ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ АНТОНИМАМИ
1.1. Словарь и его развитие в онтогенезе 11
1.2. Особенности развития словаря дошкольников с общим
недоразвитием речи 17
1.3. Понятие «антоним» в лингвистической литературе 21
1.4. Методические аспекты формирования словаря дошкольников с
общим недоразвитием речи антонимами 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ АНТОНИМАМИ
2.1. Изучение состояния словаря старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 36
2.2. Система логопедической работы по формированию словаря
старших дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами 45
2.3. Анализ эффективности логопедической работы по формированию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Именно в дошкольном возрасте, утверждают многие исследователи, закладываются основы общего развития ребенка. Основой полноценного формирования личности дошкольника является широкое овладение родным языком, всестороннее развитие языковых способностей. И говоря о формировании лексического запаса дошкольника, мы отмечаем, что эта работа эффективна именно в дошкольном возрасте. При познавании окружающего мира дошкольник осваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, характеризует их свойства, а также связи и отношения. Ученые-исследователи отмечают, что развитие лексического словаря дошкольника в первую очередь связано с развитием мышления и основных психических процессов, а во вторую - с развитием речевых компонентов, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Соответственно словарный запас дошкольников обогащается за счет познания окружающей действительности, предметного мира. Представления дошкольника об окружающем мире и действительности обусловлены также развитием лексики в онтогенезе. Дошкольник знакомится с окружающими его предметами, а также явлениями, признаками, действиями, соответственно обогащается его словарный запас. Этот процесс познания окружающего мира дошкольниками происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при взаимодействии с реальными объектами и явлениями.
Проблеме речевого развития дошкольников в последнее время уделяют большое внимание наши такие современные исследователи как А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Е.И. Сохин, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин, С.Н. Цейтлин и другие.
Такие современные исследователи как М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, А.А. Смага, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина и другие, изучая особенности усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием, уделяют большое внимания развитию лексики с точки зрения ее обогащения, понимания значения, точности словоупотребления.
Дошкольники прежде всего испытывают затруднения при общении со сверстниками при нарушении овладения ими лексической системы языка. Нарушения при овладении лексикой дошкольниками также отрицательно влияет на формирование их познавательной деятельности, задерживает развитие устной речи в целом, а также негативно сказывается на овладении письменной речью, что служит препятствием для овладения школьной программой.
Такие авторы как В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другие в своих исследованиях говорят о том, что в первую очередь у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляется расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов, соответственно объем их пассивного словаря близок к норме. Но в то же время употребление слов в экспрессивной речи вызывает затруднения, обогащение словарного запаса идет медленно. Большие затруднения дошкольники с общим недоразвитием испытывают при подборе антонимов к большинству слов, которые употребляют в речи. При этом у таких дошкольников мы наблюдаем разные ошибки при подборе антонимов. В исследованиях таких ученых как Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л Ф. Спирова, Т Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и другие указывается на то, что дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются в усвоении лексических закономерностей языка. Но сегодня отмечается, что вопросы, связанные с особенностями освоения словаря дошкольниками с общим недоразвитием речи, изучены еще недостаточно.
Особенно актуальна сейчас проблема интеграции психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и других ученых. Психолингвистический аспект формирования словаря позволяет сделать анализ семантической структуры слова, что требует поиска оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия на дошкольников при общим недоразвитием речи.
При работе с детьми с общим недоразвитием речи на первый план выходит психолингвистический подход, который рассматривает современные представления о процессе развития лексики, о различных аспектах её изучения, о развитии лексики в онтогенезе, о структуре значения слова, о семантических полях.
В настоящее время изучению антонимии уделяется большое внимание. Об этом говорит появление целого ряда специальных лингвистических исследований по антонимии и словарей антонимов.
Дошкольники с общим недоразвитием речи, которые находятся на специальном обучении, также имеют определенные трудности в овладении словарем антонимов. Такие дошкольники нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Этот вопрос логопедической работы недостаточно представлен в литературе и недостаточно систематически реализован в логопедической практике. Поэтому выбранная нами тема является актуальной.
Вышесказанное позволяет нам выявить следующие противоречия:
1. Между требованиями ФГОС ДО к развитию лексической стороной речи дошкольниками с общим недоразвитием речи и трудностями овладения антонимичной лексикой детьми рассматриваемой категории .
2. Между необходимостью большего внимания к антонимичной лексике и недостаточной разработанностью организационно-содержательных аспектов коррекционной работы в этом направлении .
Поэтому выбранную нами тему магистерской диссертации «Направления логопедической работы по формированию словаря антонимов старших дошкольников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами.
Цель: разработать и апробировать систему логопедической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами.
Объект исследования: особенности словаря антонимов старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами.
В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерны трудности овладения антонимичной лексикой; обогащение речи дошкольников антонимами требует специально организованной коррекционной работы на логопедических занятиях, которая должна учитывать следующие условия:
1. поэтапность в работе, предполагающая последовательный переход от усвоения значений антонимов в пределах определенной лексической темы к употреблению их в речи;
2. активное использование наглядности (элементов пантомимики, пиктограмм, картинного материала);
3. обязательное включение усвоенной антонимичной лексики в процесс коммуникации.
В соответствии с целью, предметом и объектом были определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами.
2. Выявить особенности словаря у старших дошкольников с ОНР.
3. Разработать, апробировать систему логопедической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами и определить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей,
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты);
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системный подход к изучению речи и психологического развития ребёнка, комплексный подход к изучению речи и психики (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, A.P. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- комплексный подход к анализу нарушения речевой деятельности и организация коррекционно-педагогического воздействия P.E. Левиной;
- исследования в области лексики детей с общим недоразвитием речи (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: получены данные, подтверждающие имеющиеся в научной литературе факты об особенностях усвоения антонимичной лексики старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Обоснована целесообразность коррекционно-педагогической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами на логопедических занятиях.
Практическая значимость исследования: разработана система коррекционно-педагогической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами, что может быть использовано практической деятельности учителя-логопеда дошкольной образовательной организации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для дошкольников с ОНР характерны трудности овладения антонимичной лексикой, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития.
2. Для формирования словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами должна быть организована целенаправленная, систематическая коррекционная работа на логопедических занятиях.
Этапы исследования:
- На первом этапе (октябрь 2017 - май 2018 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; осуществлялась разработка программы экспериментального исследования.
- На втором этапе (май 2018 - ноябрь 2018 гг.) проводился констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности словаря антонимов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Осуществлялись обработка, анализ, описание полученных данных, уточнение теоретических выводов и положений.
- На третьем этапе (ноябрь 2018 - декабрь 2018 гг.)
осуществлялась разработка программы коррекционной работы по обогащению антонимами словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях, формулировались основные выводы исследования, оформлялось диссертационное исследование.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами» (январь 2019 г.).
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Краснояружский детский сад - цент развития ребенка Краснояружского района Белгородской области» дошкольная группа.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методологические основы, методы и этапы исследования. Показана научная и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе на основе анализа современной психологической, психолингвистической, методической литературы рассматриваются теоретические основы проблемы формирования словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами.
Вторая глава посвящена реализации педагогического проекта, состоящего из трех этапов: диагностического (констатирующего), деятельностного (формирующего) и контрольного этапа. Констатирующий этап экспериментального исследования посвящен изучению особенностей словаря антонимов дошкольников с общим недоразвитием речи, по результатам которого был определен состав экспериментальной и контрольной групп; а также оценке организационно-содержательных и методических аспектов логопедической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами. Деятельностный этап экспериментального исследования посвящен разработке системы логопедической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами. Контрольный этап экспериментального исследования посвящен оценке динамики логопедической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами, с учетом использования разработанной системы, путем проведения повторного изучения формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами в контрольной и экспериментальной группе детей, а также, оформлению системы логопедической работы по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи антонимами
В заключении представлено теоретическое обобщение результатов исследования и сформулированы основные выводы.
Данная работа была направлена на выявление необходимых и наиболее оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста в области антонимии. Исходя из поставленной цели в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого- педагогической и логопедической науке, проанализированы особенности развития понимания применения в речи детей с общим недоразвитием речи III уровня антонимов.
Нами были рассмотрены понятие антонимов, особенности речи с общим недоразвитием речи III уровня, проанализированы особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Краснояружский детский сад - цент развития ребенка» Краснояружского района Белгородской области дошкольная группа.
Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.
На начальном этапе формирования эксперимента уровень сформированности словаря антонимов у детей с общим недоразвитием речи III уровня намного ниже уровня детей с нормой речевого развития. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 20%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось. У детей экспериментальной группы увеличился показатель общего бала за выполнение всех заданий повторного исследования до баллов (средний показатель по группе), что на 10,8 баллов выше, чем в констатирующем эксперименте. Из 17 детей экспериментальной группы у 2 при контрольном эксперименте наблюдался высокий уровень исследуемых показателей (на констатирующем этапе- 0), у 7 детей - средний уровень (на констатирующем этапе - 3). У 5 детей в контрольном исследовании показатель остался на низком уровне, однако общее количество балов при повторном эксперименте у этих детей значительно повысилось. Проведенная в ходе формирующего эксперимента логопедическая работа значительно улучшила состояние исследуемых показателей у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное освещение выдвинутой проблемы, так как вопрос все еще остается актуальным.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. / М. М. Алексеева, В. И Яшина. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. / О.С. Ахманова // М., 2000. С.50
3. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. / В.В. Виноградов // - М.: Высшая школа, 2005. - 559 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. / Г.А. Волкова // - М.: Детство-Пресс, 2009. - 138 с.
5. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М. и др. Логопедия: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Б.М. Гриншпун // - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. / В.К. Воробьева // - М.: АСТ: Астрель: Транзит книга, 2016. - 158 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.В. Выготский // - М.: АСТ, 2008. - 671 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. / Л.В. Выготский // - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
9. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. - М.: Айрис- пресс, Айрис Дидактика, 2015. - 224 с.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе
детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / В.В. Гербова // - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 134 с.
11. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой
деятельности. / В.П. Глухов, В. А. Ковшиков // - М.: Высшая школа, 2016. -
320 с.
12. Гризик Т.И. Из детства в отрочество. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет. / Т.И. Гризик // - М.: Просвещение, 2006. - 47 с.
13. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. / О.Е. Громова // - М.: Сфера, 2017. - 176 с.
14. Детская логопсихология: Учебное пособие / Под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисова. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 175 с.
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с
общим недоразвитием речи. [Текст] / Л.Н. Ефименкова // - 2-е изд., перераб.
- М.: Просвещение, 2015. - 112 с.
16. Диброва Е.А. Антонимическая парадигма // Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. / Е.А. Диброва // - М., 2016.
- 115 с.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. / А.В. Запорожец // - М.: Директ. - Медиа, 2008. - 1287 с.
18. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Дошкольное воспитание. / М.М. Конина // -М.: - 2008. - № 11. - С. 28-31.
19. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. / В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова // - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 256 с.
20. Клюева В.А. Проблема антонимов. / В.А. Клюева // Учебные записи. / - М.: Моск. пед. ин-та иностр. яз. 2016. 78 с.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова // - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова // - СПб.: Союз, 2001. - 224 с.
23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова // - Ростов-на-Дону: Феникс; СПб: Союз, 2004. - 224 с.
24. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. / Р.Е Левина //
- М.; Просвящение, 2010. -220с.
25. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. [Текст] / В.И. Логинова // - М., 2012. - С. 79-83.
26. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Детство. Программа развития и воспитания детей. / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева // - М.: Детство-Пресс, 2008.
- 243 с.
27. Малышко А.А. Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов // Воспитание школьников. / А.А. Малышко // -2000. -№5.-С.73-75.
28. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. / Е.М. Мастюкова // — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 304 с.
29. Михайлова В.А. Генезис антонимических оппозиций. (Антонимия и отрицание). / В.А. Михайлова // - Л., 2017. 176 с.
30. Новикова М.В. Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / М.В. Новикова // - http://festival.1september.ru.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 240 с.
32. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. / О.И. Соловьева // - М.: Просвещение, 2016. - 176 с.
33. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: / Ф.А. Сохин // Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2015. - 224 с.
34. Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Чиркиной Г.В. [Текст] / Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова // - 4-е изд, доп. - М.: Аркти, 2015. - 240 с.
35. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина // - М.: Сфера, 2007. - 144 с.
36. Тихеева Е.И. Основные положения методики развития речи детей // Дошкольное воспитание. / Е.И. Тихеева // - 2008. - № 12. - С. 6-9.
37. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. / Т.А. Ткаченко // - М.: Эксмо, 2016. - 136 с.
38. Точеных Т.В. Обогащение словаря детей через экологические понятия [Текст] / Т.В. Точеных //- http://festival.1september.ru.
39. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. / О.С. Ушакова //- М.: Сфера, 2008. - 240 с.
40. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина // Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
41. Уфимцева А.А. Слово в лексико - симатической системе языка / А.А. Уфимцева // - М., 2017. - 56 с.
42. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // - М.: ГНОМ и Д, 2014. - 128 с.
43. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // - 2006. - № 2. - С. 57-68.
44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Т.В. Туманова // - М.: Просвещение, 2010. - 272 с.
45. Эльконин Д.Б. Развитие словаря и грамматического строя речи // Психология детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин // - М., 1964. - С. 134-147.
46. Цейтлин Г.В. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. / Г.В. Цейтлин // М.: Владос, 2000. 240с.
47. Яшина В. Научно-педагогическая деятельность М.М. Кониной // [Текст] / В. Яшина //Дошкольное воспитание. / - 2017. - № 11. - С. 26-27.