Сокращения 3-4
Введение 5-7
1. ОБЛЕДЕНЕНИЕ
1.1 Физические условия возникновения обледенения 7
1.2 Обледенение в воздухе и на земле 8-11
1.3 Обледенение как опасное для авиации явление 11-12
1.4 Прогноз обледенения 12-15
2. АЭРОПОРТ «ПУЛКОВО»
2.1 Основные физико-географические и
климатические характеристики 16-18
2.2 Краткие технические характеристики 18-20
3. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБЛЕДЕНЕНИЯ В РАЙОНЕ АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО»
3.1 Систематизация и анализ исходных данных 21-25
3.2 Характерные синоптические ситуации, при возникновении
обледенения 25-31
3.3 Основные особенности вертикального профиля атмосферы при
обледенении 32-36
3.4 Анализ условий обледенения в воздухе 37-42
3.5 Использование данных «прогностического зонда» при оценке
возможности возникновения обледенения 43-46
3.6 Комплексный метод прогноза обледенения 47-48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованных источников 50
Приложение А: рабочие таблицы 51-84
Обледенением называется отложение льда на обтекаемых частях самолетов и вертолетов, а также на силовых установках и внешних деталях специального оборудования при полете в облаках, тумане или мокром снеге. Обледенение возникает в том случае, если в воздухе на высоте полета имеются переохлажденные капли, а поверхность воздушного судна имеет отрицательную температуру .
Информация об обледенении, а также о его прогнозе в настоящее время является востребованной при метеорологическом обеспечении авиации. Для авиации опасно тем, что уменьшается подъемная сила, увеличивается масса самолета, снижается тяга силовой установки, уменьшается вертикальная скорость набора высоты, снижаются потолок и максимальная скорость полета, увеличивается расход топлива .
Недостаточный учёт условий, приводящих к обледенению может привести к авиационному происшествию. Обледенение опасно не только в воздухе, но и на земле. Предупреждения об опасных для авиации явлениях включают информацию, в том числе и об обледенении (умеренном и сильном), которое передаётся через коды SIGMET, AIRMET и предупреждения по аэродрому. Последствия обледенения могут привести к ухудшению лётных качеств воздушных судов. Поэтому своевременное предупреждение об обледенении поможет предотвратить возможные лётные происшествия и минимизировать экономические потери.
В связи с этим очень важно развивать точность прогнозирования обледенения, так как авиакомпаниям необходимо максимально гарантировать безопасность перелёта пассажиров и увеличивать заблаговременность прогноза, чтобы уже как можно раньше определить опасное для авиации явление .
К возникновению обледенения приводят ряд факторов физического и синоптического характера: сублимация водяного пара на поверхности ВС; замерзание переохлажденных капель воды, сталкивающихся с поверхностью ВС при полёте в облаках, осадках, тумане; в зоне атмосферных фронтов, особенно на тёплом фронте зимой, холодном фронте рода, и фронте окклюзии вблизи точки окклюзии.
В данной работе рассматриваются синоптические условия и вертикальный профиль атмосферы при возникновения обледенения в районе аэропорта «Пулково», оценивается возможность использования данных
«прогностического зонда» и «комплексного метода» для прогноза обледенения и производится сравнение полученных результатов с данными бортовой погоды.
Цель работы: изучить условия наземного обледенения в районе аэропорта «Пулково» и сравнить результаты расчёта обледенения в воздухе по двум методам.
Задачи для выполнения поставленной цели:
- определить основные характеристики замерзающих осадков и соответствующие им синоптические ситуации;
- выявить особенности вертикального профиля атмосферы при возникновении наземного обледенения;
- выполнить расчёты обледенения в задаче «Прогностический зонд» ПО «ГИС Метео»
- выполнить расчёты обледенения по «комплексному методу»
...
ЕОпределены основные характеристики замерзающих осадков и соответствующие им синоптические ситуации.
Преобладающими условиями при замерзающих осадках являются: температура воздуха и температура точки росы от 0°С до -2 °С, юго-восточный ветер 0-5 м/с, продолжительность 1-3 часа, синоптические условия - передние части циклонов.
1. Выявлены особенности вертикального профиля атмосферы при возникновении наземного обледенения.
Наличие приподнятой инверсии или изотермии для всех видов замерзающих осадков является преобладающим условием.
2. Выполнен расчет обледенения в задаче «Прогностический зонд» ПО «ГИС Метео»;
Расчёты производились 140 раз по трём условиям заблаговременности: 00ч; 12ч.; 24ч. (за исключением 4 случаев отсутствия данных). Результаты сравнивались с данными бортовой погоды. За случаи успешных прогнозов по отсутствию обледенения считались те, которые не были подтверждены бортовой погодой. Вывод состоит в том, что метод даёт большое количество «пропусков явления».
3. Выполнен расчет обледенения по «комплексному методу»;
Метод даёт большинство количеств “ошибок-страховок”. Действительно, по времени, близкое к 00 UTC нет данных бортовой погоды по обледенению, но есть в некоторые дни позже доклад. Однако, преимущество второго метода перед первым очевидно из-за большего количество верного определения явления.
Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в качестве дополнительного предиктора при прогнозировании замерзающих осадков и тумана.
«Комплексный метод» достаточно прост и нагляден, может использоваться на любом аэродроме.