Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЁРДОМ ТОПЛИВЕ С АВТОРЕГУЛИРУЕМЫМ СОПЛОВЫМ БЛОКОМ

Работа №177640

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

робототехника

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1.Обзор литературы 8
2.РДТТ как объект управления 9
2.1.Изменение давления при изменении площади критического сечения 9
2.2.Система автоматического регулирования давления 16
2.3.Методика расчёта параметров течения продуктов сгорания в сопле Лаваля с
течением времени 23
3.Программный комплекс для моделирования переходных процессов в управляемом
РДТТ 26
4.Тестовые расчёты 28
4.1.Изменение давления при однократном изменении площади критического сечения. 28
4.2.Математическое моделирование процесса автоматической стабилизации давления в камере сгорания 36
Заключение 45
Литература 46
Приложение А Листинг программы расчёта переходных процессов в камере сгорания РДТТ и процессов протекания продуктов сгорания в сопловом блоке 48


Ракетный двигатель на твёрдом топливе (РДТТ) — автономный реактивный двигатель, работающий на бортовых ресурсах массы и энергии. Твёрдое ракетное топливо (ТРТ) помещается в камере сгорания в виде одного или нескольких блоков, называемых зарядами. Масса образующихся при горении продуктов сгорания зависит от плотности топлива, площади поверхности и скорости горения [1].
Долгое время РДТТ считались неподдающимися регулированию. Разработка систем управления РДТТ была сопряжена с решением серьёзных конструктивно-технологических трудностей, таких как возможность влиять на процесс горения ракетного топлива или на процесс истечения продуктов сгорания через сопло двигателя. Но из-за более простой конструкции, низкой стоимости, высокой надёжности и лучших динамических характеристик РДТТ по сравнению с двигателями на жидком топливе и другими видами ракетных двигателей, интерес к решению проблем управления РДТТ не угасает [1,2].
Рост надежности, стабильности и эффективности работы твёрдотопливных двигательных установок способствует тому, что замена регулируемых жидкостных ракетных двигателей твердотопливными в некоторых задачах ракетостроения является тенденцией последних лет. Отсутствие систем подачи топлива, простота конструкции, постоянная готовность к запуску, а также возможность длительного хранения и компактность размещения привлекают внимание научно-исследовательских и опытноконструкторских организаций к регулируемым РДТТ, как более перспективному, по сравнению с ЖРД, типу энергосиловых установок, обеспечивающих различные режимы управления движением [3]. Современные ракетные двигатели на твёрдом топливе представляют собой динамическую систему взаимосвязанных звеньев, обеспечивающих получение заданных основных рабочих характеристик [4].
Изменение тяги двигателя ракеты с целью получения оптимальных характеристик её полёта является одной из важнейших задач в ракетостроении. Имеется значительное количество патентов, в которых описываются способы управления РДТТ. Сильной стороной всех этих способов является возможность получения регулирования тяги. Недостатком этих схемных решений является конструктивная сложность механизмов управления и техническое исполнение, а также невысокие массовые характеристики двигателя.
Существует несколько схем регулирования РДТТ [5]. Но не все схемы реализуемы на практике достаточно успешно. С технической точки зрения наиболее выгодным способом влияния на тягу в ракетном двигателе на твёрдом топливе является изменение площади критического сечения.
Поскольку проведение экспериментов для прогнозирования поведения давления в камере сгорания не всегда представляется возможным по причине высокой стоимости необходимого оборудования для проведения эксперимента, в разработке и проектировании ракетных двигателей невозможно обойтись без возможностей математического моделирования. С помощью методов математического моделирования по известным параметрам топлива и камеры сгорания возможно достаточно точно описать переходные процессы в камере сгорания ракетного двигателя и визуализировать их для удобства их анализа. Также, используя методы математического моделирования, можно описать параметры течения продуктов сгорания в сопловом блоке ракетного двигателя.
Цель работы: разработка методики для математического моделирования и расчёта переходных процессов в камере сгорания ракетного двигателя на твёрдом топливе с сопловым блоком, имеющим центральное тело для регулирования тяги посредством изменения площади критического сечения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Рассмотреть методику расчёта характеристик рабочего процесса в камере сгорания РДТТ при изменении площади минимального сечения сопла;
2)Провести анализ систем управления регулирования тяги двигателя за счёт изменения площади критического сечения;
3)Рассмотреть методику расчёта параметров течения продуктов сгорания в сопле Лаваля с течением времени по схеме Годунова;
Реализовать методику на практике - разработать программу расчёта переходных процессов в камере сгорания РДТТ и процессов протекания продуктов сгорания в сопловом блоке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были выполнены следующие задачи:
1)Рассмотрена методика расчёта характеристик рабочего процесса в камере сгорания РДТТ при изменении площади минимального сечения сопла;
2)Проведен анализ систем управления регулирования тяги двигателя за счёт изменения площади критического сечения;
3)Рассмотрена методику расчёта параметров течения продуктов сгорания в сопле Лаваля с течением времени по схеме Годунова;
Рассмотренные методики были реализованы на практике - разработан программный комплекс для расчёта переходных процессов в камере сгорания РДТТ и процессов протекания продуктов сгорания в сопловом блоке.



1.Бобылев В.М. Ракетный двигатель твёрдого топлива как средство управления движением ракет / В. М. Бобылев. - М.: Машиностроение, 1992. - 160 с.
2.Управляемые энергетические установки на твердом ракетном топливе / В.И. Петренко, [и др.]; под общ. ред. М.И. Соколовского и В.И. Петренко. - М.: Машиностроение, 2003. -464 с.
3.Абугов Д. И. Теория и расчет ракетных двигателей твердого топлива. Учебник для машиностроительных вузов / Д. И. Абугов, В. М. Бобылев. - М. : Машиностроение, 1987. - 272 с.
4.Газодинамические и теплофизические процессы в ракетных двигателях твёрдого топлива / А. М. Губертов [и др.]. - М.: Машиностроение, 2004. - 512 с.
5.Орлов Б. В. Термодинамические и баллистические основы проектирования ракетных двигателей на твердом топливе / Б. В. Орлов, Г. Ю. Мазинг. - М. : Машиностроение, 1968. - 536 с.
6.Колесникова, Л. Н. Исследование внутрибаллистических параметров регулируемого РДТТ / Л. Н. Колесникова // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2008. - № 2. - С. 48-49.
7.Шумихин, А. А. Численное моделирование течения вязкого сжимаемого газа в РДТТ с центральным телом / А. А. Шумихин, С. Ю. Дадикина // Химическая физика и мезоскопия. - 2020. - Т. 22. - № 2. - С. 184-196.
8.Pearce, К. (1961). Some Thrust Control Methods For Solid Propellant Rockets. // The Journal of the Royal Aeronautical Society, 1961, № 65(610), C. 677-690.
9.Simulation of thrust control by fluidic injection and pintle in a solid rocket motor. / Yan Dongfeng, Wei Zhijun, Xie Kan, Wang Ningfei. (2020). // Aerospace Science and Technology, 2020. № 99.
10.Николаев Ю.М. Инженерное проектирование управляемых баллистических ракет с РДТТ. / Ю.М Николаев, Ю.С. Соломонов - М.: Воениздат, 1979. - 240 с.
11.Юревич Е. И. Теория автоматического управления / Е. И. Юревич. - СПб.: БХВ- Петербург, 2016. - 560 с.
12.Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками / А. И. Бабкин [и др.]. - М.: Машиностроение, 1986. - 456 с.
13.Система автоматического регулирования давления в камере сгорания РДТТ [Электронный ресурс] / А.Б. Бачурин [и др.] // Вестник УГАТУ, Уфа, 2013, том 17, №3 (56) - С.26 - 33. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20371671 (дата обращения: 8.09.2018).
14.Методы классической и современной теории автоматического управления: Учебник в 5-и тт.; 2-е изд., перераб. и доп. Т.1: Математические модели, динамические характеристики и анализ систем автоматического управления / Под ред. К.А. Пулкова, Н.Д. Егупова. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. — 656 с, ил.
15.Яскин А. В. Теория устройства ракетных двигателей: учебное пособие / А. В. Яскин - Б.: Алт. гос. техн, ун-та, 2013. -262с. ... 19



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ