Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СРЕДЕ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Работа №177847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции 8
1.1. Теоретический анализ понятия «среда лечебного учреждения» 8
1.2. Теоретический анализ понятия саморегуляция, классификация и
уровни 14
1.3. Психологическая характеристика эмоционального состояния медицинских
работников 18
1.4. Медицинский работник как субъект среды лечебного учреждения 19
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Программа психокоррекции и оценка ее эффективности 37
Заключение 46
Список использованной литературы 50
Приложения

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной психологии в последнее время активно разрабатывается тема исследования личности как непосредственного субъекта окружающей среды: образовательной, природной, профессиональной. В психологии большое внимание уделяется изучению роли внешних условий в формировании эмоционального состояния субъекта. В настоящей работе в качестве субъектов деятельности рассматриваются медицинские работники, характеризующиеся различным уровнем саморегуляции, анализируется их отношение к среде лечебного учреждения.
Исследованием проблемы психической саморегуляции личности занимались многие ученые: О.М. Бабич, Ф.Б. Березина, П. Жанэ, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Г.У. Олпорт, В.Н. Панкратов, В.Э. Франкл и др.
В.И. Моросанова рассматривает саморегуляцию как целостную, замкнутую структуру, открытую информационную систему, реализующуюся посредством взаимодействия функциональных звеньев, которые систематически взаимодействуют.
О.А. Конопкин, опираясь на концепцию осознанной саморегуляции произвольной активности, считает, что саморегуляция - это процесс осознания своих состояний и задач. Согласно данному подходу, человек является субъектом деятельности, который осуществляет выбор условий, соответствующих задаче, с помощью звена программы действий подбирает способы преобразования исходной ситуации, а затем оценивает полученные результаты и решает вопрос о преобразовании своих действий направленных на решение исходной задачи.
Зарубежные исследователи Л.Э. Унесталь, П.В. Бундзен изучали саморегуляцию психического состояния человека, методы и технологии саморегуляции.
Современные психологи также уделяют внимание изучению саморегуляции. Так, например, М.Н. Демина исследовала формирование положительного эмоционального отношения к профессиональной деятельности у медицинских работников и отметила, что структура и выраженность отношения к профессиональной деятельности связаны с уровнем саморегуляции, а именно: положительное эмоциональное отношение наблюдается у лиц с высоким уровнем саморегуляции.
Тема изучения саморегуляции у специалистов разных профессий, в том числе и у медицинских работников, получила широкое распространение в отечественных и зарубежных исследованиях. Известен ряд работ, посвященных изучению среды лечебного учреждения. По результатам теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что недостаточно исследована среда лечебного учреждения у медицинских с низким уровнем саморегуляции. Данная тема имеет существенный научный интерес. Это связано с тем, что жизнь и здоровье каждого человека в определенные моменты зависит от медицинских работников, поэтому важно изучать их психологические особенности с целью профилактики дезадаптивных состояний.
Саморегуляция медицинских работников оказывает влияние на их отношение к среде лечебного учреждения, а именно: чем выше уровень саморегуляции, самоотношения, тем выше сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, характерна реалистичность планов и целей, их иерархичность и устойчивость, самостоятельность построения. Профессия медицинского работника определяется диадными отношениями «врач - пациент». Отношение к себе, среде лечебного учреждения, к деятельности характеризует профессиональное становление специалиста и оказывает влияние на его психоэмоциональное и соматическое состояние. В современном мире к медицинским работникам предъявляются высокие требования. Они должны обладать не только совершенными знаниями в области этиологии и лечения заболеваний, но и иметь определенные личностные качества, которые будут «располагать» к себе пациента и способствовать построению эффективного терапевтического процесса.
Исходя из вышесказанного, было выдвинуто предположение, что уровень саморегуляции оказывает влияние на отношение к среде лечебного учреждения у медицинских работников.
Теоретический анализ показал недостаточную разработанность вопроса изучения особенностей формирования положительного эмоционального отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции.
Таким образом, проблема исследования: каковы особенности формирования положительного эмоционального отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции?
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции и, с учетом данных особенностей, разработать и реализовать коррекционную программу.
Объект: эмоциональное отношение медицинских работников к среде лечебного учреждения.
Предмет: положительное эмоциональное отношение к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции.
Гипотеза: медицинские работники с низким уровнем саморегуляции характеризуются негативным отношением к среде лечебного учреждения. Использование программы, направленной на развитие навыков саморегуляции, способствует формированию положительного отношения к среде лечебного учреждения, снижению влияния психологических причин на формирование негативного отношения к среде лечебного учреждения.
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность понятий «среда лечебного учреждения», «эмоциональное отношение», «саморегуляция» в отечественной и зарубежной литературе.
2. Определить особенности и факторы, влияющие на отношение медицинских работников к среде лечебного учреждения.
3. Изучить особенности эмоционального отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции.
4. Разработать, реализовать и оценить эффективность коррекционной программы, направленной на формирование положительного эмоционального отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции.
Теоретико - методологическая основа исследования: положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), концепция осознанной саморегуляции (О.А. Конопкин), теория осознанной саморегуляции произвольной активности человека (В.И. Моросанова).
Методы исследования:
- организационные (сравнительный);
- эмпирические (опрос, наблюдение, беседа, психодиагностический метод, эксперимент);
- методы количественной и качественной обработки данных (U- критерий Манна - Уитни, Т - критерий Уилкоксона, факторный анализ);
- интерпретационные методы;
- метод наблюдения и беседы.
Психодиагностические методики:
1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова);
2. Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Дж. Роттер, адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.М. Эткиндом);
3. «Методика исследования самоотношения» (МИС) (С.Р. Пантелеев, В.В, Столин).
4. Методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд, адаптация Ю.Г. Панюковой).
База исследования: ОГБУЗ «Городская детская поликлиника № 4» г.Белгорода. В исследовании принимали участие 30 медицинских работников лечебного учреждения в возрасте от 35 до 55 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 46 наименований, 9 рисунков и приложений. Объем работы составляет 54 страницы машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе нашего исследования изучалась проблема положительного эмоционального отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции. В результате проведенного исследования, нам удалось реализовать все поставленные задачи.
Теоретический анализ литературы показал недостаточную разработанность вопроса формирования положительного эмоционального отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников с низким уровнем саморегуляции, что вызвало интерес к написанию данной работы.
По результатам проведенного исследования удалось сформулировать следующие выводы:
1. Среда лечебного учреждения - это пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности медицинского работника. При изучении основных составляющих среды лечебного учреждения особое внимание стоит уделять предметно-пространственному окружению, условиям труда, возможности удовлетворять потребности сотрудников. Среда выступает собирательной категорией, которая отражает множество условий, способствующих комфортной жизнедеятельности человека. Медицинский работник, находясь в среде лечебного учреждения, постоянно взаимодействует с ее компонентами: пациентами, коллегами, руководством. Поскольку пребывание в стенах лечебного учреждения занимает значительную часть жизни медицинских работников, то процесс индивидуализации и социализации осуществляется в этих условиях.
2. Саморегуляция - это процесс инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также процесс управления достижением значимых целей. Саморегуляция представляет внутреннюю целенаправленную активность человека, которая реализуется за счет системного участия самых разных процессов, способность осознанно и организованно влиять на собственное поведение. Она выполняет одну из ведущих функций психики.
3. Профессиональная деятельность медицинского работника связана с переживанием психоэмоционального напряжения. Для медицинских работников способность регулировать свое поведение является неотъемлемой частью профессиональной жизнь. Саморегуляция выступает фактором, влияющим на формирование отношения к среде лечебного учреждения.
Умение контролировать эмоциональные состояния является важным в жизни медицинского работника.
4. Уровень профессиональных задач, стоящих перед медицинским работником, высок и ответственен. Длительное психоэмоциональное напряжение, переживание негативных эмоций должно сопровождаться эмоциональной разгрузкой; достойной оплатой труда, которая будет соизмерима с уровнем ответственности. Соблюдение данных условий будет способствовать формированию положительного эмоционального отношения к среде лечебного учреждения. Неудовлетворительная среда лечебного учреждения может выступать причиной дезадаптивных состояний и личностных переживаний, приводить к чувству неудовлетворенности своей профессией.
5. Результаты проведенного исследования показали, что медицинские сотрудники с низком уровнем саморегуляции характеризуются низким уровнем интернальности в области достижений, неудач, а также в области производственных отношений. Для респондентов данной группы характерно защитное поведение, желание соответствовать общепринятым нормам, неуверенность в своих возможностях, тревожность, сомнения в уникальности собственной личности, избирательность отношения к собственной личности и результатам своей деятельности, тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях.
6. Психокоррекционная программа способствует развитию навыков саморегуляции, что, в свою очередь, влияет на формирование положительного отношения к среде лечебного учреждения у медицинских работников. У респондентов наблюдается повышение самоконтроля, саморегуляции, интернальности, позитивное самоотношение, устойчивое нейтральное или положительное отношение к среде лечебного учреждения. Для закрепления результата необходима целенаправленная и планомерная психокоррекционная работа.
Также были разработаны рекомендации для медицинских работников, направленные на повышение позитивного отношения к условиям медицинского учреждения:
1. Проанализировать специфику своей профессиональной деятельности, выявите ее достоинства и недостатки, подумать, как можно недостатки превратить в достоинства, что нужно для этого сделать.
2. Определить свои «сильные» профессиональные качества, постараться сделать на них больший акцент в своей профессиональной деятельности; уделяйте внимание тем профессиональным обязанностям, которые хорошо получаются, работать над слабыми.
3. Повышение профессиональной компетентности. Расширение своих возможностей, позволит медицинским работникам углубить свои знания и улучшит свои практические навыки, что повлечет уверенность в себе.
4. Посещение тренинговых занятий, направленных на повышение способностей саморегуляции, что повлечет за собой формирование положительного эмоционального отношения к своей деятельности, к среде лечебного учреждения.
5. Организовать работу с психологом, который будет содействовать разрешению конфликтных ситуаций в коллективе, способствовать ее сплочению, вследствие чего будет формироваться положительное отношение к среде лечебного учреждения.
По результатам исследования гипотеза подтвердилась: медицинские работники с низким уровнем саморегуляции характеризуются негативным отношением к среде лечебного учреждения. Использование программы психокоррекции, направленной на развитие навыков саморегуляции, способствует принятию среды, формированию позитивного отношения, снижению влияния психологических причин на негативное отношение к среде лечебного учреждения.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер - Мастера психологии, 2016. - 288с.
2. Брушлинский, А.В. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов [Текст] / А. В. Петровский, В. П. Зинченко. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
3. Васильева, Л.Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей [Текст] / Л.Н. Васильева // Медицинская психология в России: электрон. 171 научн. журн. - 2013. - N 5 (22) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru(дата обращения: 17.08.2018).
4. Гиппократ. Избранные книги. Т. 1. [Текст] / Гиппократ / Пер. с греч., вступ. ст. В.П. Карпова. - М.: Гос. издательство биологической и медицинской литературы, 1936. - С. 97-98.
5. Грановская, Р.М. Защита личности [Текст]/ Р.М. Грановская, И.М. Никльская. - СПб.: Речь, 2000. — 507 с.
6. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики [Текст]/ Л.П. Гримак. - СПб.: Питер, 1989. - 286с.
7. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 342с.
8. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность [Текст] / Б.И. Додонов - М.: Политиздат, 1978. - 272с.
9. Зейгарник Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологии [Текст] / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е. Мазур Психологический журнал — 1989. — т. 2. — № 2
10. Ильин, И.А. Путь к очевидности [Текст] / И.А. Ильин. - М.: АСТ, 2007. - 224с
11. Ильясов, Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением) [Текст] / Ф.Н. Ильясов // Под ред. В.Г. Андреенкова. - Ашхабад: Наука, 1988. - 100с.
12. Искра, Н.Н. Распознавание эмоций на лицах детей раннего возраста: Автореферат дис. кандид. психологии. наук - М.: 2006. - 23с.
13. Каганов, Г.З. Урбанистический эпос и развитие городов [Текст] / Г.З. Каганов.- СПб.: Питер, 1975.- N8.
14. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия : учебник для вузов [Текст] / Б.Д. Карвасарский/ под ред. Б. Д. Карвасарского. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012 - 672 с.
15. Катрунов, В.А. Этические аспекты отношений врача и пациента в современной системе российского здравоохранения [Текст] / В.А. Катрунов, Э.Р. Фахрудинова, А.Г. Чебан, А.Д. Кампос // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т.6. - №1. - С. 203-204.
16. Кацеро, А. А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии [Текст]/ А.А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.).
— М.: Буки-Веди, 2014. — С. 10-12. — URL
https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4694/(дата обращения: 07.09.2018).
17. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2010. - 304с.
18. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. -1993. - № 1. С. 13-23.
19. Ковтун Ю.Ю. Исследование экологического сознания субъектов среды лечебного учреждения [Текст] / Ю.Ю. Ковтун // Экология субъективной сферы личности: Коллективная монография / отв. редактор Т.Н. Разуваева. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. С. 72-83.
20. Кряж, И. В. Психология глобальных экологических изменений: монография [Текст] / И. В. Кряж. - Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2012. - 512 с.
21. Лапчинская, Н.В. Психологические условия формирования экологического сознания: диссертация ... кандидата психологических
наук: 19.00.01 [Текст] / Н.В. Лапчинская; [Место защиты:
Психологический институт РАО]. - Москва, 2001. - 204 с.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
23. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Смысл, 2007. - 512 с.
24. Лукина, М.Г. Физиологические корреляты эмоции стыда: Автореферат дис. на соиск. уч. степ. кандид. биологич. наук - М.: 2005. - 19с.
25. Макаренко, Ю.А. Системная организация эмоционального поведения [Текст] / Ю.А. Макаренко - М.: Медицина, 1980. - 208с.
26. Мардер, А.П. Металл в архитектуре [Текст]/А.П. Мардер. - М.:Стройиздат, 1980. - 232с.
27. Марчукова, С.М. Медицина в зеркале истории [Текст] / С.М. Марчукова. -М.: Европейский Дом, 2003. - 272 с.
28. Маркс, К.Г. Капитал [Текст]/ К.Г. Маркс. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 286с.
29. Маслова, О. П. Социально - психологическая составляющая трудового
потенциала медицинского работника [Текст] / О.П. Маслова, О. Ю. Калмыкова, М. Б. Хайкин // Известия Самарского научного центраРоссийской академии наук. - 2010. [Электронный ресурс]. - URL:
https: //cyberleninka.ru(дата обращения 11.10.2018).
30. Мдивани, М.О. Профессиональная среда и удовлетворенность трудом
[Текст] / М.О. Мдивани, Е.Н. Климова// Экопсихологические исследования: сборник материалов V Российской конференции по экологической психологии 26-27.12. 2008, Москва / Под ред. В.И.
Панова. - Москва: Психологический институт РАО, 2009. - С. 277-290.
31. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 432 с.
32. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека. Психологический журнал Т.16 №4, 1995
33. Недуруева, Т.В. Профессиональное здоровье медицинских работников: структурно-критериальный подход [Текст] / Т.В. Недуруева // «Ученые записки РГСУ». - М: РГСУ, 2012. - № 2 (102). - С. 163-168.
34. Николаева, В.В. Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов [Текст]/ В.В. Николаева. - М: Академический Проект, 2009 - 307с.
35. Овсянникова, О.В. Экологическое сознание: сущность и пути
становления. Экологическое образование: концепции и методические подходы [Текст] / О.В. Овсянникова, А.В. Гусева, О. В. Яковенко / Под ред. Мамедова Н. М. - М., 1996. - С. 24-34.
36. Панов, В.И. Психическое состояние в структуре экологического сознания [Текст] / В.И. Панов, Т.Е. Егорова, Н.В. Лапчинская // Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып.4 / Под ред. А. О. Прохорова.- Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. - С. 100-118.
37. Панов, В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. - 2-е изд [Текст] / В.И. Панов. - М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 184с.
38. Панюкова, Ю.Г. Психология предметно-пространственной среды: основные направления исследований [Текст] / Ю.Г. Панюкова // В книге: 7-я российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - 2015. - С. 348-351.
39. Петросян, Р.А. Эмоции и воля в духовном развитии личности (социально - философский аспект): Диссертация. на соиск. уч. степ. кандид. философских. наук - М.: 1984. - 202
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
41. Сердюк, И.И. Г ородская среда и оптимизация деятельности человека / И. И. Сердюк, В. О. Курт-Умеров. - Львов: Вища школа, Издательство при Львовском университете, 1987. - 198,[1] с. - Библиогр.: с. 195-197.
42. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции
развивающего образования [Текст] / В.И. Слободчиков. - М.:
Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.
43. Столяренко, Л.Д. Психология общения [Текст]/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: Аст 2009
44. Тэн, И.А. Философия искусства [Текст] / И.А. Тен / пер. с фр.; общ.ред. A.M. Микиша; вступ.ст. П.С. Гуревич. - М.: Республика, 1996. - 351с.
45. Харди, И. Психология работы с больными [Текст] / И. Харди / Пер. с венгерского Алекса М. - 4-е издание, стереотипное. - Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1981. - 288 с.
46. Roger, K. The role of the physical environment in a 21st century hospital [Text] / N. Ulrich, K., Roger, E. Joseph, Chaudhary, 2004


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ