ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы построения оценки качества непосредственно образовательной деятельности на уровне управления в дошкольной образовательной организации 10
1.1 Непосредственно образовательная деятельность педагогов:
сущность, структура, содержание 10
1.2 Оценка качества непосредственно образовательной деятельности
на уровне управления в дошкольной образовательной организации 19
ГЛАВА II. Практическая работа по построению системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности на уровне управления в дошкольной образовательной организации 28
2.1 Анализ состояния имеющихся систем оценки качества
непосредственно образовательной на уровне управления в дошкольной образовательной организации 28
2.2 Построение системы оценки качества непосредственно
образовательной деятельности на уровне управления дошкольной образовательной организации 45
2.3. Характеристика компонентов системы оценки качества
непосредственно образовательной деятельности на уровне управления
в дошкольной образовательной организации 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из главных направлений реализации государственной образовательной политики в условиях совершенствования системы образования является повышение эффективности и качества образования, в том числе дошкольного [62]. Общими целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы [48] являются обеспечение «качества образования», которое характеризуется сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования TIMSS);
повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году [47].
В 2013 году, после вступления нового закона «Об образовании», детский сад стал первой обязательной ступенью общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из целей которого является «обеспечение государством равенства возможностей каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования» [53] становится необходимым проведения оценки качества дошкольного образования.
Под оценкой качества дошкольного образования понимается процесс организации сбора, анализа, обобщения и распространения информации о деятельности детского сада, обеспечивающий непрерывное наблюдение и оценку образовательных условий, образовательного процесса и образовательных результатов.
Внимание государства к вопросу качества дошкольного образования, как приоритетной составляющей успешного развития и становления человека
в обществе отражено в основных государственных законодательных документах Российской Федерации:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
- «Федеральная программа развития образования на 2018-2025 годы»,
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155,
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26,
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Качество дошкольного образования рассматривается как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожидания и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, законных представителей, педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) и учителей начальной школы.
Осуществляемый в детском саду процесс обучения строится на включении в непосредственно образовательную деятельность (НОД), которая основывается на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе к каждому ребёнку. НОД организуется педагогом чаще всего в первой половине дня, через организацию разнообразных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразны форм и методов работы. Для того, что бы увидеть качество результата образовательной деятельности, необходимо иметь систему оценки качества НОД на уровне управления ДОО.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью построения системы оценки качества НОД, с целью повышения качества образования ДОО.
Методическую основу составили исследования:
В.А. Кальнеем, Д.М. Полевым, М.М. Поташником, М. Р. Текстором, В. Фтенакисом, С.Е. Шишовым и др. - исследовано понятие «качество образования»;
Т.И. Алиевой, Т.И. Оверчуком, Р.М. Чумичёвой, М.В. Крухлет, Л.А. Парамоновой, Н.В. Фединой - исследования, посвященные анализу понятия «качество дошкольного образования»;
Н.А. Селезневым, А.И. Субетто, Т.И. Шамовой - выявлены компоненты качества образования;
Ю.А. Конаржевским, П.И. Третьяковым - были изучены функции управления качеством образования;
К.Ю. Белой, Н.А. Виноградовой, Л.М. Денякиной, Н.В, Миеляевой, Е.С. Комаровой, И.А. Рыбаловой, Л.А. Седельниковой, Л.И. Фалюшиной были раскрыты функции органов управления дошкольным образовательным учрежде5нием по оценке его функционирования и развития;
В.С. Лазаревым, В.И. Загвязинский, М.М. Поташником и др. - сформулировали набор критериев для оценки качества управления образовательным процессом;
Е.В. Бондаревской, А.И. Севрук и др. - проанализированы условия и факторы повышения качества образования, в том числе и дошкольного образования (Н.А. Виноградовой, О.А. Сафоновой);
А.Н. Майоров, Т.И. Шамовой были разработаны методы, формы и технологии управления качеством образования;
К.Ю. Белая, Н.А, Виноградова, О.А. Скоролупова создали методики оценки качества дошкольного образования.
Позднее появились публикации ряда учёных (Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Л.А. Парамонова и др.), основанные на широком понимании качества дошкольного образования как единства его процессуальной и результативной составляющих. О.А. Сафонова одним из инструментов эффективного внедрения ФГОС ДО предложила разработать независимую систему оценки качества дошкольного образования.
В связи с этим возникает проблема измерения качества НОД педагога, связанная с тем, что:
- качество НОД должно являться мерилом всех достижений дошкольного учреждения и вносимых изменений в образовательную политику и практику, поэтому необходимо уметь его оценивать;
- оценивать качество НОД необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития педагога, создания образцов новой практики, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования детских образовательных учреждений.
На сегодняшний день существует противоречие между потребностью ДОО в системе оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов и её недостаточной разработанностью, отсутствием её применения на практике, с целью повышения качества дошкольного образования.
Цель исследования: разработать систему оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: качество непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: построение системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, структуру, содержание, принципы НОД педагогов.
2. Изучить особенности оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления дошкольной образовательной организации.
3. Проанализировать состояние имеющихся систем оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога в дошкольных образовательных организациях города Белгорода.
4. Разработать систему оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога на уровне управления в дошкольной образовательной организации.
5. Охарактеризовать компоненты оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога на уровне управления в дошкольной образовательной организации.
Научная новизна исследования:
введено понятие «качество непосредственно образовательной деятельности педагога»;
- создана теоретическая модели системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога на уровне управления дошкольной образовательной организации;
- разработаны критерии и показатели, характеризующие качество непосредственно образовательную деятельность педагога.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие теории управления качеством дошкольного образования, путем построения системы оценки качества НОД педагогов. Применение в ДОО системы оценки качества НОД педагогов обеспечит повышение качества дошкольного образования. Созданная нами система оценки, может быть использована в системе дошкольного образования.
Для организации и проведения исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);
- эмпирические (наблюдение, сравнение, изучение сайтов образовательных учреждений, анализ отчётов дошкольной образовательной организации о результатах самообследования, моделирование, метод экспертных оценок)
- качественные(качественный анализ полученных данных).
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - подбор, изучение и теоретический анализ педагогической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования; изучение состояния проблемы оценки качества НОД педагога на уровне управления ДОО.
Второй этап - анализ состояния проблемы оценки качества НОД педагогов на уровне управления ДОО города Белгорода; разработка системы оценки качества НОД педагогов на уровне управления ДОО; построение систему оценки качества НОД педагога на уровне управления ДОО.
Третий этап - обобщение результатов; анализ и систематизация полученных результатов; оформление результатов магистерской диссертации «Построение системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности на уровне управления в дошкольной образовательной организации», оформление текста диссертации.
В целях изучения системы оценки качества НОД педагога на уровне управления ДОО были проанализированы следующие сайты дошкольных образовательных организаций города Белгорода
В исследовании приняли участие 18 дошкольных образовательных организаций города Белгорода, среди которых были:
- муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения детские сады № 59, 72, 23, 46, 49, 21, 3, 79, 60, 33, 57, 89, 14, 11, 3, 71;
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад № 44»;
- муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения детские сады № 74, 2.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав(пяти параграфов), выводов, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 60 страницах, содержит 1 таблицу и 1рисунков. Список источников и литературы включает 63 источников. В работе 2 приложения.
В представленной магистерской диссертации на основе теоретического анализа имеющихся литературных источников и результатов собственной практической работы показано, что проблема оценки качества
непосредственно образовательной деятельности является актуальной и важной в управленческой деятельности дошкольной организации.
Теоретическое обоснование построения системы оценки качества НОД на уровне управления позволило сделать выводы.
Целью дошкольного образования является формирование основ физического и психического развития и здоровья детей, создание условий для их первоначального включения в жизнь общества. Определение результата освоения основной образовательной программы дошкольного образования возможно через понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте.
Качество дошкольного образования - интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку.
Образовательная деятельность в ДОО организуется через совместную деятельность взрослого и ребенка, а так же самостоятельную деятельность детей в ПРРС.
Качество дошкольного образования может быть представлено как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе непосредстанно образовательной деятельности. Одной из организованной формы обучения детей является непосредственно образовательная деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов.
В качестве объекта оценки качества нами рассматриваются результаты проведения педагогом НОД с учетом психолого - педагогических и санитартно - гигиенических требований.
Способом (инструментом) оценки качества непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении выступает специально организованное наблюдение за процессом проведения НОД. Оценка качества образования должна быть использована во всех группах детского сада. Если дошкольное образование является первой ступенью системы образования, то оценка качества НОД дошкольного образовательного учреждения является необходимым условием повышения качества дошкольного образования.
В связи с этим, организация системы оценки качества НОД в системе обеспечения качества дошкольного образования и полноценное использование ее результатов (с целью повышения качества) является приоритетной задачей.
Использование специально разработанной системы оценки НОД предоставляет возможность создания индивидуальной траектории развития профессиональных качеств каждого педагога, с целью повышения качества образования в ДОО.
Важнейшая характеристика оценки качества НОД в дошкольном образовательном учреждении определяется его комплексным содержанием, которое включает: наблюдение, сбор, учет, хранение и обработка информации, которые направлены на реализацию функций управления.
Построенная система оценки качества НОД включает в себя следующие структурные компоненты:
1 компонент - соблюдение педагогических требований.
2 компонент, характеризующий соответствие психологических условий реализации НОД.
3 - компонент, характеризующий уровень соблюдения санитарно - гигиенический требований.
Оценка всей совокупности элементов - это оценка качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод, что отслеживая качество проведения непосредственно образовательной деятельности, дошкольные образовательные учреждения на основе анализа результатов оценки смогут корректируют свою работу, направленную на повышение качества дошкольного образования.
1. Алферова, JI.B. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно-ориентированного анализа [Текст] / JI.B. Алферова // Завуч. - 2008. - № 3. - С. 124 - 140.
2. Асмолов, А.О. О новых российских программах для дошкольных учреждений [Текст] / А.О. Асмолов // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 23 - 26
3. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: контрольно - диагностическая функция [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. - 32с.
4. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
5. Богданова, Р.У. Введение в профессию: методист - специалист по образовательным технология [Текст] / Р.У. Богданова. - СПб. : Изд-во СПб Ун-та, 2010. - 80 с.
6. Бодренко Г. В. Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/87/3110/(дата обращения: 28.01.2019).
7. Вергелес, Г.И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности [Текст] / Г.И. Вергелес, А.И. Раев // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). - СПб. : Образование, 2014. - С.16-31
8. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 96 с. Волобуева, Л.М. Организация работы методиста детского сада [Текст] / Л.М. Волобуева, О.М. Газина, В.Г. Фокина. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
9. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Методическое пособие. - М.:Ансел, 2011. - 94с.
10. Гаворина, Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ [Текст] / Л.С. Гаворина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - №1. - С.6-11.
11. Голицына, Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ [Текст] / Н.С. Голицына. - М. : Скрипторий, 2013. - 69 с.
12. Дмитриева Л.В. делегирование, мотивирование, стимулирование в управлении ДОУ[Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 4, 2015. - С.24-31
13. Дубцова, М.В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения [Текст] / М.В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. - 2015. - С. 55-58.
14. Дубцова, М.В. Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития [Текст] / М.В. Дубцова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. - Уфа, 2015. - С. 54-57.
15. Дыбина, О.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя дошкольной образовательной организации [Текст] / О.В. Дыбина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -
2015. - № 2-1 (32-1). - С. 154-160.
16. Дыбина, О.В., Кузьмичева Е.И. К вопросу о повышении
управленческой компетентности руководителя дошкольного
образовательного учреждения [Текст] / О.В. Дыбина, Е.И Кузьмичева // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях.
Тамбов : Ч. 3. - 2013. - С. 63-68.
17. Елжова, Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Елжова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д.: Феникс, - 2010. - 144 с.
18. Ерофеева, Н.Ю. Педагогический совет: идеи, методики, формы [Текст] / Н.Ю. Ерофеева, С.Н. Иванченко М. : Педагогический поиск, 2015. - 560 с.
19. Зубкова, Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно - образовательного процесса [Текст] / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Чита : Издательство Молодой ученый, - 2013. - С. 38-41.
20. Иванцова, И.А. Организация методического кабинета в ДОУ [Текст] / И.А. Иванцова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 10.
21. Климентьева, З.А. Организация методической работы в детском саду [Текст] / З.А Климентьева // Современное дошкольное образование и коррекционная педагогика: теории, инновации, опыт: сборник статей и методических материалов международной НПК. / под ред. В. Габдулхакова, С. Башиновой. - Казань : КФУ, 2013. - 151с.
22. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]. Ч.1. - М.:ЦГЛ, 2014.- 160с.
23. Комарова Т.С. Основы управления дошкольным учреждением [Текст]: Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сборник научных трудов (переизд.). - М.: 2011. - 441 с.
24. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] : сб. ст. / под ред. Л.М. Шипицыной, A.A. Хилько, Ю.С. Галлямовой, Р.В. Демьянчук, H.H. Яковлевой. - СПб.: Речь, - 2013. - 125 с.
25. Корепанова, М.В Контроль функционирования и развития ДОУ [Текст] / М.В. Корепанова, М.И. Липчанская - М. : Сфера, - 2013. - 206 с.
26. Крулехт, М.В. Инновационные программы дошкольного образования [Текст] / М.В Крулехт // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 5. - 76 с.
27. Кулюткин, Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. - СПб. : СпецЛит, - 2017. - 96 с.
28. Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 4, 2016. - С. 18-24
29. Кутузова, И.А. Методические аспекты повышения качества образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений [Текст] / И.А Кутузова // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. - М., Просвещение, - 2017. - С. 193-200.
30. Лебедев, O.E. Управление образовательными системами [Текст] / O.E. Лебедев. - М. : Литературное агентство «Университетская книга», 2014. - 90 с.
31. Лебедева, С.С. Оценка качества управления дошкольным образовательным учреждением на муниципальном уровне [Текст] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. - СПб. : Детство - Пресс, 2015. - 350 с.
32. Лебедева, С.С., Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением [Текст] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. - СПб. : Детство - Пресс, 2014. - С. 36-43.
33. Максютова, Г. Ю. Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы) [Текст] / Г. Ю. Максютова // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 463-465.
34. Маневцова, Л.М. Подготовка специалиста в области управления дошкольным образованием в условиях многоуровневой системы
педагогического образования [Текст] / Л.М. Маневцова, H.A. Ноткина., Е.С. Вдовина // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 11. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 186 - 191
35. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. Организационно-методический аспект [Текст]. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 57с.
36. Навазова Т.Г., Герасимова М.П. Основы управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Курс лекций. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2015. - 62 с.
37. Непрерывное образование: актуальное состояние, проблемы и перспективы [Текст]: сб. ст. / под ред. Ю.В. Братчиковой. - Екатеринбург : Урал.гос. пед. ун-т, 2013 - 132 с.
38. Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : защищена 02.03.2007 / В.А. Новицкая - СПб., 2017. - 281 с.
39. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025гг. (с изменениями на 4 октября 2018 года) -http://docs.cntd.ru (дата обращения 10.11.2018)
40. Пенькова, Л.А. О критериях оценки эффективности методической работы в ДОУ [Текст] / Л.А. Пенькова //Диагностика и мониторинг в сфере образования. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции - М. : Педагогическое общество России,
2016. - С. 317-321.
41. Пискун, О.Ю. Сопровождение деятельности начинающего воспитателя [Текст] / О.Ю. Пискун, О.М. Жихарева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 7 - №1. - С.6-13.
42. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением [Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 3, 2016. - С.8-18
43. Полянский, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России [Текст] / М.С. Полянский // Модернизация общего образования на рубеже веков. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - с. 128-131.
44. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования». -
http://www.consultant.ru.(дата обращения 10.11.2018)
45. Поташник, М.М. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей) [Текст] / М.М. Поташник. - М. : Новая школа, 2015. - 166 с.
46. Прозорова, Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности: (в процессе подготовки учителя ср.шк. в пед.ВУЗе) [Текст] / Е.В. Прозорова // Мир психологии. - 2015. - №2. - С. 191-202.
47. Репин С.А. Программно-целевой принцип управления образованием [Текст]: Монография /Под ред. Г.Н.Серикова - Челябинск; Изд- во ЧГПУ, 2009. - 221с.
48. Российская Федерация. Законы. «Об образовании в РФ» [Текст] :федер. закон: [принят Гос. Думой 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ]. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - 134 с. - ISBN 978-5-370-03214-1.
49. Рыбалова И.А. Менеджмент качества в ДОУ [Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 1, 2015. - С.15-22
50. Сафонова О.А. Системный подход в управлении ДОУ [Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 1, 2013. - С.4-15
51. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании, концепция: Монография [Текст] / В.В. Сериков. - Волгоград : Перемена, 2014. - 150 с.
52. Скоролупова, O.A. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ [Текст] / O.A Скоролупова. - М. : Скрипторий, 2013. - 40 с.
53. Соловова, Н.А. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям / Н.А. Соловова, Н.В. Кузьминова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - №8. - С. 40-46.
54. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении [Текст]: Методическое пособие. - М.: Аркти, 2015.- 92с.
55. Стратегический менеджмент в образовании: учебно¬
методический комплект материалов для подготовки тьютеров [Текст] /Т.В.Светенко, И.В.Галковская, Е.Н.Яковлева. - М.:АПКиПРО, 2017. - 76 с.
56. Тимофеева, Л.Л. Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ [Текст] / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова // Дошкольная педагогика. - 2012. - №6. - С.4-10.
57. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М., ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.
58. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие[Текст] /Под ред. Поташник М.М. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 448с.
59. Урвант, Я.М. Качество методической работы [Текст] / Я.М. Урвант. - М. : Народное образование, 2010.
60. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.И. Фалюшина. - М. :Аркти, 2013. - 259 с.
61. Федеральный закон от 03.08.2018 N 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «О дошкольном образовании в Российской Федерации». -http://www.consultant.ru.(дата обращения 10.11.2018)
62. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -http://www.consultant.ru.(дата обращения 10.11.2018)
63. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов [Текст] / О.А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2017. - №3. - С.4-14