Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности 11
1.1. Понятие исследовательской деятельности в психологопедагогической науке 11
1.2. Исследовательские умения младших школьников и критерии их
сформированности 19
1.3. Организация внеурочной деятельности по русскому языку в
начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО 26
Глава 2. Содержание работы по развитию исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому
языку 38
2.1. Возрастные особенности развития исследовательских умений у
детей младшего школьного возраста 44
2.2. Педагогические условия развития исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому
языку 44
2.3. Экспериментальная работа по формированию исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности.51
Заключение 74
Библиографический список 77
Приложение
Актуальность исследования. Федеральный государственный
образовательный стандарт выдвинул конкретные требования к ученику начальной школы. Считается, что овладение метапредметными результатами вместе с проявлением волевых качеств личности возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В ФГОС НОО формулируется идея реализации личностно ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, в учебноисследовательскую.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Данные исследований Л.П. Виноградовой, А.В. Леонтович, А.Н. Подьякова, А.И. Савенкова говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе образования.
Однако в педагогике проблема организации исследовательской деятельности младших школьников является слабо разработанной. Таким образом, становится очевидным противоречие между гуманистической ценностью исследовательской деятельности, сообразной возрасту младших школьников, и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий и технологий для ее практического применения в образовательном процессе массовой школы.
В образовательной практике современной начальной школы наблюдается стихийный и бессистемный характер формирования исследовательских умений. Это ведет к наличию острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы обучающегося, в недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и, как следствие, в школьной дезадаптации. Как показывают исследования А.П. Гладковой, учителя начальных классов полагают, что в связи с загруженностью детей учебным процессом не следует ежедневно оставлять ребенка после уроков в школе (29%), что внеурочная деятельность - прерогатива специализированных детских учреждений (56%), а введение регулярных внеурочных занятий не влияет на достижение метапредметных образовательных результатов учащегося (75%), что говорит о неполном использовании в массовой практике начальной школы потенциала внеурочной деятельности в формировании исследовательских умений младшего школьника, в связи с недостаточной его исследованностью. Учителя начальных классов в большинстве своем имеют слабое представление о способах подготовки обучающихся к исследовательской деятельности. Те же, кто пытается заняться с младшими школьниками исследовательскими и учебноисследовательскими проектами, как правило, не испытывают удовлетворения от результатов такой работы. В этой связи актуальным представляется выявление закономерностей формирования исследовательских умений младшего школьника.
В педагогической науке сложились определенные предпосылки исследования формирования исследовательских умений младшего школьника в условиях внеурочной деятельности.
Первую группу составляют исследования, позволяющие раскрыть сущность исследовательских умений через анализ особенностей феномена исследовательского поведения (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, Т.М. Землянухина, А.С. Обухов, А.Н. Поддъяков) и исследовательской деятельности (В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Л.А. Казанцева, Е.А. Шашенкова), специфику учебно-исследовательской деятельности (В.И. Андреев, В.Д. Журавлев, А.М. Матюшкин, Ф.А. Орехов, Г.И. Селевко), освещающие проблемы развития исследовательских умений в учебной деятельности (А.Г. Иодко, О.Г. Проказова, Н.А. Семенова, В.П. Усачев).
Вторая группа исследований посвящена определению критериальноуровневых характеристик данных умений у младшего школьника (В.П. Бударкевич, О.С. Гребенюк, М.В. Кларин, Л.П. Козлова, Е.В. Кочановская, И.Я. Лернер, В.Н. Литовченко, Г.В. Макотрова, О.И. Митрош, Н.А. Семенова); анализу данных о творческих способностях младших школьников (Г.С. Альтшуллер, Т.Б. Гребенюк, А.М. Матюшкин, Г.Н. Неустроев, Я.А. Пономарев), положенных в основу определения уровней сформированности исследовательских умений.
Третья группа исследований раскрывает перспективы определения потенциала внеурочной деятельности в формировании исследовательских умений младшего школьника: отдельные принципы, подходы, формы, методы внеурочной работы, их место в воспитательной системе школы (З.В. Артеменко, Р.В. Банчуков, Д.А. Белоусов, Л.К. Голубев, И.П. Иванов, В.А. Караковский, B.C. Селиванов, Н.Л. Селиванова); сущность внеурочной деятельности обучающихся (Д.В. Григорьев, М.Р. Ермишева, Е.В.
Михайлова, Г.Н. Мусс, Л.Н. Петрова, Г.В. Складчикова, П.В. Степанов); возможности успешного формирования исследовательских умений на начальном этапе обучения в школе (Л.А. Казанцева, А.В. Леонтович, А.И. Савенков).
Четвертую группу составляют исследования закономерностей формирования исследовательских умений младшего школьника: феномена младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.В. Матюхина, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин), принципов построения теоретической модели процесса формирования исследовательских умений во внеурочной деятельности (В.Г. Афанасьев, Н.М. Борытко, В.А. Веников, Б.А. Глинский, А.В. Моложавенко и др.).
Однако остается недостаточно исследованной проблема формирования исследовательских умений, условий интеграции проектно-исследовательской деятельности в систему начального образования в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта, не конкретизирован развивающий потенциал внеурочной деятельности, не определены критерии и способы оценки эффективности формирования исследовательских умений младшего школьника. Таким образом, нами выявлены реально существующие противоречия:
- между объективной потребностью массовой практики начальной школы в расширении исследовательского аспекта деятельности младшего школьника по освоению основной образовательной программы и недостаточным теоретическим обоснованием понимания исследовательских умений младшего школьника как метапредметного результата образования;
- между необходимостью формирования исследовательских умений у обучающегося во внеурочной деятельности и фрагментарностью теоретических и методических разработок в области содержательных и процессуальных характеристик данного педагогического средства.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
способствующие развитию исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Объект исследования - исследовательские умения младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие развитию исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
В своем исследовании мы исходили из гипотезы о том, что развитие исследовательских умений младшего школьника в условиях внеурочной деятельности будет успешным, если:
- соблюдается система и по этапность в их формировании и развитии;
- созданы условия психологического комфорта, поощряется стремление учащихся к творчеству, не допускаются негативные оценки деятельности учащихся;
- учитываются возрастные особенности младшего школьника;
- используются разнообразные технологии, формы, методы и средства при проведении внеурочных занятий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу для определения понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность», «познавательная деятельность».
2. Изучить опыт педагогов-практиков и педагогов-ученых по описанию педагогических условий и технологий, способствующих развитию исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету.
3. Определить критерии сформированности исследовательских умений младших школьников.
4. Провести экспериментальную работу по теме исследования
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, учебно-методической документации; анализ Федерального государственного образовательного стандарта НОО; изучение опыта работы учителей- практиков; наблюдение, эксперимент.
Методологической основой исследования явились труды ученых, исследовавших феномен исследовательских умений через анализ особенностей феномена исследовательского поведения (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, Т.М. Землянухина, А.С. Обухов, А.Н. Поддъяков), работы по исследовательской деятельности (В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Л.А. Казанцева, Е.А. Шашенкова), труды, посвященные исследованию специфики учебно-исследовательской деятельности (В.И. Андреев, В.Д. Журавлев, А.М. Матюшкин, Ф.А. Орехов, Г.И. Селевко). Также в качестве методологической базы выступают работы ученых, направленные на анализ формирования исследовательских умений младшего школьника (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.В. Матюхина, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин; В.Г. Афанасьев, Н.М. Борытко, В.А. Веников, Б.А. Глинский, А.В. Моложавенко и др.)....
Известно, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.
Сегодня во всех российских школах действует новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест отведено проблеме развития исследовательских навыков учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников определена нами как специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. в процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися знаний, с использованием доступных для детей методов исследования. ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности.
В ходе исследования установлено, что проблема развития исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить несколько групп исследовательских умений: умение находить нестандартные решения к типовым задачам, умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение работать с информацией и находить решения, умение оценить полученные результаты и сделать выводы, умение объяснить и доказать свои идеи и другие умения, характерные для творческой личности. По мнению Савенкова А.И., именно эти исследовательские умения являются составляющими исследовательского поведения личности.
Овладение исследовательскими умениями в условиях внеурочной деятельности по русскому языку, обеспечивающей возможности выбора учеником направления деятельности, самостоятельного поиска новых способов действия, форм представления результатов; создание психологического комфорта, учет возрастных особенностей - все это способствует самостоятельному поиску учащимися решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
Проведенная экспериментальная работа позволила доказать, что выделенные нами педагогические условия, способствующие развитию исследовательских умений младших школьников, подтвердились. На этапе диагностики были определены исследовательские умения, нуждающиеся в корректировке развитии. Это организационные, рефлексивные, поисковые умения. Полученные результаты позволили нам четко выстроить программу формирующего этап эксперимента. Были разработаны внеурочные занятия кружка «К тайнам слова», организовано выполнение нескольких совместных проектов, в том числе и выпуск стенной газеты, посвященной русскому языку, проведены экскурсии в школьную библиотеку, областную научную библиотеку. Много внимания было уделено сбору и структурированию полученной информации. Мы также уделили особое внимание формированию в процессе внеурочных занятий рефлексивных умений - умения оценивать свою работу, свой вклад в общее дело, умение высказывать свое мнение о работе одноклассников. На наш взгляд, большую роль сыграла внеурочная деятельность для сплочения детского коллектива, дети стали более открытыми, стали задавать много вопросов и учителю, и одноклассникам, и родителям.
На каждом занятии мы делали все, чтобы учеником была осознана цельпредстоящей деятельности (цель является основным компонентом деятельности, который определяется как предполагаемый результат); осмыслены и внутренне приняты мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом (внутренние мотивы учебных действий, конкретизируя потребность в учебной деятельности, ориентируют детей на способы получения знаний, а не на результаты).
Организация поэтапного процесса формирования исследовательских умений обеспечила переход от выполнения действия с опорой на наглядные средства к умственной форме выполнения действия.
Процесс развития исследовательских умений у обучающихся третьего класса показал положительную динамику в овладении данными умениями, о чем свидетельствуют сравнительные результаты исследований на последнем этапе эксперимента, беседы с детьми и их родителями, данные наблюдений.
Таким образом, в ходе работы нами экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития исследовательских умений младших школьников: систематичность и целенаправленность исследовательской деятельности учащихся, учет возрастных особенностей детей при организации исследовательской деятельности; позиция и деятельность педагога, создание творческой атмосферы на занятии, использование различных форм и методов при организации внеурочных занятий, использование технологии деятельностного подхода к обучению, групповых и, индивидуальных исследовательских проектов, игровых форм работы и т.д.
1. Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник - М., 2001. - С. 64-68.
2. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович А.В., А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина Л.Ф. // Исследовательская работа школьников. - №1. - 2009 - С. 24 - 33.
3. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования
/ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. - М.:
Просвещение, 2009. - 120 с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике /Ш.А. Амонашвили - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996. - С.495.
5. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников /А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 2. - С. 8-11.
6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования /А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина //Вопросы психологии - 2007. - № 4. - С. 16-24.
7. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
8. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении /Г.А. Атанов - Изд-во: ЕАИ-Пресс, 2001. - 160 с.
9. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей - М., 2006. - С. 40 - 50.
10. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психологопедагогические аспекты языкового образования /Е.Д. Божович. - М.: Просвещение, 2002. - 134с.
11. Ванциян А.Г. Реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В. Занкова /А.Г. Ванциян, Н.В. Нечаева - Самара: «Федоров», 2010. - 224с.
12. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно
исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2004. - 21 с.
13. Виноградова, Н. Ф. Концептуальные основы построения учебнометодического комплекта «Начальная школа ХХ1 века» / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вента-Граф, 2013. - 48 с.
14. Волков А.Е. Модель «Российское образование - 2020» /А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 32-64.
15. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1991. - 214 с....67