Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИСКУССТВА

Работа №177611

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы150
Год сдачи2019
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследований использования
интерактивных методов обучения в образовательном процессе 8
1.1. Теоретическая сущность и содержание интерактивных 8
методов обучения 7
1.2. Анализ и обобщение опыта использования интерактивных методов обучения на уроках искусства
1.2.1. Характеристика интерактивных методов обучения 18
1.3. Особенности и условия развития творческих способностей
старшеклассников на уроках искусства 30
Глава 2. Использование интерактивных методов обучения на уроках искусства как условие развития творческих способностей у старшеклассников
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования влияния интерактивных методов обучения на развитие творческих способностей у старшеклассников
2.2.1. Влияние эмоциональной вовлеченности на развитие
творческих способностей старшеклассников в процессе использования интерактивных методов на уроках искусства 48
2.2.2. Анализ результатов эмпирического исследования творческих способностей старшеклассников на уроках искусства
2.3. Программа развития творческих способностей
старшеклассников на уроках искусства с использованием интерактивных методов обучения 63
Заключение 71
Библиографический список 75
Приложения 82


На современном этапе развития отечественной методической мысли урок искусства как основная структурная единица образовательного процесса рассматривается как сложный акт общения, главной целью и содержанием которого выступают практика в решении задач взаимодействия между субъектами педагогического процесса, направленная на развитие творческих способностей двух сторон. Основным способом достижения цели и овладения содержанием дисциплины служат мотивированные коммуникативные задачи разной степени сложности, которые могут реализовываться в процессе группового взаимодействия на уроках искусства. Вопрос об интерактивных методах учебной деятельности в психолого¬педагогической литературе занимает важное место, так как они открывают для учащихся возможности сотрудничества, формирования культуры отношений, познания себя и других, как активных субъектов творческой деятельности.
Эти и другие особенности современного образования выдвигают на первый план необходимость развития нестандартного творческого мышления учащихся всех уровней подготовки человека к взрослой жизни. Общественное развитие и научно-технический прогресс выдвигают все новые условия успешной адаптации человека к стремительно изменяющейся окружающей среде: информационной, социальной, физической, природной и т.п. Эти условия указывают на актуальность внедрения в обучение методов активизации образовательного процесса, в т.ч. с помощью интерактивных методов. Перед учителем стоит важная задача научить взрослеющего человека жить в мире будущего, о котором сам учитель знает крайне мало. Это принципиальное отличие от задач, стоящих перед учителем во все предыдущие эпохи образования. Как показал теоретический обзор, идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам этих идей относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух противоположных взглядов на роль ученика. Приверженцы одной точки зрения настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, только учитель, по их мнению, мог проявлять активность. Сторонники другой точки зрения, среди которых были Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Сенека, Квинтилиан, считали ученика, соучастником процесса обучения и его активность была главной в обучении. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах педагогов классиков Сухомлинского, Шаталова, Амонашвили, Лысенковой, а также современных исследователей М. Д. Виноградовой, Н. А. Волгиной, М. В. Емелиной, Е. А. Ефимовой, Е. А. Капрановой, Е.В. Коротаевой, Р. А. Кутбиддиновой, Е. Н. Можар, И. Н. Никитиной, И.В. Никишиной, Т.М. Садыкова, Г. К. Селевко, А. Ю. Уварова, А.В. Хуторского и других.
Особенностями развития творческих способностей учащихся на уроках искусства занимались такие ученые психологи и педагоги современности как А.В. Бакушинский, Д.Б Богоявленская. Л.М. Я.А. Пономарев, А. С. Панфилова Д.В., Ушаков, П. М. Ершов, А. П. Ершова, B.B Ефимова и др.
В результате теоретического анализа нами было выявлено, что количество работ, касающихся непосредственно разработки и применения интерактивных методов как условия развития творческих способностей старшеклассников на уроках искусства крайне мало. К таковым можно отнести исследования Л.М. Ванюшкиной, И. Н. Никитиной, А. С. Панфиловой.
Анализ теоретических источников по исследуемой нами проблеме позволил нам выявить противоречие между достаточным количеством исследований и ограниченным объемом практических технологий применения интерактивных методов обучения как средства развития творческих способностей старшеклассников на уроках искусства.
Данное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы особенности влияния интерактивных методов обучения на развитие творческих способностей старшеклассников на уроках искусства.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования художественно-эстетического опыта у старшеклассников на уроках искусства
Предмет исследования: особенности разработки и внедрения интерактивных методов обучения как условие развития творческих способностей старшеклассников на уроках искусства.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ исследований использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе
2. Обобщить практический опыт использования интерактивных методов обучения на уроках искусства
3. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению
интерактивных методов развития творческих способностей старшеклассников на уроках искусства.
4. Разработать рабочую тетрадь «Интерактивные методы на уроках искусства в 8-9 классах»
5. Проанализировать эффективность опытно-экспериментальной работы по внедрению интерактивных методов развития творческих способностей старшеклассников на уроках искусства с использованием рабочей тетради «Интерактивные методы на уроках искусства в 8-9 классах»
Гипотеза исследования: использование интерактивных методов
обучения как условие развития творческих способностей старшеклассников на уроках искусства может быть эффективным при следующих условиях:
использования интерактивных методов в логике художественно-педагогической драматургии;
- эмоциональной включенности старшеклассников в процесс учебно-педагогического взаимодействия;
- формирования познавательного интереса старшеклассников на уроках искусства
Методы исследования: в исследовании использовались: методы теоретического анализа; методы наблюдения, анкетирования, психологического тестирования, а также, метод математической обработки результатов, интерактивные методы обучения.
Конкретными методиками исследования явились: рабочая тетрадь «Интерактивные уроки к учебнику «Искусство. 8-9 классы» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д.», разработанная нами; самооценка эмоциональных состояний учащихся в процессе урока (методика «Градусник» Н. П. Фетискина); оценка познавательной активности учащихся в процессе применения разных интерактивных методов («Шкала состояний», разработанный нами); промежуточный контроль знаний по разделу (рубежные и итоговые тесты по учебнику «Искусство. 8-9 классы» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д.), методика диагностики творческих способностей Торренса-Гилфорда в модификации Х. Зиверта.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №12» им. Ф.С. Хихлушки г. Белгорода. В исследовании приняли участие ученики 8 -х классов в количестве 44 человека (22 - контрольная группа, 22 - экспериментальная группа).
Практическая значимость исследования. Разработанная нами программа развития творческих способностей старшеклассников на уроках искусства с использованием интерактивных методов обучения, а также методические рекомендации по применению интерактивных методов обучения на уроках искусства в 8-м классе, могут быть использованы в практической деятельности учителей искусства, изобразительной деятельности и мировой художественной культуры.
Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального уровней, а также опубликованы в сборниках конференций и научных журналах: на международной студенческой научной конференции «Поколение будущего» (Санкт-Петербург, 25-30 декабря 2017 г.); научной конференций ГНИИ «Нацразвитие». Январь 2018); международной научной конференции «Укув тарбия жараёнларини такомиллаштиришнинг миллий психологик асослари “Фаол инвестициялар ва ижтимоий ривожланиш йили” муносабати билан. Вазирлик мицёсидаги илмий- амалий конференция (г. Каршин, Узбекистан, 18 - 19 апрель 2019г.); опубликованы в научно-методическом журнале «Начальная школа» (№2, апрель, 2018г.)
Перечень публикаций автора в количестве 9 статей включен в библиографический список.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из двух глав, включает семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе «Теоретический анализ исследований использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе» прежде всего, рассматриваются сущность, содержание и характеристика интерактивных методов обучения, раскрываются особенности и условия развития познавательного интереса старшеклассников в учебном процессе.
Во второй главе «Использование интерактивных методов обучения на уроках искусства как условие развития творческих способностей у старшеклассников» представлены результаты исследования влияния интерактивных методов обучения на развитие творческих способностей старшеклассников, а также описывается программа развития творческих способностей старшеклассников на уроках искусства с использованием интерактивных методов обучения.
В заключении подводятся итоги исследования.
В приложении представлены конкретные, разработанные нами упражнения, интерактивные уроки искусства как условие развития творческих способностей старшеклассников, а также методики диагностики творческих способностей, познавательной активности и эмоциональной включенности старшеклассников в творческую деятельность на уроках искусства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный нами теоретический анализ исследований использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе позволил: выявить сущность и содержание интерактивных методов обучения; обобщить опыт использования интерактивных методов обучения старшеклассников, в т.ч. на уроках искусства; обнаружить особенности и условия развития познавательного интереса старшеклассников в учебном процессе с помощью интерактивных методов обучения.
На основании теоретического анализа мы обнаружили противоречие, заключающееся в том, что, рассматриваемая нами проблема, активно обсуждается с теоретических позиций в рамках разнообразных дисциплин. Существует целый ряд разработок интерактивных уроков по иностранным языкам, биологии, русскому языку, истории, математике и т.п.
Между тем, количество теоретических исследований и разработанных практических технологий применения интерактивных методов обучения на уроках искусства, в сравнении с другими дисциплинами оказалось не значительным.
Кроме того, нам не удалось обнаружить исследования, касающиеся влияния интерактивных методов обучения на уроках искусства на развитие познавательного интереса обучающихся.
Эти и другие факты убедили нас в необходимости исследования, заявленной проблемы и разработки практической части исследования.
На экспериментальном этапе мы исследовали, как влияют интерактивные и традиционные уроки на творческие способности старшеклассников на уроках искусства.
Вначале нами были исследованы эмоциональные состояния, непосредственно переживаемые учащимися в творческом процессе использования интерактивных методов на уроках искусства, организованных по законам художественно-педагогической драматургии.
Для реализации нашего исследования мы использовали методику «Градусник», выявляющую субъективные оценки состояний учащихся. На основании полученных результатов было установлено, что использование интерактивных методов на уроках искусства более эффективно влияет на эмоциональные состояния учащихся, чем традиционные методы.
С целью получения объективной оценки действий старшеклассников на уроке искусства с использованием интерактивных методов обучения мы использовали, разработанную нами, таблицу наблюдений учителя за реакциями учащихся на уроке.
В результате, наше предположение о том, что использование интерактивных методов обучения на уроках искусства положительно влияет на эмоциональную вовлеченность учащихся в творческий процесс изучения учебного материала на уроках искусства, объективно подтвердилось.
Далее мы исследовали уровни развития творческих способностей старшеклассников в контрольной и экспериментальной группах старшеклассников. Для этого нами была использована батарея тестов Хорста Зиверта, разработанных на концепции творческих способностей Торренса и Гилфорда. Полученные результаты позволили нам сделать вывод относительно нашего предположения о влиянии интерактивных методов обучения на развитие творческих способностей учащихся на уроках искусства. Так в экспериментальной группе испытуемых показатели творческих способностей были выше чем в контрольной группе. Это свидетельствует об эффективности применения интерактивных методов для развития творческого потенциала старшеклассников.
Тестирование остаточных знаний по изученным темам и разделам, также свидетельствовало о том, что в экспериментальном классе успешность усвоения знаний значительно выше, нежели в контрольном классе, где занятия проводились в традиционной форме.
Полученные результаты экспериментального исследования, свидетельствуют об эффективности применения, разработанной нами рабочей тетради: «Интерактивные уроки к учебнику «Искусство. 8-9 классы» (Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.). Данная тетрадь включала несколько блоков:
1) Структура построения и содержание интерактивного урока, разработанная нами в соответствии с законами художественной драматургии, с одной стороны и этапами интерактивного урока, с другой. Данная структура включала следующие компоненты: мотивация познавательной активности (пролог); постановка целей (завязка, постановка проблемы); интерактивные методы (развитие действия); предоставление новой информации (развитие действия); получение нового продукта (кульминация); рефлексия урока (спад действия, обобщение важнейших идей); оценивание (развязка); домашнее задание (последействие). Как оказалось, в результате эксперимента, четкая и содержательная структура урока, помогает учителю эффективно использовать время и информацию в процессе интерактивного урока.
2) Разработки каждого интерактивного урока, осуществляемых по разработанному нами алгоритму, включая: тему, задачи, формирование универсальных учебных действий, тип (форму) урока. Уроки были структурированы в соответствии с поурочными разработками для 8-х классов согласно учебнику.
3) Методики и методы контроля эффективности применения интерактивных уроков. В данном разделе мы разработали и апробировали диагностические и тестовые методы исследования влияния интерактивных методов обучения на развитие творческих способностей старшеклассников.
Таким образом, наше исследование дало положительные результаты. В его ходе, была достигнута цель, решены противоречия, проблемы, задачи. Выдвинутые нами гипотезы успешно доказаны.



1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В.
Бакушинский. - М., 2009. - 214с.
2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека / Ф.Б. Березин - М.: 2001. -189 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. - 320 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. - 352 с.
5. Ванюшкина, Л.М., Копылов, Л.Ю. Мировая художественная культура.Век Просвещения. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса / Л.М.Ванюшкина, Л.Ю. Копылов. - СПб: СМИО Пресс, 2007 - С. 4 - 5
6. Васильев, И.А., Магомед - Эминов, А.Ш. Мотивация и контроль за действиями / И.А. Васильев. - М.: 2001. - 327 с.
7. Виноградова, М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы / М. Д. Виноградова - М., - 2000. - С.14-40
8. Волгина, Н. А. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы / Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Рос. экон. акад., 2004. - 88 с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск, 1998. - 480с.
10. Гребнева, В. А. Социально-психологическая адаптация младшего школьника с применением методов «наставничества» и арт-терапии / В. А. Гребнева, О. В. Попова, Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства: Материалы международной научно-практической конференции (г. Белгород, 21-22 октября 2016 года). - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016. - С. 216-220
11. Гребнева, В.А. Метод художественно-педагогической драматургии как
условие эмоциональной вовлеченности учащихся на уроках мировой художественной культуры. Молодежь. Наука. Инновации/ Материалы международной молодежной научно-технической конференции,
посвященной 125-летию Морского государственного университета. Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток 17-20 ноября, 2015. - С. 143
12. Гребнева, В.А. Эмоциональная вовлеченность учащихся как результат использования метода художественной драматургии на уроках МХК / В.А. Гребнева. // Новая наука: вызовы и перспективы: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (26 июля 2016г., г. Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 55-58
13. В.А. Гребнева, М.В. Полякова М. В. Использование метода арт- терапии в развитии творческих способностей школьников в условиях взаимного обучения/ Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие». Январь 2018: Сборник избранных статей. - СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. - 264 с., - С. 234-240
14. Гребнева В. А., Даниленко А. П. Организационно-методические аспекты использования интерактивных методов обучения на уроках искусства. Укув тарбия жараёнларини такомиллаштиришнинг миллий психологик асослари “Фаол инвестициялар ва ижтимоий ривожланиш йили” муносабати билан Вазирлик мицёсидаги илмий- амалий конференция. МАТЕРИАЛЛАРИ, 18 - 19 апрель 2019 йил.- С. 137 -139
15. Гребнева, В. А. Учимся чувствовать, видеть и говорить на языке искусства : интерактивные уроки изобразительного искусства в IV классе / В.
А. Гребнева, С. В. Москаленко, Т. В. Сулима. Научно-практический журнал «Начальная школа». - 2018. № 1. С.40-44.
16. Гребнева, В.А. Интерактивные уроки к учебнику «Искусство. 8-9 классы» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д.: Методические рекомендации по применению интерактивных методов обучения на уроках искусства в 8-м классе / В.А. Гребнева. Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2017. - 62 с.
17. Групповые формы обучения / сост. Н.А. Сохранная. - Минск: Крассико-Принт, 2007. - 128с.
18. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. /
В.В. Гузеев - М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.
19. Емелина, М. В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы [Электронный ресурс] / М. В. Емелина. - Режим доступа: /http://festival. 1 september.ru/articles/313034/
20. Ефимова, B.B. Формирование опыта творческой деятельности школьников в системе негосударственных образовательных учреждений: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Ефимова. Новокузнецк, 2001. - 19 с.
21. Ефимова, Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 10. - С. 23-24
22. Ершов, П. М., Ершова, А. П., Букатов, В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя/ П. М. Ершов, А. П. Ершова, В.М. Букатов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Флинта, 2008. - 304с.
23. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей. - В кн.: Неврозы у детей и подростков. Тезисы. докладов. М., 1986. - С. 86-88.
24. Ильев, В. Режиссерская партитура урока / В. Ильев // Учитель, 2007. - №1. - С. 14-19
25. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. -752с.
26. Интерактивные формы обучения в преподавании курсов «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» / сост. О.И. Орлова, М.В. Примачук, Д.Э. Гладкова. - Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2010. - 28 с.
27. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.
28. Капранова, Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы / Е. А. Капранова // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. - Полоцк, 2012. - № 7. - С. 11-14
29. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России / Т.А. Копцева. - М., 2006. - 76 с.
30. Коротаева, Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов / Е.В. Коротаева. - // Русский язык в школе, 1999. №5 - С. 3 - 8.
31. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Сентябрь, 2003 - 176 с.
32. Кутбиддинова, Р. А. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. - Южно-Саха-линск: из-во СахГУ, 2014. - 136 с.
33. Латышина, Д. И. История педагогики: учеб. пособие / Д. И. Латышина.
- М.: Гардарики, 2005. - 603 с.
34. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте - Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1983. - 96 с.
35. Можар, Е. Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Н. Можар. - Минск, 2006. - 218 с.
36. Мункина Н. Г. Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО [Электронный ресурс] /Режим доступа:https://multiurok.ru/files/intieraktivnyie-formy-obuchieniia-kak-sriedstvo-tvorchieskogho-razvitiia-uchashchikhsia-na-urokakh-izo.html
37. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство 4 класс / Л.А. Неменская. М. Просвещение, - 2013. - 159 с.
38. Никитина, И. Н. Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО [Электронный ресурс] / И. Н. Никитина. - Режимhttps://yandex.ru/searchAtext
39. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
40. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / Отв. ред. А.С. Белкин. Уральский государственный педагогический университет: Екатеренбург. - 1995. - 22 с.
41. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: 2002. - 298 с.
42. Панов, В.И. Введение в экологическую психологию: Учеб. пособие. Часть 1/ В.И. Панов - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 128 с.
43. Панфилова, А. С. Методы арт-терапии на уроках изобразительного искусства / А. С. Панфилова. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, Выпуск № 43-2 / том 17 / 2007, - С. 200-203
44. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
45. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / авт.-сост. Г. А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.
46. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В.
Ушакова. - М.: ИздМво «Институт психологии РАН», 2006. - 624 с.
(Научные школы ИП РАН)
47. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 752 с.
48. Роберт, И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В Роберт // Информатика и образование. - 2001. - №5. - С. 12-16
49. Роджерс, К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения / К.Р. Роджерс // Открытое образование. 1993. № 5-6. - С. 22-24., С.42-49
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер». - 2000. - 712 с.
51. Садыков, Т.М. История развития интерактивных технологий / Т.М. Садыков // Проблемы современного образования, 2016. - № 4. - С. 51-53
52. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
53. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред.академика В.А. Сластенина. В 2 ч.Ч. 1. - М., 2006. - 576 с.
54. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей
образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ / В. И. Слободчиков - Вып. 7. Инноватор Bennet college. - М., 1997. - С. 181
55. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Н. В. Бордовская (и др.); Под ред. Н. В. Бордовской. - 2 - е изд., стер. - М.: КноРус, 2011. - 112 с.
56. Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь учителю / Под ред. Л.М. Ванюшкиной. - СПб. КАРО, 2009. - 160 с.
57. Уваров, А. Ю. Групповая работа: кооперация в обучении / А. Ю. Уваров, - М.: Изд-во МИРОС, 2001. - 224 с.
58. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн: Избр. тр. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2004. - 672 с.
59. Фернем, Адриан. Реализация преимуществ командной работы // Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации / Адриан Фернем. - М.: МИМ ЛИНК, 2001. - С.195
60. Формирование УУД в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс]/ Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/08/17/formirovanie-uud-v-ramkah-fgos-noo
61. Хализев, В. Драма как род искусства / В. Хализев. - М.: МГУ,1986. - 120 с.
62. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: теория, методология,
практика / А.В. Хуторской. Научное издание. - М.: Международная
педагогическая академия, 1998. - 266 с.
63. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск, 1993. - С.159-160.
64. Щербаков, Н.Ю. Проблемы развития личности старшеклассника, задачи курса и психологические основы методики преподавания МХК в школе // Конспекты уроков по МХК. 9 кл. Художественная культура XVIII века - 50-х годов XIX века: пособие для учителя/ Н.Ю. Щербаков - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 12-26
65. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2005. - 365 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ