ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СКРИНИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Критерии и оценка современных представлений о физическом
здоровье 7
1.2. Антропоморфометрический подход оценки состояния здоровья 13
1.3. Мониторинг и скрининг физического здоровья 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
СКРИНИНГА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 22
2.1. Объект методы и общая характеристика исследования 22
2.2. Скрининговая оценка уровня физического здоровья студентов
медицинского колледжа НИУ «БелГУ» 24
2.3. Основные выводы результатов исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья людей является одной из приоритетных задач нашего государства, [Постановление Правительства РФ №916 от 29 декабря 2001 г., Приказ министерства здравоохранения РФ № 114 от 21 марта 2003 г.].
Особое внимание уделяется охране здоровья детей и подростков, в том числе студенческой группе, (М.В. Антонова с соавт., 2016; А.А. Баринов, 2015; Н.А. Агаджанян с соавт., 2014; Р.И. Айзман, 2018; А.Р. Савельев, 2011; Л.И. Великанова, 2013 и др.).
Общеизвестно, что здоровье подрастающего поколения формируется при тесном взаимодействии и биологических, и социальных факторов. Согласно данным литературы, около 90% современной молодежи имеют нарушения в состоянии здоровья, более 50% - неудовлетворительную физическую подготовку, около 70% - низкий и даже ниже среднего уровень физического здоровья, в том числе в возрасте 16-19 лет - 61%, 20-29 лет - 67,2%. За последнее время на 45% увеличилось количество обучающейся молодежи, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Известно, что для осуществления процесса физического воспитания студентов медицинские работники после медицинских осмотров распределяют студентов по группам здоровья: основная, подготовительная и специальная медицинская группы. Однако необходимо отметить, что, несмотря на то, что к основной группе относят студентов с заключением «практически здоров», их уровень физического состояния и физической подготовленности может значительно варьировать. Студенты основной медицинской группы не разделяются по уровням физического здоровья. Данная ситуация значительно снижает эффективность использования средств физического воспитания в целях укрепления здоровья, так как игнорируются принципы индивидуализации нагрузки, сознательности. В связи с этим, является актуальным распределение студентов основной медицинской группы по уровням физического здоровья, которые учитывают функциональную и физическую подготовленность, с целью формирования оптимальных режимов двигательной активности и повышения мотивационного компонента. Основной целью физического воспитания должно быть достижение студентами безопасного уровня здоровья или хотя бы переход с одного уровня на следующий - от низкого к ниже среднему, от ниже среднего к среднему, а для студентов, имеющих безопасный уровень физического здоровья - поддержка, сохранение достигнутого уровня. Хотя к моменту выхода со школьной скамьи морфофункциональное созревание организма в основном завершено, существенные гормональные перестройки, связанные с половым созреванием, продолжаются. Особенности современной жизни, скоростной темп технического развития, измененя в учебном плане, рост информационной нагрузки представляют организму студента повышенные требования. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, у 50% выявлены морфофункциональные отклонения, а у 40% имеется хроническая патология. Так, близорукость и нарушения осанки и стопы констатируются у каждого третьего выпускника средней школы. Отмечено, что современные 17-летние юноши на 18,5%, а девушки на 21% отстают по показателям динамометрии от своих сверстников 60-х годов 20 века [8 с. 36]. Среди основных причин снижения общего уровня здоровья и роста заболеваемости студентов чаще всего называют гиподинамию, перенапряжение органа зрения, психоэмоциональные перегрузки, недостаточный по продолжительности сон, нерегулярное несбалансированное питание [6 с. 97].
Проблемой является определение стратегических приоритетов в области профилактической медицины, которые могут быть направлены на защиту здоровья и сохранения здоровья студентов, с помощью инструментального автоматизированного скрининга функциональных и адаптивных резервов организма оценить уровень физического здоровья.
С учетом этого был сделан выбор темы исследования: «Скрининговая оценка уровня физического здоровья».
Цель исследования - оценить уровень физического здоровья студентов медицинского колледжа с помощью скрининговых методов.
Объект исследования: здоровье студентов основной медицинской группы медицинского колледжа НИУ «БелГУ».
Предмет исследования: скрининговая оценка уровня физического здоровья у студентов медицинского колледжа НИУ «БелГУ».
Гипотеза исследования - скрининговая оценка уровня физического здоровья позволит выявить и повысить уровень физического здоровья студентов медицинского колледжа НИУ «БелГУ».
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ скрининговой оценки уровня физического здоровья.
2. Изучить критерии и оценку современных представлений о физическом здоровье.
3. Изучить антропоморфометрический подход оценки состояния здоровья, мониторинг и скрининг физического здоровья.
4. Провести анализ скрининговой оценки уровня физического здоровья студентов медицинского колледжа НИУ «БелГУ».
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня физического здоровья студентов медицинского колледжа НИУ «БелГУ».
Методы исследования: проведение инструментального автоматизированного скрининга, скрининговая оценка уровня физического здоровья у студентов медицинского колледжа; статистическая обработка данных.
Организация и этапы исследования:
На первом этапе осуществлялось осмысление теоретических аспектов исследования. Особое внимание уделялось уточнению и обоснованию проблемы, объекта и предмета исследования, постановке цели и задач исследования. Тогда же изучались основные проблемы и задачи скрининговой оценки уровня физического здоровья, критерии и оценка современных представлений о физическом здоровье и антропоморфометрический подход оценки состояния здоровья, мониторинг и скрининг физического здоровья.
На втором этапе осуществлялась статистическая обработка данных и скрининговая оценка уровня физического здоровья у студентов медицинского колледжа НИУ «БелГУ».
На третьем, заключительном этапе продолжалась исследовательская работа, обрабатывались и обсуждались результаты исследования; осуществлялись проверка гипотезы исследования, разрабатывались практические рекомендации.
Базой исследования явилась диагностическая лаборатория для проведения автоматизированного скрининга и мониторинга здоровья.
Теоретическая значимость состоит в изучении проблем и задач скрининговой оценки уровня физического здоровья, критерии и оценка современных представлений о физическом здоровье и антропоморфо¬метрический подход оценки состояния здоровья, мониторинг и скрининг физического здоровья.
Практическая значимость. Практическим результатом научно-исследовательской деятельности с использованием данного комплекса станет проведение анализа скрининговой оценки уровня физического здоровья студентов медицинского колледжа, выявление групп риска и разработка практических рекомендаций по повышению уровня физического здоровья студентов медицинского колледжа НИУ «БелГУ».
Структура работы: дипломная работа выполнена на 47 страницах текста и состоит из введения, обзора литературы, двух глав собственных исследований, заключения, практических рекомендаций, списка используемой литературы и приложений. Работа содержит 6 таблиц, 11 рисунков. Библиографический список литературы содержит 21 источник.
Для того, чтобы оценить уровень физической активности студентов медицинского колледжа НИУ «БелГУ» мы использовали комплексную программу методом скрининга и экспресс оценки уровня физического здоровья. Комплексная программа позволила дать нам количественную оценку (в баллах) уровня физического здоровья и осуществить его мониторинг.
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, комплексная программа дала нам возможность оценить каждый показатель и индекс, выявить «слабые места» организма студентов и на основе этих оценок дать практические рекомендации оздоровительных мероприятий.
Проведя основное исследование в виде обследования студентов медицинского колледжа в лаборатории автоматизированного скрининга можно сделать следующие выводы:
1. Оценка по скринингу функциональных и адаптивных резервов организма антропометрических данных обследованных нами студентов показала, что состояние уровня физического здоровья большинства студентов в норме.
2. Ещё один морфометрический параметр, Индекс Кетле - величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым, косвенно оценить, является ли масса тела избыточной или же напротив. Величина индекса массы тела хорошо отражает запасы жира в организме, и может своевременно сигнализировать о его излишке, о риске развития ожирения и связанных с ним заболеваний.
3. По данным динамометрии показатели развития силы в большинстве своем находятся в пределах возрастной нормы.
4. Анализируя индекс Робинсона следует отметить что большинства исследуемых состояние характеризуется как среднее, когда можно говорить о недостаточности функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.
5. Индекс Скибинской показывает, что у большей части студентов наблюдается недостаточность функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения.
6. Потенциал силы, быстроты и выносливости мышц спины и брюшного пресса по анализу индекса Шаповаловой у студентов в норме.
7. Индекс Руфье характеризует выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку у исследуемых состояние характеризуется как среднее, когда можно говорить о недостаточной работоспособности сердца при физической нагрузке.
1. Айзман, Р.И., Этноэкологические, морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации студентов к обучению в вузе [Текст] // В кн.: Человек на Севере: системные механизмы адаптации. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2018. Т. 2. - С. 6-29.
2. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков [Текст] / Апанасенко Г.Л. - К.: Здоровье, 2015. - 80 с.
3. Апанасенко, Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья [Текст] / Г.Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. - 2017. - № 2. - С. 55-58.
4. Безруких, М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей [Текст] / Магистр. 2016. - №3. - С. 30-38.
5. Белоцерковский, З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов [Текст] / З.Б. Белоцерковский. - М.: Советский спорт, 2015. - 312 с.
6. Боева, А.В. Характеристика физического развития и функциональных возможностей организма студентов [Текст] / А.В. Боева, Я.А. Лещенко // Сибирский мед. журнал. - 2019. - №1. - С. 97-100.
7. Виру, А.А. Проблемы биологического обоснования физического воспитания студентов [Текст] / А.А. Виру, Э.А. Виру, Л.П. Парис, Я.П. Пярнат, Е. Ранна, М.Ю. Рейлент, С.П. Тялль // - Уч. зап. Тартуского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 3-11.
8. Волков, В.Л. Основы профессионально прикладной физической подготовки студенческой молодежи [Текст] / В.Л. Волков. - Киев: Знание Украины, 2017. - 82 с.
9. Гаттаров, Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья [Текст] / Р.У. Гаттаров, Т.В. Потапова, С.М. Зубков [и др.] // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2017. - №16 (88). - Вып. 12. - С. 43-49.
10. Дюмин, С.А. Здоровье населения в Сибири [Текст] / - Новосибирск: СО РАМН, 2015. - 128 с.
11. Изаак, С.И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга [Текст] / С.И. Изаак. - С-Пб., 2016. - 344 с.
12. Исютина-Федоткова, Т.С. Социально-гигиенические проблемы здоровья студентов: исторический аспект и современное состояние [Текст] / Т.С. Исютина-Федоткова // Мед. журнал. - 2018. - № 4. - С. 31-34.
13. Казин Э.М. (ред.) Здоровьесберегающая деятельность в системе образования [Текст] / теория и практика. - Кемерово: Изд-во КРИиПРО, 2011. - 394 с.
14. Курдюков, Б.Ф. Социальные проблемы студенческой молодежи [Текст] / Б.Ф. Курдюков, Н.В. Иванова, М.Б. Бойкова, Ю.Ю. Городецкая // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 2. - С. 48-51.
15. Литвин, Ю.М. Активность эндокринной системы и характеристики полового и физического развития подростков Хабаровского края [Текст] / Ю.М. Литвин, Е.Д. Целых, В.К. Козлов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Естественные науки. - 2019. - № 1. - С. 95-101.
16. Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога [Текст] - Тюмень: Изд- во Тюменского государственного университета, 2018. - 192 с.
17. Медик, В.А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения [Текст] / В.А. Медик, М.С. Токмачев. - М.: Медицина, 2016. - 528 с.
18. Мороз, М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методич. руководство [Текст] / М.П. Мороз. - СПб.: ИМАТОН, 2017. - 40 с.
19. Овчаров, Е.А., Радионова Л.В., Борш Е.Е. Здоровье школьников (медико-социальные, экологические и педагогические аспекты): учебное пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2016. - 392 с.
20. Резников, А.Г. Эндокринологические аспекты стресса [Текст] / Резников А. Г. // Международный эндокринологический журнал. - 2017. - № 4 (10). - С. 11-17.
21. Шеметова, Г.Н. Использование скрининговой системы АСКОРС для активного выявления заболеваний внутренних органов на амбулаторно-поликлиническом этапе [Текст] / Г.Н. Шеметова, Е.И. Пшеничная, Е.В. Дудрова // Аспирантские чтения. Материалы межрегиональной конференции. - Саратов: Изд-во СГМУ. - Вып. 2, 2018. - С. 217-218.