СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Варианты тактической системы 7
1.2. Тактические комбинации 11
1.3. Тактика в отдельных действиях 15
1.4. Обязанности и тактика игроков в команде 17
1.5. Основы тактики футбола 22
1.6. Организация учебно-тренировочного процесса с юными
футболистами 29
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 41
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1. Экспериментальная методика отработки тактики игры
против усиленной обороны 43
3.2. Влияние экспериментальной методики на эффективность тактических действий 48
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Варианты тактической системы 7
1.2. Тактические комбинации 11
1.3. Тактика в отдельных действиях 15
1.4. Обязанности и тактика игроков в команде 17
1.5. Основы тактики футбола 22
1.6. Организация учебно-тренировочного процесса с юными
футболистами 29
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 41
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1. Экспериментальная методика отработки тактики игры
против усиленной обороны 43
3.2. Влияние экспериментальной методики на эффективность тактических действий 48
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Футбол стремительно развивается во всем мире. Это наглядно демонстрируют последние чемпионаты мира и Европы, клубные соревнования УЕФА и других конфедераций.
Уровень тренировок и соревнований молодых футболистов достиг новых высот во многих странах.
Тактика игры является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической технической и морально - волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.
Успех может принести только гибкая тактика. Каждая команда стремится играть, используя разнообразны тактические планы, иначе она вряд ли сумеет добиться больших побед в соревнованиях.
Под тактикой в футболе следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником.
Анализируя систему подготовки футболистов можно отметить, что вопросы обучения тактике футбола недостаточно разработаны в спортивной литературе, а специальных работ комплексного плана, освещающих методику тактической подготовки футболистов 14-15 лет, вообще нет. Исключение составляет только работы А.Н. Гальперина (1958 г.), В.И. Симакова (1980-1987 гг.) в которых они освещают
отдельные вопросы по тактической подготовке. Тем не менее, задача тактической подготовки футболистов исключительно актуальна.
В.С. Левин (2004) справедливо замечает, что «... в соревновательных играх тактическая деятельность футболистов состоит в постоянном решении оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнёром по команде и соперником. Совершенствование тактического мастерства рассматривают и как процесс, направленный на формирование способности эффективно применять технические приемы для обеспечения победы над противником на фоне непрерывно изменяющихся игровых условий». При этом тактическая подготовка не сводится только к обучению занятий по тактике: только теоретическое изучение всех возможных тактических действий не гарантирует их высокой эффективности в игре.
А.А. Кузнецов (2011) подчеркивает, что: «следует уделять значительное внимание тактической подготовке... Ее основная цель - наиболее эффективно использовать силы и возможности для победы над соперникам. Важно овладевать различными тактическими вариантами и уметь ими воспользоваться в разнообразных соревновательных условиях».
Наблюдения показывают, что обучение футболу в практической работе ограничивается их техникой подготовкой. Тактику же игры футболистам приходится усваивать непосредственно в играх: установки, даваемые тренером перед игрой, и разбор игр после состязаний, хотя и расширяют тактический кругозор футболистов 14-15 лет, все же представляют собой лишь теоретический материал, неподкрепленный обучением.
Указанная проблема сложна еще и потому, что имеет ярко выраженный возрастной психологический фактор. Ведь тактика игры требует не только знания о ее назначении и особенностях исполнения, но и значительного самоконтроля за своими действиями в процессе игры со стороны футболиста. Придерживать избранной тактике футболист должен действовать не с позиции личного желания выделиться и показать свою индивидуальность, а так чтобы его игровые действия вписывались в общий тактический рисунок команды. И если относительно квалифицированных футболистов этот вопрос более или менее ясен, то переходя к спортсменам 14-15 лет, это представляет собой комплексную программу. Подросткам свойственно выделиться, они хотят блеснуть высокой техникой, красивым ударом, что не всегда идет на пользу команде.
Между тем тактике необходимо обучать. Действительно, высокотехничный игрок, обладающий отличной технической подготовкой не сможет оказать существенного внимания на результат игры, если его игровые действия не будут соответствовать тактическим законам футбола.
Примером тому являются попытки покупки многими зарубежными клубами (в том числе и нашими) высококлассных нападающих, которые в одиночку хоть и придавали остроту атаками, но не приводили к победе всей команды. С другой стороны, как показывает нынешняя практика, успеха может добиться и «средняя» по составу команда, не имеющая «звезд», игроки которой обнаруживают высокую тактическую грамотность.
Таким образом, целью исследования является разработка методики тактической подготовки юных футболистов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в юношеском футболе.
Предмет исследования: методика совершенствования тактических взаимодействий футболистов 14-15 лет.
Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
1. Определить современные подходы к процессу тактической подготовки футболистов.
2. Разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования тактической подготовки юных футболистов.
3. Разработать практические рекомендации по тактической подготовке футболистов 14-15 лет.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование метода усложненных условий позволит совершенствовать процесс тактической подготовки футболистов.
Теоретическую базу исследования представляли работы различных специалистов.
Общую организацию тренировочного процесса Б.А. Аркадьев; В.В. Варюшин; Г.А. Васильков; А.А. Кузнецов; Г.А. Лисенчук; Г.В. Монаков; А.В. Попов; В.И. Симаков; Б.Г. Чирва.
Существенное значение в совершенствовании тренировочного процесса по тактической подготовке в футболе внесли отечественные специалисты: К.И. Бесков; А.М. Гальперин; А.М. Зеленцов; В.В. Лобановский; Б.Я. Цирик и др.
Проблему тактической подготовки юных специалистов раскрывают зарубежные авторы: Й. Бенгсбо; Б. Пейтерсон; К. Гиндлер; Д. Джармен; Р.Джоунз; М.Люкензи Ч. Хьюз; А. Чанади и др.
Методы исследования: анализ литературы; педагогическое наблюдение; метод педагогического контроля; педагогический эксперимент; математическая обработка полученных результатов.
Практическое значение исследования. Разработана и экспериментально апробирована методика совершенствования тактических действий футболистов 14-15 лет.
Апробация диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикации в Вестнике Белгородского института развития образования (Белгород, 2018). Результаты исследования внедрены в работу футбольного клуба «Белгород», о чем имеется акт внедрения.
Уровень тренировок и соревнований молодых футболистов достиг новых высот во многих странах.
Тактика игры является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической технической и морально - волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.
Успех может принести только гибкая тактика. Каждая команда стремится играть, используя разнообразны тактические планы, иначе она вряд ли сумеет добиться больших побед в соревнованиях.
Под тактикой в футболе следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником.
Анализируя систему подготовки футболистов можно отметить, что вопросы обучения тактике футбола недостаточно разработаны в спортивной литературе, а специальных работ комплексного плана, освещающих методику тактической подготовки футболистов 14-15 лет, вообще нет. Исключение составляет только работы А.Н. Гальперина (1958 г.), В.И. Симакова (1980-1987 гг.) в которых они освещают
отдельные вопросы по тактической подготовке. Тем не менее, задача тактической подготовки футболистов исключительно актуальна.
В.С. Левин (2004) справедливо замечает, что «... в соревновательных играх тактическая деятельность футболистов состоит в постоянном решении оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнёром по команде и соперником. Совершенствование тактического мастерства рассматривают и как процесс, направленный на формирование способности эффективно применять технические приемы для обеспечения победы над противником на фоне непрерывно изменяющихся игровых условий». При этом тактическая подготовка не сводится только к обучению занятий по тактике: только теоретическое изучение всех возможных тактических действий не гарантирует их высокой эффективности в игре.
А.А. Кузнецов (2011) подчеркивает, что: «следует уделять значительное внимание тактической подготовке... Ее основная цель - наиболее эффективно использовать силы и возможности для победы над соперникам. Важно овладевать различными тактическими вариантами и уметь ими воспользоваться в разнообразных соревновательных условиях».
Наблюдения показывают, что обучение футболу в практической работе ограничивается их техникой подготовкой. Тактику же игры футболистам приходится усваивать непосредственно в играх: установки, даваемые тренером перед игрой, и разбор игр после состязаний, хотя и расширяют тактический кругозор футболистов 14-15 лет, все же представляют собой лишь теоретический материал, неподкрепленный обучением.
Указанная проблема сложна еще и потому, что имеет ярко выраженный возрастной психологический фактор. Ведь тактика игры требует не только знания о ее назначении и особенностях исполнения, но и значительного самоконтроля за своими действиями в процессе игры со стороны футболиста. Придерживать избранной тактике футболист должен действовать не с позиции личного желания выделиться и показать свою индивидуальность, а так чтобы его игровые действия вписывались в общий тактический рисунок команды. И если относительно квалифицированных футболистов этот вопрос более или менее ясен, то переходя к спортсменам 14-15 лет, это представляет собой комплексную программу. Подросткам свойственно выделиться, они хотят блеснуть высокой техникой, красивым ударом, что не всегда идет на пользу команде.
Между тем тактике необходимо обучать. Действительно, высокотехничный игрок, обладающий отличной технической подготовкой не сможет оказать существенного внимания на результат игры, если его игровые действия не будут соответствовать тактическим законам футбола.
Примером тому являются попытки покупки многими зарубежными клубами (в том числе и нашими) высококлассных нападающих, которые в одиночку хоть и придавали остроту атаками, но не приводили к победе всей команды. С другой стороны, как показывает нынешняя практика, успеха может добиться и «средняя» по составу команда, не имеющая «звезд», игроки которой обнаруживают высокую тактическую грамотность.
Таким образом, целью исследования является разработка методики тактической подготовки юных футболистов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в юношеском футболе.
Предмет исследования: методика совершенствования тактических взаимодействий футболистов 14-15 лет.
Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
1. Определить современные подходы к процессу тактической подготовки футболистов.
2. Разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования тактической подготовки юных футболистов.
3. Разработать практические рекомендации по тактической подготовке футболистов 14-15 лет.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование метода усложненных условий позволит совершенствовать процесс тактической подготовки футболистов.
Теоретическую базу исследования представляли работы различных специалистов.
Общую организацию тренировочного процесса Б.А. Аркадьев; В.В. Варюшин; Г.А. Васильков; А.А. Кузнецов; Г.А. Лисенчук; Г.В. Монаков; А.В. Попов; В.И. Симаков; Б.Г. Чирва.
Существенное значение в совершенствовании тренировочного процесса по тактической подготовке в футболе внесли отечественные специалисты: К.И. Бесков; А.М. Гальперин; А.М. Зеленцов; В.В. Лобановский; Б.Я. Цирик и др.
Проблему тактической подготовки юных специалистов раскрывают зарубежные авторы: Й. Бенгсбо; Б. Пейтерсон; К. Гиндлер; Д. Джармен; Р.Джоунз; М.Люкензи Ч. Хьюз; А. Чанади и др.
Методы исследования: анализ литературы; педагогическое наблюдение; метод педагогического контроля; педагогический эксперимент; математическая обработка полученных результатов.
Практическое значение исследования. Разработана и экспериментально апробирована методика совершенствования тактических действий футболистов 14-15 лет.
Апробация диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикации в Вестнике Белгородского института развития образования (Белгород, 2018). Результаты исследования внедрены в работу футбольного клуба «Белгород», о чем имеется акт внедрения.
1. В процессе подготовки футболистов 14-15 лет важное значение должна занимать не только физическая, морально-волевая и техническая подготовка, но и обязательное обучение тактике игры. Так как на современном этапе развития футбола высокий спортивный результат можно показать только при четкой организации тактических действий команды.
2. В результате проведенного исследования мы установили, что обучение тактическим действиям футболистов 14-15 лет можно начинать уже на ранних этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса. В качестве основных направлений в тактической подготовке футболистов 14-15 лет следует признать отработку элементов тактических действий и последующие их включения в тактические схемы и модели.
3. Особенность методики тактических действий футболистов в экспериментальной группе заключался в увеличении количества единоборств в усложненных условиях при увеличенном количестве защитников или плотности противодействия при индивидуальном единоборстве.
4. Как показали результаты педагогического эксперимента, футболисты успешно справляются с выполнением специальных упражнений, направленных на формирование навыков тактических действий при коллективной атаке. В экспериментальной группе, где обучению тактике уделялось повышенное внимание, наблюдался и более высокий прирост навыков владения элементами тактики игры в футбол. Кроме того, футболисты этой группы имели более высокий и значимый уровень игровой активности по различным компонентам игровой деятельности.
2. В результате проведенного исследования мы установили, что обучение тактическим действиям футболистов 14-15 лет можно начинать уже на ранних этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса. В качестве основных направлений в тактической подготовке футболистов 14-15 лет следует признать отработку элементов тактических действий и последующие их включения в тактические схемы и модели.
3. Особенность методики тактических действий футболистов в экспериментальной группе заключался в увеличении количества единоборств в усложненных условиях при увеличенном количестве защитников или плотности противодействия при индивидуальном единоборстве.
4. Как показали результаты педагогического эксперимента, футболисты успешно справляются с выполнением специальных упражнений, направленных на формирование навыков тактических действий при коллективной атаке. В экспериментальной группе, где обучению тактике уделялось повышенное внимание, наблюдался и более высокий прирост навыков владения элементами тактики игры в футбол. Кроме того, футболисты этой группы имели более высокий и значимый уровень игровой активности по различным компонентам игровой деятельности.
Подобные работы
- Методика совершенствования тактической подготовки юных футболистов 12-13 лет
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Технико-тактическая подготовка юных футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Тактическая подготовка юных футболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование технико-тактических действий юных футболистов в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА УПРОЩЕННЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018



