Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРОПОВ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Работа №177771

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Язык художественного текста
1.1. Специфика языка художественного текста
1.2. Тропы как основные средства художественной выразительности
1.3. Особенности языка М.Ю. Лермонтова
Глава 2. Функционирование тропов в художественных текстах М.Ю.
Лермонтова
2.1. Средства художественной выразительности при создании портретной характеристики женских образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
2.2. Описание внешности Богоматери в произведениях М.Ю. Лермонтова 29
2.3. Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова 34
Заключение 41
Список литературы 42

Актуальность. Художественные средства языка являются предметом изучения как литературоведов, так и лингвистов, благодаря взаимодействию различных «тропов и фигур». Художественные тропы издавна привлекают к себе внимание, поскольку с их помощью достигается эффект выразительности. Тропы широко используются в художественном тексте, так как обладают яркой образностью. В каждом речевом жанре используются свои приемы выбора языковых средств: по мнению многих лингвистов, изучение тропов помогает понять художественное произведение; раскрыть характеристики выразительных средств; легко оперировать художественными средствами языка.
Основные трудности в изучении художественных средств выразительности связаны с проблемами классификации и разграничения. Тропы и фигуры с коммуникативной точки зрения до сих пор мало исследованы. В различных источниках количественный и качественный состав художественных средств выразительности определяется по-разному. В русской художественной литературе одним из ярких мастеров слова признан М.Ю. Лермонтов, произведения которого представляют интерес для лингвистов и литературоведов. В них М.Ю. Лермонтов умело сочетает элементы разных стилей, прибегает к классическим литературным приемам, совершенствует образы персонажей.
Объект исследования - художественные тексты М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования - средства художественной выразительности (тропы) в художественных текстах М.Ю. Лермонтова.
Цель нашей работы - изучение современных подходов к понятию «тропы» и выявление особенностей функционирования тропов в художественных текстах М.Ю. Лермонтова.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и определение тропов;
- изучить особенности языка М.Ю. Лермонтова;
- изучить функционирование тропов в художественных произведениях М.Ю. Лермонтова.
Материалом исследования послужили тексты произведений М.Ю. Лермонтова - роман «Герой нашего времени», а также стихотворения «Родина», «Бородино», «Ребенку», «Молитва» и др.
Исследования крупнейших специалистов в области лингвистики - Н.Ф. Алефиренко, Н. Д. Арутюновой, И. Л. Вайсгербера, А. Вежбицкой, Г.О. Винокура, И. Гальперина послужили теоретической базой нашей работы. В методологический аппарат входят методы синтеза, системного анализа, описательный метод, а также методы классификации и аналоги.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе дипломной работы рассмотрены средства художественной выразительности, особенности языка М.Ю. Лермонтова. Во второй главе дипломной работы рассмотрены использование тропов М.Ю. Лермонтовым в художественных произведениях, определена их функциональная роль. Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Тропы служат для усиления изобразительности и выразительности речи. Совокупность тропов можно представить в виде логической системы, основанной на понятиях количества и качества, связи, сходства и противоположности. Творчество М.Ю. Лермонтова дает довольно богатые возможности для наблюдения за этими языковыми средствами.
2. Для художественных текстов М.Ю. Лермонтова характерно преобладание таких традиционных для романтизма изобразительно - выразительных средств, как метафора и сравнение. В художественных текстах наблюдаются сквозные метафорические образы, связывающие драмы с лирикой писателя. Анализ названных изобразительно-выразительных средств позволяет говорить об их постепенном усложнении и разнообразии, которые наблюдаются от текста к тексту. Важным является анализ употребления антитезы. Противопоставление представляет собой один из главных принципов построения сюжета, композиции драмы. В романтическом драматическом произведении это обычно противопоставление героя и окружающего мира. В художественных произведениях М.Ю. Лермонтова широко используются такие тропы, как: эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение. Всё это помогает раздвинуть горизонты человеческого мышления, открыть перед ним новые перспективы дальнейшего освоения мира.



1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - С. 608.
2. Будагов Р.А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого [Текст] // Русская речь. - 1973. - №1. - С.26-31.
3. Валгина Н.С. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной [Текст] / Валгина Н.С. // Синтаксис современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1991. - С.342-344.
4. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста. - М.: Высшая школа, 1989. - С.136.
5. Вомперский В.В. К характеристике стиля М.Ю.Лермонтова: стилистические функции сравнения [Текст] // Русский язык в школе. -1964. - №5. - С.25-32.
6. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке [Текст] // Сборник статей по языкознанию. - М.: 1958. - С.103- 124.
7. Горшков А.И. Вопросы лингвистического анализа текста [Текст] // Русская речь. - 1976. - №2. - С.93-102.
8. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1971. - С.407.
9. Карцевский С.О. Сравнение [Текст] // Вопросы языкознания. - 1976.
- №1. С.107-112.
10. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. - М.: Просвещение, 1986. - С. 112
11. Кочинова О.Н. О языковых средствах выражения сравнений метафор, эпитетов [Текст] // Русский язык в школе. - 1872. - №4. - С.58
12. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. - М.: Правда, 1986. т 1-3.
13. Лотман Ю.М. Структурные свойства стиха на лексико-семантическом уровне [Текст] // Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970. - С.203-219.
14. Некрасова Е.А. Грамматическая ошибка или поэтический приём? [Текст] // Русская речь,1977. - №1. -С.57-63.
15. Некрасова Е.А. Сравнения [Текст] // Языковые процессы современной русской художественной литературы. - М.: Наука, 1977. - С.240- 294.
16. Некрасова Е.А. Бакина М.А. Языковые процессы в современной русской поэзии. - М.: Наука, 1982. - С.312.
17. Основина Г.А. Образность сравнений [Текст] // Русская речь. - 1974. -№1. - С.9-14.
18. Пугач С.А. Оживление внутренней формы слова [Текст] // Русская речь. - 1978. 19 №2. - С.52-55.
19. Ревзина О.Г. Границы поэтического контекста [Текст] // Проблемы реализации системы синтаксиса - Пермь: Мысль, 1981. - С.18-61.
20. Ревзина О.Г. Из лингвистической поэтики [Текст] // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1983. - С.220-233.
21. Роднянская И.Б. Движение литературы: В 2 т. М.: Языки славянских культур. - М.:Просвещение, 1981 - С.59
22. Саяхова Л. Г. Методология и методическая система формирования лингвокультурологической компетенции тюркоязычных учащихся на уроках русского языка. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С.294
23. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. - М.: Госиздат, 1958. - 415с.
24. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. - М.: Просвещение, 1982. - С.422.
25. Томашевский Б.В. Сравнение. [Текст] // Томашевский Б.В. Стилистика. - Л.: Наука, 1983. - С.204-216.
26. Тулина Т.А. О способах эксплицитного и имплицитного выражения сравнения в русском языке [Текст] // Философско-исторические науки. - 1973. №1. - С.51-62.
27. Тулина Т.А. О чем мы сравниваем? [Текст] // Русская речь. - 1974. - №4. - С.81- -84.
28. Федоров А.И. Семантическая основа образных средств. - Новосибирск: Наука, 1970. - С.90.
29. Федоров А.И. Образная речь. - Новосибирск: Наука, 1985. - 119 с.
30. Формановская Н.И. Сравнительное значение и способы его выражения [Текст] // Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. - М.: 1996. - С.73
31. Русский язык, 1978. - С.47-52.
32. Ходякова Л.А. Методика интерпретации текста как феномена культуры [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - С.76 - 81.
32. Черемисина М.И. О границах сравнительной фразы (тождество фразы и варьирование ее элементов) [Текст] // Проблемы устойчивости и вариативности фразеологических единиц. - Тула, 1968. - С.148-157.
33. Черемисина М.И. Сравнительные фразеологизмы русского языка // Русский язык за рубежом. - 1967. - №2. - С.72-77.
34. Черемисина М.И. О функции местоимений в придаточной части модальных сравнений [Текст] // Вопросы языка и литературы. - Новосибирск, 1970. - Вып.4, 1971. - С.3-46.
35. Черкасова Е.Т. Опыт лингвистической интерпретации тропов[Текст] // Вопросы языкознания. - 1968. - №2. - С.28-38.
36. Черкасова Е.Т. О союзном и несоюзном употреблении слов типа "будто" и т.п.[Текст] // Памяти академика В.В.Виноградова. - М.:
Наука, 1971. - С. 225-229.
37. Черкасова Е.Т. Наблюдения над экспрессивной функцией в поэтическом языке [Текст] // Развитие современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1975. - С. 141-151.
38. Широкова Н.А. Из истории союзных конструкций, выражающих отношения сравнения. - Казань: Изд. Казанского ун-та, 1966. - С.184.
39. Широкова Н.А. Типы сложноподчиненных, выражающих отношения сравнения. - Казань: Изд. Казанского ун-та, 1963. - С.56.
40. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперимене в языкознании. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. -С.
24-39. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста [Текст] / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2007. - 502 с.
41. Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. Ярцева В.Н. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
42. Биджаева А.А. Сопоставительный анализ флористической метафоры на материале поэтических текстов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова [Текст] /А.А.Биджаева // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. - 2014. - №4. - С.33-56.
43. Архипов В.А. М.Ю.Лермонтов. Поэзия познания и действия. [Текст] / А.В.Архипов. - М.: Московский рабочий, 1965. - С.471.
44. Афанасьев В.В. Лермонтов [Текст] / В.В.Афанасьев. - М.:
Художественная литература, 1991. - С.221
45. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Том I. [Текст] / М.Ю. Лермонтов - М.: 1991. - С.15-25
46. Певец бунтующего свободомыслия [Текст] // Наука и религия. - 1983. - № 10. - С. 46 - 48.
47. Максимов Д.Е. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова [Текст] // Русская литература. - 1964. - № 3. - С. 1 - 12.
48. Буревич А.М. "Земное" и "небесное" в лирике Лермонтова [Текст] // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1981. - Т. 40. - № 4. - С. 23 - 29.
49. Виноградов Г. Произведения Лермонтова в народно-поэтическом обиходе [Текст] // Лит.наследство. - 1941. - Т. 43-44. - С. 353 - 388
50. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов [Текст] // Литература в школе. - 1994. - № 3. - С. 3-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ