Введение 3
Глава 1. Идиостиль Бориса Виана.
1.1. Борис Виан - непризнанный при жизни гений 8
1.2. Эстетический индивидуализм Бориса Виана 13
1.3. Структура ассоциативно-образной системы романного жанра 16
Глава 2. Система образов в романе «Осень в Пекине».
2.1. Специфика ассоциативно-образной системы в романе Б. Виана «Осень
в Пекине» 26
2.2. Образ «порядка» 38
2.3. Образ «пустыни» 42
Заключение 48
Методические рекомендации по использованию результатов исследования в практике преподавания французского языка 50
Список использованной литературы 52
Приложения 57
Среди французских писателей XX века творчество Бориса Виана занимает особое место. Являясь ярким представителем поствоенной французской литературы, автором сюрреалистических произведений, Б. Виан только после своей смерти стал классиком французской литературы. Писателя сложно отнести к какому-либо конкретному литературному направлению. Эстетика его творчества пронизана духом времени, однако темы его произведений не привязаны к определенной исторической эпохе.
Короткий жизненный путь Б. Виана (1920 - 1959) не помешал ему проявить себя в различных сферах искусства: в литературе, музыке, кино. Несмотря на то, что Б. Виан являлся автором десяти романов, нескольких поэтических сборников, семи пьес, многочисленных критических очерков, эссе и сценариев, при жизни он остался практически незамеченным французскими литературными критиками, если не считать скандальной славы, связанной с выходом четырех романов под псевдонимом Вернон Салливан. Под своим именем Б. Виан опубликовал такие романы, как «Пена дней» (L’Ecume des joures) (1946), «Осень в Пекине» (L’Automne a Pekin) (1947), «Красная трава» (L’Herbe rouge) (1950), «Сердцедер» (L’Arrache-coeur) (1953), которые впоследствии принесли их создателю запоздалую всемирную славу.
Творчество Бориса Виана, как писателя, стало исследоваться сразу после его смерти. Первые работы историков литературы выходят в конце 60-х г. В 1964 г. преподавателем Нью-Йоркского университета Дэвидом Ноаком была защищена первая диссертация «Борис Виан (1920 - 1959), свидетель эпохи» (1964), которая положила начало исследованию биографии писателя. Кроме того, был опубликован ряд монографий таких исследователей как: Жак Дюшато «Борис Виан или шутки судьбы» (1969), где прослеживается жизненный путь Б. Виана от «Детства» до «Легенды»; Франсуа Рено «Жил-был Борис Виан» (1973), описавший основные этапы жизни и творчества писателя, подтверждая все факты фотодокументами; Мишель Форе «Посмертная слава Бориса Виана»
(1975), в которой представлена не только биография Б. Виана, но и библиография статей о писателе, опубликованных во французских газетах и журналах, а также социологическое исследование, посвященное отношению читателей к творчеству писателя. Ведущим исследователем биографии Б. Виана по праву можно считать Ноэля Арно, издавшего труд «Параллельные жизни Бориса Виана» (1998), в который входят краткие выдержки из личных заметок Б. Виана, а также история создания того или иного произведения.
Характеристику творчества Б. Виана можно найти у Пьера де Буадеффра в «Словаре современной литературы» (1964). Монография Жака Бэнсона «Борис Виан» (1976) описывает стилистические и сюжетные модификации в текстах писателя и доказывает оригинальность и неповторимость виановского языка. Франсуа Карадек пишет предисловия и послесловия к посмертным изданиям романов, например, в 1991 г. он пишет послесловие к роману «Осень в Пекине», в котором рассуждает о глубоком смысле данного произведения. Филипп Божжио в своей монографии «Борис Виан» (1993) написал эссе о Б. Виане, в котором объединил все предыдущие наработки биографов, проанализировал документальный материал, собранный о писателе.
...
Специфика ассоциативно-образной системы в романе Бориса Виана «Осень в Пекине» была определена на основе литературоведческого анализа художественных образов и художественных приемов, использованных писателем.
Название романа «Осень в Пекине» скрывает в себе фундаментальный смысл всего произведения. «Осень» - это не календарное время года,
ассоциирующееся с увяданием природы, а душевное состояние героев. Использованное автором географическое название «Пекин» рассматривается либо как «pekin» на арго «штатская служба», обозначающая присутствующую в романе бюрократическую систему общества, либо как «Pekin» - название ткани с эффектом полос, который ассоциируются с таинственными «темными» и «светлыми» полосами на солнце.
Отличительной чертой построения романа выступает нетрадиционная манера повествования, которая явно отходит от общепринятого академизма. Структура романа непоследовательна и хаотична и базируется на ассоциативном потоке сознания повествователя, размышляющего о череде сложившихся ситуаций в жизни героев.
Сюжет романа - это цепочка ассоциативно-связанных ситуаций, возникающих в воображении рассказчика. Сюжет не формируется по принципу классического романа, постепенно, а складывается из нестандартного набора: бессвязной и алогичной сюжетной линии и образного осмысления картины мира.
Характерной чертой виановской системы персонажей в романе является то, что главные герои несут определенную миссию, заложенную автором, второстепенные и эпизодические герои создают живой фон произведения. Автор не концентрирует внимание читателя на портретных характеристиках и физиономических приметах героев романа, он делает акцент на бытийные знаки общего состояния окружающего мира.
Наряду с общепринятой лексикой автор активно использует стилистически маркированную лексику. Смешивая высокий и низкий стиль, писатель разрушает сложившиеся традиции в системе функциональных стилей и украшает роман разнообразными стилистическими эффектами. Использование анахронизмов и неологизмов для передачи речевых образов является особым функционально-стилистическим явлением и мотивируют стилистическую структуру романа. Употребляемые автором телескопические слова и слова-композиты придают особую семантику роману, передают эмоционально-эстетическую картину изображаемого и подчеркивают неповторимый идиостиль Б. Виана.
Важной составляющей романа «Осень в Пекине» являются природные образы (солнце, растения, ветер, вода, песок), которые скрепляют воедино причинно-следственные связи между событиями и персонажами романа. Следует отметить, что автор отступает от общепринятых канонов написания романа, исключая из основных объектов природной стихии образ «воды» и образ «ветра».
Пространственная категория повествования играет значительную роль в понимании авторского концепта и построении художественной модели мира. Главными характеристиками пространственной категории в романе Б. Виана «Осень в Пекине» можно считать наличие нескольких пространственных уровней, которыми являются образ «пустыни» и образ «порядка». Под влиянием системы персонажей и смысловой насыщенности центральных образов происходит движение и изменение пространства в произведении.
Образ «порядка» представлен в романе как событийная структура, которая ориентирована на угнетение, строгую регламентацию и ограничение героев романа.
В романе Б. Виана «Осень в Пекине» образ «пустыни» является не только основным местом происходящих в романе событий, но одним из основных элементов построения текста. Структурно-смысловая насыщенность образа «пустыни» дает безграничный материал для интерпретации художественной модели мира.
Пространственные характеристики выстраивают текст романа в определенную систему, исключая незначимые элементы и подчиняя сюжет определенной идее.
Специфика ассоциативно-образной системы в романе Б. Виана «Осень в Пекине» проявляется в не традиционности авторского изложения. Подтверждением тому служат описания многочисленных образов, используемых автором, и неоднозначные намеки на реалии середины ХХ века, где человечество претерпевает нравственную деградацию и, как следствие, платит за свои ошибки.
1. Андреев Л.Г. История французской литературы. Учеб. Для филог. спец.вузов. / Л.Г. Андреева, Н.П. Козлова, Г.К. Косикова. - М.: «Высшая школа», 1987. - 543 с.
2. Аннинская М.Л. Крутой детектив. Слова, кадры, идеалы, судьбы. // Даугава № 5 1987. С. 215- 240.
3. Аннинская М.Л. Творивший легенды // Иностранная Литература №11, 1999. С. 117-121.
4. Аннинская М.Л. Человек, который опередил время и его эпоха. / М. Л. Аннинская // Виан Б. Полдник генералов. - Харьков. Фолио, 1998. - С. 477545.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт // - М.: Прогресс. 1989. - С. 384-391.
6. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин - СПб.: Азбука, 2000. - 333 с.
7. Бахтин М.М.Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики: Сб. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.
8. Белоусова Е. Традиции жанрового стиля в прозе 1930-1950-х годов // XX век. Литература, Стиль. Вып. 2. - Екатеринбург, 1997. - С. 38-43.
9. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. - Добросвет - 2000, 2001. - 336 с.
10. Виан Б. Осень в Пекине / Б. Виан. - СПб.: Азбука, 2013. - 288 с.
11. Виан Б. Пена дней / Б. Виан. - М.: Иной мир. 1993. - 350 с.
12. Виан Б. Сколопендр и планктон / Б. Виан - СПб.: Симпозиум. 1998. - 448 с.
13. Григорян А.П. Художественный стиль и структура образов. / А.П. Григорян; АН ССР, Ин-т. лит-ры им. М. Абегяна. - Ереван: из-во АН Арм. ССР, 1974. - 307 с.
14. Гусев И.Е. Все знаки и символы // Большая толковая энциклопедия символов. - Минск: Хар. вест. 2011. - 400 с.
15. Ерофеев В.В. Борис Виан и «Мерцающая эстетика». /В. В. Ерофеев // В лабиринте проклятых вопросов. - М.: Сов. писатель, 1990. - С.238-244.
... всего 59 источников