Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Категория художественного пространства и времени в романах А. Роб-Грийе

Работа №177669

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Французский «Новый роман» 4
1.1. «Новый роман»: история и предтечи -
1.2. Ален Роб-Грийе: жизнь и творчество 10
Глава 2. Художественное время и пространство в литературоведении 15
2.1. Время как категория литературоведения -
2.2. Пространство как категория литературоведения 18
2.3. Взаимосвязь времени и пространства: хронотоп 21
Глава 3. Художественное время и пространство в романах Алена Роб- Грийе 24
3.1. Особенности сюжетосложения романов «Ластики» и «Ревность» -
3.2. Время в романах «Ластики» и «Ревность» 26
3.3. Пространство в романах «Ластики» и «Ревность» 36
3.4. Методические рекомендации 54
Заключение 56
Список источников и литературы 57
Приложение №1. Тест для 10 класса по презентации о жизни и творчестве Алена Роб-Грийе.

Современная литература XXI века ищет новые пути развития, усваивая опыт предшествующего столетия. Тем интереснее и важнее представляется исследование литературных экспериментов второй половины XX века, часто выраженных в категориях художественного пространства и времени в прозе и поэзии. Творчество французского писателя Алена Роб-Грийе, экспериментатора и новатора в области романных форм, всегда привлекало внимание исследователей литературы ХХ века. В связи с этим разработка темы, касающейся выражения пространственно-временных категорий в романах Алена Роб-Грийе (1922 - 2008) «Ластики» (1953) и «Ревность» (1957),
представляется в достаточной степени актуальной.
Научная новизна работы состоит в том, что полноценных исследований по категориям «художественное пространство» и «художественное время» на материале романов «Ластики» и «Ревность» не существует. Объектом исследования являются романы Алена Роб-Грийе «Ластики» и «Ревность». Предмет исследования можно определить как особенности реализации, связи и функционирования категорий художественного времени и пространства в романах «Ластики» и «Ревность».
Данный период в русском литературоведении недостаточно исследован по нескольким причинам: 1) «Новый роман» является представителем «сложной» литературы, доступной не всякому читателю; 2) не все произведения авторов этого направления переведены на русский язык (например, Клод Мориак практически не переведен, или эти переводы не изданы); 3) представители «Нового романа» достаточно сильно отличаются в вопросе индивидуальной поэтики. Исследования жанра «Нового романа» в русском литературоведении до сих пор актуальны и сложны.
Методологической базой представленной работы являются: структурносемиотический метод, актуально понимаемый как комплексный, то есть формально-содержательный анализ литературного объекта, метод классификации, историко-культурный, сравнительный и биографический методы. При помощи указанных методов анализируются категории «художественное пространство» и «художественное время», включая особенности их сущности, связи и функционирования в романах.
Цель исследования: проанализировать проявление категорий
художественного пространства и времени в романах Алена Роб-Грийе «Ластики» и «Ревность».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описать историю развития «Нового романа» как феномена французской литературы;
2. описать биографию, творчество, литературную позицию Алена Роб- Грийе, степень исследованности его творчества в русском и зарубежном литературоведении;
3. проанализировать теоретическую базу исследования: категории «художественное пространство», «художественное время»;
4. рассмотреть подход к художественному пространству и времени как взаимосвязанным категориям литературоведения;
5. проанализировать проявления в романах Алена Роб-Грийе «Ластики» и «Ревность» категорий художественного пространства и времени.
Основную источниковую базу исследования составляют романы Алена Роб-Грийе «Ластики» и «Ревность» на французском и русском языках.
Структура работы состоит из Введения, Трех глав, Заключения, Списка Литературы.
Теоретическая значимость работы обусловлена недостаточной исследованностью заявленной проблемы в современном литературоведении.
Материалы и результаты проделанной работы могут иметь практическое применение в курсах дисциплин «История мировой литературы», «История французской литературы», «Анализ текста».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Новый роман» как направление французской литературы второй половины ХХ в. является важным этапом в ее развитии. Творчество Алена Роб- Грийе послужило средством к становлению «новой литературы» и нового понимания письма и чтения литературных произведений.
Пространственно-временная организация внутреннего мира текста является фундаментальной составляющий любого прозаического произведения. В ходе исследования категорий художественного пространства и времени в романах А. Роб-Грийе «Ластики» и «Ревности» был применен метод Н.А. Николиной, который помогает изучить наиболее существенные и уникальные черты темпорально-топосной системы романа. Это позволяет определить пространство и время как самостоятельные, но в то же время взаимосвязанные категории, которые могут организоваться в хронотоп. Они состоят из более мелких деталей, и им присущи определенные характеристики и параметры.
Если говорить о самом проявлении пространства и времени в романах «Ластики» и «Ревность», то можно подтвердить, что данные категории реализуются не как вторичные элементы сюжета и композиции, но как одни из наиболее важных частей текста, которые коррелируются друг с другом, обнаруживая в себе различные символические, сюжетно значимые, эмоциональные, эстетические и прочие элементы, делающие эти тексты в достаточной степени оригинальными.



1. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. М., 1977 - 368с.
2. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М.: Высшая школа, 1987. - 543с.
3. Балашова Т Французский роман 60-х годов: традиции и новаторство. М.: Высшая школа, 1965. - 104с.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 504с.
5. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М.: Флинта: Наука, 2007. - 520с.
6. Ваксмахер М. Французская литература наших дней. М.: Художественная литература, 1967. - 223с.
7. Вишняков
8. Вишняков А.Г Ален Роб-Грийе: Ревность в лабиринте знаков и структур. Саратов: Известия Саратовского университета. 2010. Т.10. Сер. Филология. Журналистика, Вып. 3 - С.70-75
9. Вишняков А.Г. Поэтика французского Нового Романа. Москва: Диона,
1. - 286с.
10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. - 144с.
11. Гапон Л.А. Поэтика романов Алена Роб-Грийе: (строение и
функционирование художественного текста): автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филол. н. СПб, 1998. - 23с.
12. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение / ред. Чернец Л.В. М.: Высшая школа, 2004. - С. 182-196
13. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 944с.
14. Зверев А.М. Новый роман // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. - 1600 стб.
15. Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.). М.: Художественная литература, 1984. - 263с.
... всего 53 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ