ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 6
1.1 Характеристика соревновательной деятельности в ориентировании
бегом 6
1.2 Этапный педагогический контроль специальной подготовленности
студентов, специализирующихся в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости 12
1.3 Контроль специальной подготовленности студентов-ориентировщиков.17
1.4 Заключение по главе 19
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 22
Глава 3. РЕЗУЛЬТЫТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 24
3.1 Возрастная динамика психомоторной подготовленности студентов, специализирующихся в ориентировании
бегом 24
3.2 Информативность показателей этапного контроля психомоторной
подготовленности студентов 18-19 лет, специализирующихся в ориентировании бегом 29
3.3 Теоретическое и экспериментальное обоснование инновационной методики
этапного контроля в спортивном ориентирование 33
ВЫВОДЫ 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Актуальность. Анализ крупнейших российских соревнований по спортивному ориентированию показывает, что они характеризуются обостряющейся спортивной конкуренцией, а это обуславливает динамичное развитие и профессионализацию спортивного ориентирования как вида спорта. Исходя из этого, первостепенное значение приобретает повышение эффективности управления подготовкой спортсменов на всех этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса. Спортивное мастерство ориентировщика - понятие комплексное, обобщающей характеристикой которого является результативность соревновательной деятельности, выраженная в количественных и качественных оценках функциональной, скоростно-силовой, психологической, интеллектуальной и технико-тактической подготовленности (Н.Д. Васильев, 1983, 1994; А.В. Иванов, 1990; В.Г. Акимов, 1987; 1989; Ю.С. Воронов, 1994; З.В. Васильева, 1996 С.А. Казанцев, 2000; Ю.С. Константинов, 2006, В.В. Чешихина, 2006). При этом следует подчеркнуть, что решение проблемы повышения эффективности управления учебно-тренировочным процессом возможно лишь на основе объективной оценки основных компонентов специальной подготовленности. Исходя из этого, в обучении и спортивной тренировке комплексному контролю отводится важная роль (М.А. Годик, 1980; В.М. Зациорский, 1982; В.В. Рыбаков, 1983; В.В. Иванов, 1987, 2000; Н.В. Малин, 1989; В.С. Мартынов, 1992, 1998; А.Ш. Федоров, 1997; Ю.С. Воронов, 2000, Н.Г. Озолин, 2002).
Анализ специальной научно-методической литературы показал, что в спортивной подготовке ориентировщиков, тренеры и специалисты отмечают первостепенную важность комплексного контроля. Однако не определены надежные и информативные тесты этапного контроля и не разработаны шкалы оценок. Таким образом, можно констатировать, что контроль в ориентировании применяется субъективно, а средства и методы контроля используются бессистемно, без учета квалификации спортсменов их возраста и специализации. В этой связи актуальность предпринятого исследования заключается в разрешении проблемной ситуации между объективной необходимостью внедрения в практику спортивного ориентирования научно - обоснованных средств и методов комплексного контроля психомоторной подготовленности и недостаточной разработанностью технологий его применения с учетом особенностей соревновательной деятельности.
Цель исследования - теоретическая подготовка методики этапного контроля физической и интеллектуальной подготовленности студентов, занимающихся спортивным ориентированием.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс студентов,
специализирующихся в беговых видах спортивного ориентирования.
Предмет исследования - содержание инновационной методики этапного контроля психомоторной подготовленности студентов-ориентировщиков для повышения эффективности управления учебно-тренировочным процессом.
Задачи исследования:
1. ) Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. ) Разработать экспериментальную методику этапного контроля физической и интеллектуальной подготовленности студентов, занимающихся спортивным ориентированием
3. ) Оценить эффективность экспериментальной методики этапного контроля физической и интеллектуальной подготовленности студентов, занимающихся спортивным ориентированием.
Гипотеза исследования - предполагалось, что одним из главных факторов повышения эффективности управления учебно-тренировочным процессом ориентировщиков является система комплексного контроля, основанная на применении батареи информативных двигательных и психических тестов, созданной на основе учета доминантных факторов специальной подготовленности и использование дифференцированных оценок физической и интеллектуальной подготовленности в зависимости от возраста, квалификации и специализации ориентировщика.
Практическая значимость. Результаты исследований могут использоваться при изучении студентами вузов курса дисциплин «Технология физкультурно - спортивной деятельности в спортивном ориентировании» и «Основы научнометодической деятельности в спортивном ориентировании», внедрены в учебно-тренировочный процесс СШОР «Спартак» спортивного
ориентирования города Белгорода, применяются при работе со сборной командой БелГУ, а так же могут использоваться на факультете повышения квалификации преподавателей и тренеров по спортивному ориентированию.
1. Изучение и анализ динамики психомоторной подготовленности и учебнотренировочного процесса студентов-ориентировщиков 17-20 лет дали возможность выявить следующие особенности. Установлено, что в группе студентов (II взр.- III взр.) наблюдается тенденция увеличения объемов тренировочных и количество соревновательных стартов до (33,4±12,0). Выявлено, что показатели специальной выносливости, скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей равномерно увеличились в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет (в среднем на 10-12%). Показатели отдельных интеллектуальных способностей (памяти, внимания, мышления) обнаружили стабильное увеличение в каждом возрасте к концу годичного этапа тренировки (в среднем на 8-15%). Установленные закономерности позволяют обосновать показатели, обладающие стабильным уровнем индивидуального развития, и использовать их в комплексном педагогическом контроле.
2. Результаты корреляционного анализа выявили различную степень взаимосвязи между отдельными способностями, характеризующими
двигательную подготовленность и интеллектуальную работоспособность студентов-ориентировщиков. Полученные коэффициенты корреляции показали значительную взаимосвязь между кроссовым бегом на 5000 (0,86), бегом в подъем (0,60) и пятикратным прыжком в длину с места (0,46). Также достоверную взаимосвязь между переключением и распределением внимания (0,65), наглядно-образной памятью (0,53), объемом внимания (0,50), нагляднообразным мышлением (0,48), устойчивостью внимания (0,45).
Выявленные закономерности являются основой выбора тестов и разработки структурно-логической схемы организации комплексного контроля студентов специализирующихся в беговых видах ориентирования .
3. Установлено, занятия спортивным ориентированием приводят к
специфическим изменениям психомоторных способностей качеств и формируют компенсаторно-приспособительные механизмы в соответствии с особенностями соревновательной деятельности. Наиболее информативными тестами оценивающими специальную подготовленность студентов- ориентировщиков являются: кроссовый бег на 5000 м (r=0,833), бег в подъем 200 м (r=0,723), пространственное восприятие направлений (г=0,674),бег со спуска (r=0,568), распределение внимания (r=0,547), челночный бег 4х9 м (r=0,533), пятикратный прыжок в длину с места (r=0,523), объем внимания (r=0,519), оперативная память (r=0,437). Комплекс данных тестов необходимо использовать для оценки уровня развития специфических способностей студентов, специализирующихся в беговых видах ориентирования с целью и внесения управленческих корректив в учебно-тренировочный процесс.
4. Установленные в процессе исследования условия и принципы применения нормативных показателей специальной подготовленности студентов, специализирующихся в ориентировании бегом, на основе учета индивидуального исходного уровня психомоторного развития, позволяют: а) разработать объективные шкалы дифференцированных оценок ведущих показателей подготовленности б) своевременно вносить управляющие коррективы в тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков в)повысить эффективность управления учебно-тренировочным процессом.
5. Установлено, что инновационная методика комплексно педагогического
контроля должна базироваться на объективной оценки и уровня специальной подготовленности студентов-ориентировщиков и внедрения основных структурно взаимосвязанных компонентах: а) принципе целостности
реализации контроля и управления подготовкой студентов-ориентировщиков; б)применении тестов, в максимальной степени соответствующих специфике соревновательной деятельности в ориентировании бегом.
1. Агальцов В.Н. Некоторые факторы, определяющие результативность деятельности в спортивном ориентировании / В.Н. Агальцов, Г.Г. Нугманов // Актуальные вопросы подготовки спортсменов высокой квалификации: Тез. докл. V межвуз. науч. конф. молодых ученых. - Омск: ОГИФК, 1987. - С. 9294.
2. Агальцов В.Н. Комплекс технических устройств для оценки развития ведущих психических качеств спортсменов-ориентировщиков / В.Н. Агальцов, Г.Г. Нугманов, А.К. Дроздовский // Тез. докл. к VIII науч. конф. мол. учен. - Омск: ОГИФК, 1990. - С. 3-5.
3. Агальцов В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию студентов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 1990. - 20 с.
4. Акимов В.Г. Основы техники и тактики ориентирования на местности: Методическое пособие / В.Г. Акимов, А.А. Кудряшов, Н.А. Синоженский. - Минск: БГУ, 1975. - С. 41-43.
5. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика / В.Г. Акимов. - Минск: Полымя, 1987. - 176 с.
6. Беляков Л.В. Основы тренировки в ориентировании на местности: Методическое пособие / Л.В. Беляков, А.Д. Ганюшкин, А.Л. Моисеенков. - Смоленск: СФМЭИ, 1973. - 112 с.
7. Богатов С.Ф. Спортивное ориентирование / С.Ф. Богатов, О.П. Крюков. - М.: Воениздат, 1982. - 102 с.
8. Борилкевич Б.Е. Основы беговой подготовки в спортивном ориентировании / Б.Е. Борилкевич, А.И. Зорин, Б.А. Михайлов, А.А. Ширинян. - СПб.: Издательство СПб университета, 1994. - 95 с.
9. Ботух В.А. Оценка информативности тестов контроля специальной подготовленности ориентировщиков / В.А. Ботух, В.Н. Агальцов // Тез. докл. к VIII науч. конф. мол. учен. - Омск: ОГИФК, 1990. - С. 7-8.
10. Ботух В.А. Комплексный педагогический контроль при занятиях спортивным ориентированием: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Минск, 1991. - 22 с.
11. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: Учебное пособие / Н.Д. Васильев. - Волгоград: ВГИФК, 1983. - 107 с.
12. Васильев Н.Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации: Учебное пособие / Н.Д. Васильев. - Волгоград: ВГИФК, 1984. - 84 с.
13. Васильев Н.Д. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании / Н.Д. Васильев, И.И. Столов // Теория и практика физической культуры. - 1985. - №11. - С. 9-12.
14. Васильев Н.Д. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании / Н.Д. Васильев, А.Е. Рожнов // Теория и практика физической культуры. - 1989. - №4. - С. 47.
15. Васильев Н.Д. Изменение структуры соревновательной деятельности в процессе становления спортивного мастерства / Н.Д. Васильев, А.Е. Рожнов // Вопросы подготовки спортивного резерва: Сб. науч. тр. - Волгоград: ВГИФК, 1991. - С. 119-122....64