Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №177769

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 10
1.1. Основные подходы к изучению проблемы развития личностно-
профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения 10
1.2. Личностно-профессиональная позиция педагога дошкольного
образовательного учреждения: понятие, структура, функции, уровни развития 17
1.3. Теоретическое обоснование модели развития личностно
профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 41
2.1. Уровень развития личностно-профессиональной позиции педагога
дошкольного образовательного учреждения 41
2.2. Апробация модели личностно-профессиональной позиции педагога
дошкольного образовательного учреждения 52
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию
личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного 59
образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84


Актуальность темы исследования. Современная система отечественного дошкольного образования требует подготовленных педагогов, которые отличаются целостным гуманистическим мировоззрением, высоким профессионализмом, профессиональной и личностной культурой, комплексно реализующие в профессии творческий потенциал и собственный способ жизнедеятельности на основе интеграции общечеловеческих и профессионально значимых ценностей.
В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встают ряд задач: быть высокофункциональными, когда идеи, знания и технологии меняются гораздо быстрее, чем поколения людей; быть ответственными, творческими личностями, способными к самообразованию, саморазвитию и критическому мышлению, когда профессиональные отношения требуют высокой конкурентоспособности; быть
коммуникабельными и эффективно функционировать в условиях информационного общества.
Учитывая это, важной задачей в системе непрерывного педагогического образования является развитие у педагогов личностнопрофессиональной позиции, которая должна реализовываться через систему положительной мотивации к труду, готовности к проявлению инициативы и самореализации в профессиональной деятельности. Поэтому процесс развития личностно-профессиональной позиции педагогов дошкольных образовательных учреждений предусматривает не только овладение ими системой глубоких знаний, трудовых умений и навыков, но и формирование профессиональной позиции для успешной реализации личных интересов и интересов общества.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы по проблеме исследования свидетельствует о многоаспектности ее научного осмысления. Теоретические и методические основы развития личностнопрофессиональной позиции педагогов дошкольного образования раскрыты в трудах Н.М. Боритко, С.С. Гончаренко,А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и других. Пути и методы развития личностно-профессиональной позиции обосновывали Л.Л. Бутенко, О.В. Жиронкина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и другие. Функции личностно-профессиональной позиции обосновали Н. М. Боритко, В.А. Сластенина, Ю.И Куницкой, А.М. Руденко и другие. Анализ структуры личностно-профессиональной позиции педагога в научных трудах
А.В. Гуторовой, Е.В. Конеевой, Л.И. Красовской, О.В. Темченко доказал, что она интегрируется с компонентами общей и профессионально обусловленной структуры личности.
Различные аспекты проблемы развития личностно-профессиональной позиции педагога, в частности позиции педагогов дошкольных образовательных учреждений, были предметом докторских и кандидатских диссертаций отечественных исследователей (Г.И. Аксенова, В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, А.В.Гутурова, Л.И. Красовская, В.А. Петровский).
Несмотря на масштаб рассмотрения проблемы, суть личностнопрофессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения в современных условиях, является предметом научных дискуссий.
Анализ теории и практики по исследуемой проблеме позволил выявить противоречие между потребностью общества в педагогах ДОУ с сложившейся личностно-профессиональной позицией и недостаточной разработанностью данного явления в педагогической теории и практике.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая, практическая разработанность, выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационной работы «Развитие личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения».
Проблема исследования: каковы педагогические условия и модель развития личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования заключается в обосновании и экспериментальной апробации педагогических условий и модели развития личностно - профессиональной позиции педагога дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: непрерывное педагогическое образование педагога дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: процесс развития личностно
профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: процесс развития личностно
профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения будет эффективен если:
- определены сущность, структура личностно-профессиональной позиции педагога дошкольной образовательной организации;
- разработана и апробирована модель развития личностно - профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения;
- выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия развития личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения: актуализации у педагогов потребности в развитии личностно-профессиональной позиции; установления отношений сотрудничества субъектов образовательного процесса; использования адекватных форм, методов и средств обучения и развития педагогов.
Согласно цели и гипотезы определены следующие задачи:
1. Определить сущность, структуру, функции личностнопрофессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения, критерии и уровни ее развития.
2. Теоретически обосновать и апробировать структурнофункциональную модель развития личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения.
3. Проанализировать результаты исследования по проблеме развития личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения.
Методологической основой исследования являются научные положения субъектно-деятельностного (А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин С.Л. Рубинштейн), социального (А.К. Маркова, В.Н. Мясищев), гуманистического (В.И. Логинова, Н.Е. Щуркова), теоретические положения о сущности и содержании личностно-профессиональной позиции педагога (Н.М. Боритко, О.Е. Тумакова).
Теоретическая основа исследования сложилась из идей и положений: теории развития личностно-профессиональной позиции педагога в системе непрерывного педагогического образования (Л.М. Митина, А.В. Мудрик,
В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.); принципов развития личностно-профессиональной позиции педагога: (В.В. Краевский, И.Я.
Лернер, А.К. Маркова); теории психолого-педагогической диагностики (В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, Н.К. Голубев, М.И. Шилова и др.).
Научная новизна исследования заключается в том, что уточнены сущность, структура личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения, включающая следующие компоненты: содержательный, мотивационно-ценностный и рефлексивнодеятельностный; выявлены критерии и уровни развития личностнопрофессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения; выявлены педагогические условия развития личностнопрофессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения; разработана и апробирована модель развития личностнопрофессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость состоит в том, что уточнено понятие «личностно-профессиональная позиция»; выделены компоненты, критерии, показатели и уровни развития личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения; предложенные педагогические условия обогащают теоретические основы развития личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного
образовательного учреждения; разработанная структурно-функциональная модель углубляет теоретико-методологические представления о процессе развития личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована структурно-функциональная модель развития личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного
образовательного учреждения. Результаты исследования могут быть использованы: в процессе сопровождения индивидуального
профессионального развития педагогов; при проведении мониторинговых исследований оценки личностно-профессиональной позиции педагогов; для разработки системы поддержки молодых специалистов.
Для достижения цели и решения поставленных задач использованы комплекс методов исследования:
- теоретические - анализ и систематизация научной литературы для раскрытия степени разработанности проблемы исследования, определение ее теоретико-методологических основ и характеристики понятийно - категориального аппарата; обобщение теоретических положений с целью определения сущности и структуры личностно-профессиональной позиции педагога, особенностей ее становления у педагогов дошкольного образовательного учреждения и обоснование педагогических условий ее развития; моделирование;
- эмпирические: анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа.
Практическая база исследования: опытно-экспериментальной базой исследования в 2016-2018 гг. было муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 с. Бессоновка Белгородского района Белгородской области».
Исследовательская работа осуществлялась в три этапа:
На первом, поисково-теоретическом этапе (сентябрь-декабрь 2016 г.), нами был осуществлен анализ педагогической и психологической литературы, который позволил сформулировать определение понятия «личностно-профессиональная позиция педагога ДОУ», выявить структуру и содержание личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения с последующей характеристикой ее компонентов....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный педагог в сфере дошкольного образования - это развивающаяся личность с собственной личностно-профессиональной позицией, а ее развитие - это главная цель, условие, результат качественной работы педагога дошкольного образовательного учреждения.
Поскольку позиция - это характеристика не только личности человека, но и его деятельностное выражение, то она была нами рассмотрена в разном контексте. Основополагающими подходами являлись субъектно
деятельностный, социальный, гуманистический, профессиональный и личностно-профессиональный. С точки зрения этих подходов, были рассмотрены сущность, структура и содержательные характеристики позиции педагога. Проанализировав исследования ученых по нашей проблеме, мы, соглашаясь с мнением О.Е. Тумаковой, определили личностно-профессиональную позицию педагога дошкольного
образовательного учреждения, как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций (64 с. 12). Необходимость интеграции личностного и профессионального объясняется тем, что, с одной стороны, личностный потенциал педагога обеспечивает своеобразие профессионального выбора и самоопределения, с другой стороны, профессиональная деятельность влияет на развитие личности.
В диссертации подробно дана структура личностно-профессиональной позиции педагога дошкольной образовательной организации, выявлены ее функции, а также уровни ее сформированности.
На основе анализа научной литературы по исследуемой проблеме (Н. М. Боритко, Ю.И Куницкой, А.М. Руденко В.А. Сластенина, и др.), определены следующие функции личностно-профессиональной позиции педагога: мировоззренческая, мотивационная, профессиональной
социализации, самоидентификации, рефлексивная, деятельнопреобразовательная, мобилизационная, регулятивная, функция
самопрезентации (10; 39; 58; 61).
Опираясь на исследование структуры личностно-профессиональной позиции О.Е. Тумаковой, нами были выделены следующие компоненты: ценностно-мотивационный (аксиологический потенциал личности педагога как смысловая основа его профессиональной позиции); содержательный (интеллектуальная составляющая личности педагога); рефлексивнодеятельностный (интегрирует в себе такие востребованные обществом качества специалиста, как активность, мобильность, креативность, самостоятельность и рефлективность мышления, самоорганизованность, осознанность действий и поступков и др.) (64, с. 32). Между компонентами личностно-профессиональной позиции наблюдается взаимосвязь и взаимодействие. Структура предполагает целостность внутренней и внешней стороны позиции, которую представляет единство ценностномотивационного, содержательного и деятельностного компонентов личностно-профессиональной позиции педагога ДОУ, что, в свою очередь, и обеспечивает гармонизацию профессионального сознания и поведения.
С учетом выделенных компонентов (мотивационно-ценностный, содержательный, рефлексивно-деятельностный), мы определили следующие критерии развития личностно-профессиональной позиции педагогов ДОУ: когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий критерии. Каждый критерий проявляется в уровнях: действенно-творческий
(высокий), оценочно-регулятивный (средний) и нормативно
ориентировочный (низкий) (43, с. 68).
Оценка содержательного компонента личностно-профессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения осуществлялась в соответствии с когнитивным критерием и показателями: представления о ценностях, мотивах и целях педагогической деятельности; представления об основных требованиях к современному педагогу ДОУ; психолого-педагогические знания; знания о сущности, структуре, типах личностно-профессиональной позиции педагога; совокупность знаний о формах и методах саморазвития личностно-профессиональной позиции педагога.
Оценка мотивационно-ценностного компонента осуществлялась в соответствии с ценностно-мотивационным критерием и показателями: ценностное отношение к педагогической деятельности; отношение к ребенкукак высшей ценности; ценностное отношение к себе как к педагогу; наличие мотивации к профессиональной деятельности; удовлетворенность выбранной профессией.
Оценка рефлексивно-деятельностного компонента личностнопрофессиональной позиции педагога дошкольного образовательного учреждения осуществлялась в соответствии с поведенческим критерием и показателями: умение анализировать свои личностные черты с позиции требований профессии; умение осуществлять рефлексию собственной деятельности; умение реализовывать личностно-профессиональную позицию; умение определять риски и ограничения личностно - профессиональной позиции; умение проявлять эмпатию.
В ходе теоретического обоснования модели развития личностнопрофессиональной позиции педагога ДОУ, мы выяснили, что педагогическая модель - это модель педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата (цель), определен его смысл (т.е. обозначено место этого замысла в целостном образовательном процессе, заявлено его место в генеральной, стратегической цели), дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности (43, с.39)....



1. Акопов Г.В. Проблема сознания в современной психологии: зарубежные подходы / Г.В. Акопов. - Самара: СГПУ, 2016. - 324 с.
2. Аксенова, Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: авт. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Аксенова Галина Ивановна. - Москва, 1998. - 46 с.
3. Анциферова Л. И. Личность с позиции динамического подхода / Л. И. Анциферова; под. ред.: Б. Ф. Ломова, К. А. Альбухановой-Славской. - М.: Наука, 1990. - С. 7 - 17.
4. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Развитие личности. - 2009. - № 1. - С. 38 - 63.
5. Бакштановский, В. И. Профессиональная этика. Социологические исследования / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Секрет фирмы. 2015. - №1. - С. 3 - 7.
6. Бедерханова, В. П. Личностно-профессиональная позиция педагога / В. П. Бедерханова. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2014. - 220 с.
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2009. - 192 с.
8. Бондаревская, Е. В. Смысл и стратегия личностноориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 17 - 25.
9. Бодалев, А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А.А. Бодалев // Педагогика. - 2013. - № 12. - С. 192-194.
10. Боритко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н. М. Боритко. - Волгоград: Перемена, 2015. - 214 с.
11. Бутенко, Л. Л. Формирование культурного человека как цель образовательного процесса / Л. Л. Бутенко // Вестн. Луган. нац. пед. ун-та имени Тараса Шевченко: Педагогические науки. - 2015. - № 7 (87). - С. 292 - 300 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры: избр. психол. труды / Л. С. Выготский; Акад. пед. и соц. наук; Моск. психол. - социал. ин-т. - М.: НПО «МОДЗК», 1996. - 512 с.
14. Ганько Е. Т. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования / Е.Т. Ганько // Педагогика. - 2013. - №6.- С.31-34.
15. Гершунский Б.Г. Модель профессионального развития педагога в ИКТ-насыщенной среде / Б.Г. Гершунский // Методист.- 2013. - №2. - С. 1215....71



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ