Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №177820

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО 10
СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1. Неполная семья как объект комплексного сопровождения 10
1.2. Комплексное сопровождение неполных семей: сущность, понятия, 20
направления
2. СПЕЦИФИКА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 31
НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Диагностика проблем неполных семей (на примере МБОУ «СОШ 31 № 50 г. Белгорода»)
2.2. Проект комплексного сопровождения неполных семей 41
«Узнавайка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60


Актуальность темы исследования. Выбранная тема является актуальной по следующим основаниям: во-первых, современный институт семьи находятся в стадии кризиса, последствиями которого стали изменения, происходящие в брачно-семейной структуре. Теперь, наряду с традиционной моделью семьи (отец - мать - ребенок), развивается, так называемая, альтернативная модель (монородительская или неполная семья). Выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По данным статистики, на сегодняшний день, в Российской Федерации число неполных семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, составило 5 742 017 млн., из них 654 969 тыс. семьи отцов-одиночек [71].
Во-вторых, вне зависимости от причин возникновения структурной неполноценности, монородительские семьи сталкиваются с рядом проблемам, экономического, бытового, правового, медицинского,
педагогического, психологического характера, для решения которых монородительским семьям необходима помощь со стороны государства и общества, которая может быть организована, в виде комплексного сопровождения данной категории семей. Комплексное сопровождение направленно на раскрытие внутреннего потенциала неполых семей , активизацию необходимости самостоятельного преодоления своих проблем и создание социально-психологических, социально-педагогических,
социально-правовых условий, направленных на восстановление социальных контактов неполных семей. Субъектами оказания комплексной помощи неполным семьям могут выступать не только специалисты социальных служб, но и специалисты общеобразовательного учреждения.
Практичность и актуальность привлечения общеобразовательного учреждения к решению проблем неполных семей, посредством организации в данном учреждении комплексной помощи монородительским семьям связана: во-первых, сотрудничество основывается на долгосрочной перспективе взаимодействия неполной семьи и школы (обучение детей 1 - 11 класс); во-вторых, своевременное диагностика и коррекция может осуществляется на ранних этапах развития проблем, что значительно снижает риски их обострения.
Основными видами комплексной помощи неполным семьям в общеобразовательном учреждении, в силу специфики его деятельности, являются проблемы социально-педагогического и социальнопсихологического характера. Отклонения, приводят к нарушениям воспитательного процесса неполных семей, и, соответственно, к формированию и развитию напряженности в отношениях между монородителем и ребенком; к частым ссорам и конфликтам; к развитию в неполных семьях девиантных форм поведения детей; к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних детей из числа неполных семей.
Таким образом, организация комплексного сопровождения неполных семей в условиях общеобразовательного учреждения, являются крайне актуальной темой, так как привлечение общеобразовательного учреждения, в силу специфики его деятельности к работе с неполной семьей, поможет справится данной категории семей с проблемами социально-педагогического и социально-психологического характера.
Степень научной разработанности. Тема исследования по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь пересекаются научные интересы педагогов, психологов, социологов, правоведов, философов и демографов. В отечественной науке имеются фундаментальные работы, посвященные проблематике семьи в целом: А.И. Антонов, Т.М. Афанасьев, И.В. Бестужева-Лада, А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, И.В. Гребенникова С.И. Голод, И.А. Гундаров, А.А. Клецин, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич, Н.А. Соловьев, М.С. Мацковский, В.М. Медков Ю.Б. Рюриков и других.
Основой для изучения проблем неполных семей, решающихся посредством оказания комплексного сопровождения, стали исследования отечественных ученых. Так, например, исследованиями в области проблем жизнедеятельности неполных семей в современной России занимались: И.В. Борисова, Т.Ю. Гущина, И.Ф. Дементьева, Л.Г. Лунякова.
Семья как особый клиент социальной работы исследуется в трудах Л.С. Алексеевой, Е.Ю. Алешиной, P.M. Ахмадинурова, Дж. Бариз, С.В. Дармодехина, Г.И. Климантовой, Ф.А. Мустаевой, И.И. Осиповой,
O. Л. Потрикеевой, М.В. Раджаевой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, Е.И. Холостовой, Т.В. Шеляг, Е.Р. Ярской-Смирновой. В работах этих авторов выделены как типичные проблемы организации эффективной социальной поддержки, помощи семье, так и те изменения, которые необходимо осуществить для повышения эффективности социальной работы с различными категориями семей, в том числе с неполной семьей.
Вопросы организации социальной поддержки семьи рассматриваются Б.Н. Алмазовым, О.Ю. Арсентьевой, А.В. Артюховым, В.Н. Архангельским,
P. M. Ахмадануровым, Е.Б. Бреевой, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехиным,
З.П. Замараевой, Е.Ф. Лаховой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, В.Ф. Туринским, Е.И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой. В трудах данных ученых определены те типичные проблемы, которые возникают при осуществлении социальной поддержки различным категориям семей, в том числе неполным семьям в современных условиях.
Изучение проблем неполных семей, развивающихся на фоне нестабильной социально-экономической ситуации, занимались такие ученые как: Е.П. Арнаутова, А.И. Антонова, В.А. Борисова, Л.Я. Олифиренко, Е.И. Сермяжко. Проблемы неполных семей и их воздействие на личность ребенка рассматривали: М.И. Буянова, В.М. Целуйко и др.
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы, связанная с нарушениями поведения детей из неполных семей. За последнее время психологи и педагоги выполнили ряд исследований по изучению, диагностике и коррекции нарушений поведения. Этому посвящены работы (И.С. Кона, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко и др.) и проблемы, неполных семей, связанная с низким воспитательный потенциалом (Е.К. Васильева, Н.Н. Васягина, А.М. Демидов, И.Ф. Дементьева).
Среди научных публикаций, раскрывающих особенности социального обслуживания семей с детьми, можно выделить: М.Л. Захарова, A.M. Панова, Э.Г. Тучковой, Л.В. Топчия, Я.М. Фогеля.
Особенности развития сопровождения раскрываются в трудах: Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, Е.И. Казаковой.
Социально-психологическое сопровождение неполных семей, в своих исследования, затрагивали такие авторы как: А.И. Захаров, А.Я. Варга, Р.В. Овчарова. Оказание неполным семьям социально-педагогического сопровождения, изучали: Р.А. Литвак, Т.И. Шульги.
Таким образом, непосредственным изучением, отдельно взятых, проблемы неполных семей занимались многие российские исследователи, но имеется недостаточная научная разработанность, относительно, применения комплексного сопровождения к решению проблем неполных семей; проблемой исследования является - поиск методов и механизмов, направленных на совершенствование процесса комплексного сопровождения неполной семьи в условиях общеобразовательного учреждения.
Объект исследования - комплексное сопровождение неполных семей.
Предмет исследования - специфика комплексного сопровождения неполных семей в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования - раскрыть специфику комплексного сопровождения неполных семей и предложить социальный проект, направленный на совершенствование данного процесса в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи исследования:
• рассмотреть теоретические основы комплексного сопровождения неполных семей;
• охарактеризовать специфику комплексного сопровождения
неполных семей в условиях общеобразовательного учреждения;
• провести диагностику проблем неполных семей и предложить
проект интерактивного клуба для неполных семей «Узнавайка»
Теоретико-методологическая основа исследования. В основу теоретической базы исследования положены: концепция социальнопсихологической и социально-педагогической поддержки неполных семей (Т.В. Анохина, О.С. Газман, Н.Ю. Корнева); концепция детско-родительских отношений в неполных семьях (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); теория социально-психологических отношений в семьях отцов-одиночек и матерей-одиночек (К. Кенфилд, Э. Фромм, Э. Эриксон); концепция развития внутрисемейных функций в неполных семьях (А.И. Антонов, А.Г. Волков, А.С. Спиваковская); концепция формирования личности ребенка, в неполных семьях, через социально-педагогическое сопровождение: (А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская).
В основу методологической базы исследования положены: функциональный и системный подходы (М. Вебер, Г. Бэйтсон, Э. Дюркгейм, Р. Мертон), аксиологический подход (В. Беляев, М. Каган, Н. Мамедов, Л. Столович), способствующие выявлению основных функций и факторов, влияющих на возникновение социальных, психологических и педагогических проблем, препятствующих нормальной жизнедеятельности неполных семей.
Методы исследования. Теоретические методы исследования: анализ научной литературы (позволил проанализировать специфику комплексного сопровождения неполных семей); анализ нормативно-правовых актов (способствовал изучению законодательной базы по данной проблематике); анализ интернет-источников (помог проанализировать статистические данные по теме исследования и изучить специфику возникновение неполных семей). Социологические методы исследования: опрос специалистов (анкетирование) (способствовал изучению проблем неполных семей и разработки путей их преодоления); анкетирование неполных семей (позволило выяснить основные потребности, проблемы неполных отцовских и материнских семей); метод наблюдения (позволил изучить основные социальные проблемы, присущие данной категории семей); анализ результатов, математические методы обработки полученных данных (SPSS22V) (позволили наглядно представить результаты проведенного исследования).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили: нормативно-правовые акты различных уровней: Конвенцию ООН о правах ребенка (1989 г.); Конституция РФ (1993 г.); Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; ФЗ «Об образовании в РФ» (2012 г.); ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации» (1999 г.); ФЗ « О
государственной социальной помощи» (1999 г.); ФЗ «Об основах
социального обслуживания в Российской Федерации» (1999 г.) ФЗ «О
дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» (2016 г.); ФЗ «Основные направления государственной семейной политики» (1996 г.); Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50» г. Белгорода); вторичные данные - результаты исследования: Проблемы социальнопедагогического сопровождения неполных семей - респонденты - 20
неполных семей и 20 экспертов (исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения в г. Новосибирске, А.А. Кусумовой, 2013г.) [41]; результаты исследования: Социально-психологические и
правовые проблемы неполной семьи - респонденты - 35 неполных семей и 10 экспертов (исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения в г. Владикавказе, И.М. Хадикова, М.Б. Цаликова, 2018 г.) [64].
Эмпирической базой исследования послужили: результаты
исследования, проведенного автором выпускной квалификационной работы «Диагностика проблем неполных семей в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №50» г. Белгорода»; сбор данных: (март - апрель 2019 г.) - метод анкетирования неполных семей (n=25), метод экспертного опроса (анкетирование специалистов) (n= 10), наблюдения....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы автором, был рассмотрен теоретический материал, касающийся социальных проблем неполных семей, с которыми они сталкиваются в процессе жизнедеятельности, описан процесс комплексного сопровождения неполных семей, а также разработан проект по оказанию комплексной помощи неполным семьям в регулировании детско-родительских отношений, через создание на базе МБОУ «СОШ № 50» г. Белгорода, интерактивного клуба для неполных семей «Узнавайка».
Роль семьи в воспитании будущего поколения огромна, поскольку, именно семья отвечает за процессы формирования личности будущих членов общества, за освоение ими социальных ролей, а также, умений и навыков необходимых для успешной интеграции в социум. Но, в силу структурной неполноценности, неполные семьи не могут в полной мере реализовывать свои основные функции. Особые опасения, со стороны общества, вызывает воспитательный потенциал неполных семей, снижение которого приводит к трудностям, связанным с реализацией, неполными семьями, механизмов социализации детей.
Не менее важным является и психологический аспект функционирования неполных семей. Введу нестабильности института семьи в современном обществе, развиваются специфические особенности, а именно: напряженность в отношениях между родителем и ребенком (конфликты, ссоры); деструктивные способы решению конфликтных ситуаций; проявление у детей из неполных семей девиантных наклонностей; отсутствие баланса между проявлением родительских чувств и выбранных методов воспитания. Все вышеперечисленные специфические особенности негативно воздействуют на личность как ребенка, так и его родителя, и, соответственно, снижают адаптивные возможности семьи в целом.
Однако стоит уточнить, что не только психологические и педагогические проблемы дестабилизируют функциональные способности неполных семей. Но, и проблемы экономического, медицинского, бытового, трудового, правового характера. Введу этого, неполные семье нуждаются в комплексном сопровождении.
В общем виде комплексное сопровождение направлено на решение проблем неполных семей, посредством слаженной работы специалистов различного профиля. В соответствии с законодательством Российской Федерации понятие комплексного сопровождения приравнивается к понятию государственная социальная помощь.
Субъектами комплексной помощи, оказываемой неполным семьям, наряду со специалистами социальных служб, выступают и специалисты общеобразовательные учреждения. Их деятельность, в силу специфики учреждения, представлена двумя основными направлениями помощи: социально-психологическим и социально-педагогическим. Оба вида помощи регламентируется профессиональными стандартами педагога-психолога и социального педагога.
Для выявления проблем неполных семей и совершенствования процесса оказания им комплексной помощи на базе МБОУ «СОШ № 50» г. Белгорода было проведено социологическое исследование. В котором приняли участи 25 неполных семей (20 матерей-одиночек и 5 отцов- одиночек) и 10 специалистов данного учреждения. Исходя из результатов анкет, был разработан социальный проект по оказанию комплексной помощи неполным семьям в регулировании детско-родительских отношений, через организацию на базе МБОУ «СОШ № 50» г. Белгорода интерактивного семейно-консультативного клуба для неполных семей «Узнавайка».



1. Конвенция о правах ребенка [Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года]: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959 (дата обращения: 30.01.2019)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный
закон от 30.12.2001 N 197- ФЗ (ред. от 07.03.2018)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683
(дата обращения: 30.01.2019);
3. Об образовании в Российской Федерации [Федеральный закон от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018)]: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174 (дата
обращения: 30.01.2019)
4. Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Российской Федерации [Федеральный закон от 24.06. 1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018)]: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509 (дата
обращения: 30.01.2019);
5. О государственной социальной помощи [Федеральный закон от 17.07. 1999 N 179-ФЗ (ред. от 01.04.2019)]: [Текст] // Российская газета, 16.04.2019. - С. 1-6.
6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации [Федеральный закон от 28.12. 2013 N 442-ФЗ (ред. от
01.05.2019)]: [Текст] // Российская газета, 12.05.2019. - С. 2-3.
7. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика
взаимодействия общественного и семейного воспитания «педагог - семья» [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М.: НОРМА, 2015. - 20 с.
8. Алешкина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] /Ю.Е. Алешкина. - М.: Класс, 2015. - 336 с.
9. Алексеева, Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: Социально-психологический аспект [Текст]/ Л.С. Алексеева. - М.: Папирус, 2015. - С.112 - 124.
10. Антонов, А.И. Микросоциология семьи [Текст] /А.И. Антонов. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 368 с.
11. Афанасьева, Т.М. Семейные портреты [Текст] /
Т.М. Афанасьева. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 205 с.
12. Башкирова, Н.Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполных семей [Текст] / Н.Н. Башкирова. - СПб.: Наука и техника, 2018. - 272 с.
13. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2014. - 298 с.
14ю Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 2018. - 207 с
15. Бучинская, Л.М. Семья: тысячи проблем воспитания [Текст] / Л.М Бучинская. - Пермь.: Кн. Изд-во, 2018. - 186 с....71



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ