Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы разработки
этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности по русскому языку 9
1.1. Этнокультуроведческий подход в языковом образовании в
начальной школе: проблем перспективы 9
1.2. Потенциал внеурочной деятельности в реализации
этнокультуроведческого подхода в языковом образовании... 17
Глава 2. Лингвометодические основы исследования 28
2.1. Понятие о диалектной лексике. Типы диалектных слов 28
2.2. Диалектная лексика как средство реализации
этнокультуроведческого подхода 36
Глава 3. Содержание работы по реализации
этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности по русскому языку в современной начальной школе (на материале диалектной лексики) 45
3.1. Проблема использования диалектной лексики в практике начального образования (обзор методической литературы) 45
3.2. Экспериментально-методическая работа по реализации
этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности по русскому языку (на материале диалектной лексики) 57
Заключение 78
Библиографический список 80
Приложение 90
Современной лингводидактикой всё активнее развивается мысль о культуроформирующей функции лингвистического образования и необходимости реализации этнокультуроведческого подхода в преподавании родного языка. С позиций этнокультуроведческого подхода родной язык рассматривается как предмет прежде всего мировоззренческий, культуроёмкий, как инструмент познания окружающего мира, как мощное средство воспитания, как поле приобретения социального и духовного опыта. Поэтому столь важным становится осознание словесниками «иного» взгляда на свой предмет, заключающегося в том, чтобы научить воспринимать язык «не как чистую грамматическую схему», а как «спрессованные веками феноменальные стороны философии, истории, духовной культуры», чтобы не только «знать о языке», а «...жить и действовать в языке» (Юлдашева, 1995, 41). В настоящее время в методике преподавания русского языка идут интенсивные поиски решения проблемы реализации этнокультуроведческого подхода в процессе школьного образования.
Анализ педагогической и методической литературы показывает, что актуальным в процессе реализации этнокультуроведческого подхода является обращение к местному языковому материалу, который является объектом изучения лингворегионоведения (термин Т.Ф. Новиковой). Необходимость использования в практике школьного преподавания родного языка данных лингворегионоведения обосновывается многими методистами и лингвистами (Г.Ф. Ковалев, Л.К. Лыжова, Т.В. Майорова, Т.Н. Сокольницкая, Т.Ф. Новикова, В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева и др.). Лингворегионоведение связано со сбором и изучением региональных особенностей языка; это самостоятельная отрасль лингвистики, занимающаяся изучением языковой среды определенного региона.
Важнейший объект лингворегионоведения - говоры русского языка, обращение к которым является уместным в сельских школах, где обучение проходит в условиях диалектного окружения. Это открывает широкие перспективы для использования диалектной лексики с целью реализации этнокультуроведческого подхода. Диалектная лексика, бытующая в говорах, отражает старинные обряды и обычаи, историческое прошлое региона, надежны и чаяния наших предков. И поэтому использование диалектных слов позволит формировать этнокультуроведческую компетенцию, которая предполагает как знание русского речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного быта, так и изучение обрядов, обычаев и т.д.
Значительным потенциалом в организации работы по реализации этнокультуроведческого подхода (на материале диалектной лексики) обладает внеурочная деятельность, которая позволит учителю организовать целенаправленную и систематическую работу по сбору диалектных лексических материалов, в которых сохранились отзвуки старины, материальной и духовной жизни народа. Включение учащихся в такую работу развивает у них любознательность, обостренное чувство слова, способствует углубленному пониманию литературной нормы, заставляет шире смотреть на язык как на общественное явление.
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Все это делает актуальным, во-первых, разработку различных видов и форм внеурочной деятельности; во-вторых, поиск дидактического материала, позволяющего на практике организовать внеурочную деятельность с младшими школьниками.
В процессе анализа педагогической и методической литературы нами было выявлено объективно существующее противоречие между потребностью в использовании диалектной лексики в процессе внеурочной деятельности как средства реализации этнокультуроведческого подхода и отсутствием специальных пособий, дидактического материала, который позволял бы решать эту задачу.
С учетом вышеизложенного была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: каковы возможности реализации этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности в начальной школе (на материале диалектной лексики). Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс реализации этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования - методические условия реализации этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе (на материале диалектной лексики).
Гипотеза исследования: диалектная лексика, отражающая обычаи, традиции, историю региона, является эффективным средством реализации этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности при соблюдении следующих условий:
- использование различных методов и приемов работы во внеурочной деятельности;
- отбор диалектной лексики на основе общедидактических принципов обучения;
- включение младших школьников в самостоятельную работу по сбору диалектной лексики.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику этнокультуроведческому подходу в языковом образовании в начальной школе.
2. Выявить потенциал внеурочной деятельности в реализации этнокультуроведческого подхода в языковом образовании.
3. Охарактеризовать особенности диалектной лексики и типы диалектных слов.
4. Выявить дидактический потенциал диалектной лексики в реализации этнокультуроведческого подхода в языковом образовании.
5. Охарактеризовать практический опыт использования диалектной лексики
6 в практике преподавания русского языка в начальной школе.
6. Доказать экспериментальным путем справедливость выдвинутой гипотезы.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения о связи языка и культуры (Л.И. Новикова, Е.А. Быстрова, Л.Н. Ляпина и др.); концепции, разрабатывающие региональный подход к изучению русского языка (Т.Ф. Новикова, Л.К. Лыжова, Т.В. Майорова, Т.Н. Плешкова, В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева и др.).
При решении поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по теме исследования, обобщение и анализ педагогического опыта; методы эмпирического уровня (наблюдение, анкетирование); диагностические методы (тестирование); педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали 3-4 классы МБОУ «Тростенецкая СОШ» Новооскольского района Белгородской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию работ по теме исследования, участие в межвузовских научных конференциях: 1. Ребенок в языковом и образовательном пространстве. Российская студенческая научная конференции. Елец, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, (26 - 27 апреля 2018 г.); 2. Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Международная научно - практическая конференция. Белгород, НИУ «БелГУ» (22-23 ноября 2018 г.).
Кроме того, апробация проходила в процессе экспериментальной работы с учащимся начальных классов, при выступлении с докладами на заведениях методических объединений начальных классов общеобразовательных школ Новооскольского района Белгородской области. По теме диссертации опубликовано две статьи.
Исследовательская работа осуществлялась в три этапа.
Первый этап (теоретико-поисковый, 2016 г.) был посвящен изучению психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы, анализу разных аспектов проблемы исследования; определялись его параметры, предмет, структура, гипотеза, методы, проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап (опытно-экспериментальный,2017-2018 г.) был этапом разработки содержания и методики формирующего эксперимента, его проведения, уточнялись возможности использования диалектной лексики как средства реализации этнокультуроведческого подхода.
Третий этап (теоретико-обобщающий, 2018 г.) включал в себя подведение итогов, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформление результатов исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были разработаны внеурочные занятия с использованием диалектной лексики, собран словарь диалектных слов села Тростенец Новооскольского района Белгородской области. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальной школы с целью регионализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.
Введение отражает актуальность и замысел исследования. В нем определяется цель, объект и предмет, задачи, гипотеза, методы исследования; указана научная новизна, практическая значимость, этапы исследования.
В первой главе «Теоретико-методические основы разработки этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» характеризуются особенности этнокультуроведческого подхода и выявляется потенциал внеурочной деятельности в реализации данного подхода.
Во второй главе «Лингвометодические основы исследования» дается понятие о диалектной лексике и типах диалектных слов, а также характеризуется этнокультуроведческий потенциал диалектной лексики.
В третьей главе «Содержание работы по реализации этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности по русскому языку в современной начальной школе (на материале диалектной лексики» охарактеризован практический опыт использования диалектной лексики в практике преподавания русского языка в начальной школе, описана экспериментально-методическая деятельность по реализации этнокультуроведческого подхода в процессе внеурочной деятельности (на материале диалектной лексики).
В Заключении обобщаются итоги и формулируются основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание опытно-экспериментальной работы.
Использование диалектной лексики в процессе внеурочной деятельности в начальной школе является важным средством приобщения учащихся к традициям и обычаям своего народа, поскольку именно диалектное слово является источником реконструкции народной ментальности. Происходящее в настоящее время нивелирование диалектов, утрата ими тех черт, которые отличают их от литературного языка, ведет к обеднению общенародного языка. В последние годы звучат громкие призывы сохранить и уберечь диалекты от разрушения и уничтожения. И в такой ситуации учителя сельских школ вместе со своими учениками могут внести определенный вклад в сохранение диалектов, которые являются феноменом культурного национального наследия.
Изучение методики внеурочной деятельности свидетельствует о том, что в настоящее время накоплен значительный опыт по организации и проведению внеурочных занятий. Проведенный анализ показал, что внеурочная деятельность позволяет учителю планомерно углублять интерес к русскому языку, воспитывать у школьников склонность осознанно оценивать языковые факты, учит их бережному отношению к языку.
Анализ опыта использования регионального материала показал, что обращение к лингвокраеведческому материалу находит отражение в многочисленных работах ученых-методистов и учителей-практиков; разработано несколько региональных программ. Однако проблема остается актуальной, поскольку не только каждый регион, но каждый город или село имеют свои языковые особенности, и поэтому для каждой школы проблема использования регионального компонента должна находить свое определенное решение.
Как показал опыт внеурочной деятельности в МБОУ «Тростенецкая СОШ» Новооскольского района Белгородской области собирание диалектного материала развивает у детей наблюдательность, способность анализировать окружающие явления. Знакомство с диалектной лексикой приучает школьников прислушиваться к речи окружающих, находить меткие русские слова, порою глубоко запрятанные в памяти старшего поколения. Использование программ-вопросников на определенную тему позволяет выявить диалектные наименования, отличные от названий, принятых в общенародном литературном языке, что дает возможность показать детям лексическое богатство говоров и функции местных слов.
В ходе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования. Проводимые в ходе формирующего эксперимента внеурочные занятия дают возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу и тем самым реализовать на практике этнокультуроведческий подход. Внеурочная деятельность, организованная на материале диалектной лексики, убедительно свидетельствует о том, что факты местного диалектного языка, будучи частью народной культуры, содержат богатую этнолингвистическую информацию о жизни и быте региона. Все это делает местные говоры весьма ценным объектом внеурочной деятельности в начальной школе. Именно диалектный материал дает возможность познать материальную и духовную культуру народа через ее первоэлемент - язык, а диалектное слово, отражающее самобытный духовно-практический опыт народа, является источником реконструкции народной ментальности.
Проведенная экспериментальная работа позволила нам увидеть некоторые перспективы исследования. Считаем, что диалектная лексика в условиях сельской школы может использоваться не только в процессе внеурочной деятельности. Местный языковой материал может использоваться и на уроках русского языка. Местный языковой материал вполне органично может быть включен в структуру уроков русского языка при изучении лексики, морфемики, морфологии, что позволит формировать важнейшие языковые умения и навыки на местном языковом материале.
1. Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологи / Р.И. Аванесов. - М.: Наука, 1949. - 243 с.
2. Баранникова Л.И. Специфика диалектного слова / Л.И. Баранникова // Предложение и слово. - Саратов: СГУ, 2002. - С. 304-306.
3. Березкина Г.А. Формирование информационной культуры младших школьников. Работа со словарем И.С. Меркурьева «Живая речь кольских поморов» / Г.А. Березкина // Начальная школа. - 2005. - № 4.-С. 26-28.
4. Блинова О.И. Русская диалектология. Лексика: учебное пособие / О.И. Блинова. - Томск: ТГУ, 1984. - 176 с.
5. Букринская И.А. Изучение народных говоров в школе / И.А. Букринская, О.Е. Кармакова // Русская словесность. - 1996. - № 3.-С. 57-62.
6. Бунеев Р.Н. Образовательная система нового поколения. Теоретический аспект / Р.Н. Бунеев. - М.: Баласс, 2008. - 128 с.
7. Бунеева Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования в образовательной системе «Школа 2100»: автореф. дис. ... док. пед. наук / Е.В. Бунеева. - Челябинск, 2009. - 47 с.
8. Бурназян Н.А. Работа по морфологии в условиях диалектного окружения / Н.А. Бурназян // Филология в образовательном пространстве донского региона и ее роль в развитии личности: межвузовский сборник научных. - Ростов на Дону, 1998. - С. 46-52.
9. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992. - 373 с.
10. Быстрова Е.А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку / Е.А. Быстрова // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 1999. - 308 с.
11. Вайсгербер Й.Л. Язык и философия / Й.Л. Вайсгербер // Вопросы языкознания. - 1993. - № 2.
12. Голева Н.М. Диалектные слова как средство изучения истории материальной и духовной культуры народа / Н.М. Голева // Роль учителя русского языка и литературы в сохранении культурных традиций российского общества: материалы региональной научно¬практической конференции, посвященной Году учителя. - Белгород: ЛитКараВан, 2010. - С. 131-134.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. Т.1. - М.: Русский язык, 1956. - 543 с.
14. Данилюк А.Я Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
15. Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе: автореф. дис ... д-ра пед. наук / А.Д. Дейкина - М., 1994. - 26 с.
16. Дементьева Т.В. Специфика диалектного слова в художественном тексте / Т.В. Дементьева // Предложение и слово: межвузовскиий сборник научных трудов. - Саратов: СГУ, 2002. - С. 347-350.
17. Демичева В.В. Социокультурное образование младших школьников
(на региональном материале) в процессе изучения русского языка: программа для общеобразовательных учебных заведений Белгородской области. Начальное общее образование / В.В. Демичева,
О.И. Еременко, Т.В. Яковлева. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. - 51 с.
18. Еременко О.И. Диалектная лексика как средство приобщения младших школьников к народной культуре в процессе кружковой работы / О.И. Еременко // Система и среда: Язык. Человек. Общество: материалы 3-ей Всероссийской научной конференции. - Нижний Тагил: НГСПА, 2010. - C. 339-343.
19. Еременко О.И. Реализация преемственных связей между начальной и средней школой в процессе кружковой работы (на материале кружка «Диалектная лексика») / О.И. Еременко, Е.И. Украинская // Проблемы преемственности между начальным и средними звеньями общеобразовательной школы в воспитании, обучении и развитии учащихся: приложение № 3 к журналу «Начальная школа». - М.: Начальная школа, 2004. - С. 144-154.
20. Еременко О.И. Использование региональной лексики на уроках родного языка в сельской школе / О.И. Еременко // Сельские культурно-образовательные комплексы как инновационные учреждения: сборник научных трудов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - С.208-212.
21. Ильинская Н.Г. Общерусское слово в лексикологическом аспекте / Н.Г. Ильинская. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2001.
22. Каноненко Л.А. К вопросу о формировании регионального компонента в лингвистическом образовании / Л.А. Каноненко // Динамический аспект лингвистических исследований: материалы Всероссийской научной конференции. - Челябинск, 1999. - С. 161-165.
23. Карасева Т.В. Использование диалектной лексики питания в курсе Воронежского лингвокраеведения / Т.В. Карасева // Русская словесность на рубеже веков: методология и методика преподавания русского языка: материалы международной конференции. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - С. 84-87.
24. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса / Л.П. Карпушина / Интеграция образования. - 2010. - № 3. - С. 63-66.
25. Касаткин Л.Л. Русская диалектология: программы высших
педагогических учебных заведений для специальности «Русский язык и литература» / Л.Л. Касаткин. - М.: Наука, 1999. - 23 с.
26. Касаткин Л.Л. Русские диалекты и языковая политика / Л.Л. Касаткин // Русская речь. - 1993. - № 2. - С. 19-25.
27. Касаткин Л.Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка / Л.Л. Касаткин. - М.: Дрофа, 1999. - 528 с.
28. Кекеева З.О. Проблема ориентации школьников на национальную культуру в системе образовательного комплекса / З.О. Кекеева // Начальная школа. - 1999. - № 11. - С.57-61.
29. Климанова Л.Ф. О новой модели гуманистической школы /
Л.Ф. Климанова // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 8-15.
30. Клокова Л.Н. Место диалектной лексики в системе русского литературного языка / Л.Н. Клокова // И.И. Срезневский и современная славистика: наука и образование: сборник научных трудов. - Рязань: РГПУ, 2002. - С. 101-102.
31. Ковалев Г.Ф. Задачи лингвокраеведения в средней школе /
Г.Ф. Ковалев // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: сборник научных статей. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. - С. 20-24.
32. Коготкова Т.С. Русская диалектная лексикология: учебное пособие / Т.С. Коготкова. - М.: Просвещение, 1979. - 201 с.
33. Козырев В.А. Лексика современных русских народных говоров: учебное пособие / В.А. Козырев. - Л.: Наука, 1984. - 140 с.
34. Коренева Л.А. Национально-региональный компонент предмета
«Русский язык» в школе (содержание, пути развития): автореф. дис ... канд. пед. наук / Л.А. Коренева. - М., 1995. - 19 с.
35. Короткова Н.В. Региональный диалектный материал как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся / Н.В. Короткова // Русское слово в контексте культуры: материалы конференции. - Орёл: ООО «Издательский дом «ОРЛИК» и К», 2008. - С. 189-197.
36. Кохичко А.Н. Культурологический (культурно-исторический) подход к содержанию начального обучения русскому (родному) языку //
Педагогический журнал. - 2016. - Том 6. - № 5А. - С. 132-142.
37. Кохичко А.Н. Самоопределение младшего школьника в русской национальной культуре / А.Н. Кохичко. - Germany, Saarbrucken: LAP: LAMBERT AcademicPublishing, GmbH, 2013. 371 Р.
38. Краеведение как средство формирования социокультурной компетенции младших школьников: учебно-методическое пособие /
B. В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева. - Белгород:
ПОЛИТЕРРА, 2008. - 102 с.
39. Кудрявцева Т.С. К вопросу о национально-региональном компоненте содержания образования / Т.С. Кудрявцева // Филологическое образование в современной школе. - Вып. 1. - М.: ЦФО ИОСО, 1999. -
C. 45-50.
40. Лабунец Н.В. Об изучении народно-географических терминов в русских говорах юга Тюменской области / Н.В. Лабунец. - Тюмень, 2000.
41. Леонтьев А.А. Непрерывность и преемственность образования /
А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. - 1999. - № 4. - С. 3-8.
42. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура / Д.С. Лихачев. - Новый мир. - 1994. - № 5. - С. 7-9.
43. Лыжова Л.К. Лингвокраеведение как отражение регионального
компонента в преподавании родного языка: методические
рекомендации / Л.К. Лыжова. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2002. - 18 с.
44. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка / Л.К. Лыжова // Русский язык в школе. - 1994. - № 4. - С. 11-14.
45. Львова С.И. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию / С.И. Львова, Л.Н Ляпина // Русская словесность. - 1999. - № 6. - С. 43-46.
46. Ляпина Л.Н. К вопросу о реализации культуроведческого аспекта в процессе изучения русского языка в школе / Л.Н Ляпина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. - Вып. 7. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 239-244.
47. Майорова Т.В. О соотношении литературного и народного языка в
преподавании русского языка в школе / Т.В. Майорова // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: Материалы 3- ей Всероссийской научно-практической конференции. - 4.III. -
Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005. - С. 310-317.
48. Майорова Т.В. Региональный компонент образования по русскому
языку: программа для общеобразовательных учебных заведений
Тульской области / Т.В. Майорова. - Тула: ТГПУ, 2003. - 14 с.
49. Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие для студ. высших учебных заведений / В.А. Маслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 234 с.
50. Мораховская О.Н. Способы наименования жеребят в начальные периоды жизни / О.Н. Мораховская // Русские народные говоры. Лингвогеографические исследования. - М.: Наука, 1983. - С. 42-48.
51. Новикова Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры / Л.И. Новикова. - М.: Прометей, 2005. - 300 с.
52. Новикова Л.И. Работа со словом на уроке русского языка / Л.И. Новикова // Русский язык в школе. - 2009. - №2. - С. 9-16.
53. Новикова Т.Ф. Задачи школьного лингвокраеведения / Т.Ф. Новикова,
В. Гацуцын // Этнофилология в школе и вузе. - СПб., 2000. - С. 108¬110.
54. Новикова Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике / Т.Ф. Новикова // Русский язык в школе - 2006. - № 3. - С. 12-16.
55. Новикова Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования / Т.Ф. Новикова. - Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 2007. - 296 с.
56. Новикова Т.Ф. Социо- и этнокультурный компонент региональных программ по русскому языку (для школ Белгородской области). - 2-е изд., дополн / Т.Ф. Новикова. - Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 2009. - 110 с.
57. Новикова Т.Ф. Культурологический подход к лингворегионоведению / Т.Ф. Новикова // Интеграция образования. - 2010. - № 3. - С. 66-69.
58. Новикова Т.Ф. О региональном учебнике русского языка /
Т.Ф. Новикова // Предметные технологии в вузе и школе. - СПб, 2011.
- С.147-151.
59. Новикова Т.Ф. Почувствовать «прелесть живого языка» /
Т.Ф. Новикова // Русская словесность. - № 4. - 2012. - С. 56-60.
60.Опыт аспектного анализа регионального языкового материала (на примере Белгородской области) / кол. моногр.; под ред. Т.Ф. Новиковой.- Белгород: ИПК НИУ«БелГУ», 2011. - 228 с.
61. Осипова Е.П. Диалектная лексика как источник изучения истории языка и истории народа // И.И. Срезневский и современная славистика: наука и образование: сборник научных трудов. - Рязань: РГУ, 2002. -
С. 94-100.
62.Оссовецкий И.А. Лексика современных русских народных говоров: учебное пособие / И.А. Оссовецкий. - М.: Наука, 1982. - 180 с.
63. Пидаль Р. Избранные произведения / Р. Пидаль. Пер. с исп. - М., 1961.
- 211 с.
64. Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - М.: Академия, 2002. - 602 с.
65. Плешкова Т.Н. Бережное отношение к материнскому языку /
Т.Н. Плешкова // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 41-45.
66. Поташник М.И. Проблемы оптимизации в педагогике / М.И. Поташник // Сов. педагогика. - 1985. - № 2. - С. 5-12.
67. Радченко О.А. Русская диалектная лексикология / О.А. Радченко. - М.: Наука, 2004. - 112 с.
68. Рухленко Н.М. Работа с диалектным материалом на уроке русского языка // Русский язык в школе. - 2005. - № 6. - С.12-16.
69. Рябикова О.С. Использование материалов «Словаря смоленских
говоров» в качестве регионального компонента на уроках русского языка в сельской школе / О.С. Рябикова // Разноуровневые
характеристики лексических единиц. - М., 1999. - С. 166-170.
70. Свиридова Г.Ф. Учет социально-стилистической дифференциации лексики говора при изучении русского языка в школе в условиях диалектного окружения // Русская словесность: теория и практика. - М.: Школа-Пресс, 1995.
71. Скворцова М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В.Скворцова. - М.: Арена, 2017. - 110 с.
72. Сокольницкая Т.Н. Принципы реализации регионального компонента в процессе обучения русскому языку // Североведение в вузе: Вопросы изучения и преподавания. - Спб., 2001. - С. 21-30.
73. Сороколетов Ф.П. Очерки по русской диалектной лексикографии / Ф.П. Сороколетов, О.Д. Кузнецова. - Л.: Наука, 1987. - 145 с.
74. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и в особенности в детском возрасте / И.И. Срезневский // Хрестоматия по методике преподавания русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителя / Авт.-сост. М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1996. - С. 290-292.
75. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. - М.: Академический проект, 2001.
76. Текучев А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях: пособие для учителя / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1974. - 287 с.
77. Ткачева Я.Б. Карта путешествий по народным промыслам / Я.Б. Ткачева // Начальная школа. - 2002. - № 3. - С. 14-16.
78. Троицкий В.Ю. На путях к духовным источникам: созидающее чтение / В.Ю.Троицкий // Воспитание школьников. - 1998. - № 6. - С. 20-25.
79. Узденова Н.Т. Методика использования лингвокраеведческого
материала на уроках русского языка в начальных классах / Н.Т. Узденова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. - Вып. 7. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 268-279.
80. Филин Ф.П. Проект «Словаря русских народных говоров» / Ф.П. Филин. - М.-Л. Наука, 1961.
81. Ходякова Л.А. Принцип соизучения языка и культуры в курсе методики преподавания русского языка / Л.А. Ходякова // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования: материалы Всероссийской научно-практич. конференции. - М.: М111У, 2004. - С. 57-66.
82. Холодырева О.Н. Культуроведческие аспекты языкового образования / О.Н. Холодырева // Языковое образование в современном обществе 2010: сборник научных статей по итогам международной научно¬практической конференции. - СПб.: САГА, 2010. - С. 196-203.
83.Черенкова А.Д. Обучение русскому языку в сельской школе с использованием местного говора / А.Д. Черенкова // Историко¬культурное наследие и образование. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1994. - С. 45-52.
84.Чернышев В.И. Избранные труды / В.И. Чернышев. - В 2-х т. Т.1. - М.: Просвещение, 1970. - 326 с.
85. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского
образования / В.К. Шаповалов. - М.: Владос, 2002. - 232 с.
86. Шахматов А.А. К вопросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях / А.А. Шахматов // Русский язык как предмет преподавания. - М.: Просвещение, 1982. - С. 34-42.
87. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учебное пособие / А.В. Юдин. - М.: Высш. шк., 1999. - 323 с.
88. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды / Л.В. Юлдашева // Русский язык в школе. - 1995. - № 4. - С. 41-47.
89. Язык русской деревни. Школьный диалектологический атлас: пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1994. - 34 с.
90. Яковлева Т.В. Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку в начальной школе / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева // Начальная школа. - 2006. - № 11. - С. 65-70.
91. Яковлева Т.В. Этнокультуроведческое образование учащихся начальных классов средствами русского языка: учебно-методическое пособие / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева. - Белгород: БелГУ, 2004. - 112 с.
92. Яковлева Т.В. Лингворегионоведческие основы изучения русского
языка в начальной школе / Т.В. Яковлева // Роль учителя русского языка и литературы в сохранении культурных традиций российского общества: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной Году учителя. - Белгород: ЛитКараВан, 2010. - С. 53-56.