Введение 3
Глава 1.Теоретические и методические основы тяжелоатлетических
упражнений 6
1.1 Общая характеристика тяжелой атлетики как вида спорта 6
1.2 Характеристика техники тяжелоатлетических упражнений 11
1.3 Методики обучения техники тяжелоатлетических упражнений 18
Глава 2. Методы и организация исследования 24
Глава 3. Экспериментальное обоснование используемых методик 33
3.1 Содержание занятия в группах 33
3.2 Анализ эффективности использования методик 39
Выводы 43
Практические рекомендации 44
Список литературы 45
Приложение 48
Тяжелая атлетика - вид спорта, включающий в себя выполнение двух соревновательных упражнений (рывка и толчка штанги двумя руками), которые характеризуются проявлением скоростно-силовых способностей максимальной мощности и сложно координированной техникой выполнения [2, с. 12].
Существуют два основных подхода к обучению спортсменов технике выполнения упражнений: обучение технике классических (соревновательных) упражнений в целом и обучение по частям. В основе массового спорта и спорта высших достижений лежит овладение техникой, которая является инструментом роста физических показателей атлетов различных профессиональных категорий.
На факультете физической культуры НИУ «БелГУ» предусмотрено обучение технике тяжелоатлетических соревновательных движений в рамках учебной дисциплины «Атлетизм». В соответствии с учебным планом и рабочей программой направлений подготовки «Физическая культура» и «Педагогическое образование» профиль физическая культура, на этот раздел программы отводится 16 часов. Для сравнения, в спортивных школах на обучение технике этих упражнений отводится 80 часов, 46 недель. Поэтому необходимо ускоренное обучение технике студентов. Ускоренное обучение студентов технике тяжелоатлетических упражнений ставит своей задачей в минимальный срок обучить правильной технике выполнения упражнений двоеборья и закрепить результаты обучения на практике. Для обучения студентов используется условное деление упражнений на фазы и элементы, каждый из которых отрабатывается отдельно с помощью вспомогательных упражнений.
Зарубежная и отечественная литература о методиках подготовки спортсменов-разрядников и спортсменов-профессионалов (А.Н. Воробьев 1981г., Л.С. Дворкин 2005г., А.В. Черняк 1978) формирует представление о методиках, применяемых в спортивной подготовке, однако не дает разъяснений для преподавании дисциплины «тяжелая атлетика» для студентов [4, 13, 33]. Поиск решения проблемы ускоренной технической подготовки студентов факультетов физической культуры по тяжелой атлетике и предопределил актуальность исследовательской работы.
Цель работы: разработать и экспериментально проверить эффективность методики ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ».
Объект исследования - процесс занятий тяжелой атлетикой студентов академических групп факультета физической культуры.
Предмет исследования - методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ».
В основу исследования была положена следующая гипотеза: предполагается, что методика ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры на занятиях по дисциплине «Атлетизм» будет более эффективной, если использовать комбинированный метод.
Задачи работы:
1. Выявить наиболее распространенные методики обучения технике выполнения тяжелоатлетических упражнений;
2. Разработать методику ускоренного обучения студентов технике
тяжелоатлетических упражнений;
3. Экспериментально проверить методику ускоренного обучения студентов технике тяжелоатлетических упражнений.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ данных научных литературных источников;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Контрольное тестирование техники;
4. Метод экспертной оценки;
5. Методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в следующем: разработана и экспериментально проверена методика ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры 2 курса обучения НИУ «БелГУ» с использованием комбинированного метода.
Практическая значимость заключается в разработке обоснованной методики обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ» на занятиях по дисциплине «Атлетизм». Применение данной методики позволяет за короткий срок обучить технике классического рывка и классического толчка студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ».
1. В результате анализа литературных источников и бесед с тренерами выявлено, что наиболее распространенными методиками обучения технике выполнения тяжелоатлетических упражнений, являются методики А.Н. Воробьева, М.А. Абдулаева и В.С. Беляева. Однако в указанных методиках нет рекомендаций по особенностям ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов. Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений у студентов в академических группах требует дополнительной разработки.
2. Разработана методика ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры педагогического института НИУ «БелГУ». В основу методики был положен комбинированный метод обучения. Суть его состоит в том, что для обучения технике тяжелоатлетических упражнений применялись комбинированные подводящие упражнения. Кроме того, студенты во время занятия сначала выполняли подводящие упражнения, а завершали каждое занятие выполнением упражнения в целом.
3. Разработанная методика ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры педагогического института НИУ «БелГУ» показала свою высокую эффективность. Об это свидетельствуют результаты экспертной оценки в пользу экспериментальной группы (при 5% уровне значимости по Т- критерию Уайта).