ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗНОСЛОВНЫЕ СЛОЖЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Разнословные сложения: определение, специфика, типология
1.2. Языковая специфика художественных текстов И.А. Бунина
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНОСЛОВНЫХ СЛОЖЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. БУНИНА
2.1. Узуальные и индивидуально-авторские разнословные сложения
2.2. Разнословные сложения – имена прилагательные
2.3. Разнословные сложения – имена существительные
2.4. Разнословные сложения – наречия и имена числительные
2.5. Изучение разнословных сложений на факультативных занятиях по
русской словесности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Современная жизнь отличается динамичными языковыми процессами, одним из проявлений которых можно считать пополнение словарного состава языка новыми лексическими единицами, так как «язык - динамичная и преобразующая семиотическая система кодирования результатов речемыслительной деятельности человека, деятельности, которая так же бесконечна, как мир, как беспредельно и неисчерпаемо его познание» [Алефиренко 2005: 322].
Проблема возникновения и употребления новых слов всегда вызывала интерес у лингвистов, поскольку сознательный отбор человеком языковых средств является одним из важнейших критериев словотворчества, в результате которого появляются слова, отличающиеся разнообразной структурой. Значительное место среди них занимают так называемые разнословные сложения, или составные наименования, которые являются индивидуальными знаками идиостиля писателя.
Особый интерес, на наш взгляд, представляют разнословные сложения, отмеченные в художественных текстах И.А. Бунина. Однако, как показал анализ литературы, в которой исследуются составные наименования, круг основных вопросов в ней, как правило, ограничивается колоративами. Изучение же всего многообразия разнословных сложений помогает увидеть индивидуальные черты словотворчества И.А. Бунина, а также выявить особенности их функционирования в произведениях писателя.
Об активном исследовании разнословных сложений свидетельствуют многочисленные работы, которые демонстрируют различные аспекты и направления в изучении составных наименований [Григорьев, 1955; Шанский, 1959; Земская, 1973; Абакшина, 1982; Немченко, 1984; Юркина, 1991; Костромина, 1992; Валгина, 2001; Плотникова, 2003; Дрога, 2010].
Однако многоаспектность исследуемого объекта, неоднозначность его толкования, а также условия функционирования в художественных произведениях И.А. Бунина пока до конца не изучены.
Таким образом, актуальность работы определяется в первую очередь необходимостью тщательного исследования разнословных сложений как одного из наиболее продуктивных явлений современного русского языка, а также недостаточностью изученности особенностей функционирования данных единиц в художественных текстах И.А. Бунина.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе всего многообразия разнословных сложений и их функционирования в художественных текстах И.А. Бунина. В работе на основе различных признаков представлены классификации узуальных и индивидуально-авторских составных наименований, выявлены и проанализированы группы составных слов, зафиксированных в художественных тестах И.А. Бунина, с учётом их структурно-семантических и функциональных особенностей.
Объектом нашего исследования являются разнословные сложения, отмеченные в художественных текстах И.А. Бунина.
Предметом исследования являются словообразовательные, семантические и функциональные особенности разнословных сложений и их роль в художественном пространстве произведений писателя.
Цель настоящей работы - дать разноаспектное описание разнословных сложений, зафиксированных в художественных текстах И.А. Бунина.
В соответствии с данной целью определён следующий круг задач:
1) определить место и роль разнословных сложений среди других сложных слов русского языка, выявить их особенности и отличительные признаки;
2) установить функциональный потенциал составных наименований в русском языке;
3) определить языковые средства, выполняющие стилеобразующую функцию в текстовом пространстве И.А. Бунина;
4) систематизировать собранный языковой материал, выявленный из художественных текстов И.А. Бунина, и провести классификацию составных наименований;
5) проанализировать стилистические функции индивидуально-авторских и узуальных разнословных сложений.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможном использовании языкового материала на уроках и факультативных занятиях по русской словесности в школе.
Материалом исследования послужили разнословные сложения, выявленные методом сплошной выборки из произведений И.А. Бунина. По результатам проведенной работы была составлена картотека, которая включает около 356 единиц (без повторяющихся лексем) составных наименований, среди которых 234 разнословных сложения - имён прилагательных, 86 - существительных, 31 наречие, 4 числительных, 1 глагол.
Источники исследуемого материала включают в общей сложности 30 прозаических произведений, среди которых 3 повести («Деревня», «Митина любовь», «Суходол») и 27 рассказов («Антигона», «Антоновские яблоки», «Архивное дело», «Баллада», «Безумный художник», «Братья», «Ворон», «Галя Ганская», «Генрих», «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Зойка и Валерия», «Кавказ», «Молодость», «Месть», «Муза», «Натали», «Начало», «Ночлег», «Пароход „Саратов“», «Поздний час», «Речной трактир», «Руся», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник»).
Перечисленные положения определили выбор методов и приёмов исследования.
1. Метод системного научного описания, который включает в себя следующие приёмы:
а) приём сплошной выборки из художественных текстов И.А. Бунина разнословных сложений, который использовался для сбора языкового материала;
б) приём разноаспектной систематизации составных наименований согласно целям и задачам исследования, который применялся для анализа языкового материала;
в) приём интерпретации результатов данного исследования, использование которого позволило установить особенности функционирования разнословных сложений;
г) статистический приём, применение которого позволило выявить определённые особенности процесса словотворчества И.А. Бунина.
2. Метод структурно-семантического анализа, который применялся для выявления структуры и определения смысловых связей между компонентами разнословных сложений.
Апробация работы. Основные положения исследования были пред-ставлены в докладах на научных конференциях: «X Международный молодежный научный форум „Белгородский диалог - 2018: проблемы истории и филологии“» (Белгород, 2018); «III Всероссийская научно-практическая конференция „Карамзинские чтения“» (Белгород, 2018); «XI Международный молодежный научный форум „Белгородский диалог - 2019: проблемы истории и филологии“» (Белгород, 2019).
По теме исследования опубликована статья на тему «Специфика разнословных сложений в произведениях И.А. Бунина».
Структура дипломной работы определялась логикой исследования и основными задачами. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Разнословные сложения - это особый разряд слов, которые образуются в результате соединения двух самостоятельных слов в одну цельную составную единицу. Высокая продуктивность составных наименований объясняется их семантической ёмкостью и краткостью.
Для обозначения данного понятия используют самые различные тер-мины: составные сложные слова, сложные слова с дефисным написанием, аппозитивные сочетания, крупноблочные слова, композиты, биномины и др., что доказывает сложность и многоаспектность описываемого явления. Разнословные сложения обращают на себя внимание в школе, где они рассматриваются как особые изобразительно-выразительные средства.
Анализ языкового материала показал, что среди лексических составляющих художественных текстов И.А. Бунина значительное место занимают разнословные сложения, которые можно считать чертой идиостиля писателя.
В произведениях И.А. Бунина представлены как узуальные, так и индивидуально-авторские составные наименования, которые привлекают внимание читателя оригинальностью и особой функциональной предназначенностью. Очень часто разнословные сложения в произведениях писателя выполняют функцию образного средства.
Среди разнословных сложений, извлечённых методом сплошной выборки из художественных текстов И.А. Бунина, бОльшую часть (66 %) составляют имена прилагательные: зеркально-ласковый (пол), серо-зелёные (волосы), винно-красное (солнце), мрачно-серая (аллея), холодно-жестокий (человек), бледно-голубое (небо). За ними следуют в количественном отношении имена существительные: дед-пастух, царь-освободитель, старичок- фельдшер, вагон-ресторан, отец-мать, калеки-мальчишки, пташка- канарейка (24 %); далее следуют наречия: безнадёжно-тоскливо, шутливо-важно, заунывно-мирно, оскорбительно-безучастно, восторженно-грустно (8 %); числительные: один-два, два-три (2 %).
Собранный языковой материал показал, что большая часть среди созданных И.А. Буниным прилагательных - это составные наименования, которые выполняют эстетическую и эмоциональную функцию в пределах художественного текста. В подавляющем большинстве прилагательные обозначают различные цветовые оттенки.
Отмечены составные прилагательные, основанные на смешении цветов: жёлто-красный, зелёно-жёлтый, серо-фиолетовый, серо-красный, розово-золотой, жёлто-коричневый. Довольно часто прилагательные обозначают как светлые, так и темные оттенки: тёмно-лиловый, тёмно-коричневый, тёмно-красный, светло-зелёный, светло-стальной.
Анализ языкового материала позволяет заключить, что в художественных текстах И.А. Бунина преобладают зелёные, синие, голубые, серые, золотые оттенки цветов. Писатель очень тонко и выразительно передает оттенки красного и чёрного цвета: мутно-красное (солнце), кирпично-кровавая (стена), винно-красное (солнце), чёрно-зеркальные (глаза), дымно-красный (огонь), чёрно-багровый (дым), огненно-красная (рубаха), красно-бронзовые (волосы).
Довольно часто писатель создает составные наименования для характеристики героев: изысканно-худая (рука), безнадёжно-счастливый (вопль), притворно-сердитый (шёпот), притворно-заботливые (расспросы). Встречаются разнословные сложения, которые характеризуют предметы, явления, а также чувства и ощущения героев.
Разнословные сложения, выраженные именами существительными, играют значительную роль, так как с помощью подобного рода слов писатель глубоко и ярко характеризует своих персонажей, даёт образное описание природных явлений.
Данные картотеки позволяют сделать вывод о том, что среди составных наименований - имён существительных можно выделить несколько групп
разнословных сложений, основанных на наименовании различных реалий. Отмечены сложные слова, характеризующие человека (красавец-гусар, толстяк-извозчик), природные явления (туча-непогода), предметы быта (рамки- раковины), растения и животных (апельсин-королёк, пташка-канарейка). Ин-тересными являются слова, построенные на основе синонимичных сближений, а также в результате соединения слов, принадлежащих к одной тематической группе (руки-ноги, отец-мать).
Разнословные сложения - наречия характеризуют эмоциональное состояние героев (страдальчески-счастливо, бессмысленно-радостно, насмешливо-грустно, заунывно-мирно), эмпирическое восприятие человека, его индивидуальные качества и действия.
Обращают на себя внимание составные наименования - наречия, которые представляют морально-этическую (честно-благородно) и оценочную характеристику того или иного персонажа, а также составные наречия, образованные способом повторения одного и того же корня (давным-давно, мало- помалу).
Составные наименования - имена числительные характеризуют главных героев и обстоятельства с точки зрения их количественной представленности. Чаще всего в произведениях писателя встречаются такие числительные, как один-два, два-три.
Собранный языковой материал говорит о том, что разнословные сложения используются в художественных текстах И.А. Бунина в различных целях:
1) для целостной характеристики многофункциональных предметов;
2) для привлечения внимания читателя;
3) для точного выражения мысли;
4) для обозначения авторской оценки;
5) для замены детального описания более компактной формой.
Данные, полученные в результате лингвистического исследования, помогают выявить особенности словотворчества И.А. Бунина, определить
функциональную нагрузку разнословных сложений в произведениях писателя, а также понять особенности создания и выбора необходимого составного наименования.
1. Абакшина, Г.М. Сложносоставные слова в современном русском языке (принципы лексикографической кодификации): автореф. дис. ... канд. филолог. наук / Г.М. Абакшина. - Ленинград, 1982. - 23 с.
2. Алефиренко, Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография / Н.Ф. Алефиренко. - Москва: Гнозис, 2005. - 326 с.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - Москва: Советская энциклопедия, 1969. - 608 с.
4. Бабореко, А.К. Бунин: Жизнеописание / А.К. Бабореко. - Москва: Молодая гвардия, 2004. - 457 с.
5. Баранов, М.Т. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. - Москва: Просвещение, 2012. - 191 с.
6. Белоусова, Е.Г. Русская проза рубежа 1920-1930-х годов: кристаллизация стиля (И. Бунин, В. Набоков, М. Горький, А. Платонов) / Е.Г. Белоусова. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2007. - 271 с.
7. Бельчиков, Ю.А. О культурном коннотативном компоненте лек-сики / Ю.А. Бельчиков // Язык: система и функционирование: сборник учеб¬ных трудов. - Москва: Наука, 1988. - С. 30-35.
8. Благасова, Г.М. Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики / Г.М. Благасова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. - 232 с.
9. Бруенок, А.В. Сомнамбулизм / А.В. Бруенок // Большая российская энциклопедия в 35-ти т. / Гл. ред. Ю.С. Осипов. - Москва: Большая советская энциклопедия, 2015. - Т. 10. - С. 694.
10. Будагов, Р.А. Писатели о языке и язык писателей / Р.А. Будагов. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 280 с.
11. Булаховский, Л.А. Введение в языкознание: учеб. пособие / Л.А. Булаховский. - Москва: Учпедгиз, 1953. - 307 с.
12. Бунин, И.А. Предисловие // Собрание сочинений: в 9-ти т. / И.А. Бунин. - М.: Художественная литература, 1965. - Т. 1. - 596 с.
13. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Валгина. - Москва: Логос, 2001. - 304 с.
14. Василевская, Е.А. Словосложение в русском языке / Е.А. Василевская. - Москва: Учпедгиз, 1962. - 132 с.
15. Вендина, Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания / Т.И. Вендина // Вопросы языкознания. - 2002. - № 4. - С. 42-71.
16. Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике / В.В. Виноградов. - Москва: Наука, 1975. - 371 с.
17. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. - Москва: Изд-во художественная литература, 1959. - 656 с.
18. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур. - Москва: Высшая школа, 1991. - 448 с.
19. Винокур, Г.О. Об изучении языка литературных произведений / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. - Москва: Учпедгиз, 1959. - С. 229-259.
20. Волынская, Н.И. «Наш дар бесценный речь» / Н.И. Волынская // Русская речь. - 1970. - №5. - С. 56-57.
21. Вольф, Е.М. Метафора и оценка / Е.М. Вольф // Метафора в язы¬ке и тексте / Отв. ред. В.Н. Телия. - Москва: Наука, 1988. - С. 52-65.
22. Габинская, О.А. Типология причин словотворчества / О.А. Габинская. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. - 152 с.
23. Галай, К.Н. Психологическая функция запахов в творчестве И.А. Бунина / К.Н. Галай, А.В. Хлыстова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 9. - C. 59-61.
24. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык. Лексика / Е.М. Галкина-Федорук. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1954. - 204 с.
25. Горбачевский, А.А. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие / А.А. Горбачевский. - Москва: Наука, 2011. - 280 с.
26. Григорьев, В.П. Некоторые вопросы теории словосложения: автореф. дис. ... канд. филолог. наук / В.П. Григорьев. - Москва, 1955. - 15 с.
27. Гудилова, С.В. Продуктивные типы образования сложных слов в современном русском языке (на материале неологизмов второй половины XX века): дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.01 / С.В. Гудилова. - Москва, 2005. - 306 с.
28. Дрога, М.А. Составные наименования в русском языке (ономасиологический и функциональный аспекты): автореф. дис. ... канд. филолог. Наук / М.А. Дрога. - Белгород, 2010. - 23 с.
29. Дрога, М.А. Разнословные сложения как средство языковой игры в современных СМИ / М.А. Дрога // Современная филология: материалы IV Международной научной конференции - Уфа: Лето, 2015. - С. 93-96.
30. Ефремова, Т.В. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный: в 2-х т. / Т.В. Ефремова. - Москва: Рус. яз., 2000. - Т. 1. - 1210 с.
31. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
32. Журавлев, А.Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации / А.Ф. Журавлев // Способы номинации в современном русском языке / Д.Н. Шмелев, А.Ф. Журавлев, О.П. Ермакова. - Москва: Наука, 1982. - С. 81-98.
33. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е.А. Земская. - Москва: Просвещение, 1973. - 304 с.
34. Ильин, И.А. Предисловие // Собрание сочинений: в 10-ти т. / И.А. Ильин. - Москва: Русская книга, 1996. - Т. 6. - 560 с.
35. Исаковский, М.В. О «секрете» поэзии / М.В. Исаковский // О писательском труде: сб. ст. и выступлений советских писателей / Под ред. М.Я. Малхазова. - Москва: Советский писатель, 1955. - С. 77-78.
36. Ковалев, В.П. Бунинские «рисунки пером». О языке прозы И.А. Бунина / В.П. Ковалев // Русская речь. - 1972. - № 3. - С. 22-29.
37. Козельская, H.A. Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников / H.A. Козельская // Материалы всероссийской научно-методической конференции. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. - С. 38-39.
38. Костромина, М.В. Биномины в современном русском языке. Се-мантика. Грамматика. Орфография: дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.01 / М.В. Костромина. - Москва, 1992. - 162 с.
39. Костромина, М.В. Об отличиях составных существительных от сочетаний с приложениями / М.В. Костромина // Русский язык за рубежом. - 1993. - № 4. - С. 87-92.
40. Котелова, Н.З. Предисловие / Н.З. Котелова // Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов / Под ред. Н.З. Котеловой, Ю.С. Сорокина. - Москва, 1971. - С. 5-15.
41. Кочеткова, Т.И. Словосложение как средство номинации и предикации в современном русском языке: автореф. дис. ... докт. филолог. наук / Т.И. Кочеткова. - Москва, 2005. - 41 с.
42. Ло, С. Музыкальность в языке прозы И.А. Бунина / С. Ло // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXXIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2017. - № 5. - С. 38-41.
43. Лурия, А.Р. Язык и сознание: монография / А.Р. Лурия. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
44. Лыков, А.Г. О некоторых особенностях словообразования имён существительных со значением лица в современном русском языке / А.Г. Лыков // Ученые записки Краснодарского педагогического института. - 1955. - № 22. - С. 29-34.
45. Лыков, А.Г. О некоторых особенностях словообразования сложных имен прилагательных / А.Г. Лыков // Русский язык в школе. - 1969. - № 5. - С. 74-80.
46. Лыков, А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово): учеб. пособие / А.Г. Лыков. - Москва: Высшая школа, 1976. - 119 с.
47. Мальцев, Ю.В. Иван Бунин: 1870-1953/ Ю.В. Мальцев. -
Москва: Посев, 1994. - 432 с.
48. Марченко, Т.В. Диалогическая поэтика любовной прозы И.А. Бунина: резервы интерпретации // Известия РАН. Серия литература и язык. - 2014. - № 2. - С. 3-19.
49. Матвеева, Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 562 с.
50. Милославский, И.Г. Как разобрать и собрать слово / И.Г. Милославский. - Москва: Просвещение, 1993. - 192 с.
51. Моисеев, А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке / А.И. Моисеев. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун¬та, 1987. - 208 с.
52. Немченко, В.Н. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / В.Н. Немченко. - Москва: Высшая школа, 1984. - 255 с.
53. Немченко, В.Н. Основные понятия словообразования в терминах: краткий словарь-справочник / В.Н. Немченко. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. - 204 с.
54. Плотникова, Л.И. Отражение национально-культурных особенностей в новом русском слове / Л.И. Плотникова // Язык и культура. - 2005. - № 8. - С. 50-54.
55. Плотникова, Л.И. Словотворчество как феномен языковой личности (порождение, функционирование, узуализация нового слова): дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.01 / Л.И. Плотникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 374 с.
56. Пономарев, В.И. К истории сложных слов в русском языке / В.И. Пономарев // Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР. - Москва, 1953. - С. 44-58.
57. Попова, Т.В. Неология и неография современного русского языка: учеб. пособие / Т.В. Попова, Л.В. Рацибурская, Д.В. Гугунава. - Москва: Флинта, 2017. - 168 с.
58. Разумовская, М.М. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, П.А. Лекант. - Москва: Дрофа, 2013. - 335 с.
59. Розенталь, Д.Э. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - Москва: Просвещение, 1976. - 543 с.
60. Романовская, В.Д. Словообразование прилагательных в древне-русском языке: автореф. дис. ... канд. филолог. наук / В.Д. Романовская. - Москва, 1953. - 11 с.
61. Русская грамматика: в 2-х т. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - Москва: Наука, 1980. - Т. 1. - 789 с.
62. Сахарный, Л.В. К тайнам мысли и слова / Л.В. Сахарный. - Москва: Просвещение, 1983. - 159 с.
63. Сенько, Е.В. Неологизация в современном русском языке: межуровневый аспект: монография / Е.В. Сенько. - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - 354 с.
64. Сливицкая, О.В. Повышенное чувство жизни: мир Ивана Бунина / О.В. Сливицкая. - Москва: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. - 270 с.
65. Сливицкая, О.В. Фабула - композиция - деталь бунинской новеллы / О.В. Сливицкая // Бунинский сборник: материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.А. Бунина / Отв. ред. А.И. Гаврилов. - Орел: Орловский гос. пед. институт, 1974. - С. 90-103.
66. Собанская, Т.В. Типы сложных прилагательных в языке русской письменности (XI - XVIII вв.): автореф. дис. ... канд. филолог. наук / Т.В. Собанская. - Ростов-на-Дону, 1954. - 11 с.
67. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. - Санкт-Петербург.: Фолио-Пресс, 1998. - 700 с.
68. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 6-ти т. / К.Д. Ушинский. - Москва: Педагогика, 1974. - Т. 2. - 468 с.
69. Фортунатов, Ф.Ф. Избранные труды: в 2-х т. / Ф.Ф. Фортунатов. - Москва: Учпедгиз, 1956. - Т. 1. - 450 с.
70. Фортунатов, Ф.Ф Сравнительное языковедение/
Ф.Ф. Фортунатов. - Москва: Красанд, 2010. - 184 с.
71. Шанский, Н.М. Основы словообразовательного анализа / Н.М. Шанский. - Москва: Учпедгиз, 1953. - 56 с.
72. Шанский, Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии / Н.М. Шанский. - Москва: Учпедгиз, 1959. - 245 с.
73. Шапошников, В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении / В.Н. Шапошников. - Москва: МАЛП, 1998. - 288 с.
74. Юркина, И.А. Активные процессы в современном русском словообразовании (на материале словарей новых слов): автореф. дис. ... канд. филолог. наук / И.А. Юркина. - Казань, 1991. - 17 с.
75. Янко-Триницкая, H.A. Словообразование в современном русском языке / H.A. Янко-Триницкая. - Москва: Индрик, 2001. - 503 с.
Источники фактического материала
1. Бунин, И.А. Антигона / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 58-66.
2. Бунин, И.А. Антоновские яблоки / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9- ти т. - Москва: Художественная литература, 1965. - Т. 2. - С. 179-193.
3. Бунин, И.А. Архивное дело / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 4. - С. 288-297.
4. Бунин, И.А. Баллада / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 17-23.
5. Бунин, И.А. Безумный художник / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 5. - С. 41-50.
6. Бунин, И.А. Братья / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 4. - С. 256-279.
7. Бунин, И.А. Воды многие / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 5. - С. 313-337.
8. Бунин, И.А. Ворон / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 216-222.
9. Бунин, И.А. Галя Ганская / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 121-128.
10. Бунин, И.А. Генрих / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 129-142.
11. Бунин, И.А. Господин из Сан-Франциско / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 4. - С. 308¬328.
12. Бунин, И.А. Грамматика любви / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 4. - С. 298-307.
13. Бунин, И.А. Деревня / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1965. - Т. 3. - С. 12-132.
14. Бунин, И.А. Зойка и Валерия / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9 -ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 78-90.
15. Бунин, И.А. Иудея / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1965. - Т. 3. - С. 359-368.
16. Бунин, И.А. Кавказ / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 12-16.
17. Бунин, И.А. Камарг / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 223-224.
18. Бунин, И.А. Качели / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 236-237.
19. Бунин, И.А. Месть / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 227-235
20. Бунин, И.А. Метеор / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 5. - С. 26-30.
21. Бунин, И.А. Митина любовь / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 5. - С. 181-237.
22. Бунин, И.А. Молодость / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 5. - С. 412-416.
23. Бунин, И.А. Муза / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 30-36.
24. Бунин, И.А. Натали / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 143-172.
25. Бунин, И.А. Начало / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 187-190.
26. Бунин, И.А. Ночлег / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 258-266.
27. Бунин, И.А. Пароход «Саратов» / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 211-215.
28. Бунин, И.А. Поздний час / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 37-43.
29. Бунин, И.А. Речной трактир / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 176-182.
30. Бунин, И.А. Руся / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 44-53.
31. Бунин, И.А. Сны Чанга / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9 -ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 4. - С. 370-385.
32. Бунин, И.А. Солнечный удар / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 5. - С. 238-245.
33. Бунин, И.А. Суходол / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9-ти т. - Москва: Художественная литература, 1965. - Т. 3. - С. 133-187.
34. Бунин, И.А. Тёмные аллеи / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9 -ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 7-11.
35. Бунин, И.А. Чистый понедельник / И.А. Бунин // Собр. соч.: в 9- ти т. - Москва: Художественная литература, 1966. - Т. 7. - С. 238-251.