Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы исследования по данным научно¬методической литературы 6
1.1. Проблема индивидуализации подготовки занимающихся
спортивной деятельностью 6
1.2. Учет личностных и индивидуально-психологических особенностей
в тренировочном процессе 12
1.3. Особенности игровых амплуа в футболе 15
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 32
Глава 3. Анализ полученных результатов 34
3.1. Интерпретация полученных данных в ходе эксперимента 33
Выводы 40
Практические рекомендации 42
Список использованной литературы 43
Актуальность. Одним из ведущих вопросов теории и методики физического воспитания является индивидуализация тренировочного процесса, в том числе и процесса обучения. В разработке этого вопроса скрыты большие резервы улучшения тренировочного процесса. В то же время тренировка, в том числе обучения, проводимые без учета индивидуальных возможностей, может и затормозить рост результатов.
Поэтому тренеру-преподавателю важно знать, как построить процесс обучения при наличии у ученика тех или иных индивидуальных особенностей.
Одним из научно обоснованных направлений, учитывающих индивидуальный подход, является выработка у них индивидуального стиля или игрового амплуа [9,10].
Очевидно, что стиль игры, который изберет для себя футболист, непосредственно зависит от его психических и физических возможностей. Более того, базовая техника в футболе одинакова для всех игровых амплуа, и лишь когда занимающийся овладевает базовыми техническими приемами, есть смысл ориентироваться на его индивидуальные особенности.
Формирование индивидуального стиля деятельности у занимающихся должно происходить не в слепую, а целенаправленно с учетом того, какие индивидуальные особенности имеются. Как показано в ряде психологических исследований, большую роль в выборе стиля деятельности (игрового амплуа) играют типологические особенности проявления свойств нервной системы, которые, с одной стороны, обуславливают стремление спортсмена осуществлять деятельность определенным способом, а с другой стороны - выступают в качестве задатков способностей и качеств (физических, волевых), с учетом которых должен формироваться стиль деятельности [13,15,25]. В целом, чтобы подготовить хорошего футболиста, даже в условиях дополнительного образования, нужна очень интенсивная, целенаправленная, научно обоснованная и своевременно начатая работа.
В связи с этим всякое педагогическое изучение закономерностей формирования стиля деятельности должно опираться на психологические данные об индивидуальных особенностях занимающихся.
Цель нашего исследование является обоснование выбора игрового амплуа юными футболистами, занимающихся в процессе дополнительного образования, на основе учета индивидуальных особенностей.
Объект: индивидуально-типологические особенности юных футболистов
Предмет исследования: способы учета индивидуально-типологических особенностей юных футболистов занимающихся в процессе дополнительного образования.
Гипотеза Предполагалось, что исследование индивидуальных особенностей юных футболистов занимающихся в процессе дополнительного образования позволит определить практические рекомендации учета индивидуальных особенностей при выборе игрового амплуа.
Задачами исследования явились:
1. Проанализировать по данным литературных источников состояние проблемы учета индивидуальных особенностей при проведении тренировочных занятий по футболу.
2. Провести исследование индивидуальных особенностей юных футболистов различных игровых амплуа занимающихся в процессе дополнительного образования.
3. Разработать практические рекомендации, опираясь на полученные в ходе исследования данные.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных литературных источников и документальных материалов;
- педагогическое наблюдение;
- контрольные испытания;
- методы математической статистики.
Новизна исследования определяется полученными данными в ходе исследования индивидуальных особенностей футболистов различных игровых амплуа
Практическая значимость определяется представленными рекомендациями по учету индивидуальных особенностей при определении игрового амплуа у юных футболистов.
1. Анализ литературных источников показал, что в последнее время не уделяется должного внимания учету индивидуальных особенностей при проведении тренировочных занятий по футболу, особенно в условиях дополнительного образования.
В футболе проявляются три базовых амплуа -нападающий, защитный и полузащитный, которые обусловлены комплексом факторов: выраженностью двигательных качеств, психических процессов и типологическими особенностями нервной системы.
2. Проведено исследование индивидуальных особенностей футболистов, различных игровых амплуа, занимающихся в процессе дополнительного образования. Изучен ряд психомоторных и психофизиологических особенностей, которые свидетельствуют о том, что выбор нападающего амплуа обуславливается высоким проявлением у спортсмена скоростных показателей: максимального темпа движений, автотемпа, переработки зрительной информации и принятии решения. Этот амплуа в большей степени, чем другие связан со следующими типологическими особенностями: большой и средней силой нервной системы, как отражении их реактивности, высокой лабильностью и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу. Эти типологические особенности служат основой для проявления футболистами нападающего амплуа решительности.
Выбор футболистами защитного амплуа обуславливается большой устойчивостью к монотонии, большой выраженностью слабости нервной системы, более низкой лабильностью и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу. Имеющиеся у футболистов защитного амплуа типологические особенности создают предпосылку для тактически более разнообразной игры.
Выбор футболистами полузащитного амплуа обусловлен высокой дифференцировкой параметров движений, хорошим переключением внимания, большей, чем у футболистов других амплуа подвижностью нервных процессов, что обеспечивает им легкую переключаемость с одной ситуации на другую и высокую оперативность мышления.
3. Результаты проведенного исследования позволили разработать практические рекомендации по учету индивидуальных особенностей футболистов занимающихся в условиях дополнительного образования.