Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности 8
1.1. Экологическое воспитание в целостном педагогическом процессе 8
1.2. История становления и развития школьного краеведения 19
1.3. Педагогические условия экологического воспитания
младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности 29
Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности 45
2.1. Опыт учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы 45
2.2 Диагностика уровня экологической воспитанности младших школьников 51
2.3 Содержание эксперимента по экологическому
воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности
2.4. Динамика уровня экологической воспитанности младших школьников 46
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение 62
Перспективы разрешения экологических проблем на всех уровнях (мировом, региональном, локальном) зависят от всеобщей экологической грамотности населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной экологической ситуации. Именно она определяет острую необходимость формирования экологического мышления, экологизации всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуально в настоящее время экологическое воспитание подрастающего поколения, воспитание человека, способного во всех видах трудовой деятельности подчинять свои потребности идее бережного использования природных ресурсов, защите окружающей среды от разрушения.
Экологическое воспитание - процесс формирования у личности экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания.
Для успешного протекания процесса экологического воспитания младшего школьника целесообразно использовать его многопредметную модель, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой, а также осуществлять данную направленность в организуемой с младшими школьниками внеурочной работе, что способствует привлечению учащихся к творческим и практическим видам деятельности.
В теории и практике педагогического образования имеется ряд фундаментальных исследований, посвященных отдельным аспектам проблемы экологического воспитания, в которых выявляется сущность основных понятий теории экологического воспитания, раскрываются компоненты экологической культуры, указываются пути формирования экологических представлений младших школьников во внеурочное время.
Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения нашли отражение в научных работах Т.А. Бабаковой, О.М. Барковской, М.А. Кривошеевой, Л.П. Салеевой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной, Л. М. Хафизовой, В. С. Шиловой .
Вопросы краеведческой работы с младшими школьниками разноаспектно освещены в работах А. А. Александрова, В. С. Беляева, Н. В. Барабанщиковой, А. Н. Грехнева, А. Ю. Даринского, С. К. Копытова, П. А. Лярского, С. Г. Меджидова и др.
Проблема организации краеведческой работы младших школьников во внеурочной деятельности разрабатывалась Н.А. Антимоновым, Н.С. Борисовым, К.К. Галимской, Д.В. Григорьевым, А. В. Даринским, А.Н. Крупенковым, И.Г. Черновой, В. А. Шаповаловым.
Важное значение общения детей с природой в процессе воспитания подчеркивали педагоги и учёные А.Я. Герд, А. Дистервег, В.В. Докучаев, М.В. Ломоносов, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, И.Н Тимирязев, Л.Н. Толстой, К.А. Яковлев и др.
Психолого-педагогический аспект экологического воспитания младших школьников отражён в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и др.
При несомненной значимости проведённых исследований на сегодняшний день в практике внеурочной деятельности начальной школы ещё недостаточно уделяется внимание организации экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы.
Анализ педагогической теории и практики по исследуемой проблеме позволил выявить противоречие между наблюдаемым младшими школьниками негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и недостатком эффективных технологий экологического воспитания на основе материалов родного края.
С учётом этого противоречия была сформулирована тема магистерской диссертации: «Экологическое воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: при каких педагогических условиях внеурочной деятельности краеведческая работа является эффективным средством экологического воспитания младших школьников?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности.
Гипотеза: экологическое воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- использовать технологию проектной деятельности;
- вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность по изучению природы родного края.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность экологического воспитания младших школьников.
2. Изучить историю становления и развития школьного краеведения.
3. Теоретически обосновать педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности.
4. Проанализировать опыт учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы.
5. Организовать эксперимент по экологическому воспитанию младших школьников в процессе внеурочной краеведческой работы.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы, тестирование, анализ опыта учителей, эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования ведущие положения деятельностного подхода (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С. Л .Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и т.д.), личностно-ориентированного подхода (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), философские концепции взаимодействия человека с окружающей средой, теория и методология школьного краеведения (П.А. Лярский, С.Г. Меджидов, Б.Е. Райков, Д.Д. Семёнов, М.Н. Скаткин, К.А. Сонгайло); организации внеурочной деятельности; общая методология педагогических исследований (Г.Ф.Суворова, И.В. Усольцева и др.).
База исследования: 3 «Б» класс МБОУ «СОШ № 31» города Белгорода.
Исследование проводилось в течение двух лет ( 2016 - 2018 гг.) и включило в себя следующие этапы.
Первый этап(2016 г.) - изучение литературы по теме исследования; наблюдение за педагогическим процессом в начальной школе, отбор дидактического материала для экспериментального исследования.
Второй этап(2016 - 2017 гг.) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, разработка программы формирующего эксперимента, разработка внеурочных занятий, подбор дидактического материала.
Третий этап (2018 г) - анализ и обобщение результатов исследования, оформление диссертационного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование организации внеурочной деятельности. Полученные результаты могут быть использованы учителями начальной школы при организации экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации работ по теме исследования в научных статьях в сборниках материалов конференции.
1. Всероссийской конференции «Проблемы социализации и индивидуализации в образовательном пространстве в г. Белгороде (26 - 27 ноября 2015 г.)
2. Международной научно-практической конференции «Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации», г. Йошкар- Ола, 2016 г.)
3. Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» в г. Тамбов (6 ноября, 2017 г.)
Структура магистерской диссертации :введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методологический аппарат исследования.
В первой главе магистерской диссертации рассмотрена история становления и развития школьного краеведения, раскрыта сущность экологического воспитания, охарактеризованы педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности.
Во второй главе магистерской диссертации представлен анализ опыта учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы, описаны ход и результаты экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список: 78 источников.
В приложении содержатся анкеты, задания для младших школьников, таблицы результатов исследования, разработки внеурочных занятий.
Проведенное нами исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы. При экологическом воспитании одним из условий формирования экологической культуры и является ознакомление младших школьников с экологическими проблемами и природной средой той местности, в которой они проживают. Немаловажную роль в этом процессе играет краеведческая работа в школе, которая организовывается как на уроках, так и во внеурочное время. Теоретический анализ литературы показал, что исследуемая нами проблема уже рассматривалась в трудах педагогов, методистов, краеведов, экологов, но всё еще недостаточно разработана методика эколого-краеведческой работы с младшими школьниками. Как показывает опыт, школа испытывает дефицит учебных пособий для учителей и учащихся по экологическому краеведению.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование проблемы экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы имело своей целью выявить педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса. В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
В нашей работе охарактеризовано экологическое воспитание как педагогическое явление. Экологическое воспитание - создание условий для усвоения личностью экологической культуры, выработанной обществом. Оно направлено на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, которые обеспечивают ответственное отношение школьников к окружающей среде. Критериями экологической воспитанности младших школьников является сформированность экологических знаний, нравственно-экологических отношений и экологических умений.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами была раскрыта сущность краеведческой работы и определены виды краеведческой работы в начальной школе. Краеведческая работа формирует у младших школьников правильное представление об объектах и явлениях, которое служит основной для формирования понятий мировоззренческого характера, также краеведение развивает у младших школьников наблюдательность, познавательный интерес, мышление, способствует воспитанию воли и любви к родному краю.
Краеведческая работа основывается на принципах: соответствие содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся; развитие творческих способностей учащихся и привитие им навыков исследовательской деятельности; подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы; комплексный подход в организации краеведческой работы по экологии; систематичность и непрерывность; поисково-исследовательский характер краеведения; общественно-полезная значимость; природоохранная направленность. Благодаря краеведению, в начальном естествознании решается важная педагогическая проблема - соединение обучение с жизнью.
Рассмотрев опыт учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир», мы пришли к выводу, что оно осуществляется в различных видах внеурочной деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитеческой, трудовой. Педагоги считают, что именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению природы родного края, создаются условия для формирования экологической ответственности и нравственных чувств. Младший школьник на доступном для него уровне осознаёт ценность природного окружения, учится грамотно с ним взаимодействовать.
Важнейшими, на наш взгляд, педагогическими условиями экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы во внеурочной деятельности являются: комплексное использование краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности; вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по изучению природы родного края. Эти условия были апробированы в процессе краеведческой работы на внеурочных занятиях на этапе формирующего эксперимента.
Полученные в процессе исследования результаты свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий использования краеведения в экологическом воспитании младших школьников. Общее количество учащихся с высоким уровнем экологической воспитанности увеличилось с 20% до 40%, а количество с низким уровнем уменьшилось с 10% до 3%.
В ходе нашего исследования была полностью подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи, цель достигнута.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы использования краеведческой работы в экологическом воспитании младших школьников. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в детальном рассмотрении методики организации различных аспектов краеведческой работы в школе (исторического, литературного, искусствоведческого и др.).
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе /Г.Н. Аквилева, З.А. Клепнина. - М.: Владос ,2001. -240 с.
2. Александров А. А. Микроклиматические наблюдения в краеведческом кружке /А. А. Александров// География в школе. - 1961. - № 3. С. 15-27. учебный курс для творческого
саморазвития / В.И. Андреев:2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 72.
4. Афанасьева Е.А. Экология не знает границ / Е.А. Афанасьева // Юный натуралист. -1990. №4.- С.30-32.
5. Бабанова Т.А Эколого-краеведческая работа с младшими
школьниками / Бабанова Т.А. // Начальная школа. - 2007. - № 9. -С.16¬19.
6. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение. - 2013. - С. 60-89.
7. Барабанщикова Н. В. Здравствуй, лето / Н. В. Барабанщикова // Начальная школа. - 1996. -№6. - С. 56-58.
8. Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы // Начальная школа. - 1998.- №6.- С. 92-94.
9. Белая М.С. Системный подход к экологическому воспитанию и образованию учащихся / М.С. Белая //Профессиональное образование .-
2001. -№11.-С.27-29.
10. Бобылев Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа / Л.Д. Бобылев, О.Д. Бобылева //Начальная школа.- 2003.-№5.-С.64-75.
11. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева //Биология в школе-1996.-№3.-С.57-59.
12. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического
образования младших школьников / Л.Д. Бобылева //Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр.-1989.-С.77-83.
13. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение. - 1991. - С. 67.
14. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская // Начальная школа. -
2002. - № 6. - с. 34-38.
15. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям // Начальная школа. - 1998. - №10. - С. 9-11.
16. Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / сост. [и авт. вступит. ст.]: чл.-кор. АПН РСФСР проф. В. Я. Струминский. - М. :Учпедгиз, 1959. - 318
17. Виноградова Н.Ф. / Н.Ф. Виноградова, Т.П. Куликова, - Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.: ил.
18. Галимская К.К. География Белгородской области. Учебное пособие для средних школ.- Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1989.- 110с.
19. Головко Е. В. Методика преподавания естествознания: учеб.пособ. для студентов / Е. В. Головко и др. // Психолого-педагогические основы начального образования: Белгород, 2006.- С. 99-117.
20. Голубев И.Р. Окружающая Среда и ее охрана: Книга для учащихся / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - М.: Просвещение,1985.-192с.
21. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение. - 2011. - С. 28-31.
22. Дагбаева Н.Ж. Мир вокруг тебя: Учителю-организатору экологического воспитания школьников/ Н.Ж. Дагбаева. - Улан - Удэ:
БНЦ. СО РАН, 1994.- 120 с.
23. Дерим-Оглу Е.Н. Материалы для проведения экскурсий на водоем / Е.Н. Дерим-Оглу ,Н.А.Фролова //Начальная школа-1994-№4.-С.34-38.
24. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,1985. - 480с.
25. Евдокимов А.Ю. Человечество и проблемы экологии/ А.Ю. Евдокимов //Образование в современной школе.- 2001.- №12.-С.36-37.
26. Ермакова Д.С. Экологическое образование после уроков / Ермакова Д.С. //Дополнительное образование.- 2001.- №12.-С.15-17.
27. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н.С. Жестова //Начальная школа. - 1989. - №10. - С.78-81.
28. Захлебный А.Н. Научно-технический прогресс и экологическое образование / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина //Советская педагогика .-1985.-№12. -С.10-12.
29. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина- М.: Просвещение, 1984.-67с.
30. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / Захлебный А.Н. //Советская педагогика .-1984. -№9.-С.16-22.
31. Захлебный А.Н. Охрана природы в начальном курсе биологии / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина - М.: Просвещение, 1977.¬206с.
32. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе / И.Д. Зверев //Краеведческая работа в школе - М.,1974.-С.3-10.
33. Зверев И.Д. Экогласность и образование / И.Д. Зверев // Советская педагогика. -1986-№1.-С.9-11.
34. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования / Зверев И.Д. - М.,1980.-24с.
35. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.
36. Зуев В. Ф. Педагогические труды:/ В. Ф. Зуев. - Москва : Издательство Академии педагогических наук, 1956. - 147 с. - Б. ц.
37. Иванов П.В. Современное школьное краеведение / П.В. Иванов //Советская педагогика-1990-№10.-С.27-30.
38. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С. Иванова. -ЦГЛ. Москва, - 2003.
39. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / НВ. Ипполитова, Н. Стерхова //GeneralandProfessionalEducation. - 2012. - №1. - С. 8-13
40. Кириллова З.Л. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы / З.Л. Кириллова //Начальная школа.- 1989.-№5.-С.25-27.
41. Козина Е.Ф.Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Академия, 2004. - 496 с.
42. Куликова Л.П. Экологическое мышление и экологическое
мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ научных концепций и трактовок / Л.П. Куликова // Астраханский вестник экологического образования. -№ 1.- 2012.- С. 46.
43. ЛободинаН.В.Экологическое воспитание в начальной школе : разработки внеклассных мероприятий / Н. В. Лободина. - Волгоград : Учитель, 2007. - 266 с.
44. Лярский П.А. Краеведение: учеб.пособие / П. А. Лярский. - Минск: Высшая школа, 1966. - 215 с.
45. Меджидов С. Г. Краеведческая работа в школе / С. Г. Меджидов // География в школе. - 1970. - № 5. С. 21-36.
46. Молодцова З.В. Экология в начальных классах / З.В. Молодцова //Начальная школа.-1997.-№4.-С.69-70.
47. Морозова Н. В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры / Н. В. Морозова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3. - С. 300-304.
48. Неткасова И.А. О работе экологической школы. // Начальная школа. - 1999. - №3. - С. 32-34.
49. Николаева С.Н. Юный эколог / С.Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 128 с.
50. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. - 640 с.
51. Орлова Ю.Е. Актуальное наследие В.А. Сухомлинского: система педагогического образования родителей // Среднее профессиональное образование. № 12. 2012. С. 54.
52. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учеб.пособие для студентов / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: «Академия».-176с.
53. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П. Печко // Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32.
54. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов - 100 ответов / И.П. Подласый. - М., 2001. - 119 с.
55. Прохорова С. Ю. Тропинка в природу : Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 157 с.
56. Ривкин Е. Ю. Внеурочная деятельность / Е. Ю. Ривкин // Управление современной школой. - 2013. - №3. - С. 100-109.
57. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево / Н. А. Рыжова. - Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 48-52.
58. Сидорова И. В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на
уроках и во внеурочной деятельности / И. В. Сидорова, А. В. Ананьева // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2011. - №1. - С. 32-35.
59. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Салеева //Ролевые игры по охране природы в средней школе .- М.,1977.-С.14-18.
60. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Салеева Л.П. -М.,1978.-49с.
61. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов / Симонова Л.П. - М.: «Академия»,2000 .-160 с.
62. Скаткин М.Н. Внеклассная работа по естествознанию / Скаткин М.Н. - М.: Учпедгиз,1988.-126с.
63. Смирнов В. И. Краеведение — важное средство воспитания учащихся / В. И. Смирнов // Школа и производство. - 1965. - №4.- С. 9-33.
64. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении
природоведению. Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы / О.М. Смирнова. - М.: Новая школа,1997. -112с.
65. Степанов П. В. Воспитание в новом стандарте начального общего образования: вопросы и ответы / П. В. Степанов // Спутник классного руководителя. - 2011. - №3. - С.4-10.
66. Суворова Г.Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе / Г.Ф. Суворова .-М.: Просвещение,1980.-123с
67. СуравегинаИ.Т.Экологическое образование в школе / И.Т. Суравегина,
В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер //Советская педагогика .-1990.-№12-С.12- 14.
68. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе / Т. И. Тарасова, П. Т. Калашникова. - Борисоглебск : БГПИ, 2008. - 146 с.
69. Тихонова, А. Е. Содержание экологических знаний и умений в I и II классах четырехлетней начальной школы / А. Е. Тихонова / Начальная школа. - 1993. - №9. - С. 20-24.
70. Усольцева И. В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных стандартов / И. В. Усольцева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №2. - С. 22-26.
71. Ушинский К.Д. / Избранные педагогические сочинения в двух томах / Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М. «Педагогика», 1974, - С. 241
72. Фокина, М. В. Условия реализации успешного учебного проекта / М. В. Фокина // Справочник классного руководителя. - 2014. - № 1. - С. 43¬51.
73. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Хафизова Л.М. // Начальная школа. -1989.-№3.-С.27-32.
74. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Пособие для родителей и педагогов / Цветкова И.В. - Ярославль,1987.- 192с.
75.Чернова М.А. Краеведческая работа в начальных классах / М.А. Чернова. -М.: Просвещение,1997.-С.224-226.
76. Шаповалов В.А. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.- 410с.
77. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о природе и природосообразном
воспитании / А.А. Шаталов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова.
Социально-экологические технологии. - 2013. -№ 2.-С. 42.
78. Шилова В. С. Экологическое образование: учеб.пособие / В.С. Шилова: Белгородский госпедуниверситет. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1996. - 93с.