ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЙТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы построения оценки качества непосредственно образовательной деятельности на уровне управления в дошкольной образовательной организации 10
1.1 Непосредственно образовательная деятельность педагогов:
сущность, структура, содержание 10
1.2 Оценка качества непосредственно образовательной деятельности
на уровне управления в дошкольной образовательной организации 19
ГЛАВА II. Практическая работа по построению системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности на уровне управления в дошкольной образовательной организации 28
2.1 Анализ состояния имеющихся систем оценки качества
непосредственно образовательной на уровне управления в дошкольной образовательной организации 28
2.2 Построение системы оценки качества непосредственно
образовательной деятельности на уровне управления дошкольной образовательной организации 45
2.3. Характеристика компонентов системы оценки качества
непосредственно образовательной деятельности на уровне управления
в дошкольной образовательной организации 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ2
ГЛАВА I. Теоретические основы построения оценки качества непосредственно образовательной деятельности на уровне управления в дошкольной образовательной организации 10
1.1 Непосредственно образовательная деятельность педагогов:
сущность, структура, содержание 10
1.2 Оценка качества непосредственно образовательной деятельности
на уровне управления в дошкольной образовательной организации 19
ГЛАВА II. Практическая работа по построению системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности на уровне управления в дошкольной образовательной организации 28
2.1 Анализ состояния имеющихся систем оценки качества
непосредственно образовательной на уровне управления в дошкольной образовательной организации 28
2.2 Построение системы оценки качества непосредственно
образовательной деятельности на уровне управления дошкольной образовательной организации 45
2.3. Характеристика компонентов системы оценки качества
непосредственно образовательной деятельности на уровне управления
в дошкольной образовательной организации 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из главных направлений реализации государственной образовательной политики в условиях совершенствования системы образования является повышение эффективности и качества образования, в том числе дошкольного [62]. Общими целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы [48] являются обеспечение «качества образования», которое характеризуется сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования TIMSS);
повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году [47].
В 2013 году, после вступления нового закона «Об образовании», детский сад стал первой обязательной ступенью общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из целей которого является «обеспечение государством равенства возможностей каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования» [53] становится необходимым проведения оценки качества дошкольного образования.
Под оценкой качества дошкольного образования понимается процесс организации сбора, анализа, обобщения и распространения информации о деятельности детского сада, обеспечивающий непрерывное наблюдение и оценку образовательных условий, образовательного процесса и образовательных результатов.
Внимание государства к вопросу качества дошкольного образования, как приоритетной составляющей успешного развития и становления человека
в обществе отражено в основных государственных законодательных документах Российской Федерации:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
- «Федеральная программа развития образования на 2018-2025 годы»,
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155,
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26,
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Качество дошкольного образования рассматривается как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожидания и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, законных представителей, педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) и учителей начальной школы.
Осуществляемый в детском саду процесс обучения строится на включении в непосредственно образовательную деятельность (НОД), которая основывается на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе к каждому ребёнку. НОД организуется педагогом чаще всего в первой половине дня, через организацию разнообразных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразны форм и методов работы. Для того, что бы увидеть качество результата образовательной деятельности, необходимо иметь систему оценки качества НОД на уровне управления ДОО.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью построения системы оценки качества НОД, с целью повышения качества образования ДОО.
Методическую основу составили исследования:
В.А. Кальнеем, Д.М. Полевым, М.М. Поташником, М. Р. Текстором, В. Фтенакисом, С.Е. Шишовым и др. - исследовано понятие «качество образования»;
Т.И. Алиевой, Т.И. Оверчуком, Р.М. Чумичёвой, М.В. Крухлет, Л.А. Парамоновой, Н.В. Фединой - исследования, посвященные анализу понятия «качество дошкольного образования»;
Н.А. Селезневым, А.И. Субетто, Т.И. Шамовой - выявлены компоненты качества образования;
Ю.А. Конаржевским, П.И. Третьяковым - были изучены функции управления качеством образования;
К.Ю. Белой, Н.А. Виноградовой, Л.М. Денякиной, Н.В, Миеляевой, Е.С. Комаровой, И.А. Рыбаловой, Л.А. Седельниковой, Л.И. Фалюшиной были раскрыты функции органов управления дошкольным образовательным учрежде5нием по оценке его функционирования и развития;
В.С. Лазаревым, В.И. Загвязинский, М.М. Поташником и др. - сформулировали набор критериев для оценки качества управления образовательным процессом;
Е.В. Бондаревской, А.И. Севрук и др. - проанализированы условия и факторы повышения качества образования, в том числе и дошкольного образования (Н.А. Виноградовой, О.А. Сафоновой);
А.Н. Майоров, Т.И. Шамовой были разработаны методы, формы и технологии управления качеством образования;
К.Ю. Белая, Н.А, Виноградова, О.А. Скоролупова создали методики оценки качества дошкольного образования.
Позднее появились публикации ряда учёных (Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Л.А. Парамонова и др.), основанные на широком понимании качества дошкольного образования как единства его процессуальной и результативной составляющих. О.А. Сафонова одним из инструментов эффективного внедрения ФГОС ДО предложила разработать независимую систему оценки качества дошкольного образования.
В связи с этим возникает проблема измерения качества НОД педагога, связанная с тем, что:
- качество НОД должно являться мерилом всех достижений дошкольного учреждения и вносимых изменений в образовательную политику и практику, поэтому необходимо уметь его оценивать;
- оценивать качество НОД необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития педагога, создания образцов новой практики, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования детских образовательных учреждений.
На сегодняшний день существует противоречие между потребностью ДОО в системе оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов и её недостаточной разработанностью, отсутствием её применения на практике, с целью повышения качества дошкольного образования.
Цель исследования: разработать систему оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: качество непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: построение системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, структуру, содержание, принципы НОД педагогов.
2. Изучить особенности оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления дошкольной образовательной организации.
3. Проанализировать состояние имеющихся систем оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога в дошкольных образовательных организациях города Белгорода.
4. Разработать систему оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога на уровне управления в дошкольной образовательной организации.
5. Охарактеризовать компоненты оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога на уровне управления в дошкольной образовательной организации.
Научная новизна исследования:
введено понятие «качество непосредственно образовательной деятельности педагога»;
- создана теоретическая модели системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога на уровне управления дошкольной образовательной организации;
- разработаны критерии и показатели, характеризующие качество непосредственно образовательную деятельность педагога.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие теории управления качеством дошкольного образования, путем построения системы оценки качества НОД педагогов. Применение в ДОО системы оценки качества НОД педагогов обеспечит повышение качества дошкольного образования. Созданная нами система оценки, может быть использована в системе дошкольного образования.
Для организации и проведения исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);
- эмпирические (наблюдение, сравнение, изучение сайтов образовательных учреждений, анализ отчётов дошкольной образовательной организации о результатах самообследования, моделирование, метод экспертных оценок)
- качественные(качественный анализ полученных данных).
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - подбор, изучение и теоретический анализ педагогической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования; изучение состояния проблемы оценки качества НОД педагога на уровне управления ДОО.
Второй этап - анализ состояния проблемы оценки качества НОД педагогов на уровне управления ДОО города Белгорода; разработка системы оценки качества НОД педагогов на уровне управления ДОО; построение систему оценки качества НОД педагога на уровне управления ДОО.
Третий этап - обобщение результатов; анализ и систематизация полученных результатов; оформление результатов магистерской диссертации «Построение системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности на уровне управления в дошкольной образовательной организации», оформление текста диссертации.
В целях изучения системы оценки качества НОД педагога на уровне управления ДОО были проанализированы следующие сайты дошкольных образовательных организаций города Белгорода
В исследовании приняли участие 18 дошкольных образовательных организаций города Белгорода, среди которых были:
- муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения детские сады № 59, 72, 23, 46, 49, 21, 3, 79, 60, 33, 57, 89, 14, 11, 3, 71;
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад № 44»;
- муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения детские сады № 74, 2.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав(пяти параграфов), выводов, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 60 страницах, содержит 1 таблицу и 1рисунков. Список источников и литературы включает 63 источников. В работе 2 приложения.
повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году [47].
В 2013 году, после вступления нового закона «Об образовании», детский сад стал первой обязательной ступенью общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из целей которого является «обеспечение государством равенства возможностей каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования» [53] становится необходимым проведения оценки качества дошкольного образования.
Под оценкой качества дошкольного образования понимается процесс организации сбора, анализа, обобщения и распространения информации о деятельности детского сада, обеспечивающий непрерывное наблюдение и оценку образовательных условий, образовательного процесса и образовательных результатов.
Внимание государства к вопросу качества дошкольного образования, как приоритетной составляющей успешного развития и становления человека
в обществе отражено в основных государственных законодательных документах Российской Федерации:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
- «Федеральная программа развития образования на 2018-2025 годы»,
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155,
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26,
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Качество дошкольного образования рассматривается как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожидания и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, законных представителей, педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) и учителей начальной школы.
Осуществляемый в детском саду процесс обучения строится на включении в непосредственно образовательную деятельность (НОД), которая основывается на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе к каждому ребёнку. НОД организуется педагогом чаще всего в первой половине дня, через организацию разнообразных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразны форм и методов работы. Для того, что бы увидеть качество результата образовательной деятельности, необходимо иметь систему оценки качества НОД на уровне управления ДОО.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью построения системы оценки качества НОД, с целью повышения качества образования ДОО.
Методическую основу составили исследования:
В.А. Кальнеем, Д.М. Полевым, М.М. Поташником, М. Р. Текстором, В. Фтенакисом, С.Е. Шишовым и др. - исследовано понятие «качество образования»;
Т.И. Алиевой, Т.И. Оверчуком, Р.М. Чумичёвой, М.В. Крухлет, Л.А. Парамоновой, Н.В. Фединой - исследования, посвященные анализу понятия «качество дошкольного образования»;
Н.А. Селезневым, А.И. Субетто, Т.И. Шамовой - выявлены компоненты качества образования;
Ю.А. Конаржевским, П.И. Третьяковым - были изучены функции управления качеством образования;
К.Ю. Белой, Н.А. Виноградовой, Л.М. Денякиной, Н.В, Миеляевой, Е.С. Комаровой, И.А. Рыбаловой, Л.А. Седельниковой, Л.И. Фалюшиной были раскрыты функции органов управления дошкольным образовательным учрежде5нием по оценке его функционирования и развития;
В.С. Лазаревым, В.И. Загвязинский, М.М. Поташником и др. - сформулировали набор критериев для оценки качества управления образовательным процессом;
Е.В. Бондаревской, А.И. Севрук и др. - проанализированы условия и факторы повышения качества образования, в том числе и дошкольного образования (Н.А. Виноградовой, О.А. Сафоновой);
А.Н. Майоров, Т.И. Шамовой были разработаны методы, формы и технологии управления качеством образования;
К.Ю. Белая, Н.А, Виноградова, О.А. Скоролупова создали методики оценки качества дошкольного образования.
Позднее появились публикации ряда учёных (Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Л.А. Парамонова и др.), основанные на широком понимании качества дошкольного образования как единства его процессуальной и результативной составляющих. О.А. Сафонова одним из инструментов эффективного внедрения ФГОС ДО предложила разработать независимую систему оценки качества дошкольного образования.
В связи с этим возникает проблема измерения качества НОД педагога, связанная с тем, что:
- качество НОД должно являться мерилом всех достижений дошкольного учреждения и вносимых изменений в образовательную политику и практику, поэтому необходимо уметь его оценивать;
- оценивать качество НОД необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития педагога, создания образцов новой практики, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования детских образовательных учреждений.
На сегодняшний день существует противоречие между потребностью ДОО в системе оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов и её недостаточной разработанностью, отсутствием её применения на практике, с целью повышения качества дошкольного образования.
Цель исследования: разработать систему оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: качество непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: построение системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, структуру, содержание, принципы НОД педагогов.
2. Изучить особенности оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагогов на уровне управления дошкольной образовательной организации.
3. Проанализировать состояние имеющихся систем оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога в дошкольных образовательных организациях города Белгорода.
4. Разработать систему оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога на уровне управления в дошкольной образовательной организации.
5. Охарактеризовать компоненты оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога на уровне управления в дошкольной образовательной организации.
Научная новизна исследования:
введено понятие «качество непосредственно образовательной деятельности педагога»;
- создана теоретическая модели системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности педагога на уровне управления дошкольной образовательной организации;
- разработаны критерии и показатели, характеризующие качество непосредственно образовательную деятельность педагога.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие теории управления качеством дошкольного образования, путем построения системы оценки качества НОД педагогов. Применение в ДОО системы оценки качества НОД педагогов обеспечит повышение качества дошкольного образования. Созданная нами система оценки, может быть использована в системе дошкольного образования.
Для организации и проведения исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);
- эмпирические (наблюдение, сравнение, изучение сайтов образовательных учреждений, анализ отчётов дошкольной образовательной организации о результатах самообследования, моделирование, метод экспертных оценок)
- качественные(качественный анализ полученных данных).
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - подбор, изучение и теоретический анализ педагогической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования; изучение состояния проблемы оценки качества НОД педагога на уровне управления ДОО.
Второй этап - анализ состояния проблемы оценки качества НОД педагогов на уровне управления ДОО города Белгорода; разработка системы оценки качества НОД педагогов на уровне управления ДОО; построение систему оценки качества НОД педагога на уровне управления ДОО.
Третий этап - обобщение результатов; анализ и систематизация полученных результатов; оформление результатов магистерской диссертации «Построение системы оценки качества непосредственно образовательной деятельности на уровне управления в дошкольной образовательной организации», оформление текста диссертации.
В целях изучения системы оценки качества НОД педагога на уровне управления ДОО были проанализированы следующие сайты дошкольных образовательных организаций города Белгорода
В исследовании приняли участие 18 дошкольных образовательных организаций города Белгорода, среди которых были:
- муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения детские сады № 59, 72, 23, 46, 49, 21, 3, 79, 60, 33, 57, 89, 14, 11, 3, 71;
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад № 44»;
- муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения детские сады № 74, 2.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав(пяти параграфов), выводов, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 60 страницах, содержит 1 таблицу и 1рисунков. Список источников и литературы включает 63 источников. В работе 2 приложения.
В представленной магистерской диссертации на основе теоретического анализа имеющихся литературных источников и результатов собственной практической работы показано, что проблема оценки качества
непосредственно образовательной деятельности является актуальной и важной в управленческой деятельности дошкольной организации.
Теоретическое обоснование построения системы оценки качества НОД на уровне управления позволило сделать выводы.
Целью дошкольного образования является формирование основ физического и психического развития и здоровья детей, создание условий для их первоначального включения в жизнь общества. Определение результата освоения основной образовательной программы дошкольного образования возможно через понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте.
Качество дошкольного образования - интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку.
Образовательная деятельность в ДОО организуется через совместную деятельность взрослого и ребенка, а так же самостоятельную деятельность детей в ПРРС.
Качество дошкольного образования может быть представлено как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе непосредстанно образовательной деятельности. Одной из организованной формы обучения детей является непосредственно образовательная деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов.
В качестве объекта оценки качества нами рассматриваются результаты проведения педагогом НОД с учетом психолого - педагогических и санитартно - гигиенических требований.
Способом (инструментом) оценки качества непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении выступает специально организованное наблюдение за процессом проведения НОД. Оценка качества образования должна быть использована во всех группах детского сада. Если дошкольное образование является первой ступенью системы образования, то оценка качества НОД дошкольного образовательного учреждения является необходимым условием повышения качества дошкольного образования.
В связи с этим, организация системы оценки качества НОД в системе обеспечения качества дошкольного образования и полноценное использование ее результатов (с целью повышения качества) является приоритетной задачей.
Использование специально разработанной системы оценки НОД предоставляет возможность создания индивидуальной траектории развития профессиональных качеств каждого педагога, с целью повышения качества образования в ДОО.
Важнейшая характеристика оценки качества НОД в дошкольном образовательном учреждении определяется его комплексным содержанием, которое включает: наблюдение, сбор, учет, хранение и обработка информации, которые направлены на реализацию функций управления.
Построенная система оценки качества НОД включает в себя следующие структурные компоненты:
1 компонент - соблюдение педагогических требований.
2 компонент, характеризующий соответствие психологических условий реализации НОД.
3 - компонент, характеризующий уровень соблюдения санитарно - гигиенический требований.
Оценка всей совокупности элементов - это оценка качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод, что отслеживая качество проведения непосредственно образовательной деятельности, дошкольные образовательные учреждения на основе анализа результатов оценки смогут корректируют свою работу, направленную на повышение качества дошкольного образования.
непосредственно образовательной деятельности является актуальной и важной в управленческой деятельности дошкольной организации.
Теоретическое обоснование построения системы оценки качества НОД на уровне управления позволило сделать выводы.
Целью дошкольного образования является формирование основ физического и психического развития и здоровья детей, создание условий для их первоначального включения в жизнь общества. Определение результата освоения основной образовательной программы дошкольного образования возможно через понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте.
Качество дошкольного образования - интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку.
Образовательная деятельность в ДОО организуется через совместную деятельность взрослого и ребенка, а так же самостоятельную деятельность детей в ПРРС.
Качество дошкольного образования может быть представлено как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе непосредстанно образовательной деятельности. Одной из организованной формы обучения детей является непосредственно образовательная деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов.
В качестве объекта оценки качества нами рассматриваются результаты проведения педагогом НОД с учетом психолого - педагогических и санитартно - гигиенических требований.
Способом (инструментом) оценки качества непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении выступает специально организованное наблюдение за процессом проведения НОД. Оценка качества образования должна быть использована во всех группах детского сада. Если дошкольное образование является первой ступенью системы образования, то оценка качества НОД дошкольного образовательного учреждения является необходимым условием повышения качества дошкольного образования.
В связи с этим, организация системы оценки качества НОД в системе обеспечения качества дошкольного образования и полноценное использование ее результатов (с целью повышения качества) является приоритетной задачей.
Использование специально разработанной системы оценки НОД предоставляет возможность создания индивидуальной траектории развития профессиональных качеств каждого педагога, с целью повышения качества образования в ДОО.
Важнейшая характеристика оценки качества НОД в дошкольном образовательном учреждении определяется его комплексным содержанием, которое включает: наблюдение, сбор, учет, хранение и обработка информации, которые направлены на реализацию функций управления.
Построенная система оценки качества НОД включает в себя следующие структурные компоненты:
1 компонент - соблюдение педагогических требований.
2 компонент, характеризующий соответствие психологических условий реализации НОД.
3 - компонент, характеризующий уровень соблюдения санитарно - гигиенический требований.
Оценка всей совокупности элементов - это оценка качества организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод, что отслеживая качество проведения непосредственно образовательной деятельности, дошкольные образовательные учреждения на основе анализа результатов оценки смогут корректируют свою работу, направленную на повышение качества дошкольного образования.



