ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Теоретическое обоснование проблемы 8
информационного освещения молодежной политики
1.2 Опыт решения проблемы информационного освещения 14 молодежной политики
1.3 Анализ законодательства в области информационной и 17 молодежной политики
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО 23
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ
2.1 Проблемное исследование целевых групп 23
2.2 Паспорт проекта «Событийный путеводитель» 37
2.3 План управления проектом «Событийный 44
путеводитель»
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА 54
«■СОБЫТИЙНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ» И
ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Показатели реализации проекта «Событийный 54
путеводитель» и его социальной эффективности.
3.2 Описание мероприятий проекта «Событийный 55
путеводитель»
3.3 Условия коммерциализации проекта «Событийный 56 путеводитель»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в Белгороде и Белгородской области регулярно проводятся массовые молодежные мероприятия. Однако зачастую молодежь плохо осведомлена об их проведении. Новостные объявления, как правило, публикуются на страницах, в группах организаторов в социальных сетях, где количество подписчиков не превышает 10 000 человек. Нередко информация о планируемых мероприятиях передается через диалоги в социальных сетях, попасть в которые можно только по личному приглашению организаторов.
В результате складывается ситуация, при которой молодежь не только мало включена в процесс реализации молодежной политики в Белгороде, но и слабо информирована об усилиях, предпринимаемых органами по работе с молодежью. Низкая осведомленность молодых людей о работе общественных объединений, о проводимых акциях, мероприятиях является важной проблемой. Так как участие молодежи в социальной и общественной жизни города является базовым компонентом гражданского становления личности каждого молодого человека.
Сложно отрицать, что эффективная и стабильная работа местных органов власти во многом зависит от того, насколько качественно будет выстроена публичная, информационная политика муниципалитета. Тем не менее, результаты исследований свидетельствуют о том, что эта задача решается лишь частично.
В настоящее время существует необходимость освещения в средствах массовой информации приоритетных направлений деятельности исполнительных органов власти, реализующих государственную молодежную политику, популяризации социально значимого контента, укрепления созидательной активности молодых граждан. Ведь молодежь, являясь самой динамичной и активной частью населения, обладает большим инновационным потенциалом. Необходимо этот потенциал развивать, вовлекая молодежь в массовые молодежные мероприятия, целью которых является организация содержательного свободного времени молодежи (досуга), удовлетворение их интересов путем проведения различных форм культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.
В связи с этим возникла идея создания единого информационного пространства с целью информирования населения о планируемых событиях. Эта мера позволит повысить число участников массовых молодежных мероприятий, в том числе организованных органами, реализующими государственную молодежную политику как на территории Белгорода, так и на территории Белгородской области.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследование теоретико-методологических основ информационного обеспечения, поиск способов его включения в управленческую деятельность опирается на широкий спектр научных взглядов отечественных и зарубежных ученых и управленцев.
Проблемы информационного обеспечения стали объектом пристального внимания разных наук: теории организаций, менеджмента, социологии управления, юриспруденции, политических и экономических наук. Информационное обеспечение в организационных системах управления рассматривается в работах И. С. Зингера, П. Ф. Иванова, О. П. Ильиной1.
Значительный вклад в разработку критериев эффективности информационного обеспечения управления внесли Э. В. Афанасьев, В. Н. Ярошенко .
Роли информационных технологий в процессах управления посвящены работы Г. В. Атаманчука, К. А. Багриновского1. В исследование проблем информатизации управленческой деятельности существенный вклад внесли специалисты разных направлений. Основополагающие положения о сущности информации, информатизации и управленческой информации содержатся в работах А. Д. Елякова, A. A. Коренного, В. Н. Костюка, И. И. Родионова, П. А. Страссмана, А. Д. Урсула, Ю. И. Черняка .
Проблемы информационного общества рассматриваются в работах Д. Белла, М. Кастельса, А. И. Ракитова, Э. Тоффлера.
Изучение литературы показывает, что сущность информационного обеспечения как вида управленческой деятельности, проблемы информационного обеспечения в органах государственного управления и способы их решения прописаны недостаточно основательно. Поиск разрешения противоречий в данной сфере диктуют необходимость дополнительных научных исследований с позиций структурнофункционального подхода как основного принципа исследований социальных явлений и процессов.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью информационного освещения молодежной политики и недостаточно развитой информационной инфраструктурой.
Объект исследования - муниципальная молодежная политика.
Предмет исследования - информационная инфраструктура муниципальной молодежной политики.
Цель исследования - формирование эффективных способов информирования населения о предстоящих мероприятиях.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы информационного обеспечения деятельности органов молодежной политики.
2. Проанализировать эффективность освещения средствами массовой информации городских мероприятий (на примере г. Белгорода).
3. Предложить проект, направленный на совершенствование системы информационного обеспечения молодежной политики в г. Белгороде.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общие принципы социологии, социологии молодежи. В процессе исследования были применены общенаучные теоретические методы: сравнительный метод, системный анализ, метод классификации.
Эмпирическую базу исследования составили следующие нормативноправовые акты и документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203;
2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
4. Авторское исследование, проведенное в мае 2019 года в г. Белгороде среди молодежи г. Белгорода (N=100). Основной метод сбора информации - анкетирование.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют углубить теоретические представления в области изучения проблем информационного обеспечения деятельности органов реализации молодежной политики, которые могут быть использованы на практике.
Представляется также возможным применение полученных в ходе исследования результатов в деятельности органов государственного управления при разработке программ повышения эффективности информационного обеспечения.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были выявлены и проанализированы особенности освещения средствами массовой информации государственной молодежной политики, рассмотрены особенности формирования и развития информационной инфраструктуры в области муниципальной молодежной политики, проанализированы статистические материалы и результаты социологических исследований по теме. На данный момент в Белгороде и Белгородской области уровень информационного обеспечения весьма невысок, однако Правительство Белгородской области способствует решению проблемы, издавая нормативноправовые акты в области информационной политики.
Помимо этого, было проведено авторское научное исследование, посвященное проблематике информационного освещения деятельности органов государственной власти и общественных объединений в молодежной среде. Результаты исследования обладают практической значимостью, заключающейся в систематизации подходов к анализу
освещения государственной молодежной политики в г. Белгороде. В качестве методики исследования было выбрано анкетирование. Анкетный опрос проводился среди 100 молодых людей, проживающих в Белгороде, в возрасте от 14 до 30 лет.
Также был предложен проект, способствующий укреплению взаимодействия между органами власти и общественными объединениями, реализующими молодежную политику в г. Белгороде, и белгородской молодежью. Были прописаны паспорт и план управления проектом.
В ходе изучения проблемы развития информационной инфраструктуры реализации муниципальной молодежной политики, был сделан следующий вывод: важнейшей проблемой большей части региональных и муниципальных органов по делам молодежи стало их «автономное» существование, практически не связанное с повседневной жизнедеятельностью молодежи региона. Как следствие, возникает парадоксальная ситуация, когда система региональной молодежной политики реализует огромное количество разнообразных проектов и программ для молодежи, при этом большая часть молодых людей региона не имеют представления о происходящем.
Именно поэтому развитие региона невозможно без развития инфраструктуры, в том числе и информационной. Все большее число организаций и частных лиц используют в своей профессиональной деятельности Интернет-коммуникации. Интернет позволяет любому руководителю отдела по делам молодежи стать участником конференций по молодежным проблемам и
оперативно получать информацию о них, а молодым людям это позволяет ощущать себя частью современного мира, осознавать свою сопричастность к происходящим изменениям общества. Также становятся более доступными для чтения электронные издания источников научной информации, электронные копии научных журналов по молодежной проблематике. Основные преимущества подобной организации труда очевидны: удобство коммуникации, независимость всех участников взаимодействия от их территориального размещения и т.д. Внедрение информационных систем ускоряет переход от традиционных иерархических систем к сетевым, тем самым обеспечивая возрастание эффективности работы.
Эффективность информационной политики определяется уровнем информированности населения о деятельности органа власти и уровнем удовлетворенности граждан информационными услугами (качество услуг, способа и времени их предоставления).
Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что роль средств массовой информации в процессе реализации государственной молодежной политики значительно возросла и в современных условиях стала необходимостью. Следует совершенствовать информационную
инфраструктуру, обеспечивающую Совершенствование информационной деятельности, повышение эффективности работы органов власти, реализующих молодежную политику, а также формирование с помощью средств массовой информации и образовательных технологий толерантного сознания у молодых людей будет способствовать усилению влияния интеграционных процессов в сфере молодежной политики, укреплению созидательной активности молодых граждан.
1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 20.12.2017). - Ст. 5. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации,
информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
3. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5410/
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119- ФЗ. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://pravo.gov.ru/ipsdata/?docbody=&prevDoc=201024437&backlink=1&nd=20 1125051&collectiondoc&collection=1
5. Федеральный закон Российской Федерации «О связи» от 7 июля
2003 г. № 126-ФЗ. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/
6. Федеральный закон Российской Федерации «О системе
государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № ПР-1895. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_208191/4dbff9722e 14f63 a30 9bce4c2ad3d12cc2e85f10/
8. Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 06.06.2019). - Ст. 2 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
9. Указ Президента Российской Федерации № 611 от 12 мая 2004 г.
(ред. от 22 мая 2015 г.) «О мерах по обеспечению информационной
безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http: //base. garant.ru/192944/
10. Об утверждении Основ государственной молодежной политики
Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/420237592 -
Систем.требования: IBMPC, InternetExplorer.
11. Приказ Федерального агентства по делам молодежи № 167 от 13 мая 2016 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199425/2ff7a8c72de3994f30 496a0ccbb 1 ddafdaddf518/
12. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах
исполнительной власти и государственных органах Белгородской области : Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202- пп [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://dоcs.cntd.ru/dоcument/424006891 - Систем.требования: IBMPC,
InternetExplorer.
13. Об утверждении муниципальной программы «Развитие солидарного общества и информационного пространства городского округа «Город Белгород» : Постановление Администрации города Белгорода от 14
февраля 2017 г.№ 31 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://docs.cntd.ru/document/446233670 - Систем.требования: IBMPC,
InternetExplorer.
14. Атаманчук, Г. В. Управление социальная ценность и эффективность [Текст] / Г. В. Атаманчук. - М.: Издательство РАГС, 1995. - 145 с.
15. Атаманчук, Г. В. Государственное управление: организационнофункциональные вопросы [Текст] / Г. В. Атаманчук. - М., 2000....60