ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6-7
лет 5
1.2. Особенности обучения фигурному катанию детей на начальном этапе
подготовки 7
1.3. Особенности повышение уровня технического мастерства фигуристок на
начальных этапах подготовки 11
1.4. Средства и методы обучения базовым элементам фигурного катания 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ БАЗОВЫМ
ЭЛЕМЕНТАМ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ 29
3.1. Особенности экспериментальной методики обучения базовым элементам
в фигурном катании девочек 6-7 лет 29
3.2. Определение эффективности экспериментальной методики, обучения
базовым элементам фигурного катания 33
ВЫВОДЫ 38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Фигурное катание на коньках как вид спорта стремительно развивается и «молодеет». На прошедшем чемпионате России по фигурному катанию в 2018 году в женском одиночном катании весь пьедестал заняли девочки 14-15 лет. Это указывает на раннюю специализацию в данном виде спорта.
Достаточно серьезным изменениям подвергнуты правила соревнований. Исключение из соревнований обязательных разделов как наименее зрелищных требуют новых путей технической подготовки фигуристов, в которых базовые элементы или так называемая «школа», безусловно, будут являться фундаментом.
Базовые элементы составляют основу фигурного катания на коньках [1, 5, 17]. Они формируют у фигуриста основные навыки, необходимые для достижения спортивного мастерства. При изучении базовых элементов фигурист обучается качественному скольжению. Также при их выполнении спортсмен овладевает координацией движений тела в пространстве и во времени, что так необходимо в произвольном катании. Чтобы овладеть сложными техническими элементами необходимо овладение базовыми элементами еще на начальных стадиях обучения, которые являются исключительно ценным средством повышения двигательных возможностей фигуриста [17, 23, 25].
В настоящее время в детские спортивные школы приходят для обучения дети 6-7 лет [17]. Именно с этого возраста чаще всего начинается обучение фигурному катанию девочек. В этот возрастной период уже с первых занятий для тренера важнейшей задачей должно быть обучение базовым движениям детей, приобретение знаний, формирование двигательных умений и навыков. Организованные занятия по фигурному катанию способствуют разносторонней двигательной подготовке занимающихся. Это и обусловливается выбором темы нашего исследования актуальность которой не вызывает сомнения.
Цель исследования состоит в разработке и определении эффективности методики обучения базовым элементам девочек 6-7 лет в фигурном катании.
Объект исследования. Тренировочный процесс фигуристок - девочек 6-7 лет.
Предмет исследования. Обучение базовым элементам в фигурном катании девочек 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать по данным литературных источников анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет.
2. Выявить особенности двигательной подготовленности юных фигуристок 6-7 лет.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику обучения базовым элементам фигурного катания девочек 6-7 лет в тренировочном процессе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- контрольные испытания;
- математико-статистические методы.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что обучение базовым элементам девочек 6-7 лет будет проходить более эффективно при целенаправленном развитии координационных способностей, что так же повысит качество скольжения и технику катания на коньках юных фигуристок.
Элементы новизны исследования. Экспериментально изучено влияние целенаправленного развития координационных способностей на качество скольжения и технику катания фигуристок 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается разработке методических особенностей обучения базовым элементам в фигурном катании девочек 6-7 лет. Полученные по итогам исследования результаты можно будет использовать в процессе подготовки юных фигуристок.
1. Возраст 6-7 лет является одним из наиболее оптимальных для начала обучению фигурному катанию.
2. Анализ научной и методической литературы, а по теме исследования, а так же систематизация опыта ведущих специалистов в области фигурного катания позволил выявить методы и средства, которые необходимо применять при обучении детей 6-7 лет фигурному катанию. Целью обучения в группе начальной подготовки детей является разносторонняя двигательная подготовка и обучение навыкам скольжения.
3. Основными средствами в фигурном катании являются сложно-координационные упражнения. Важным условием является постоянное добавление новизны в упражнения. Обязательными элементами являются упражнения на льду, к которым относятся: скольжение на двух ногах, на одной ноге по прямой, по дуге вперед и назад, поворотные элементы тройки, спирали, вращения на двух ногах.
4. Проведение педагогического эксперимента позволило определить, что методика обучения базовым элементам фигурного катания девочек 6-7 лет оказывает положительное влияние на формирование координационных способностей, что подтверждено данными тестов «Три кувырка вперед» (р<0,05), «Проба Ромберга» (р<0,05), «Челночный бег 3х10 м». Данную методику обучения базовым элементам фигурного катания можно рекомендовать тренерам для использования на тренировочных занятиях по фигурному катанию с девочками 6-7 лет.
5. По итогам соревнований девочки экспериментальной группы показали лучший результат в упражнениях: скольжение перебежкой, спираль «Ласточка», прыжок в 1 оборот, вращение на одной ноге. Это подтверждается лучшими оценками на соревнования и результатами обработки данных при помощи методов математической статистики по t -критериям Уайта.
1. Ашаркин В.А. Основы начального обучения фигурному катанию на коньках: учебно-методическое пособие / В.А. Ашаркин. - Спб.: [б.и.], 2010. - 39 с.
2. Бахтина Т.Н. Физическая культура: учебное пособие. / Т.Н. Бахтина, И.И. Александров, Н.В. Курова. - СПб. : СПбГЛТУ, 2012. - 128 с.
3. Беженцева Л.М. Основы методики физического воспитания: Учебное пособие. / Л.М. Беженцева, Л.И. Беженцева. - Томск : ТГУ, 2009.
4. Бомпа Т. Периодизация спортивной тренировки. / Т. Бомпа, К. Буццичелли. М. : Спорт, 2016. - 384 с.
5. Быков Г.Ф. Обучение катанию на коньках учащихся начальных классов общеобразовательных школ: метод, рек. / Г.Ф. Быков, Л.С. Табуева, Л.Г. Филинкова. - М: ВНИ и ФК., 2008. - 57 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М. : Советский спорт, 2013. - 216 с.
7. Виноградов П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М. : Советский спорт, 2013. - 144 с.
8. Виноградова В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках: монография. - М. : Советский спорт, 2013.
9. Гордон С.М. Спортивная тренировка : научно-методическое пособие. - М. : Физическая культура, 2008. - 256 с.
10. Губа В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. - М. : Советский спорт, 2008. - 206 с.
11. Денисова О.П. Психология и педагогика.— М. : ФЛИНТА, 2013. - 240 с.
12. Иванов, А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой. - М. : Советский спорт, 2012. - 112 с.
13. Иноземцева Е.С. Познавательные психические процессы в физическом воспитании и спорте. - Томск : ТГУ, 2012. - 75 с.
14. Капилевич Л.В. Физиология спорта: учебное пособие. - Томск : ТГУ, 2013. - 192 с.
15. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры: учебник. - М. : Советский спорт, 2013. - 300 с.
16. Кафка Б. Функциональная тренировка. Спорт. / Б. Кафка, О. Йеневайн. М. : Спорт, 2016. - 176 с.
17. Курбанов Н.Ш. Самоучитель по фигурному катанию на коньках / Н.Курбанов. - Ростов-на-Дону: Из - во «Феникс», 2009. - 112 с.
18. Ланцева Н.А. Методика развития гибкости у юных фигуристов 7-9 лет // Научные и педагогические исследования в коньковых видах спорта на современном этапе ; под ред. В.А. Апарина и И.М. Козлова. - СПб.: [б.и.], 2010. - С. 67-74.
19. Лемов Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений. / Д. Лемов, Э. Вулвей, К. Ецци. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 304 с.
20. Марина И.В. Самоподготовка по физической культуре: учебное пособие. - Вологда : ВоГУ, 2014. - 111 с.
21. Мартенс Р. Успешный тренер. - М. : Человек, 2014. - 440 с.
22. Михно Л.В. Физиология спорта: Медико-биологические основы
подготовки юных хоккеистов: Учебное пособие. / Л.В. Михно,
А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, С.М. Ашкинази. - М. : Спорт, 2016. - 168 с.
23. Мишин А.Н. Биомеханика движений фигуриста / А.Н. Мишин. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 144 с.
24. Назаров В.П. Влияние уровня развития координации движений на процесс обучения в фигурном катании / В.П. Назаров // Мат-лы научнометодической конференции по проблеме детского и юношеского спорта.- СЮП, 2010.
25. Невский Ю.Г. Второй и третий год обучения фигурному катанию на коньках / Ю.Г. Невский // Физкультура в школе. - № 1. - 2011. - С. 36-42.
26. Передельский А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник. - М. : Спорт, 2016. - 416 с.
27. Пономарев В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты. / В.В. Пономарев, А.В. Уколов, С.К. Рябинина. - Красноярск : СибГТУ, 2013. - 160 с.
28. Попов А.Л. Спортивная психология. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 159 с.
29. Порядок организации оказания медицинской помощи занимающимся физической культурой и спортом. - М. : Спорт, 2017. - 108 с.
30. Психология физической культуры: учебник. - М. : Спорт, 2016. - 624 с.
31. Психология физической культуры: учебник. - М. : Спорт, 2016. - 624 с.
32. Романов П.Я. Учитесь фигурному катанию на коньках / П.Я. Романов. - Челябинск, 2006.
33. Серова Л.К. Профессиональный отбор в спорте. - М. : Человек, 2011. - 160 с.
34. Смирнова Н.Г. Педагогика. - Кемерово : КемГИК, 2005. - 84 с.
35. Тузова Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания. - М. : Спорт, 2015. - 96 с.
36. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека : учебник. / Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 510 с.
37. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник. - М. : Советский спорт, 2010. - 392 с.
38. Фискалов В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие. / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин.- М. : Спорт, 2016. - 352 с.
39. Чехов А.П. Краткая анатомия человека. - СПб. : Лань, 2013. - 231 с.
40. Чурекова Т.М. Общие основы педагогики. / Т.М. Чурекова, И.В. Гравова, Ж.С. Максимова. - Кемерово : КемГУ, 2010. - 165 с.