: большой и средней силой нервной системы, как отражении их реактивности, высокой лабильностью и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу. Эти типологические особенности служат основой для проявления футболистами нападающего амплуа решительности.
Выбор футболистами защитного амплуа обуславливается большой устойчивостью к монотонии, большой выраженностью слабости нервной системы, более низкой лабильностью и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу. Имеющиеся у футболистов защитного амплуа типологические особенности создают предпосылку для тактически более разнообразной игры.
Выбор футболистами полузащитного амплуа обусловлен высокой дифференцировкой параметров движений, хорошим переключением внимания, большей, чем у футболистов других амплуа подвижностью нервных процессов, что обеспечивает им легкую переключаемость с одной ситуации на другую и высокую оперативность мышления.
3. Результаты проведенного исследования позволили разработать практические рекомендации по учету индивидуальных особенностей футболистов занимающихся в условиях дополнительного образования.



1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепедагогического анализа [Текст] /А.Г.Асмолов - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
2. Бабушкин Г.Д. Спортивная психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов физкультурных вузов. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. - 221 с.
3. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии [Текст] / И.П.Волков - СПб.: Питер., 2002. - 253с.
4. Горбунов Г.Д. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие [Текст] / Г.Д. Горбунов, Б.И. Мартьянов- М.: Академия, 2000. - 288с.
5. Голиков В. Г. Практикум для начинающих тренеров по футболу. [Текст] /В.Г. Голиков - Белгород: крестьянское дело, 2002. - 80 с.
6. Голомазов С. В. Теория и практика футбола. [Текст] /С.В. Голомазов - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 126 с.
7. Земсков А.С. Исследование особенностей развития психических процессов у футболистов разного игрового амплуа. Оздоровление нации средствами физической культуры и спорта [Текст] / А.С. Земсков, В.В. Блашкин / Материалы научно-практического форума. - Самара: ООО «Порто-принт», 2012. - С. 75-81.
8. Ивасев В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий: дис.канд.пед.наук. [Текст] / В.З.Ивасеев - Краснодар, 2001. - 126 с.
9. Илларионов Г.Г Изучение закономерностей проявления индивидуального стиля деятельности у велосипедистов [Текст] / Г.Г. Илларионов - В сб.:Психофизиология. -Л. ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1990. - С. 6-19.
10. Илларионов Г.Г. Изучение особенностей проявления предпочитаемого типологически обусловленного стиля спортивной деятельности: [Текст] / Г.Г.Илларионов. - Автореферат дис канд. психолог. наук. - Л., 1999. - 15с.
11. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания [Текст] /
Е.П.Ильин - М.: Просвещение. 1983. - 223 с.
12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания [Текст] / - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена. 2000. - 486с.
13. Ильин Е. П. Стили спортивной деятельности // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2002. - С.77
14. Ильин Е. П. Психология спорта [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009.
- 352 с.
15. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология
индивидуальных различий [Текст] / Е.А.Климов-М.:МГУ, 1982. - С. 74-77.
16. Магомедов Р.М. Особенности физической и психологической
подготовленности футболистов разного игрового амплуа [Электронный ресурс] : [Электрон. метод. указания] / Сост. Р.М. Магомедов. - Электрон. текстовые и граф. данные (1,44 Мб). - Самара: Изд-во СГАУ, 2014.
17. Маневич Г.Л. Индивидуальные особенности футболистов и точность субъективного прогнозирования принятия решений: дис.канд.пед.наук [Текст] /Р.М. Маневич - М., 2001.- 147 с.
18. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов [Текст] / Л.П.Матвеев - Киев: Олимпийская литература, 1999.
- 318 с.
19. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента [Текст] / В.С. Мерлин- Пермь: Просвещеие,1973.- 290 с.
20. Небылицин В.Д. Психологические исследования индивидуальных
различий [Текст] / В.Д. Небылицын - М.: Наука, 1976. - 336 с.
21.Огородова, Т. В. Психология спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Ярославль : ЯрГУ, 2013. - 118 с
22.Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин - М.: АСТ Астрель, 2002.- 864 с.
23. Пилоян Р. М. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств [Текст] / Р.М. Пилоян - Автореф. дисс. д.п.н. - М.: 1985. - 48 с.
24. Приставкина М. В. Индивидуальный стиль деятельности в спорте. Методические указания [Текст] / М.В. Приставкина - С.: СГИФК, 1990. - 31с.
25. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и практические приложения [Текст] / В.Н. Платонов - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 807с.
26. Пьянов Б. Н. Индивидуальный стиль деятельности в теннисе // Теория и практика физической культуры и спорта [Текст] / Б.Н. Пьянов, А.В. Родионов, И.Ш. Тучашвили. - 1998. - №6.С.54-58.
27. Родионов А.В. Психическая надежность спортсмена и пути ее повышения в процессе психологической подготовки [Текст] / А.В.Родионов, Н.А. Худадов - М.: ВНИИФК, 1976. - 53 с.
28. Сафонов В. К. Психология в спорте: теория и практика [Текст] / В. К. Сафонов - Санкт-Петербург : Издательский дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. - 231 с.
29. Старожилец А. А. Развитие волевых качеств у спортсменов различного амплуа [Текст] / П.А. Старожилец - М.: Наука 1982. - 182с.
30. Толочек, В. А. Стили деятельности. Ресурсный подход [Текст] / В. А. Толочек - Москва : Ин-т психологии РАН, 2015. - 365 с.
31. Тучашвили И.Ш. Формирование, совершенствование и проявление индивидуального стиля игровой деятельности: дис.д.пед.наук [Текст]/ И.Ш.Тучашвили - М., 1999 - 326с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ