Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛ. XIX В. НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ГЕРЦОГА ЭДИНБУРГСКОГО

Работа №177731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы132
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-22
Глава 1. Состояние российского народного просвещения в дореформенный и пореформенный периоды 23-52
§ 1. Социально-экономические, политические, культурные особенности и роль Церкви в развитии народного образования Российской империи в дореформенный период 23-31
§ 2. Социально-экономические, политические, культурные особенности и роль Церкви в развитии народного образования Российской империи в пореформенный период 31-38
§ 3. Гимназическое образование и его характеристика 39-52
Глава 2. Причины преобразований в сфере гимназического образования во второй половине XIX века на примере Курской губернии 52-84
§ 4. Преподавательский состав гимназии во второй половине XIX века и его характеристика 52-69
§ 5. Структура учебного процесса и его значение для образовательного процесса в гимназиях 69-78
§ 6. Досуговая деятельность и ее формы как элемент духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи 78-84
Глава 3. Структурный анализ учебного планирования и его особенности 84-116
§ 7. Учебные планы, их характеристика в пореформенный период... 84-103
§ 8. Учебно-методическая литература и ее роль в подготовке учащихся 103-116
Заключение 117-119
Библиографический список


Актуальность темы нашего исследования. Сегодня система всех структур образования подвергается неоднократному реформированию, цель которого обозначить ключевые точки, которые являются с одной стороны подготовкой специализированных кадров по истории, с другой - специалистами в области педагогического мастерства. Трансформации подвергаются многие стороны этого процесса. Во-первых, разработчики реформ предлагают новое распределение учебных дисциплин в школах. Во- вторых, ведутся разработки единой для всей страны линии учебных пособий. В-третьих, в ходе реформ предъявляется ряд требований и ожиданий к подготовке учеников разных классов и учителей. Совсем недавно прошла всероссийская аттестация учителей по разным предметам, которая вызвала бурную реакцию в обществе. Когда мы обращаем внимание на это динамичное развитие, вспоминаются и другие реформы более раннего периода, которые также имели широкий отклик в народе и привели к существенным изменениям в школах. На сегодняшний день функционирует множество гимназических учреждений.
Впервые вопрос о реформировании системы образования затронул в середине XVI века Протопоп Сильвестр в своем энциклопедическом сборнике под названием «Домострой».
В качестве своеобразных ориентиров в реформировании системы образования можно привести опыт Теории официальной народности министра народного просвещения С.С. Уварова. Она являлась ключевым звеном во всей системе народного образования, которая была выстроена во второй половине XIX века. Девиз «Православие. Самодержавие. Народность.» раскрыл сущность вышеуказанной теории. Проанализируем составляющие ее части. Православие понималось не только, как государственная религия, но и как один из компонентов консолидации общества. В учебных заведениях вводились специальные дисциплины, например, Закон Божий, который был призван воспитывать у молодых людей нравственные устои, объяснять высокое предназначение Церкви в жизни населения. Самодержавие - этот пункт указывал на то, за счет чего может функционировать такое могущественное государство, как Российская империя. В школьной программе за этот постулат отвечала Всеобщая и Отечественная История. По мнению многих исследователей, народность - все население страны. Анализ указанной теории позволяет нам сделать вывод о том, что и в наши дни в трансформированном виде концепция также имеет право на существование. В школах получили новый виток развития дисциплины, связанные с культурологическим и религиозным аспектами. Ряд исследователей отмечает, что современная школа должна использовать опыт прошлых поколений, в частности, те изменения, которые происходили в гимназическом образовании во второй половине XIX века в Российской империи с принятием различных нормативно-правовых документов таких как, Уставы гимназий и прогимназий 1864 и 1871 годов. Ряд социальных опросов подчеркивает важность заимствований.
Степень изученности проблемы. Однозначно изучению сущности реформ второй половины XIX столетия уделяли внимание многие исследователи, но детальное рассмотрение преобразований в сфере образования оставалось практически не проработанным. В свою очередь часть исследователей занимались подробным изучением сферы просвещения, и пытались провести различные параллели с учебными заведениями разных типов второй половины XIX века. но необходимо отметить работы специализирующиеся в области педагогики и истории в указанный период. Значительный вклад в изучение гимназического образования в Российской империи внесли такие исследователи, как Ветчинова М.Н.1, Косинов В.Н., Логинова О.А.1, Пыльнев Ю.В., Смотрова И.В. Особенность нашего исследования заключается в проработке педагогического и ученического состава, учебных планов и учебно-методической литературы, в определении сходств и особенностей развития гимназии на примере существовавшей на территории современной Белгородской области Белгородской мужской гимназии.
Заявленная проблематика требует выделения специальных блоков, анализ которых позволит выстроить по возможности объективную картину происходивших процессов: монографии исследователей и статьи в периодических изданиях; справочно-энциклопедические издания; Интернет- ресурсы. Помимо выделенных нами блоков мы применим более мелкое деление литературы по проблематике и внутри каждой сохраним хронологический порядок.
Проблематикой социально-экономических, политических, культурных особенностей и роль Церкви в развитии народного образования Российской империи в дореформенный период занимался ряд исследователей.
В монографии М.А. Гончарова представлены результаты исследования, посвященного становлению и развитию государственно-общественного управления педагогическим образованием в России в XVIII - начале XX в.
Работа М.В. Богуславского помогает нам сопоставить сферу образования и влияние остальных сфер не нее.
А.Е. Иванов в своей статье привел характеристику политики, проводимой правительством в сфере образования. В книге приведены таблицы количества учащихся, количества выпускников, распределения по специальностям на разные периоды.
Процесс становления образования в своей статье разбирали М.П. Войтеховская и Ю.В. Куперт1. Они сделали акцент на реформы начала XIX века.
Социально-экономические, политические, культурные особенности и роль Церкви в развитии народного образования Российской империи в пореформенный период были в центре внимания следующих исследователей.
Статья Л.Н. Беленчук повествует о вопросах просвещения народов, живших на окраинных территориях России и педагогической деятельности Н.И. Ильминского, внесшего значимый вклад в развитие образования на территории Поволжья.
Ряд работ дают подробную характеристику состоянию образования во второй половине XIX века в Российской империи: А. Фортунатов, Е.А. Калинина, И.Ю., С.И. Миропольский, А.Н. Поздняков, И.В. Пыхалов, М.М. Регалюк, С.В. Рождественский, Ю.А. Рябов11, А.В. Ситников1, В.З. Смирнов2.
Сведения о гимназическом образовании и его характеристике мы брали у исследователей, занимающихся краеведческой проблематикой. М.С. Коршунов характеризует образование на Северном Кавказе. С. Красавцева описала гимназический уклад Великоустюгской мужской гимназии. И.Н. Лобачева исследовала гимназии на территории Тульской губернии.
Исследовательские работы по проблеме преподавательского состава гимназии во второй половине XIX века и его характеристика посвящены конкретным педагогам, разрабатывавшим методики и участвовавшим в становлении системы образования указанного периода. Среди них работа Д.В. Бурдакова , Е. Шараповой, В.Я. Струминского.
Особняком стоят работы о производстве учителей в чины согласно Табелю о рангах. Мы использовали статьи Т.И. Ереминой , С.Г. Киселева. Из них мы смогли понять, какое место отводилось учителям по системе чинопроизводства.
А.А. Прохоренков в своей работе11описывает систему подготовки учительских кадров, условия работы педагогов во второй половине XIX века.
Еще несколько работ, использованных в нашей работе, посвящены подготовке кадров, становлению и развитию этого процесса. Д.А. Терещенко проанализировал профессиональные учебные заведения для подготовки низшего технического персонала в провинциальных городах России на примере Курской губернии. Другая его работа повествует об учительских семинариях и их месте в системе образования Российской империи.
О состоянии педагогических кадров написали исследование Д.Н. Антонов и И.А. Антонова. В работе приводятся статистические сведения и их характеристика относительно педагогических кадров.
Проблематику структуры учебного процесса и его значении для образовательного процесса в гимназиях раскрывает ряд работ. О.А Логинова и О.Н. Логинов написали монографию с использованием архивного материала нашей проблематики на примере гимназий Пензенской губернии.
Ю.Н. Бочкарева в статье анализирует преобразования в организации и содержании учебно-воспитательного процесса в российских гимназиях XIX века - начала XX века. Кроме того, автор описывает методы преподавания истории в учебных заведениях, указанного профиля.
Учебный процесс описан в работах И.А. Персианова на примере гимназии принцессы Е.М. Ольденбургской. Другим автором была Д.И. Латышина , в работе которой приводится много детальных характеристик. Иеще один автор - В.В. Перцев1. Он также приводит данные о развитии учебного процесса в гимназии на протяжении второй половины XIX века.
При исследовании учебных планов, их характеристики в пореформенный период мы пользовались трудами следующих исследователей. Большое внимание в учебном процессе в гимназии уделялось дисциплине Закон Божий. Он занимал одно из первых мест в иерархии учебных предметов. В наши дни эта дисциплина трансформировалась в схожий предмет, но его значение сильно снизилось. Изучением Закона Божьего занимались В.М. Бычкова1, Д. Володихин, О.А. Хретинина, А.С. Шорнов.
Целый комплекс работ по указанной нами проблематике написала М.Н. Ветчинова5678. Указанные работы помогли нам разобраться в тонкостях процесса. Кроме того, исследователь является краеведом соседней области.
Следующий блок библиографии посвящен справочной литературе. В нашем исследовании мы воспользовались рядом словарей, которые помогли нам точно сформулировать определение «гимназии» 910при описании социально-экономических, политических, культурных особенностей и роли Церкви в развитии народного образования Российской империи в дореформенный период.
В следующем справочнике под авторством Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова1мы искали характеристику понятия «учебное пособие», которое анализировали при изучении учебно-методической литературы и ее роли в подготовке учащихся. Для того же параграфа при изучении методических разработок и учебных пособий нам необходимо было ознакомиться с выдающимися педагогами второй половины XIX века. В этом нам помог справочник, автор которого А.П. Шикман .
Последний блок - интернет-ресурсы. Они помогли найти информацию, которая является труднодоступной.
Для характеристики социально-экономических, политических, культурных особенностей и роли Церкви в развитии народного образования Российской империи в дореформенный период, например, для определения понятия «гимназия» помимо вышеуказанных справочников необходимо было использовать Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона .
О состоянии России накануне Великих реформ и начальных шагах реформирования образования мы узнали из труда .
Церковь играла значимую роль в России указанного периода. В том числе большое влияние она оказывала на образование. В нашем исследовании мы использовали ресурсы на эту проблематику, например, Е.Н. Мокшина . При учебных заведениях открывались Домовые церкви, информацию и характеристику мы находим в электронном справочнике1.
Характеристику исследуемому типу учебных заведений - гимназиям, описываемых нами, мы находим в работе Ф.Г. Ялалова .
В ходе изучения материала о преподавательском составе гимназии во второй половине XIX века и его характеристике для уточнения сведений о социальном положении педагогов мы использовали работы Краткие сведения о чинах, погонах, званиях, должностях и Титулах в Российской империи и Н.А. Рубакина .
Один из качественных электронных ресурсов, основанный на архивных данных, называется Императорская Николаевская Царскосельская гимназия . Из него мы узнали о распорядке дня учеников, увлечениях, о которых писали в разделе досуговая деятельность и ее формы как элемент духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.
Таким образом, библиографический список представлен трудами исследователей разного периода, что позволяет более тщательно изучить преобразования в сфере образования. Кроме того, в приведенных работах изучены небольшие составляющие, которые составляли весь этот комплекс мероприятий.
Объект исследования - проблемы, связанные с состоянием и реформированием гимназического образования на территории Российской империи во второй половине XIX века после реформы отмены крепостного права.
Предметом исследования является непосредственно процесс становления и развития гимназического образования во второй половине XIX века на примере Белгородской мужской гимназии его королевского высочества герцога Эдинбургского.
Мы определили следующие хронологические рамки. Нижней границей мы определили 1864 год - год принятия нового Устава гимназий и прогимназий. Выбор конкретно этого устава связан с тем, что он был одним из следствий отмены крепостного права, когда в стране появилось огромное количество свободного и жаждущего знаний народа. В тексте вышеназванного устава разработчики учли этот аспект и расширили возможности получения образования. Верхней границей изучаемого периода стал 1905 год, то есть период до начала Первой русской революции. Обоснование выбора этой даты связан с последующим коренным изменением в сфере образования в нашем государстве, которое будет радикально отличаться от обозначенного нами периода.
Территориальные рамки исследования - изучать процесс развития гимназий мы будем преимущественно на европейской части Российской империи. В частности на территории Пензенской губернии, Кавказа, Тульской губернии, Курской губернии. Это связано, во-первых, с более высоким уровнем развития территории и контролирования ее со стороны центральных органов власти; во-вторых, территориальные границы обусловлены расположением представляющей для нас особый интерес Белгородской мужской гимназии его королевского высочества герцога Эдинбургского, которая располагалась в Курской губернии и относилась к Харьковскому учебному округу.
Цель нашего исследования - во-первых, изучение процесса развития гимназического образования в целом в Российской империи; во-вторых, выявление и анализирование основных тенденций, присущих учебному процессу в указанный период; рассмотрения процесса становления гимназического образование на территории Белгородского уезда Курской губернии.
Для достижения поставленной нами цели, необходимо решить ряд зада культурные особенности, роль Церкви в Российской империи перед началом проведения реформ.
2. Выявить изменения, которые происходили в разных сферах общества в пореформенный период и непосредственно затрагивали Просвещение.
3. Дать характеристику состояния гимназического образования в Российской империи ко второй половине XIX века.
4. Изучить состояние преподавательских кадров в гимназиях на территории России.
5. Ознакомиться с ученическим составом гимназий.
6. Дать характеристику досуговой деятельности учащихся гимназий во второй половине XIX века.
7. Рассмотреть учебные планы гимназий и их изменения в связи с принятием новых Уставов 1864 и 1871 годов.
8. Исследовать состояние и развитие учебно-методической литературы в ходе преподавания различных дисциплин.
Научная новизна нашей работы заключается в следующем:
1. Дана подробная сравнительная характеристика и анализ состояния гимназического образования в дореформенный и пореформенный период.
2. Проведено тщательное исследование социального состава учителей и учеников и их трансформация.
3. Приведено сравнение учебные планы гимназий разных регионов Российской империи.
4. Исследовано становление и деятельность Белгородской мужской гимназии его королевского высочества герцога Эдинбургского.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащаяся информация и выводы в нашем исследовании могут быть использованы при более углубленном изучении нашей темы. Кроме того, материалы можно использовать в курсе школьных дисциплин, таких как Отечественная история, краеведение. Следующим аспектом применения может стать современное проектирование, проработка программ в системе среднего образования и их прогнозирование.
Источниковая база исследования состоит из опубликованных нормативных документов, статистических данных, воспоминаний.
При изучении материала для § 1. Социально-экономические, политические, культурные особенности и роль Церкви в развитии народного образования Российской империи в дореформенный период и § 2.
Социально-экономические, политические, культурные особенности и роль Церкви в развитии народного образования Российской империи в пореформенный период мы использовали следующие нормативно-правовые документы: Устав гимназий и прогимназий 1864 года1; Устав гимназий и прогимназий министерства народного просвещения 1871 года . Они важны для нашего исследования тем, что являются основополагающими нормативными документами, на основе которых выстраивалась вся система образования в Российской империи. Далее мы воспользовались документами, выполняющими разъяснительное значение или исправление неточностей Уставов: Краткое историческое обозрение действий Главного
педагогического института 1828-1859 г.; Циркуляр «О сокращении гимназического образования» 1887 года.
Одним из важных источников является книга отечественного исследователя И.А. Алешкинцева1. Исследователь в своей работе подробно анализирует состояние образования на протяжении всего XIX века. Для нас эта книга является одной из фундаментальных, так как она содержит большое количество ссылок на документы эпохи.
Данные о населении Курской губернии согласно переписи 1897 года, которые мы приводим в § 2. Социально-экономические, политические, культурные особенности и роль Церкви в развитии народного образования Российской империи в пореформенный период, представлены в статье Н.Д. Борщика.
Чтобы рассмотреть особенности гимназического образования на местном уровне в § 3. Гимназическое образование и его характеристика, мы использовали Отчет о состоянии гимназии за 1874 год, именной список служащих.
Статистические данные мы использовали из исследований Б.Н. Миронова45. Автор дает статистические данные по разным критериям будь то количество читающих, количество обучающихся в учебных заведениях различного уровня. Другой автор - А.Г. Рашина. Она также приводит данные, из которых удобно определить состояние образования.
Статистические данные для § 4. Преподавательский состав гимназии во второй половине XIX века и его характеристика мы взяли из книги И.П. Белоконского. Для нас указанная работа также являлась необходимой для характеристики учителей второй половины XIX века.
Статья Н. Добролюбова1в ответ на публикацию Н.И. Пирогова позволила нам узнать, какие настроения были в обществе, как оно реагировало на современные им события.
Проблематику § 7. Учебные планы, их характеристика в пореформенный период мы раскрыли при помощи информации представленной в Журналах Министерства Народного Просвещения23. В нем собрана вся ключевая информация, которая была актуальна в период публикации журнала, поэтому мы неоднократно обращались к нему.
Книга, заслуживающая нашего внимания - Антология педагогической мысли России первой половины XIX века под редакцией П.А. Лебедева. В ней мы нашли материал для § 8. Учебно-методическая литература и ее роль в подготовке учащихся. В этой книге содержатся статьи и воспоминания выдающихся отечественных педагогов. Для того чтобы разобраться в теме необходимо помимо нормативных документов анализировать и другие источники, и указанная книга нам в этом помогла.
Таким образом, источниковая база несколько блоков источников: нормативные документы, отдельные книги и статьи, воспоминания и периодические издания. Все эти документы помогают тщательно и всесторонне изучить поставленную проблему.
Теоретико-методологической основой нашего исследования является социокультурный подход. Данный подход основан на принципе единства культуры и общества и личности, которые развиваются под влиянием последнего и тесно взаимодействуют друг с другом. В процессе написания нашей работы мы использовали ряд методов исследования. Для решения поставленных задач мы применили общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Среди специальных методов исторического исследования в ходе исследования мы использовали сравнительно- сопоставительный, историко-ретроспективный методы, метод анализа статистических данных, архивных и опубликованных материалов, метод актуализации, систематизации исторических фактов.
Сравнительно-сопоставительный метод в ходе нашего исследования мы использовали для сравнения положений Уставов гимназий и прогимназий за 1864 и 1871 годы. Сопоставлению подверглись условия работы педагогов и характеристика учебно-методических пособий для гимназистов.
Историко-ретроспективный метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического явления. На основе него мы анализировали, что способствовало бурному развитию педагогики к концу XIX века в России.
Метод анализирования архивных и опубликованных материалов мы использовали при описании данных о Белгородской мужской гимназии.
Следующий, используемый в исследовании нами метод, метод актуализации. Его суть заключается в определении актуальности изучаемой проблематики. Наше исследование является актуальным по ряду причин, одной из главных является масштабное реформирование сферы образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Выстраивание системы среднего образования в Российской империи во второй половине XIX века опиралось на Теорию официальной народности С.С. Уварова. А это означает, что делалась опора на православие. Оно пронизывало все содержание образования (специальные дисциплины, обязательное посещение церкви, внеурочные мероприятия с участием священнослужителей). Кроме того, образование выстраивалось в соответствии с политикой, проводимой императором, гимназисты воспитывались по идеалам монархического мировоззрения. Это составляло вторую часть лозунга - Самодержавие. Последняя составляющая - народность, проявилась в возможности получить образование детям разных сословий.
2. Большое значение оказало развитие методики преподавания школьных дисциплин. В указанный нами период учебные пособия становились ориентированы на детей определенного возраста. Педагогу теперь следовало обращать внимание на психологические особенности школьников, чему раньше не уделяли большого значения.
3. После законодательного подтверждения возможности получения образования разных сословий увеличилось число обучающихся. Это вызывало различную реакцию в кругах привилегированных сословий, так как многие не хотели, чтобы их дети получали образование с представителями более низких сословий. Но, в целом, эта политика дала свои положительные плоды: увеличилось число грамотного населения. Перед представителями низших слоев населения формально открылась социальная лестница, то есть некоторые жители могли после получения образования построить хорошую карьеру.
4. В результате проводимых во второй половине XIX века реформ в сфере образования учебные заведения появлялись не только в крупных городах, но и мелких уездных городишках. Примером служит Белгородская мужская классическая гимназия Его Королевского Высочества Герцога Эдинбургского. Необходимо отметить, что гимназия снабжалась учебными пособиями, картами, макетами и другим необходимым для обучения оборудованием. Все это свидетельствует о заинтересованности центра в организации качественного образования в государстве.
Структура работы. Наше исследование включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список, состоящий из источников и литературы. В введении мы определили актуальность нашего исследования и цели, поставили задачи, которые будем решать в ходе работы. Также в введении содержится информация о степени изученности проблемы, объекте и предмете исследования, хронологических и территориальных рамках исследования, проведен анализ источников, раскрыта практическая значимость, научная новизна и методологическая база. Первая глава состоит их трех параграфов и посвящена характеристике состояния российского общества в период проведения Великих реформ и после их осуществления. Рассматриваются социальные, экономические трансформации, здесь же уделено внимание и Церкви. Вторая глава состоит из двух параграфов. В ней исследуется положение учителей в обществе, особенность их трудовой деятельности в обозначенный нами период. Также в главе представлена характеристика самих гимназистов: их распорядок дня, интересы и увлечения. Третья глава состоит из двух параграфов. В ней сделан акцент на учебные планы гимназий, особенности преподавания различных дисциплин, их приоритетность. Далее анализируется состояние учебных и методических пособий второй половины XIX века и их изменения под новые требования. В заключении сделаны выводы по всему проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании сведений, представленных в данной работе, посвященной развитию гимназического образования во второй половине XIX века в Российской империи на примере Белгородской мужской классической гимназии его королевского высочества герцога Эдинбургского, можно сделать ряд заключительных выводов, подводящих итог проведенной исследовательской деятельности.
Во-первых, Александр II, когда взошел на престол, осознавал необходимость проведения комплекса реформ. Это было связано с рядом факторов, одним из ключевых было понимание того, что без повышения качества образования государство не сможет совершить технологический прорыв. Для этого необходимо было реформировать сферу образования, предоставить возможность получать образование большим социальным слоям.
Во-вторых, разработанная Теория официальной народности министра народного просвещения С.С. Уварова расставляла акценты на важные положения, которые должны воспитывать у населения патриотизм, понимание высокого предназначения самодержавия (гаранта мира, силы государства) и православной веры. Все это должно было быть включено в школьную программу, чтобы воспитывать верных отечеству сынов с малых лет.
В-третьих, в ходе проведения реформ значительную роль сыграла Русская Православная Церковь. К ее заслугам следует отнести открытие новых учебных заведений. Широко распространена была миссионерская деятельность, в ходе нее сами миссионеры создавали книги на местных языках, распространяли знания в небольших селениях. Кроме того, РПЦ проводила культурные мероприятия с целью популяризации образования.
В-четвертых, проведенные Александром II, а за ним Александром III реформы позволили уменьшить перекос в развитии социальной сферы. Заслуга их состоит в совершенствовании среднего образования и повышении его уровня. Эти преобразования позволили увеличить число грамотных людей среди населения. А вслед за этим способствовало постепенному решению проблемы с квалифицированными кадрами.
В-пятых, несмотря на достаточно строгие и регламентированные условия работы учителей, они активизируют свою деятельность во второй половине XIX века. Это выражается в проведении съездов учителей со всей страны, разработке новых учебных пособий и методик преподавания различных дисциплин. В то же время положение учителей в обществе нельзя назвать высоким. Большинству приходилось совмещать преподавание в нескольких учебных заведениях, чтобы прокормить свою семью.
В-шестых, в указанный нами период более активными были и сами гимназисты. Частым явлением стали образования различных кружков, в том числе с политическим уклоном. Нередким явлением было исключение гимназиста из образовательного учреждения. Но нельзя не отметить и положительные достижения. Школьники самостоятельно устраивали театральные представления, сочиняли стихотворения, издавали
гимназические газеты. Звание гимназиста было почетным во второй половине XIX века в Российской империи.
В-седьмых, реформированию подверглись учебные планы гимназий. Министры народного просвещения А.В. Головин и после него Д.А. Толстой делали акцент на гуманитарный блок дисциплин. Большое значение уделяли изучению латинского и древнегреческого языка. Именно гуманитарные дисциплины отличали классическую гимназию от реальной (позже реального училища).
В-восьмых, большое развитие получила разработка новых учебных пособий. Участие принимали как преподаватели высших учебных заведений, так и учителя гимназий. В учебники помещали информацию соответствующую возрастным особенностям учеников. Появилось больше графиков, таблиц, изображений, что делало учебное пособие более интересным и понятным для гимназиста.
В-девятых, проводилась политика популяризации чтения книг. По всей Российской империи открывались библиотеки, книжные лавки и магазины. Ввиду увеличения числа книгопечатников книги старались сделать более доступными для населения.
В-десятых, бурное развитие получили периодические издания по педагогике. Такие известнейшие педагоги, как К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель и многие другие выпускали журналы с новыми методиками, советами для учителей, родителей самих гимназистов. К концу века насчитывалось около 300 периодических изданий по педагогике.
Таким образом, подводя итог нашего исследования, мы приходим к выводу, что реформы второй половины XIX века оказали огромное влияние на развитие образования в России. Вследствие этого выросло новое сильно отличающееся от предыдущих поколение, способное достигать поставленных целей, что впоследствии мы с вами увидим.



1. Алешинцев И.А. История гимназическаго образования в России (XVIII и XIX век). - Санкт-Петербург: издание О. Богдановой, 1912. - 346 с.
2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века // под ред. П.А. Лебедева. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.
3. Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. - Пг., 1916. - С. 119-121.
4. Гулевич С.В. Историческая записка о 50-летии Московской 2-й
гимназии. 1835-1885. - М.: тип. Е. Лисснер и Ю. Роман, 1885. - С. 305-327.
5. Добролюбов Н. А. По поводу педагогической деятельности Пирогова. О значении авторитета в воспитании. — СПб.: Русское книжное тов. «Деятель», 1918. — 33 с.
6. За сто лет. Воспоминания, статьи и материалы. - Петроград: Издание 13-й Советской Трудовой школы, 1923. - 252 с.
7. Из воспоминаний гимназиста 60-х годов. - Тифлис: Типография М. Вартанянца, 1904. - 120 с.
8. Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института 1828-1859 г. - СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1859. - 74 с.
9. Несколько слов об Императорском С.-Петербургском историко-филологическом институте. — СПб.: тип. В. Д. Смирнова, 1909. - 21 с.
10. Николаев С. Современная бурса (Из воспоминаний об учительском институте.). - М.: Изд. В.Кирьякова, 1905 - 58 с.
11. Об испытаниях зрелости в гимназиях и подобных им учебных заведениях ведомства министерства народного просвещения в 1873 году Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1874. - Часть CLXXIII. - С. 317-373.
12.Об испытании зрелости в 1876 году// Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1877. - Часть CXCIII. - С. 151-268.
13. Отчет о состоянии гимназии за 1874 год, именной список служащих// ГАБО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 53.
14. Погодин М.Н. Начертание русской истории для гимназий. - М.:
Университетская типография, 1837. - 408 с.
15. Положение о гимназиях Министерства народного просвещения [эл.
ресурс]: URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/9027-polozhenie-o-
gimnaziyah-ministerstva-narodnogo- prosvescheniya#mode/inspect/page/3/zoom/4 (дата обращения: 10.01.2019)
16. Стоюнин В. Мысли о наших гимназиях / В. Стоютин // Воспитание. - 1860. -№ 9. - С. 133-145.
17. Устав гимназий и прогимназий 1864 года// Сборник постановлений по
Министерству народного просвещения. Т. 3. - СПб., 1865. - С. 1301¬1350. [эл. ресурс]: URL: https://www.prlib.ru/item/443031 (дата
обращения: 15.07.2018)
18. Устав гимназий и прогимназий министерства народного просвещения 1871 года// Музей истории российских реформ имени П.А. Столыпина. [эл. ресурс]: URL: http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13668 (дата обращения: 13.07.2018)
19. Циркуляр «О сокращении гимназического образования» 1887 года.// 100
главных документов российской истории. URL:
http://doc.histrf.ru/19/tsirkulyar-o-kukharkinykh-detyakh/(дата обращения: 05.09.2018)
II. Литература
20. Андреева О.В. Книжное дело в России в XIX - начале XX века. - М.: МГУП, 2009. - 130 с.
21. Антонов Д.Н., Антонова И.А. Источниковая база изучения профессий и труда в России. // Историческое профессиоведение: источники, методы, технологии анализа. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - С. 19-27.
22. Афанасьев М.Д. Место библиотеки в культурной жизни провинции (XIX в.) // Российская провинция XVIII-XX вв.: реалии культурной жизни: сб.ст. - Пенза, 1996. - С. 3-8.
23. Беленчук Л.Н. О просвещении народов России во второй половине XIX - начале XX в.// Вестник СПТГУ. - 2006. - Вып. 2. - С. 22-36.
24. Белявский Е.В. Этимология древнего церковнославянского и русского языка, сближенная с этимологией языков греческого и латинского. - М: URSS, 2015. - С. 205.
25. Бердинских В.А. Уездные историки: Русская провинциальная
историография. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 528 с.
26. Бертенев С.А. Экономическая история: Учебник. - М.: Эконгомистъ, 2004. - 442 с.
27. Благово Н.В. Школа на Васильевском острове. - М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
28. Богуславский М.В. Реформы Российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект// Вопросы образования. - 2006. - № 1. - С. 5-21.
29. Борщик Н.Д. Население Курской губернии по материалам
Всероссийской переписи 1897 года.// Известия Алтайского государственного университета. - № 60. - 2008. - С. 35-37.
30. Бочкарева Ю.Н. Методы преподавания истории в гимназии в XIX веке -
начале XX века // Новое слово в науке: стратегии развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Т. 1 - Чебоксары: ЦНС «Интерактив
плюс», 2017. - С. 26-29.
31. Бурдаков Д.В. Вклад Н.Ф. Бунакова в развитие идей Н.А. Корфа об учительских съездах во второй половине XIX века.// История. Историки. Источники. - 2015. - № 2. - С. 1-6.
32. Бычкова В.М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России// Вестник Православного Свято-Тихоновскогогуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 1. (12). - С. 7-20.
33. Бялик В., Григорян И. Образование и воспитание в России. Их отражение в произведениях русских художников// Народное образование в России. - М.: Народное образование, 2000. - С. 181-186.
34. Валитов А.А., Сулимов В.С. Домовая церковь Тобольской мужской гимназии в конце XIX - начале XX века// Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5-6. - С. 1329-1333.
35. Вахтеров В.П. Нравственное воспитание и начальная школа. - М.: Русская мысль, 1901. - 241 с.
36. Ветчинова М.Н. Изучение иностранных языков в гимназиях России (вторая половина XIX — начало XX в.)// Педагогика. - 2013. - №3. - С. 73-79.
37. Ветчинова М.Н. История Курской мужской гимназии (XIX - начало XX в.)// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 1 (45). - С. 1-10.
38. Ветчинова М.Н. Культурологическая направленность изучения древних языков в отечественных лицеях и гимназиях второй половины XIX - начала XX века// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - № 4 (24). - С. 1-7.
39. Ветчинова М.Н., Герасенкова П.В. Отечественная общественно¬
педагогическая мысль конца XIX - начала XX века о ценностях и смыслах изучения древних и новых языков// Ценности и смыслы. - 2015. - №1. - С. 138-148.
40. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006. - 734 с.
41. Войтеховская М.П., Куперт Ю.В. Зарождение государственной системы
образования в Российской империи// Вестник Томского
государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (117). - С. 39-44.
42. Володихин Д. Закон Божий: время прошло? Как и почему дисциплина появилась в России.// Фома - Спецвыпуск ОПК. - 2014. - С. 40-43.
43. Герасенкова П.В. Роль литературного наследия Древней Греции и Древнего Рима в формировании ценностных ориентаций учащихся отечественных лицеев и гимназий второй половины XIX - начала XX века// Проблемы современного образования. - 2012. - №3. - С. 30-43.
44. Герасенкова П.В. Формирование ценностных ориентаций учащихся средствами иностранной литературы в отечественных лицеях и гимназиях второй половины XIX начала XX века// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - № 3 (19). - С. 108-115.
45. Говоров А.А. История книги: Учебник для вузов. - М.: Светотон, 2001. — 400 с.
46. Гончаров М.А. Государственно-общественное управление
педагогическим образованием в России в XVIII - начале XX века. - М.: «Пробел-2000», 2014. - 399 с.
47. Гончарова И.В., Прончев Г.Б. Российские учебники по математике XVII-XIX веков// Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: «Молодой ученый», 2017. — С. 11-13.
48. Дивногорцева С.Ю. К.Д. Ушинский и православная педагогическая культура России середины XIX в.// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика.Психология. - 2014. - Вып. 2 (33). - С. 102-110.
49. Добролюбов Н. О значении авторитета в воспитании. Мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова. История педагогики в России. - М.: «Академия», 2002. - С. 192-199.
50. Егоров О.Г. Классическое образование в педагогической концепции Т.Н.Грановского// Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 79-85.
51. Еремин А.И. Мировосприятие провинциальных гимназистов в начале
XX в. (по материалам рукописного журнала «Школьные досуги»)// Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». - 2013. - № 10 (111). - С. 18-42.
52. Еремина Т.И. Законодательное регулирование гражданского
чинопроизводства учителей в XIX — начале ХХ века.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - №87. - С. 139-148.
53. Ефимова М.Р. Статистическая оценка грамотности населения России: от умения читать до ученых степеней.// Вопросы статистики. - №6. -
2016. - С. 77-84.
54.Захаров В.Н., Петров Ю.А. История налогов в России. IX - начало XX в. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - 296 с.
55.Зезина М.Р., Кошман Л.В. История русской культуры. - М.: Дрофа, 1990. - 480 с.
56.Зубов В.П. Аристотель. - М.: Эдиториал УРСС. - 2000. - 368 с.
57. Иванов А.Е. Высшая школа в российской провинции. География размещения (правительственная политика, общественная инициатива). // Российская провинция XVIII-XX вв.: реалии культурной жизни: сб.ст. - Пенза, 1996. - С. 33-35.
58. Историческая культура императорской России. Формирование
представлений о прошлом. - М.: ИД ВШЭ, 2012. - 1196 с.
59. Казеева Е.А. Образ классической гимназии на страницах рукописного журнала «Школьные досуги»// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 9 (75). - С. 48-52.
60. Калинина Е.А. Училища министерства государственных имуществ в системе народного просвещения// Вопросы образования. - 2011. - № 1. С. 229-241.
61. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 -
первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии). - М.: Большая
Российская энциклопедия, 1995. - 383 с.
62. Киселев С.Г. Положение о порядке производства в чины по гражданской службе 1834 года// Государственная гражданская служба.
- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010 г. - 94 с.
63. Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. - М.: Книжный мир, 2006. - 259 с.
64. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: Владос, 1999. — 192 с.
65. Коршунов М.С. Избранные работы по истории просвещения на Северном Кавказе. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. - 730 с.
66. Косинов В.Н. Становление и развитие гимназического образования в
губерниях Черноземного центра России (XIX - начало ХХв.):
диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02 - Курск, 2006. - 227 с.
67. Красавцева С. Из истории Великоустюгской мужской
гимназии// Великий Устюг : Краевед. альм. - Вып. 2. - Вологда, 2000. - С.51-76.
68. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и
педагогической мысли). - М.: Издательский дом «ФОРУМ», 1998. - 584 с.
69. Латышина Д.И. История воспитания и образования в России XVIII века.
- М.: издательство Российского открытого университета, 1992. - 136 с.
70. Лихачев Д.С., Благово Н.В., Белодубровский Е.Б. Школа на
Васильевском. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
71. Лобачева И.Н. Образование купеческих детей Тульской губернии в 1861-1915 гг.// Научные ведомости. - 2015. - № 19 (216). - Вып. 36. - С. 90-95.
72. Логинова О.А, Логинов О.Н. Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России (на примере гимназий Пензенской губернии). - Пенза: ПГУ, 2009. - 288 с.
73. Ломко И.Ю. Развитие гуманитарного образования в Российской гимназии второй половины XIX века// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -
2008. - Вып. 61. - С. 407-414.
74. Мижуев П. Учебное дело.// Народное образование в России. - М.: Народное образование, 2000. - С. 211-221.
75. Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. - Л.: Наука, 1991. - 167 с.
76. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало XX в.). - СПб.: Дмитрий Булавин, 2003. - 548 с.
77. Миропольский С.И. Школа и государство. Обязательность обучения в России. - М.: Книга по Требованию, 2011 - 260 с.
78. Народные учителя и учительницы.// Народное образование в России. - М.: Народное образование, 2000. - С. 235-238.
79. Носов К.С. Рыцарские турниры. - СПб: Полигон, 2002. - 144 с.
80.Обрезкова И. Педагогическая периодика России XIX - начала XX века. // Народное образование в России. - М.: Народное образование, 2000. - С. 288-297.
81.Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. - М.: Прогресс, 1987. - 528 с.
82. Павлидис В.Д. Среднее математическое образование в России в XIX - начале XX века// История и педагогика естествознания. - 2016. - № 4. - С. 46-54.
83. Персианов И.А. Гимназия принцессы Е. М. Ольденбургской (К 145- летию со дня основания)// Время и пространство. - 2013. - № 1(11). - С. 227-230.
84. Перцев В.В. Гимназическое образование в дореволюционной России: вторая половина XIX - начало XX века// Концепт. - 2013. - №1. - С. 1-7.
85. Поздняков А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России. - Саратов: Наука, 2009. - 143 с.
86. Поликутина Н.В. Классный наставник: проблема взаимодействия семьи и школы в России во второй половине XIX века// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -
2009. - №1. - С. 125-138.
87. Прохоренков А.А. Российский учитель второй половины XIX века (на примере Первой Санкт-Петербургской гимназии)// Universum: Вестник Герценовкого университета. - 2010. - №1(75). - С. 148-156.
88. Пушкин А.А. Анализ методического наследия Ц.П. Балталона в контексте педагогических поисков рубежа XIX-XX веков// Наука и школа. - 2012. - №. 2. - С. 178-180.
89. Пыльнев Ю.В. Народное Просвещение Воронежской губернии во второй половине XIX века, 60-90-е гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. - Воронеж, 1999. - 192 с.
90. Пыхалов И.В. Образование в Российской империи: факты и мифы// Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. - № 1. - С. 196-200.
91. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913). - М.:
Государственное статистическое издательство, 1956. - 352 с.
92. Регалюк М.М. Женские гимназии и училища в Российском образовании начала XIX века// Вестник Московского университета МВД России. - №9. - 2008. - С. 24-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ