Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«СВОЙ» / «ЧУЖОЙ» В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ СТУДЕНТОВ СПО Г. ТОМСКА

Работа №177805

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

антропология

Объем работы160
Год сдачи2025
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические основы изучения межэтнических отношений в
полиэтничной студенческой среде образовательного учреждения среднего профессионального образования 13
1.1 Межэтнические отношения в учреждении среднего профессионального образования
как особый объект исследования 17
1.2 Практика реализации исследования: барьеры входа в «поле», основные гипотезы 20
1.3 Оценка межэтнических отношений в техникуме по результатам наблюдений и
анкетирования 25
2 Межэтнические отношения как фактор социальной адаптации студента этнического
меньшинства 40
2.1 Особенности социальной адаптации 40
2.1.1 Факторы социальной адаптации студента этнического меньшинства в полиэтничной
среде 44
2.1.2 Стратегия и факторы адаптации студентов из Тувы 50
2.2 Факторы трансформации этнической идентичности студента этнического
меньшинства в полиэтничной среде 56
3 Межэтнические отношения и конфликт 61
3.1 Проявление нетерпимости на этнической почве в техникуме 64
3.2 Столкновение с ксенофобией в прошлом как фактор восприятия конфликта в
настоящем 68
3.3 Рекомендации по результатам исследования 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Приложение А 85
Приложение Б 89
Приложение В 102
Приложение Г 113
Приложение Д 116


Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Тема межэтнических отношений в студенческой среде среднего профессионального образования в фокусе исследования антропологов и этнографом явление редкое, и не относится к изученным. В научной среде традиционно исследовательский интерес представляет иностранное и транслокальное студенчество в системе высшего образования, а исследовательская оптика настроена на изучение проблем адаптации студентов различных национальностей к новой среде принимающего учебного заведения и городского пространства.
Между тем, указанное выше исследовательское поле приобретает особую значимость в условиях возрастающего спроса на СПО. По результатам приемной компании 2023 года около 60 процентов девятиклассников и 30 процентов одиннадцатиклассников на территории Российской Федерации выбрали среднее специальное образование для реализации образовательной стратегии после окончания школы. В количественном выражении это 1,2 миллиона человек . Так, согласно докладу «О реализации государственной политики в сфере образования в Томской области 2023» (в рамках Часа Губернатора, заседание Думы Томской области от 26.09.2024 г.)
из томских школ в 2023 г. выпустились 16 339 выпускников. При этом в учебные заведения СПО поступило 9 933 человека. Из них 7018 человек поступили на бюджет, 2915 человек поступили на платной основе . Из содержания стенограммы заседания Думы Томской области от 26.09.2024 г. следует, что «65 процентов детей после девятого класса предпочитают обучение в среднем профессиональном образовании» . Из анализа статических данных следует, если в 2010 г. трое из десяти выпускников 9 и 11 классов выбирали в качестве образовательной стратегии получение среднего профессионального образования, то в 2024 г. таких выпускников уже 6 из 10.
Из указанного можно заключить, что обучение в учреждениях СПО пользуется популярностью у молодых людей в возрасте 15-17 лет.
При этом следует отметить, что принцип набора студентов в выбранное для анализа учреждение СПО весомо отличается от школьного, является экстерриториальным, вследствие чего происходит расширение возможности межэтнической коммуникации, к чему может быть не готов вчерашний школьник.
Особую ценность работе придает юношеский возраст субъектов межэтнических отношений, поскольку как отмечено исследователями М.А. Негашевой, В.П. Михайленко, В.М. Корниловой в работе «Разработка нормативов физического развития юношей и девушек 17-18 лет», «юношеский период онтогенеза... характеризуется достижением дефинитивной зрелости всех систем организма, и именно в это время молодые люди испытывают сильное давление среды вследствие нарастающей интеллектуальной и социальной нагрузки при переходе от детской зависимости к самостоятельной жизни» .
В указанном контексте межэтнические отношения, осложненные излишней конфликтностью и ксенофобией, способны существенно увеличить социальную нагрузку на молодого человека, участника межэтнической коммуникации.
Уникальная особенность российского общества, заключающаяся
в многонациональности и многоконфессиональности, одновременно
с привлекательностью культурного разнообразия несет в себе и импульс социальной напряженности, имеющей под собой этническую почву. Указанная исключительная характеристика общества придает актуальную значимость исследованию, поскольку характеристика межэтнических отношений является важным фактором, влияющим на адаптацию студентов из национальных регионов. Согласно результатам опроса и интервью населения 100 населенных пунктов в 44 краях, областях и республиках России по теме «Ксенофобия в России: оценка ситуации», проведенных в октябре 2005 года и опубликованных Фондом «Общественное мнение», 36% опрошенных не осуждают ксенофобию по отношению к иностранцам, 60% опрошенных указали, что проявление ксенофобии часто встречается .
Показателен результат другого исследования - опроса населения по теме «Межнациональные отношения», проведенного в октябре 2004 г., в ходе которого 40% опрошенных (из 2100 респондентов) на вопрос «по вашему мнению, следует или нет ограничить въезд в вашу область, район, город приезжих из других регионов?» ответили - «следует»; а 63% опрошенных на вопрос «по вашему мнению, следует или нет ограничить въезд в вашу область, район, город представителей некоторых национальностей» также ответили «следует». При этом около половины респондентов (44% - в 2002 г. и 52% в 2004 г.) одобрительно отнеслись к возможности принятия решения в своем регионе о выселении за пределы региона представителей некоторых национальных групп .
Согласно исследованию ксенофобии у российской молодежи (школьников старших классов и студентов) Т.П. Скрипкиной из 828 респондентов 414, т.е. 50% вошли в «группу риска». Вошедшие в указанную группу респонденты соответствовали критериям: «низкий уровень общей толерантности, низкий уровень этнической толерантности и высокий уровень ксенофобии». При этом в «группе риска» преобладали ученики старших классов .
Таким образом, актуальность настоящей работы предопределена слабой изученностью поля этнографического исследования, высокой социальной значимостью и опасностью межэтнических конфликтов, популярностью среднего профессионального образования среди выпускников 9, 11 классов, формированием в учреждениях СПО новой более разнообразной полиэтничной среды; распространенностью настроений ксенофобии в российском обществе и среди молодых людей обозначенного возраста.
Степень научной разработанности проблемы. Межэтнические отношения являются объектом исследования многих научных дисциплин. Культура межнациональной коммуникации как научная и практическая проблема педагогической науки изучалась в контексте интернационального и гражданско-патриотического воспитания в школе многими педагогами - теоретиками, такими как Г.Н. Волков , Р.Т. Гарданов, А.И. Доронченков, В.Г. Крысько и многими другими в рамках этнопедагогики и в контексте дефиниции - этнической культуры воспитания. Особое внимание уделялось двуязычию образовательной среды при одинаково уважительном отношении к каждому из языков.
Ученые в своих умозаключениях приходят к выводу, что для формирования культуры межнациональных отношений в образовательной среде необходимо разрешать педагогические задачи воспитания и обучения, основываясь на общечеловеческих ценностях.
В качестве примеров социологических исследований межэтнических отношений можно назвать работу Е.М. Тюленевой из Красноярска, установившей, что этническая компонента не определяет содержание межличностной коммуникации студентов младших курсов высшего учебного заведения.
В 2012 г. в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники проведено исследование на тему «Проблема создания модели социокультурной интеграции иностранных студентов» при финансовой поддержке Администрации Томской области с целью выявления и оценки реально существующих проблем интеграции иностранных студентов в конкретном регионе, в выборке участвовало 225 студентов . На основании результатов указанной работы исследователями сделаны следующие выводы:
- большинство проблем носят универсальный характер и не зависят от национальной принадлежности и вида миграционных потоков (внешний, внутренний);
- ориентация региона (Томская область) на привлечение иностранных студентов должна сопровождаться созданием структурного подразделения, которое будет способствовать решению социальных проблем мигрантов (оформление документов, обучение языку, ознакомление с культурой принимающего сообщества), что будет способствовать более успешной первичной адаптации;
- при выборе социокультурной модели интеграции необходимо учитывать, как мотивации мигрантов пребывания на территории России (учебная миграция, рабочая, ПМЖ), так и готовность принимающего сообщества к притокам мигрантов;
- разработка программ интеграции и самореализации мигрантов должна основываться на особенностях культуры, традиций, обычаев мигрантов и общей истории государств;
- при наличии обширных миграционных потоков в регион (таких как г. Томск) необходима разработка и внедрение программы адаптации принимающего сообщества к мультикультурному обществу на региональном уровне с целью снижения культурного сепаратизма, мигрантофобий и расизма.
В работах антропологов и этнологов тема межэтнических отношений в сфере образования находится в тени проблемы социальной адаптации. Вслед за Е.Л. Капустиной, применивший транслокальный подход при исследовании трудовых мигрантов, изучая образовательных мигрантов, исследователи используют транслокальность как инструмент выявления совокупных связей исходного и принимающего сообществ, предопределяющих степень социальной адаптивности, интегрированности студентов к новым условиям.
Под социальной адаптацией, как правило, понимается процесс, описанный Е.А. Варшавер и А.Л. Рочевой, определяемый как выстраивание транслокальным мигрантом социальных связей с окружающими людьми и изучение пространства вокруг них, а под практиками социальной адаптации - способы приспособления к принимающему обществу, которые мигрант использует, чтобы привыкнуть к новым жизненным условиям .
Примерами исследований студенческой среды в ракурсе социальной адаптации являются работы Л.С. Елгиной «Социальная адаптация студентов в вузе» ; С.В. Дементьевой, Е.В. Гиниятовой «Учебная миграция в Томский политехнический университет: механизмы и практики эффективной адаптации» , Е.В. Горбуновой (Колотовой) «Адаптация студентов 1-3 курсов бакалавриата/специалитета к университетской жизни (в НИУ Высшая школа экономики в 2011-2012 годах исследования в учебном году)» ; Ю.Е. Горбачевой «Практики социальной адаптации транслокальных мигрантов в Томске (на примере студентов ФИПН ТГУ)» , Н.С. Хоч «Психологическая жизнестойкость как ресурс адаптации студентов из Тувы к образовательной среде научных центров Сибири» и др.
Французская исследовательница Жюлли Руссо в диссертации на соискание ученой степени доктора философии Университета Бордо II, по теме «Межэтнические отношения и идентичность в начальной школе. Влияние этнической группы, возраста и школьного контекста» отмечала важность межэтнических отношений при формировании личности ребенка, «межэтнические отношения, будь то межгрупповые, такие как межэтнические отношения, или межличностные, такие как выбор принадлежности, занимают определяющее место в формировании идентичности ребенка из-за их влияния на самооценку и этническую идентификацию» . Исследователь выделяет три важных фактора во взаимном влиянии межэтнических отношений и идентичности: принадлежность к определенной этнической группе, возраст ребенка и образовательную среду. В контексте своего исследования Ж. Руссо анализирует также такие явления как социальная и этническая идентичность ребенка в условиях полиэтничной среды.
Исследователи Т.Ц. Дугарова, доктор психологических наук, и Л.П. Сагалакова, преподаватель педагогического колледжа, изучали межнациональные отношения в фокусе формирования этнокультурной компетентности студентов Республики Тыва и Республики Бурятия, охватив исследованием по культурному признаку - русских студентов и представителей традиционной культуры: тувинцев и бурят. Согласно исследованию «с позиций компетентностного подхода основным результатом этнокультурного образования является этнокультурная компетентность», рассматриваемая авторами «как готовность к этнокультурному взаимодействию и взаимопониманию на основе знаний, суждений об этнических общностях и культурах» . Анализ результатов исследования позволил авторам прийти к выводу о несформированности этнокультурной компетентности у тувинских и русских респондентов. Весомая часть исследуемой студенческой молодежи продемонстрировала ксенофобию, нетерпимость, напряженность межэтнических отношений.
Доктор биологических наук Л.К. Будук-оол в исследовании «Особенности адаптации к обучению студентов республики Тува приходит к выводу, что в отличие от русских студентов «тувинцам присущи более высокий уровень тревожности, интровертированность, преобладание флегматического и меланхолического типов темперамента, что определяет низкий уровень их психосоциальной адаптации при обучении в вузе» . Одновременно, исследователь отмечает, что «у тувинцев процесс адаптации к образовательной деятельности определяется меньшим числом внутри- и межуровневых связей, что указывает на более высокие возможности их организма». В результате исследования ученый приходит к выводу о меньшей, в сравнении с русскими студентами, возможности к адаптации тувинских студентов к социально-психологической нагрузке, свойственной образовательному процессу.
Большой коллектив ученых, среди которых биологи, антропологи, экологи в исследовании «Сравнение морфофункциональной адаптации студенческой молодежи г. Кызыла и г. Москвы (в разных этнико-экологических условиях) одновременно с Л.К. Будук-оол отметили, «что проблемы морфофизиологической адаптации формируются под влиянием этнических и большого спектра социальных факторов» .
Общим выводом для работ антропологов и биологов по теме адаптации представителей определенного этноса является выделение социального фактора, как наиболее стрессового для адаптации представителей малых народностей, вызывающих снижение потенциала адаптации сильнее других факторов (природные условия и пр.). Вместе с тем, исследователи не выделяют среди социальных факторов, сказывающихся на протекании адаптации, характеристики/качество межэтнических отношений в среде пребывания человека.
Цель настоящей работы заключается в исследовании межэтнических отношений в студенческой среде учреждения СПО.
Данная цель обуславливает постановку следующих задач:
- определить факторы, влияющие на социальную адаптацию студентов этнического меньшинства;
- выявить проявления студентами нетерпимости по этническому признаку, провести анализ таких проявлений в случае выявления;
- описать и дать оценку конфликтам, воспринимаемым студентом этнического меньшинства как конфликт на этнической почве;
- сформулировать предложения по предупреждению и разрешению конфликта на этнической почве.
Объект исследования - межэтнические отношения в полиэтничной студенческой среде учреждения СПО
Предметом настоящего исследования являются факторы, определяющие межэтнические отношения в полиэтничной студенческой среде учреждения СПО.
В рамках заявленного исследования предпринята попытка применения синтеза эссенциалистского, конструктивистского и инструменталистского подходов.
Теоретическую основу исследования составили теории и концепции отечественных и зарубежных учёных, в качестве которых выступили работы, отражающие теории транснационализма и транслокальности, позволяющие рассматривать отдельного студента как живущего в нескольких мирах, включенного одновременно в несколько сообществ, в месте исхода самого студента или его предков и месте пребывания в исследуемом поле. Это работы О.Е. Бредниковой , Ю.Г. Волкова , М. Кайзер , Е.Л. Капустиной , Л. Кочетковой , О.И. Макаровой , С.С. Бразевича . Сравнение «двух миров» существования студента позволило в рамках исследования сформулировать метод сравнения сред как инструмент конструирования межэтнических отношений в полиэтничной образовательной среде. В основе метода сравнение характеристик среды выбытия студента и среды пребывания.
Теория этнического конфликта Дональда Горовица использовалась при исследовании конфликтов на этнической почве в студенческой среде.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу работы составляет комплекс полевых материалов, собранных в период с октября 2023 г. по март 2025 г.:
1) серия наблюдений за межличностной и межгрупповой коммуникацией студентов непосредственно во время образовательного процесса и вне его в период с февраля 2023 г. по апрель 2024 г. с целью фиксации особенностей взаимодействия между студентами;
2) Полуформализованные глубинные биографические интервью со студентами, представителями этнических меньшинств, которые позволили получить подробную информацию о конкретных практиках и стратегиях адаптации, явлениях трансформации и кризиса этнической идентичности под воздействием процессов адаптации и интеграции в принимающее сообщество, о проявлениях ксенофобии и различиях в восприятии конфликтных ситуаций студентами, имеющими опыт столкновения с нетерпимостью по этническому признаку в прошлом; интервью проводились с апреля 2024 г. по март 2025 г.;
Дополнением к указанным материалам послужили результаты применения социологического метода исследования в качестве дополнительного инструмента, а именно, письменного опроса в виде 121 анкеты.
Помимо полевых материалов также были проанализированы сведения статистической отчетности в сфере образования, запрошены дополнительные сведения в Министерстве просвещения Российской Федерации, проанализировано действующее законодательство, регламентирующее правосубъектность подростков.
С целью перевода литературы на иностранном языке (английском и французском) использовались инструменты искусственного интеллекта ЯндексОРТ и Яндекс Переводчик в связи с недостаточностью знания автором исследования указанных иностранных языков.
Научная новизна. В данной работе впервые предложен метод сравнения сред исхода студента и среды пребывания в образовательном учреждении и городе как системный метод предупреждения межэтнической напряженности в студенческой среде; позволяющий реализовать индивидуальный подход к адаптации студентов; облегчить период первичной адаптации.
Новизна заключается в социально-антропологическом фокусе исследования межэтнических отношений в полиэтничной студенческой среде, отличающем настоящее исследование от исследований педагогов, социологов, психологов, биологов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут применяться как в системе СПО, так и в системе обязательного образования на территории всей страны.
Отдельные результаты исследования озвучивались на третьем Томском антропологический форуме «Страхи и надежды в мире ускользающего благополучия» 3-5 октября 2024 г. и XX Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Цикличность и случайность в истории, культуре и политике» (г. Томск) 14-16 апреля 2025 г.
Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование межэтнических отношений в полиэтничной студенческой среде имеет непреходящую актуальность в силу многонациональной структуры населения страны, возраста участников исследования, от способностей поколения которых предотвращать и разрешать межнациональные конфликты будет зависеть стабильность и будущее страны. Исходя из уникальной полиэтничной «палитры» народов России в общественном пространстве на любом уровне должно быть комфортно представителю любого этноса и народности, каждый представитель своего народа должен чувствовать себя «своим, а не «чужим» в полиэтничной среде в любом уголке страны. Соответствуют ли приведенному идеальному представлению межэтнические отношения в учреждении СПО? На данный вопрос отвечает настоящее исследование, целью которого является изучение межэтнических отношений в полиэтничной студенческой среде учреждения СПО.
Для достижения поставленной цели исследователем были изначально определены четыре основных задачи: определить факторы социальной адаптации студентов этнического меньшинства; описать и дать оценку конфликтам, воспринимаемым студентом этнического меньшинства как конфликт на этнической почве; выявить проявления нетерпимости по этническому признаку, провести анализ проявлений в случае выявления; сформулировать предложения по предупреждению и разрешению конфликта.
Как представляется, в результате исследования все поставленные задачи достигнуты. Вместе с тем, первоначальные исследовательские гипотезы подтвердились лишь частично. Студенты этнического меньшинства в полиэтничном коллективе демонстрируют как обособленность от этнического большинства, так и интегрированность в среду большинства. Выявленный языковой барьер у части студентов, преимущественно у тувинцев, является существенным, препятствующим освоению учебного материала и межличностной коммуникации. Этничность не учитывается студентами при общении, группы внутри коллектива формируются по другому принципу, вместе с тем, на формирование группы влияет уровень владения русским языком. Проявления ксенофобии, как и предполагалось, носят единичный характер, но присутствует со стороны не только студентов, но и преподавателей.
При определении факторов, влияющих на социальную адаптацию студентов этнического меньшинства, собранные материалы позволили автору сформулировать метод анализа всей совокупности таких факторов (как общих, так и индивидуальных), названный автором - метод сравнения сред. Указанный метод позволяет на практике реализовать концепции транснационализма и транслокальности в фокусе гармонизации межэтнических отношений и предупрепреждения конфликтов на межэтнической почве в локальной межэтничной среде образовательного учреждения. Разработка метода не предусматривалась целью и задачами исследования, его формулирование стало своеобразным положительным побочным продуктом работы. Приведенные в работе характеристики метода являются общими, разработка метода требует самостоятельного исследования для уточнения методик сбора характеристик сред, математической обработки собранной информации, облегчающих применение метода на практике.
Другим сопутствующим результатом исследования стало выявление и описание трансформации и кризиса этнической идентичности как ответной реакции на успешную адаптацию. Автору удалось описать указанные явления в моменте, свидетельствующем о глубине и значимости происходящих изменений, характеризующихся готовностью отказаться от собственной этнической идентичности и экстраполировать результаты такого кризиса на процесс воспитания будущих детей.
Исследуя проявления нетерпимости и конфликтные ситуации на этнической почве в среде образовательного учреждения, исследователь приходит к выводу, что наличие у студента опыта столкновения в прошлом с проявлениями ксенофобии способствует сдержанности, осмотрительности по отношению к любым конфликтным ситуациям. Одновременно студенты, не обладающие таким опытом, а также значимым опытом межэтнической коммуникации в прошлом, в большей степени в сравнении с другими студентами склонны видеть этническую составляющую в любом межличностном или межгрупповом конфликте.
Проведенное исследование позволило сформулировать практические рекомендации учебному заведению, призванные сделать межэтнические отношения в образовательной среде более гармоничными.
Социально-антропологический фокус исследования межэтнических отношений представляется крайне важным, поскольку именно такой подход позволяет учесть этнические особенности участников отношений как основополагающий фактор взаимодействия. Исследовательские фокусы других отраслей науки такой фактор не учитывают либо учитывают недостаточно.
О значимости и положительном эффекте исследования свидетельствует апробация его результатов на заседании общественного совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений на территории муниципального образования «Город Томск» 3 июня 2025 г., в ходе которого актуальность исследования была подтверждена членами общественного совета. Одновременно члены общественного совета обратили внимание на необходимость проведения подобных исследований, распространение результатов исследования на систему образования в городе Томске и проведение лекций для преподавателей и учителей на основе проведенного исследования.



1 Конвенция о правах ребенка // ООН. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 10.02.2024).
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Администрации Томской области.
3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Администрации Томской области.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2025) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Администрации Томской области.
5 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Администрации Томской области.
6 Указ Президента РФ от 28.12.2024 № 1124 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Администрации Томской области.
7 Стенограмма 35-го собрания Законодательной Думы Томской области седьмого созыва. - URL: https://www.duma.tomsk.ru/document/view/1732 (дата обращения 24.03.2025).
8 Доклад о реализации государственной политики в сфере образования в
Томской области (2023). - URL:
https://bill.duma.tomsk.ru/Documents/Documents/PdfPrint/33116 (дата обращения
24.03.2025).
9 Сводные статистические отчеты ОО за 2014 год // https://docs.edu.gov.ru/document/0d60096fcf7f8312f44ae9a5554151c1/ (дата обращения 15.03.2025).
10 Сводные статистические отчеты СПО за 2015 год // https://docs.edu.gov.ru/document/25cece26079eace7c6a86dde2a7dafa9/ (дата обращения 15.03.2025).
11 Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № ОО- 1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2019/20 учебного года» // https://docs.edu.gov.ru/document/c38a1f764e0c77030235de22850ae531 (дата обращения 15.03.2025).
12 Численность населения России, федеральных округов, субъектов российской
федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более // Итоги ВПН-2020. Том 1 Численность и размещение населения
https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom1_Chislennost_i_razmeshchenie_naseleniya (дата
обращения: 02.04.2025).
13 Национальный состав населения // Итоги ВПН-2020. Том 5 Национальный
состав и владение языками
https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom5_Nacionalnyj_sostav_i_vladenie_yazykami (дата
обращения 02.04.2025).
14 Сводный отчёт по форме федерального статистического наблюдения № СПО-
1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2020/21 учебного года //
https://docs.edu.gov.ru/document/66efe5a01f0b8c2578af12f5710b02b4 (дата обращения 15.03.2025).
15 Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года // https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3 (дата обращения 15.03.2025)..90


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ