Введение 3
Глава 1.Теоретические и методические основы тяжелоатлетических
упражнений 6
1.1 Общая характеристика тяжелой атлетики как вида спорта 6
1.2 Характеристика техники тяжелоатлетических упражнений 11
1.3 Методики обучения техники тяжелоатлетических упражнений 18
Глава 2. Методы и организация исследования 24
Глава 3. Экспериментальное обоснование используемых методик 33
3.1 Содержание занятия в группах 33
3.2 Анализ эффективности использования методик 39
Выводы 43
Практические рекомендации 44
Список литературы 45
Приложение 48
Тяжелая атлетика - вид спорта, включающий в себя выполнение двух соревновательных упражнений (рывка и толчка штанги двумя руками), которые характеризуются проявлением скоростно-силовых способностей максимальной мощности и сложно координированной техникой выполнения [2, с. 12].
Существуют два основных подхода к обучению спортсменов технике выполнения упражнений: обучение технике классических (соревновательных) упражнений в целом и обучение по частям. В основе массового спорта и спорта высших достижений лежит овладение техникой, которая является инструментом роста физических показателей атлетов различных профессиональных категорий.
На факультете физической культуры НИУ «БелГУ» предусмотрено обучение технике тяжелоатлетических соревновательных движений в рамках учебной дисциплины «Атлетизм». В соответствии с учебным планом и рабочей программой направлений подготовки «Физическая культура» и «Педагогическое образование» профиль физическая культура, на этот раздел программы отводится 16 часов. Для сравнения, в спортивных школах на обучение технике этих упражнений отводится 80 часов, 46 недель. Поэтому необходимо ускоренное обучение технике студентов. Ускоренное обучение студентов технике тяжелоатлетических упражнений ставит своей задачей в минимальный срок обучить правильной технике выполнения упражнений двоеборья и закрепить результаты обучения на практике. Для обучения студентов используется условное деление упражнений на фазы и элементы, каждый из которых отрабатывается отдельно с помощью вспомогательных упражнений.
Зарубежная и отечественная литература о методиках подготовки спортсменов-разрядников и спортсменов-профессионалов (А.Н. Воробьев 1981г., Л.С. Дворкин 2005г., А.В. Черняк 1978) формирует представление о методиках, применяемых в спортивной подготовке, однако не дает разъяснений для преподавании дисциплины «тяжелая атлетика» для студентов [4, 13, 33]. Поиск решения проблемы ускоренной технической подготовки студентов факультетов физической культуры по тяжелой атлетике и предопределил актуальность исследовательской работы.
Цель работы: разработать и экспериментально проверить эффективность методики ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ».
Объект исследования - процесс занятий тяжелой атлетикой студентов академических групп факультета физической культуры.
Предмет исследования - методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ».
В основу исследования была положена следующая гипотеза: предполагается, что методика ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры на занятиях по дисциплине «Атлетизм» будет более эффективной, если использовать комбинированный метод.
Задачи работы:
1. Выявить наиболее распространенные методики обучения технике выполнения тяжелоатлетических упражнений;
2. Разработать методику ускоренного обучения студентов технике
тяжелоатлетических упражнений;
3. Экспериментально проверить методику ускоренного обучения студентов технике тяжелоатлетических упражнений.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ данных научных литературных источников;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Контрольное тестирование техники;
4. Метод экспертной оценки;
5. Методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в следующем: разработана и экспериментально проверена методика ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры 2 курса обучения НИУ «БелГУ» с использованием комбинированного метода.
Практическая значимость заключается в разработке обоснованной методики обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ» на занятиях по дисциплине «Атлетизм». Применение данной методики позволяет за короткий срок обучить технике классического рывка и классического толчка студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ».
1. В результате анализа литературных источников и бесед с тренерами выявлено, что наиболее распространенными методиками обучения технике выполнения тяжелоатлетических упражнений, являются методики А.Н. Воробьева, М.А. Абдулаева и В.С. Беляева. Однако в указанных методиках нет рекомендаций по особенностям ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов. Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений у студентов в академических группах требует дополнительной разработки.
2. Разработана методика ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры педагогического института НИУ «БелГУ». В основу методики был положен комбинированный метод обучения. Суть его состоит в том, что для обучения технике тяжелоатлетических упражнений применялись комбинированные подводящие упражнения. Кроме того, студенты во время занятия сначала выполняли подводящие упражнения, а завершали каждое занятие выполнением упражнения в целом.
3. Разработанная методика ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений студентов факультета физической культуры педагогического института НИУ «БелГУ» показала свою высокую эффективность. Об это свидетельствуют результаты экспертной оценки в пользу экспериментальной группы (при 5% уровне значимости по Т- критерию Уайта).
1. Абдулаев М.А. Как построить тренировочный цикл штангиста. [Текст]: / М.А. Абдулаев - М.: «Советский спорт», 1990. - 61с.
2. Беляев В.С. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Тяжелая атлетика». [Текст] / В.С. Беляев, Ю.Л. Тушер, Д.Н. Черногоров - М.: 2016. - 244с.
3. Бельский И. В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг. [Текст]:/ И.В. Бельский. - М.: ООО Вида-Н, 2002. - 352 с.
4. Воробьёв А.Н. Тяжёлая атлетика. Учебник. [Текст]:/ А.Н. Воробьев - М.: «Физкультура и спорт», 1981. - 256с.
5. Воробьев А.Н. Тренировки в тяжелой атлетике. Учебное пособие для тренеров. [Текст]:/ А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин - М.: «Физкультура и спорт», 2006. - 272 с.
6. Воробьев А.Н. Методика тренировки. Учебник для институтов физической культуры. [Текст]:/ А.Н. Воробьев, Р.А Роман - М.: «ФиС», 1999. - 304 с.
7. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки. Учебник для студентов высших учебных заведений. [Текст]:/ Г.П. Виноградов - М: «Советский спорт», 2009. - 327 с.
8. Воробьёв А.Н. Тяжелоатлетический спорт. [Текст]:/ А.Н. Воробьёв -М.: «Физкультура и спорт», 1977. - 255с.
9. Ге Н.Д. Методика обучения техники тяжелоатлетических упражнений. [Текст]: / Н.Д. Ге - Ижевск.: журнал «Олимп» № 1, 1992. - 95с.
10. Ге Н.Д. Техника тяжелоатлетических упражнений: Методическая разработка. [Текст]:/ Н.Д. Ге, А.С. Медведев - М.: «ГЦОЛИФК», 1993. - 23с.
11. Ге Н.Д. Техническая подготовка тяжелоатлетов: Техника, обучение, совершенствование. Новая концепция подготовки тяжелоатлетов. [Текст]:/ Н.Д. Ге - Алма-Аты.: 1999. - 120с.
12. Ге Н.Д. Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений. Автореф. Дис. канд. пед. наук. [Текст]:/ Н.Д. Ге - М.: 1998. - 24 с.
13. Дворкин Л.С. Тяжёлая атлетика. Учебник. [Текст]:/ Л.С. Дворкин - М.: «Советский спорт», 2005. - 600с.
14. Дружинин В.А. Начальное обучение технике рывка. Ежегодник «Тяжёлая атлетика». [Текст]:/ В.А. Дружинин - М.: «Физкультура и спорт», 1974. - 203с.
15. Дворкин Л.С. «Юный тяжелоатлет». [Текст]:/ Л.С. Дворкин - М.: «Физкультура и спорт», 1982. - 162с.
16. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика. [Текст]:/ Л.С. Дворкин - М.: «Советский спорт», 2005. - 190 с.
17. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика и возраст. [Текст]:/ Л.С. Дворкин - Свердловск.: «Изд-во Урал», 2001. - 210 с.
18. Жеков И.П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений. [Текст]:/И.П. Жеков - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 192с.
19. Иванов Д.И. Штанга на весах времени. [Текст]: / Д.И. Иванов - М.:«Физкультура и спорт», 1987 - 272с.
20. Корнелюк О.М. Тренировка начинающих спортсменов 15 - 17 лет.
Ежегодник «Тяжёлая атлетика». [Текст]:/ О.М. Корнелюк - М.:
«Физкультура и спорт», 1977. - 167с.
21. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: Учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта. [Текст]:/ Т.Ю. Круцевич. - К.: «Олимпийская литература», 2003. - 410 с.
22. Лапутин А.Н. Атлетическая гимнастика. [Текст]:/ А.Н. Лапутин. - К.: «Здоровья», 1990. - 172 с.
23. Лейкин А.А. История спорта. [Текст]:/ А.А. Лейкин - М.:
«Просвещение», 1986 г. - 450с.
24. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. Учебное пособие для тренеров. [Текст]:/ А.С. Медведев - М.: «Физкультура и спорт», 1986. - 272 с.
25. Мельников А.К. Тренировка штангистов 14 - 16 лет. Ежегодник
«Тяжёлая атлетика». [Текст]:/ А.К. Мельников - М.: «Физкультура и спорт», 1970. - 250с.
26. Правила вида спорта "Тяжелая атлетика" (утв. приказом Министерства спорта РФ № 894 - М.: 2017. - 72с.
27. Роман Р. А. Тяжелая атлетика. Ежегодник. [Текст]:/ Р. А. Роман - М.: «Физкультура и спорт», 1971. - 158с.
28. Салтыков В.А. Независимый журнал для профессионалов, специалистов и любителей тяжелой атлетики, выпуск № 2-3. [Текст]:/ В.А. Салтыков - М.: «ОЛИМП» , 2015. - 57 с.
29. Салтыков В.А. Независимый журнал для профессионалов, специалистов и любителей тяжелой атлетики, выпуск №4-2015/1. [Текст]:/ В.А. Салтыков - М.: «ОЛИМП», 2016. - 65с.
30. Салтыков В.А. Независимый журнал для профессионалов, специалистов и любителей тяжелой атлетики, выпуск № 2-3. [Текст]:/ В.А. Салтыков - М.: «ОЛИМП», 2016. - 53 с.
31. Салтыков В.А. Независимый журнал для профессионалов, специалистов и любителей тяжелой атлетики, выпуск № 1-2. [Текст]:/ В.А. Салтыков - М.:«ОЛИМП», 2017. - 74 с.
32. Салтыков В.А. Независимый журнал для профессионалов, специалистов и любителей тяжелой атлетики, выпуск № 1-2. [Текст]:/ В.А. Салтыков - М.:«ОЛИМП» 2018. - 71 с.
33. Черняк А.В. Методика планирования тренировки тяжелоатлета. [Текст]:/ А.В. Черняк - М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 136с.