Введение 3
Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования 5
1.1 История развития мини-футбола 5
1.2 Физическая подготовка в футболе 8
1.3. Характеристика координационных способностей 10
1.4. Методы и средства развития координационных способностей 16
1.5. Возрастные особенности развития координационных
способностей 22
Глава II. Методы и организация исследования 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 26
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1. Диагностика развития координационных способностей футболистов
10-11 лет. 28
3.2. Экспериментальная методика развития координационных
способностей футболистов 10-11 лет 29
3.3. Влияние экспериментальной методики на развитие координационных
способностей и обсуждение результатов 33
Выводы 36
Практические рекомендации 37
Список литературы 38
Актуальность исследования. «Мини-футбол (футзал) является одной из наиболее интенсивно развивающихся в мире спортивных игр, его эволюция в современную автономную разновидность классического футбола стала общепризнанным фактом» (С.Н. Андреев, 2007).
«Известно, что эффективное развитие системы подготовки спортсменов в любом новом виде спорта должно базироваться на реализации как общетеоретических положений спортивной тренировки, так и на формировании методологических основ с учетом его специфики» (Л.П. Матвеев,1991, 1999; Н.В. Платонов, 1997; А.В. Орлов, 2005). «Вместе с тем научно-методическое сопровождение мини-футбола по темпам явно отстает от развития игры» (М.С. Полишкис, С.Н. Петько, А.К. Беляков, 1997; С.Ю. Тюленьков, 2000; А.А. Полозов, 2003; С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, 2006).
Процесс организации и управления развитием этой модификации футбола в нашей стране осуществлялся в значительной степени стихийно, без должного научного обоснования, что и предопределило наличие в данной области спортивной деятельности целого ряда нерешенных проблем и лимитирующих факторов. Эта ситуация и интенсификация процесса дальнейшего развития мини-футбола в целом ряде регионов мира диктуют необходимость пересмотра устоявшихся взглядов на организацию и условия функционирования этого вида спорта в Российской Федерации, а также поиска и внедрения в практику более эффективных организационно¬управленческих форм и организационно-педагогических технологий, соответствующих современным тенденциям развития спорта [18].
Научно-методической литературы, в полной мере раскрывающей методические аспекты обучения и воспитания игроков в мини-футболе, различные стороны подготовки команд, явно недостаточно. Почти полностью отсутствуют данные по всем разделам подготовки мини- футбольных команд - физической, технико-тактической и психологической, их взаимосвязи и соотношениях.
В связи с вышеизложенным представляется правомерным констатировать наличие противоречия, в основе которого лежит, с одной стороны, необходимость повышения уровня физической подготовленности в мини-футболе, с другой - несформированность научно обоснованной методики ее проведения.
Цель работы - повысить уровень координационных способностей футболистов школьной секции.
Объект исследования - процесс физической подготовки школьников 10-11 лет занимающихся мини - футболом.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей футболистов школьной секции.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по теме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику развития координационных способностей футболистов в школьной секции.
3. Оценить эффективность экспериментальной методики по развитию координационных способностей футболистов 10-11 лет занимающихся мини - футболом.
Гипотеза исследования состояла в том, что развитие координационных способностей футболистов 10-11 лет будет протекать наиболее эффективно, если выявить наиболее значимые для успешности соревновательной деятельности в футболе виды координационных способностей, и в процессе подготовки применять разработанные нами комплексы специальных упражнений.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемая нами методика позволит повысить уровень координационных способностей футболистов, что обусловлено важностью при дальнейшей специализации на занятиях в школьной секции футбола.
Анализ научно-методической литературы и результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы: понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Возраст 10 - 13 лет является благоприятным для развития координационных способностей юных футболистов.
2. Разработана методика развития координационных способностей футболистов школьной секции, которая основывалась на применении разработанного нами комплекса специально - подготовительных упражнений.
3. Результаты сравнительного анализа данных контрольных тестов, полученных до и после педагогического эксперимента, убеждают в правомерности выдвинутой гипотезы. Так, в тесте «бег с мячом по прямой» прирост результата в экспериментальной группе составил - 0,7 секунды. В тесте «ведение мяча с хода» прирост результата в экспериментальной группе составил - 0,8 секунды, в тесте «обводка 10 стоек» прирост результата в экспериментальной группе составил - 0,9 секунды, в тесте «удары по воротам» прирост результата в экспериментальной группе составил - 0,7 раз. Разработанная методика может быть использована в учебно -тренировочном процессе подготовки футболистов школьной секции 10-11 лет.
1. Аладашвили, Г. А. Прыжковая подготовленность футболистов и методика ее оценки [Текст] / Г. А. Аладашвили. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 22 с.
2. Андреев, С. Н. Играй в футбол [Текст] / С. Н. Андреев. - М.: ПОМАТУР, 1999. - 135 с.
3. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе [Текст] / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М.: Советский спорт, 2006. - 224 с.: ил.; 21,5 см. - Библиогр.: с. 222. - 5000 экз
3. Антипов, А. В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14 летних футболистов в период полового созревания [Текст] / А. В. Антипов. - М.: Физическая культура и спорт, 2002. - 145 с.
4. Антипов, А. В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе [Текст] / А. В. Антипов, В. П. Губа, С. Ю. Тюленьков. - М., 2008. - 150 с.
5. Арестов, Ю. М. Подготовка футболистов высших разрядов [Текст] / Ю. М. Арестов, М. А. Годик. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 127 с.
6. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин. - М.: Наука, 1978. - 187 с.
7. Бабуждян, С. Г. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях [Текст] / С. Г. Бабуждян. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 27 с.
8. Базилевич, О. П. Моделирование тренировочных занятий футболистов [Текст] / О. П. Базилевич, А. М. Зеленцов. - М., 1973. - 108 с.
9. Бен Лакреш Жамиль Эддин. Техника ведения мяча футболиста разного возраста и методические приемы ее совершенствования [Текст] / Бен Лакреш Жамиль Эддин. - М., 1998. - 20 с.
10. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
11. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н. А. Бернштейн ; Центр. науч.исслед. ин-т физ. культуры. - М. : Медгиз, 1947. - 255 с. : ил.
12. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 193 с .
13. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
14. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной подготовки в спорте [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
15. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л. В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
16. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
17. Годик, М. А. Командные, групповые и индивидуальные упраж нения футболистов [Текст] / М. А. Годик. - М.: ГЦОЛИФК, 1995. - 250 с.
18. Губа, В. П. Прогнозирование двигательных способностей и основ ранней ориентации в спорте [Текст] / В. П. Губа, Р. Н. Дорохов, В. А. Быков, А. А. Солонкин. - М.: Олимпия Пресс, 2007. - 158 с.
19. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст] /В. И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 480 с.
20. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету физическаякультура [Текст] / Ю. Д. Железняк. - М.: Академия, 2006. - 272 с.
21. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 200 с.
22. Зеленцов, А. М. Уроки футбола [Текст] / А. М. Зеленцов,В. В. Лобановский, В. Коуэрвер, В. Г. Ткачук. - Киев: УСХА, 1996. - 256 с.
23. Искусство подготовки высококлассных футболистов [Текст] / Под ред. Н. М. Люкшинова. - М.: Советский спорт, 2006. - 432 с.
24. Казаков, А. М. Спортивные игры [Текст] / А. М. Казаков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 448 с.
25. Казаков, П. Н. Футбол [Текст] / А. М. Казаков. - М.: Физкультура и спорт, 2013 . - 256 с.
26. Карпенко, В. И. Методика совершенствования быстроты у футболистов на подготовительном периоде [Текст] / В. И. Карпенко. - Омск.: Феникс, 1997. - 164 с.
27. Качании, Л. Тренировка футболистов [Текст] / Л. Качании. - Братислава: Шпорт, 1984. - 288 с.
28. Козловский, В. И. Подготовка футболистов [Текст] / В. И. Козлов ский. - М.: Физкультура и спорт, 2014 . - 173 с.
29. Коц, Я. М. Физиологические основы физических качеств [Текст] / Я. М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 103 с. 28.Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]/ Ю. Ф. Курамшин. - М: Советский спорт, 2004. - 464 с.
30. Лаптев, А. П. Юный футболист [Текст] / А. П. Лаптева, А. А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 256 с. 30.Лисенчук, Г. А. Управление подготовкой футболистов [Текст] / Г. А. Лисенчук. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 92 с.
31. Лях, В. И. Двигательные способности [Текст] / В. И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 324 с.
32. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / А. М. Максименко. - М.: Типография 4-й филиал, 2001. - 320 с.
33. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : (общие основы теории и методики физ. воспитания ; теорет.-метод. Аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры) : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 542 с. : ил.
34. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. - СП б.: Издательство «Лань», 2003. - 160 с.
35. Минбулатов, В. М. Теория и методика физической культуры [Текст] / В. М. Минбулатов. - М.: Академия, 2006. - 270 с.
36. Монаков, Г. В. Подготовка футболистов [Текст] / Г. В. Монаков.
- М.: Советский спорт, 2007, - 288 с. Зб.Новокщенов, И. Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации [Текст] / И. Н. Новокщенов. - Волгоград: ВГАФК, 2003. - 334 с.
37.Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки [Текст] / Н. Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.
38. Озолин Н.Г.Настольная книга тренера: Наука побеждать/М., ООО «Издательство Астрель», 2003. - 336
39. Палфан, Я. Подготовка молодого футболиста [Текст] / Я. Палфан.
- М.: Физкультура и спорт, 1973. - 148 с.
40. Петровский, В. В. Организация спортивной тренировки [Текст] /В. В. Петровский. - Киев: Здоровья, 1978. - 96 с. 40.Портнов, Ю. М. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства [Текст] / Ю. М. Портнов, Ю. Д. Железняк. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
41. Пехтль В. Основы и методы тренировки ловкости// Учение о тренировке. -М.: Физкультура и спорт,1971.
42. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов - Киев «Олимпийская литература», 1997. - 583 с.
43. Рогачев, А. Ф. Оптимизация процесса подготовки юных футболистов в связи с динамикой развития физических качеств. Вопросыоптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов [Текст] / А. Ф. Рогачев, В. Д. Князев, А. П. Герасименко. - Волгоград: Волгоградская правда, 1988. - 19 с.
44. Романенко, А. Н. Тре нировка футболиста [Текст] / А. Н. Романенко. - Киев: Здоровье, 1984. - 261 с.
45. Савич, С. А. Футболист в игре и тренировке [Текст] / С. А. Савич. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 12 с.
46. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст] / М. Р. Сапин. - М.: Академия, 2005. - 432 с. 45.Тхоревский, В. И. Ф изиология человека [Текст] / В. И. Тхоревский. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - 492 с.
47. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. - К.,Здоровья, 1986. - 208с.
48. Филин, В. П. Основы юношеского спорта [Текст] / В. П. Филин, П. А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.
49. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта [Текст] / В. П. Филин . - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.
50. Фомин, Н. А. Возрастные особенности физического воспитания [Текст] / Н. А. Фомин. - М., 1977. - 320 с. 49.Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического вос питания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издате льский центр «Академия», 2005. - 144 с.
51. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спор та [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М., 2000. - 430 с.
52. Хрущев, С. В. Тренеру о юном спортсмене [Текст] / С. В. Хрущёв, М. А. Круглый. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 195 с.
53. Цирик, Б. Я. Футбол [Текст] / Б. Я. Цирик, Ю. С. Лукашин. - М.: Физкультура и спорт, 2013 . - 294 с. 53.Яблоновский, И. М. К проблеме возрастного развития школьников [Текст] / И. М. Яблоновский. - М.: ЦНИИФК, 1996. - 132 с.