Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЕН ЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ?

Работа №177851

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы77
Год сдачи2025
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Литературный обзор 6
1.1 Как ИИ научился генерировать искусство 6
1.2 Аргументы в поддержку творческих способностей ИИ 9
1.3 Аргументы против «ИИ-творца» 11
1.4 Влияние ИИ на понятия творчества, авторства и эстетического опыта 14
2 Феномен творчества 19
2.1 Понятие творчества 19
2.2 Критерии творческого продукта 29
3 Искусственный интеллект и творческая деятельность 36
4 Новые горизонты технологий и творчества 51
4.1 Искусственный интеллект сквозь призму постгуманизма 51
4.2 Критика алгоритмической эстетики 58
4.3 Технологическое воображение и будущее творчества 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71


В последние десятилетия искусственный интеллект стал неотъемлемой частью различных аспектов человеческой жизни. Нам сложно представить жизнь без ботов, отвечающих в банке, сложных алгоритмов, способных распределить нагрузку водителей такси или ответить на наш голосовой запрос. Однако, несмотря на значительные успехи ИИ в решении сложных задач, остаётся не до конца исследовано поле применимости ИИ, его возможностей в помощи или полной замене человека в некоторых областях. Одной из них является творчество. Главный вопрос моей магистерской диссертации: способен ли ИИ заниматься творчеством? Это исследование посвящено возможностям ИИ в контексте творческой деятельности, анализу феномена творчества, его проявлений у человека и возможности реализации творческой деятельности искусственным интеллектом.
Тема исследования: Способен ли искусственный интеллект заниматься творчеством?
Предмет исследования: Алгоритмы и модели искусственного интеллекта, способные создавать творческие произведения.
Объект исследования: Процессы и методы творческой деятельности, осуществляемые искусственным интеллектом.
Цель исследования: определить, способен ли искусственный интеллект заниматься творчеством на уровне, сопоставимом с человеческим.
Задачи исследования:
1. Определить и описать, что такое творческая деятельность.
2. Исследовать механизмы творческой деятельности у человека.
3. Проанализировать существующие примеры творческой деятельности ИИ.
4. Оценить возможности и ограничения ИИ в области творчества.
5. Выявить перспективы развития ИИ в контексте творческой деятельности.
Теоретико-методологические основания исследования: основными методами исследования являются философский анализ, когнитивно-научный подход и метод кейс- стади. Философский анализ позволяет исследовать сущностные характеристики творчества, выявить значения понятий «интенция», «авторство», «сознание» и «оригинальность» в контексте философии разума, эстетики и онтологии. Когнитивно-научный подход даёт возможность рассмотреть творческую деятельность как результат определённых психических и нейрофизиологических механизмов, а также соотнести их с функциональностью современных моделей искусственного интеллекта. Метод кейс-стади используется для анализа конкретных примеров творческой активности ИИ, в области изобразительного искусства, музыки и литературы, что позволяет эмпирически иллюстрировать и критически осмыслить теоретические положения.
Творческая деятельность - это процесс создания новых и оригинальных идей, продуктов или решений, которые обладают значимостью и ценностью. Она включает в себя несколько ключевых аспектов: 1) Создаваемый продукт должен быть новым, не существующим ранее. 2) Продукт должен отличаться от существующих аналогов. 3) Продукт должен обладать значимостью и ценностью для определенной группы людей или общества в целом.
Человек занимается творчеством, используя различные когнитивные процессы, включая ассоциации, аналогии, дивергентное мышление и интуицию. Творчество часто связывается с эмоциями, опытом и культурным контекстом, что делает его уникальным для каждого индивида. Человеческое творчество проявляется в различных формах: искусство, наука, технологии, литература и т.д. Этот процесс включает несколько этапов:
1. Подготовительный этап, включающий в себя эссенциальный уровень и виртуальный уровень. Эссенциальный уровень предполагает изначальное наличие когнитивных способностей для творческой деятельности. Виртуальный уровень - наличие информации, жизненного опыта, всего, что человек “впитывает на протяжении своей жизни”.
2. Инкубационный этап. Обработка информации и включении субъекта творчества в продуктивную деятельность и активизации виртуальной составляющей творческого процесса, подсознательная обработка информации.
3. Третий этап творческого процесса заключается в закреплении результатов в культурно-информационной среде общества.
Конечно же, ключевую роль в творческом процессе играет личный опыт, эмоциональное состояние и культурный контекст. Творческое мышление у человека тесно связано с ассоциативными и аналогическими процессами, где новые идеи возникают через сочетание ранее несвязанных концепций. Искусственный интеллект способен к выполнению творческих задач благодаря использованию алгоритмов машинного обучения и нейронных сетей. Наиболее распространенные подходы включают генеративно¬состязательные сети (GANs), рекуррентные нейронные сети (RNN) и трансформеры.
Примеры:
1. Алгоритмы, такие как DeepArt и GANs, создают произведения искусства, сопоставимые с работами человеческих художников.
2. Программы, такие как AIVA и OpenAI’s MuseNet, способны сочинять музыкальные произведения в различных стилях.
3. GPT-4 и другие большие языковые модели, или БЯМ, могут писать статьи, рассказы и стихи, демонстрируя способность к созданию связных и оригинальных текстов.
ИИ использует большие объёмы данных и обучается на них, выявляя паттерны и структуры, которые затем используются для генерации новых идей. В отличие от человека, ИИ не обладает эмоциями и личным опытом, что делает его творческий процесс более алгоритмичным и детерминированным.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведённого исследования была предпринята попытка философски осмыслить феномен искусственного интеллекта в контексте творчества — области, долгое время считавшейся исключительной прерогативой человека. Исследование не ставило перед собой цель дать окончательные ответы на вопросы о сущности машинного творчества, но стремилось обозначить ключевые онтологические, гносеологические и культурные линии напряжения, возникающие в эпоху сосуществования человека и интеллектуальных систем. Обращение к философии техники, постгуманистической оптике, теории субъекта и эстетике позволило взглянуть на искусственный интеллект не просто как инструмент, но как вызов традиционным представлениям о человеке, его уникальности и творческой исключительности.
В первой главе были рассмотрены исторические и философские основания разделения между человеческим и машинным. Основанное на картезианской метафизике различение разума и тела послужило основой для закрепления исключительности человеческого cogito как источника разума, воли и творчества. В этом контексте машина воспринималась как лишённая внутренней жизни и способности к самотрансценденции. Однако уже в XX веке с развитием кибернетики, вычислительных технологий и теории информации началось постепенное разрушение жёсткой границы между «естественным» и «искусственным», «человеческим» и «механическим». Появление алгоритмических систем, способных к обучению, прогнозированию и генерации контента, поставило под сомнение идею уникальности человеческого разума и породило новые философские дилеммы. Вторая глава была посвящена анализу природы творчества — как в классическом философском дискурсе, так и в современных интерпретациях. Мы показали, что даже в рамках антропоцентрической традиции понимание творчества далеко не однозначно: от платоновского вдохновения и кантовского гения до прагматического понимания творчества как решения проблем или социального конструкта. Современные когнитивные и нейронаучные подходы во многом демистифицировали творчество, представив его как совокупность воспроизводимых ментальных операций, открытых, как предполагается, и для алгоритмизации. Это позволило перейти к рассмотрению ИИ как потенциального творческого агента — не обязательно по образу и подобию человека, но как иного, «нечеловеческого» носителя креативности. В третьей главе была предпринята попытка классифицировать формы участия ИИ в творческом процессе — от вспомогательного инструмента до автономного соавтора. Мы рассмотрели практические примеры генеративных моделей, таких как GPT, DALL-E, Midjourney, а также кейсы использования ИИ в литературе, музыке, визуальных искусствах и научной деятельности. Анализ этих примеров позволил констатировать, что границы между авторством, редактурой, генерацией и интерпретацией постепенно размываются. Особое внимание было уделено вопросу интенциональности: «Обладает ли ИИ намерением, и нужно ли оно вообще для признания акта как творческого?». Мы пришли к выводу, что наличие человеческого участия в контексте, постановке задачи и оценке результатов остаётся критически важным, однако всё чаще сам процесс генерации осуществляется без прямого контроля, что требует переосмысления статуса агентности. В четвёртой главе был сделан переход от функционально-прагматического взгляда к постгуманистической перспективе. Мы рассмотрели идеи Брайдотти и Н. Кэтрин, отвергающих привилегированное положение человека в онтологии субъекта. Концепт нечеловеческих агентов и гибридных субъектов, в том числе на основе теории Латура, предложил новую модель креативности — как распределённой, сетевой, эмерджентной. Творчество в этой рамке перестаёт быть индивидуальной заслугой, превращаясь в результат взаимодействия множества агентов: человеческих, машинных, культурных. Мы также обсудили, насколько возможно для ИИ не просто создавать, но искать смысл, переживать экзистенциальные состояния и сомневаться. Здесь вступают в игру идеи Сартра, Камю и Франкла, указывающие на то, что подлинное творчество невозможно без внутренней свободы и установки на преодоление абсурдности бытия.
Критика алгоритмической эстетики, представленная через идеи Бодрийяра и Гройса, позволила взглянуть на ИИ-искусство как на форму симулякра — неотличимого от оригинала, но утратившего связь с реальностью. Мы показали, что автоматизация художественного производства подрывает традиционные институты авторства, эстетической оценки и культурной легитимации. Вместе с тем в условиях цифрового потока и «клиповости» восприятия возникает новая логика ценности, не в уникальности и ауре произведения, а в его способности к репликации, адаптации, вовлечению. Наконец, в последнем разделе главы было сделано усилие по философскому переосмыслению техники. Привлечение концепций Жильбера Симондона и Бернара Стиглера позволило утверждать, что техника — не враг духа, а его продолжение, инструмент и форма выражения. Искусственный интеллект в этой рамке предстает не как угроза, а как шанс на трансформацию самого понятия субъекта, на становление новой онтологии креативности. Возможно, творчество будущего не будет ни «человеческим», ни «машинным» — но чем-то третьим, возникающим в сопряжении множеств, в интерфейсах, в коллаборациях.
Таким образом, мы приходим к выводу, что искусственный интеллект, будучи технической системой, способен не только выполнять творческие функции, но и инициировать глубокие философские сдвиги в понимании самого творчества, субъекта, культуры. Он вызывает необходимость пересмотра устоявшихся границ, понятий и оппозиций. Вопрос стоит не столько в том, может ли ИИ быть креативным «как человек», сколько в том, готовы ли мы признать творчество вне модели индивидуального сознания, гения и намерения. Ответ на этот вопрос требует не только технического, но и онтологического осмысления.



1. Edmond de Belamy I Obvious // Christie’s. — 2018. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6166184 (дата обращения: 06.06.2024).
2. Boden M. A. Artificial Intelligence and Natural Man. — Cambridge, MA: MIT Press, 1987, —537 c.
3. Lovelace A. Sketch of the Analytical Engine, with notes upon the Memoir by the Translator. URL: https://www.fourmilab.ch/babbage/sketch.html (дата обращения: 07.06.2024).
4. Jones, J. Al and art critique I I The Guardian. — 2019. — URL: https://www.theguardian.com/ (дата обращения: 12.10.2024)
5. Searle, J. Minds, Brains and Programs H Behavioral and Brain Sciences. — 1980. — T. 3, №3, —C. 417-457
6. Jeannerod, Marc. “The mechanism of self-recognition in humans.” Behavioural brain research 142, nos. 1-2 (2003): 1-15
7. Haggard, Patrick, and Valerian Chambon. “Sense of agency.” Current biology 22, no. 10 (2012): R390- R392.
8. Abel D. et al. Agency Is Frame-Dependent // arXiv preprint arXiv:2502.04403. - 2025.
9. Butlin P. et al. Consciousness in artificial intelligence: insights from the science of consciousness // arXiv preprint arXiv:2308.08708. - 2023.
10. Kurzweil R. “The Singularity Is Nearer: When We Merge with AL” New York: Viking, 2024. 432 p.
11. Bostrom N. “Ethical Issues in Advanced Artificial Intelligence.” Cognitive, Emotive and Ethical Aspects of Decision Making in Humans and in Artificial Intelligence, Volume 2, eds. I. Smit et aL (Int. Institute of Advanced Studies in Systems Research and Cybernetics, 2003): 12-17
12. Пушкарев А. В. Творчество и искусственный интеллект: постановка проблемы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-i-iskusstvennyy-intellekt-postanovka- problemy (дата обращения: 12.02.2025).
13. Ismayilzada, Mete et al. “Creativity in Al: Progresses and Challenges.” ArXiv abs/2410.17218 (2024): n. pag.
14. Haase, Jennifer and Paul H. P. Hanel. “Artificial muses: Generative Artificial Intelligence Chatbots Have Risen to Human-Level Creativity.” ArXiv abs/2303.12003,2023.
15. Giannini, T. and Bowen, J.P. The Arts and Computational Culture: Real and Virtual Worlds. Switzerland, Springer Nature Switzerland, 2024. P. 746...100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ