ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 11
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Актуальность темы исследования. Процессы становления и дальнейшего развития местного самоуправления обусловили необходимость решения органами власти и муниципального управления принципиально новых инновационных задач. Изменение содержания целей, задач, функций, полномочий местных органов представительной и исполнительной власти повлекло за собой значительное усложнение деятельности муниципальных служащих. Успех проводимых в настоящее время политических, экономических и административных реформ во многом зависит от формирования такого кадрового корпуса муниципальных служащих, который соответствует требованиям государственной кадровой политики.
Условием результативности научно обоснованной инновационной управленческой деятельности является формирование стратегического мышления руководителей и муниципальных служащих, которое связано с усилением интеллектуальной составляющей сити-менеджмента и определяет необходимость внедрения и широкого использования в процессе муниципального управления интеллектуальных технологий. В обобщенном виде интеллектуальные технологии можно определить как специфический вид социальных технологий, предполагающих использование способности человека к рациональному мышлению, умению планировать, проектировать, критически оценивать результаты своей деятельности.
Проектирование и внедрение таких технологий становится задачей органов местного самоуправления. Опыт подобных практик постепенно накапливается в муниципальных образованиях. В частности, в городском округе «Город Белгород» в настоящее время определено направление формирования сверхтехнологичной и динамично развивающейся инфраструктуры современного города, главный вектор которого направлен на обеспечение качественно нового уровня жизни населения. Взят курс на создание и развитие территории с умной инфраструктурой, экологичной современной энергетикой, биотехнологиями. В соответствие с принятой концепцией Белгород должен в полной мере утвердить себя в качестве «умного города».
Стратегия управления интеллектуальным и инновационным потенциалом в городском округе «Город Белгород», муниципальная кадровая политика, комплекс современных кадровых технологий и практических мероприятий направлены на решение основополагающей задачи - формирование компетентного, интеллектуального,
высококвалифицированного кадрового состава муниципальных служащих, способных осуществлять на практике инновационное развитие территории, совершенствовать организацию предоставления услуг населению через концепцию «Умного города».
В этой связи исследование процесса внедрения интеллектуальных технологий в муниципальное управление имеет важное научно-практическое значение, что и определило выбор темы дипломного проекта.
Степень научной разработанности темы. Активное включение в процесс муниципального управления интеллектуальных технологий становится все более характерной чертой развития муниципальных образований, что находит свое отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов.
К исследованиям данного вопроса обращались ученые-теоретики и практики по проблемам государственного и муниципального управления. При подготовке дипломного проекта были весьма полезны труды и публикации по вопросам определения концептуальных подходов к исследованию социального управления (Г.В. Атаманчук, Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, Ч. Лэндри, В.И. Патрушев).
Об интеллектуализации муниципального управления писали В.П. Бабинцев, С.А. Боженов, Т.А. Гаврилова, Д.И. Муромцев и другие ученые.
Интерес представляют работы Е.В. Реутова, Т.С. Сергеевой, раскрывающие особенности социологического подхода в изучении понятия «Умный город». Вопросы кадрового обеспечения стратегии развития города освещаются в работах Ю.В. Астахова, Л.И. Ворониной, Н.Н. Деевой, В.Н. Иванова, М.А. Коломыцевой, О.В. Красина, И.А. Крутий .
Предметом исследования ученых становятся проектирование и функционирование социальной системы «Умный город» (С.Б. Булгаков, Л.Н. Гончарова, В.Н. Коваль, Л.Э. Лимонов), формирование и развитие инновационной городской среды (О.П. Козлитина, А.В. Манин, К.В. Харченко, В.А. Ядов).
В то же время необходимо отметить, что, несмотря на широкий круг работ по данному направлению, практически отсутствуют исследования, посвященные обоснованию механизмов внедрения интеллектуальных технологий на уровне конкретного муниципального образования, что свидетельствует о необходимости более детального изучения данной проблемы.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования системы муниципального управления и недостаточной разработанностью механизмов внедрения интеллектуальных технологий в деятельность исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что, если в настоящее время большинство интеллектуальных технологий недостаточно последовательно внедряется в практику муниципального управления, то основными причинами этого является неготовность муниципальных служащих к их применению, которая выражается в бюрократизации процесса управления, недостаточном уровне компетентности муниципальных служащих, психологической неготовности муниципальных чиновников к применению инноваций в управленческом процессе.
Объект исследования - процесс совершенствования муниципального управления.
Предмет исследования - механизмы внедрения интеллектуальных технологий в муниципальное управление.
Цель исследования - разработать рекомендации по внедрению интеллектуальных технологий в систему муниципального управления.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1) теоретически обосновать процесс интеллектуализации
муниципального управления;
2) провести диагностику условий внедрения интеллектуальных технологий в деятельности администрации городского округа «Город Белгород»;
3) разработать проект «Использование возможностей экспертного сообщества для интеллектуализации муниципальной службы в администрации города Белгорода».
Теоретико-методологическая основа исследования. Большое значение для теоретического исследования интеллектуализации муниципального управления имеет теория меритократии, разработанная М. Янгом, Д. Беллом, в которой получает обоснование проблема взаимосвязанности власти и интеллекта.
В дипломном проекте использованы принципы технологизации муниципального управления, разработанные в исследованиях зарубежных и отечественных авторов (С.И. Григорьева, Н.С. Данакина, Л.Я Дятченко, В.Н. Иванова, М. Маркова, В.И. Патрушева, Н. Стефанова).
При подготовке проекта использованы методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Кроме того, в рамках дипломного проекта были применены эмпирические методы, в частности экспертный опрос (анкетирование) и анализ данных.
В качестве основных методов исследования использованы методы эмпирического и теоретического исследования, включая методы структурно- функционального, системного и сравнительного анализа. Обработка первичной социологической информации осуществлялась с помощью методов структурного, сравнительного, факторного анализа, группировки и классификации социальных переменных, а также методов математической статистики при использовании социально прикладного программного обеспечения.
Эмпирическая база исследования представлена следующими источниками:
1) нормативно-правовыми актами, регламентирующими развитие муниципального образования;
2) служебными документами;
3) материалами, полученными в результате пилотажного
социологического исследования (анкетирования) «Оценка условий внедрения интеллектуальных технологий в процесс управления городским округом «Город Белгород», проведенного автором в октябре-ноябре 2012 г. среди муниципальных служащих (n=30).
Научно-практическая значимость исследования. Разработанные рекомендации по внедрению интеллектуальных технологий в процесс муниципального управления могут быть использованы в работе органов местного самоуправления для оптимизации их деятельности.
Выводы и предложения, сформулированные в дипломном проекте, могут служить теоретической и эмпирической базой для проведения дальнейших научных исследований в области изучения закономерностей формирования и особенностей развития системы интеллектуального управления городом.
Материалы дипломного исследования могут представлять интерес для работников сферы муниципального управления, преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих проблемы местного самоуправления, органов местного самоуправления.
Апробация результатов исследования. Теоретические и практические результаты, полученные в ходе дипломного исследования, изложены в статьях, опубликованных в сборниках научных работ молодых ученых и на форуме межрегионального приграничного сотрудничества.
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В ходе проведения дипломного исследования на тему «Внедрение интеллектуальных технологий в процесс муниципального управления (на примере администрации городского округа «Г ород Белгород»)» поставленные перед началом исследования задачи были решены. Так, были рассмотрены теоретические аспекты интеллектуализации муниципального управления. Кроме того, в рамках дипломного проекта проведен комплексный анализ практической деятельности администрации города Белгорода по внедрению интеллектуальных технологий в работу, а также предложен оригинальный механизм организации общественной экспертизы принимаемых управленческих решений.
По итогам исследования можно сделать вывод о том, что под интеллектуальными технологиями следует понимать специфический вид социальных технологий, предполагающий использование способности человека к рациональному мышлению, умению планировать, проектировать, критически оценивать результаты своей деятельности. К функциям таких технологий следует отнести: диагностическую, функцию моделирования, аналитическую и прогностическую. В свою очередь, процесс интеллектуализации муниципального управления представляет собой целенаправленную деятельность по формированию стратегического мышления муниципальных служащих, которой свойственны идейность, проблемность и инновационность.
Проведенный анализ позволил определить, что спектр применяемых в муниципальном управлении интеллектуальных технологий предельно широк. На основании структурно-функционального подхода среди них можно выделить типичные формы интеллектуализации муниципального управления: бенчмаркинг, краудсорсинг, командные и экспертные технологии, также технологии проектного управления. Качественными характеристиками эффективности интеллектуальных технологий выступают компетентность, профессионализм, уровень образования и подготовки муниципальных служащих.
Несмотря на применение в своей деятельности ряда интеллектуальных технологий (краудсорсинг, проектное управление, командные и экспертные технологии), органы местного самоуправления г. Белгорода испытывают ряд трудностей. Среди них: недостаток в бюджете города средств на реализацию ряда проектов и программ, и, как следствие, нехватка методического и материально-технического обеспечения; проблема недостаточной адекватности самооценки интеллектуального потенциала муниципальных служащих; проблема недостаточной готовности к использованию интеллектуальных технологий в повседневной практической деятельности работниками местной администрации; проблема недостаточности условий внедрения интеллектуальных технологий в деятельность исполнительнораспорядительного органа власти города Белгорода.
Оценивая условия внедрения в деятельность органов местного самоуправления интеллектуальных технологий, муниципальные служащие предлагают следующие эффективные меры: разработка и реализация новых направлений подготовки и переподготовки работников администрации, ориентация на формирование молодой и инновационно мыслящей команды управленцев, создание и использование процедур независимой экспертизы с целью избежать ошибок и принятия «слабых» управленческих решений, создание экспертной службы на базе муниципального автономного учреждения «Институт муниципального развития и социальных технологий», а также применение опыта работы органов муниципальной власти других субъектов РФ.
Эффективным механизмом интеллектуализации деятельности администрации городского округа «Город Белгород» представляется
разработка специального проекта, основной целью которого является создание муниципального экспертного сообщества, ориентированного на поиск вариантов решений социально значимых проблем, оптимизацию этих решений, оценку реакции различных социальных групп на возможные варианты решений, прогнозирование и планирование социальной или управленческой деятельности. Достижение цели проекта предполагает проведение ряда проектных мероприятий: 1) формирование нормативной базы, регулирующей организацию и проведение общественной экспертизы управленческих решений администрации города; 2) разработка системы мотивации посредством материальных стимулов и поощрений нематериального характера; 3) формирование инфраструктуры общественной экспертизы; 4) создание программ и направлений обучения и подготовки экспертов; 5) формирование каналов участия; 6) анализ результатов экспертных заключений: официальная презентация результатов, их
публикация в СМИ, размещение на официальном сайте органов местного самоуправления, на форумах, а также обобщение результатов экспертизы с последующим обменом опытом.
На основании проведенного в рамках дипломного проекта исследования можно предложить следующие рекомендации, направленные на оптимизацию практической деятельности администрации городского округа «Город Белгород» по внедрению интеллектуальных технологий:
1) принять Постановления главы администрации «Об общественной экспертизе управленческих решений исполнительно-распорядительного органа городского округа «Город Белгород»;
2) муниципальному автономному учреждению «Институт
муниципального развития и социальных технологий» сформировать базу экспертов;
3) Комитету финансов и бюджетных отношений администрации г. Белгорода включить расходы на организацию и проведение общественной экспертизы в проект бюджета города Белгорода на 2014 год;
4) Управлению информации и массовых коммуникаций администрации г. Белгорода разработать план информационного сопровождения формирования и деятельности экспертного сообщества;
5) муниципальному автономному учреждению «Институт
муниципального развития и социальных технологий»провести совещания с участием общественных экспертов;
Департаменту стратегического планирования, организационно -
аналитической и кадровой работы администрации г. Белгорода подписать договоры о сотрудничестве в области экспертной деятельности с высшими учебными заведениями города Белгорода, внешними научноисследовательскими институтами, а также с наиболее влиятельными общественными организациями и объединениями.
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк.
«Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 02 июня 2016 г. № 1083-р (ред. от 08 декабря 2016 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. № 265 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Алещенко, В.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России: пространственные проблемы [Текст] / В.В. Алещенко // Пространственная экономика. - 2015. - № 1. - С. 123-134.
7. Арекеева, А.Ю. О целях и задачах стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] / А.Ю. Арекеева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 4. - С. 120-126.
8. Балдина, Ю.А. Социально ответственное поведение субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] / Ю.А. Балдина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2015. - № 3-4. - С. 10-21.
9. Басиров, М.Б. Малое и среднее предпринимательство в сфере услуг в специфических условиях Юга России [Текст] / М.Б. Басиров // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 33. - С. 17-22.
10. Бухвальд, Е.М. Стратегическое планирование и новые подходы к политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства [Текст] / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский, И.В. Мальгина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2015. - № 1. - С. 31-39.
11. Воронина, В.Н. Малое и среднее предпринимательство в России - прошлое, настоящее, будущее [Текст] / В.Н. Воронина // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. - Серия: Социально-экономические науки. - 2015. - № 42. - С. 92-103.
12. Врублевский, Б.И. Поддержка развития малого и среднего предпринимательства [Текст] / Б.И. Врублевский, И.В. Сенько // Потребительская кооперация. - 2015. - № 3 (50). - С. 16-23.
13. Высоков, К.А. Культура и этика российского
предпринимательства [Текст] / К.А. Высоков // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12 (32). - С. 26-36.
14. Высоцкая, О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу [Текст] / О.А. Высоцкая // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2016. - № 2. - С. 94-96.
15. Дабин, С.А. Государственная поддержка развития
предпринимательства в контексте социальных изменений российского общества: Социологический анализ [Текст] : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / С.А. Дабин. - М., 2005. - 177 с....56