Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.М. ГРЕВСА: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И ЭТАПОВ ОФОРМЛЕНИЯ ОБЛИКА УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА

Работа №177580

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы117
Год сдачи2019
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ПОВЛИЯВШИХ НА СКЛАДЫВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И.М. ГРЕВСА 29
1.1. Детство и семья будущего ученого 29
1.2. И.М. Гревс и его окружение: взаимосвязь и степень влияния в различные
периоды на жизнь историка 37
1.3. Анализ личностных и профессиональных качеств (по воспоминаниям современников) 46
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И.М. ГРЕВСА КАК ИСТОРИКА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ 57
2.1. Научные интересы И.М. Гревса в студенческие годы (1879 - 1900 гг.):
антиковедение и византинистика 57
2.2. Медиевистика как основная научная специализация И.М. Гревса 63
2.3. Место урбанистики, краеведения и филологии во всей совокупности
наследия И.М. Гревса 69
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. ГРЕВСА 78
3.1. Рассмотрение преподавательской деятельности профессора до Октябрьской революции 1917 г 78
3.2. Послереволюционный этап в жизни И.М. Гревса: период «кризиса»
учебно-педагогической практики 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ

Иван Михайлович Гревс (1860-1941) - яркий представитель петербургских историков и один из основателей школы медиевистики в столичном Императорском университете , который с 1924 г. сменил название на Ленин-градский государственный университет. В числе учеников и последователей профессора выдающиеся учёные - Л.П. Карсавин, O.A. Добиаш- Рождественская, Н.П. Анциферов, Г.П. Федотов и др. Исследовательская деятельность Ивана Михайловича оценивается в нескольких направлениях: как историка-антиковеда социально-экономической ориентации и медиевиста, основоположника культурно-исторического направления в изучении Средневековья, а также как филолога и краеведа, стоявшего у истоков современной урбанистики и экскурсионного дела. При этом Гревс сочетал в себе талант учёного, педагога и общественного деятеля. С именем профессора, занимавшего должность заведующего кафедрой Средних веков в Санкт- петербургском университете, декана историко-филологического факультета Высших женских (Бестужевских) курсов, участника различных съездов и ко-миссий по реформированию высшей и средней школы , связана немаловажная страница в истории функционирования и трансформации системы образования и просвещения в нашей стране.
Актуальность темы исследования. Интерес к изучению исторической концепции основателя Петербургской школы медиевистики И.М. Гревса определяется рядом причин:
Во-первых, исследование жизненного пути и личности И.М. Гревса как представителя особой группы русской интеллигенции - академической профессуры, является востребованным в контексте изучения особенностей корпоративной культуры дореволюционных учебных заведений, принципов их международного сотрудничества, а также традиций педагогической и научной коммуникации. Вышеперечисленные направления исследований актуализируются современными учебными заведениями и обществом, стремящихся к осмыслению опыта предшествующих эпох в данных областях и возрождению утраченных или трансформированных до неузнаваемости традиций высшей и средней школы.
Во-вторых, в настоящее время, в связи с продолжающимся отходом от советской идеологической парадигмы политэкономии и материализма как главенствующих научных направлений в исторической науке, наиболее востребованными становятся вопросы, связанные с культурологией, социологией и психологией. Научные взгляды И.М. Гревса были близки данным течениям. Коллеги называли его «философом», а представители советской власти «идеалистом и либералом». В историографию же Иван Михайлович вошел как представитель социально-экономического, а позже как основатель культурно-исторического направления в российском антиковедении и медиевистике.
В-третьих, в современном российском образовании продолжается поиск и формирование методологии преподавания истории в школе и в высших учебных заведениях. И.М. Гревс посвятил этим проблемам множество работ. Он являлся сторонником новаторских подходов в деле преподавания и организации учебного процесса, предлагая передовые для своего времени методы обучения. Многие из них используются и в современной системе образования (проведение «семинариев», то есть практических занятий для представителей разных полов, академические поездки и проведение конференций по их итогу). Также, на примере личности И.М. Гревса, который в свое время занимал видные должности в научно-образовательной среде, а также занимался активной общественно-просветительской деятельностью, можно проследить «изнутри» весь процесс функционирования и трансформации системы высшего и среднего образования в период их кардинальной перестройки и про-извести его внешнюю оценку.
В-четвертых, теоретические и мировоззренческие подходы И.М. Гревса при изучении истории Средних веков и сегодня являются эвристически значимыми. Историк предвосхитил многие проблемы, которые остаются актуальными и для современной медиевистики: романо-германского синтеза, духовной (религиозной) культуры, специфики средневекового мировоззрения, соотношения культуры и цивилизации, методов конструирования исторической реальности и др.
В-пятых, в последнее время более популярными становится изучение проблем, связанных с темой «Малой родины». Реконструкция истории края и осмысление ее связи с глобальными историческими процессами, происходящими в государстве, а также определение влияния «изначальной среды» на известных выходцев из провинции и некоторые другие схожие по тематике исследования занимают свое место в краеведческой и исследовательской деятельности регионов. Ее органичной частью является и внимание к личности И.М. Гревса, выросшим на белгородской земле, но реализовавшемся как ученый и педагог в столице. Сегодня мало кто из белгородцев помнит имя историка. В основном, он известен в академической среде, представители которой знакомы с научным наследием Гревса.
Наконец, актуальность данного исследования также заключается в фрагментарности исследований биографии И.М. Гревса, а также в недостаточной изученности разнообразного наследия историка, которое в большей части осталось неопубликованным.
Таким образом, обращение к личности и творческому наследию И.М. Гревса способствует возвращению науке «забытых» имён, обновлению методологического инструментария современного историка и педагога, переосмыслению «вечных» проблем исторической науки о предмете, методах, принципах исторического исследования, эвристических возможностях исторического знания и месте человека в истории.
Объектом исследования является биография и деятельность И.М. Гревса.
Предметом исследования является процесс оформления облика И.М. Гревса как ученого и педагога с акцентом на взаимосвязи результатов его исследовательско-преподавательской деятельности и личностных качеств.
Хронологические рамки работы ограничены периодом жизни И.М. Гревса (1860-1941), что объясняется тесной связью профессиональных и личностных характеристик ученого. С этой точки зрения, детские годы, заложившие основы темперамента, привычек и образа жизни Ивана Михайловича, а также последние дни жизни, которые ученый провел в непрестанном труде над монографией «Тацит» и работой в ЛИФЛИ и ЛГУ, будут рассмотрены в работе как важные этапы, отражающие облик ученого и педагога.
Территориальные рамки обусловлены местонахождением И.М. Гревса. Большую часть своей жизни он провел в Санкт-Петербурге- Петрограде-Ленинграда, а также в слободе Лутовинво Бирючанского уезда Воронежской губернии. Однако в поле зрения попали и некоторые другие территории, которые упоминаются в тексте работы, но носят эпизодический характер: усадьба Вернадовка в Тамбовской губернии, Приютино - в Санкт- Петербургской, Спасское-Лутовиново - в Орловской, некоторые города Италии и т.д.
Целью исследования является анализ факторов и этапов складывания личности и мировоззрения И.М. Гревса, его деятельности как ученого и педагога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Оценить степень влияния окружения на формирование личности И.М. Гревса в различные периоды его жизни;
2) Проанализировать восприятие Ивана Михайловича своими коллегами, друзьями и родственниками;
3) Рассмотреть период приобщения Гревса к научной деятельности в период студенчества;
4) Проследить эволюцию научных интересов ученого в области истории;
5) Выделить особенности методологического и концептуального подхода в изучении прошлого;
6) Определить соотношение смежных областей гуманитарного знания во всей совокупности наследия ученого;
7) Исследовать этапы учебно-педагогической деятельность Ивана Михайловича в до и послереволюционное время;
8) Выделить новаторские методы и приемы, используемые И.М. Гревсом в преподавательской деятельности.
Источниковая база исследования. Формально весь комплекс исторических источников можно разделить на опубликованные и неопубликованные (архивные). В процессе подготовки работы были изучены фонды Санкт- Петербургского филиала архива Российской Академии Наук (Ф. 726 - личный фонд И.М. Гревса) и Васильевского) и Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (Ф.27 - личный фонд Н.П. Анциферова, Ф. 254 - личный фонд О.А. Добиаш-Рождественской). Отобранные материалы позволили более полно и разносторонне раскрыть личность ученого и проанализировать его жизненный путь. Так, набросок И.М. Гревса «К вопросу об авто-биографиях, дневниках, воспоминаниях, биографиях: несколько мыслей » 1940-х гг. раскрывает видение автора на значение мемуаристики для человека и общества, а также на принципы ее составления. Попутно Иван Михайлович обращается к фактам из собственной биографии, что упрощает оценку содержания воспоминаний историка.
Структура исследования подчинена логике поставленных цели и задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений. Во введении раскрывается актуальность темы, указываются цель и задачи исследования, анализируется ее источниковая база и степень изученности проблемы, определены объект и предмет исследования, хронологические и территориальные рамки исследования, практическая значимость, научная новизна и методологическая база.
В первой главе, состоящей из трех параграфов, рассматриваются общие факторы, повлиявшие на становление и трансформацию мировоззренческо- исследовательских взглядов и интересов И.М. Гревса. Далее, на основе воспоминаний современников ученого, проводится общий анализ его личностных и профессиональных качеств в различные периоды жизни историка.
Во второй главе, также насчитывающей также три параграфа, исследуется научная деятельность ученого, а также факторы, повлиявшие на ее трансформацию. Третья глава с двумя параграфами на основе значительного комплекса специальной литературы и источников дает характеристику, подобную предыдущей, в области учебно-педагогической деятельности И.М. Гревса, сопоставляя их. Особое внимание уделяется новаторским методам и приемам в преподавании, актуальным и в настоящее время.
В заключении делаются обобщающие выводы по всей работе. В приложения вынесены неопубликованные архивные материалы, сканированные рукописные материалы ученого, а также биографическая таблица, в которой отмечены все основные этапы жизненного пути И.М. Гревса

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Опираясь на цели и задачи исследования, а также на заявленную в работе историографию и источники, можно сделать ряд заключительных выводов, подводящих итог проведенной исследовательской деятельности:
Во-первых, по воспоминаниям И.М. Гревса и его современников семья, наставники-учителя В.Г. Васильевский и В.П. Острогорский, а также близкий круг друзей из «Приютинского братства» оказывали на складывание мировоззрения и научных интересов историка самое значительное и заметное влияние на протяжении всей его жизни. Период «Золотого десятилетия», то есть детства проведенного в небольшом родовом имении Черноземья наложил отпечаток на всю будущую жизнь Ивана Михайловича. Начальное образование, позволившее поступить в третий класс столичной Ларинской гимназии в 1872 г., образ жизни и картина восприятия мира, перенятые от родителей, атмосфера уюта, взаимного уважения и религиозности, царившей в доме, прямым образом сказались на складывание личности будущего ученого.
Во-вторых, на основе проведенного анализа источникового материала, можно утверждать, что современники И.М. Гревса, в частности его коллеги и друзья, в своих воспоминаниях много писали о фигуре ученого и педагога. В воспоминаниях его учеников (Н.П. Анциферов, О.А. Добиаш- Рождественская, Л.П. Карсавин и др.), Иван Михайлович представляется как образец и идеал «педагога-наставника», привившего им любовь к настоящей науке. В мемуаристике коллег (Н.И. Кареев, Ф.Ф. Зилинский, С.Ф. Платонов Гревс) - новатор и прогрессист, заслуги которого в области исторического знания и педагогической были высоко оценены. В переписке с друзьями (В.И. Вернадский, Шаховской Д.И., Иванов В.И.) Гревс выглядит как либерально настроенный идеалист, отдавший большую часть своих сил делу культуры и просвещения.
В-третьих, исследовательская деятельность Ивана Михайловича была связана, в большей мере, с изучением Средневековья. Его деятельность в области медиевистики условно разделяется на два периода. Первый связан с социально-экономическими изысканиями основ и предпосылок будущего феодализма и средневекового общества в античном прошлом, а второй - с организацией культурно-исторической школы для комплексного изучения духовной жизни европейского общества. Однако не смотря на общеизвестную популярность имени И.М. Гревса как медиевиста, значительная часть его трудов посвящена проблемам антиковедения и византинистики. Во многом это объясняется влиянием византиниста В.Г. Васильевского, место которого в столичном Императорском университете Иван Михайлович занял в 1899 г., а также особенностями взглядов на исторический процесс, связанными с концепцией всемирно-исторической точки зрения, который предполагает поиск причин и предпосылок какого-либо явления в прошлом. Такой подход в изучении истории качественно выделял работы Гревса среди своих коллег наряду с принципами эволюционно-генетического развития, междисциплинарности (объединение социолого-психологических, культурно-экономических и политических подходов) с акцентами на культурно - религиозной стороне жизни общества.
В-четвертых, наиболее привлекательной и приоритетной для И.М. Гревса, зарекомендовавшего себя на начальном этапе как перспективного исследователя, стала учебно-педагогическая деятельность. По мнению историографов, этому способствовали не только личностные интересы профессора, но и научные неудачи, вызванными собственной неуверенностью и принципиальностью Ивана Михайловича. Поэтому несмотря на то, что он про-должал заниматься научной деятельностью и даже возглавил школу медиевистики, ученый был скорее теоретиком, методологом и консультантом для своих подопечных. В области же педагогики И.М. Гревс смог реализовать себя в полной мере. Он, активный сторонник совместного обучения, организатор семинарской системы, популяризатор научности в учебном процессе, сторонник автономии высшей школы и «отец-основатель» экскурсионного метода, как одного из приёмов обучения в высшем академическом образовании, заслужил звание «педагога-новатора», учителя науки и наставника. Именно поэтому отстранение Ивана Михайловича от преподавательской деятельности в 1923 г. стало тяжелым ударом для профессора и, несмотря на занятия в области краеведения и филологии, он чувствовал личное опустошение и сожаление о «потерянном времени», что подтверждается эпистолярными материалами данного периода (вплоть до возвращения в «альма-матер» в 1934 г.).
В-пятых, помимо истории и педагогики И.М. Гревс работал в области филологии, краеведения и экскурсионного дела, основоположником которого признается современными историографами. Предметом специальных занятий ученого эти области знаний стали лишь в 1920-х гг. ХХ в., когда официальная историческая наука была «отменена» властью, а в образовательных учреждениях начались «чистки», направленные на «искоренение классово чуждых элементов». Начиная работу в Петроградском экскурсионном институте и Центральном бюро краеведения И.М. Гревс расширял и формулировал свою урбанистическую концепцию, а также экскурсионный метод изучения прошлого и настоящего, выработанные еще на этапе преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском университете. В целом, именно работа в смежных с исторической наукой областях знаний, наряду с литературной работой, позволила ученому пережить тяжелые годы отстранения от преподавания 1923-1934 гг., а также стала важным этапом оформления концепций историка в самостоятельные новаторские для своего времени научно-практические направления.



1. Гревс И.М. Письмо Н.П. Анциферову (Ленинград, 3 сентября 1934 года) // ОР РНБ. - Ф. 27. - Оп. 1. - Ед. хр. 232. - 28 л.
2. Добиаш-Рождественская О.А. Старый и новый ИСТФАК // ОР РНБ. - Ф. 254. - Оп. 1. - Ед. хр. 36. - 1 л.
3. Гревс И.М. К вопросу об автобиографиях, дневниках, воспоминаниях, биографиях: несколько мыслей // СПФ АРАН. - Ф. 726. - Оп. 1. - Ед. хр. 15/3. - 80 л.
4. Гревс И.М. Дневник (наблюдение над ростом и развитием дочери Александры и ее последних днях) // СПФ АРАН. - Ф. 726. - Оп.1. - Ед. хр. 16. - 160 л.
5. Гревс И.М. Международный съезд историков в Риме весною 1903 года // СПФ АРАН. - Ф. 726. - Оп. 1. - Ед. хр. 71. - 27 л.
Опубликованные источники
6. Анциферов Н.П. Из дум о былом: Воспоминания / вступ. ст., сост., примеч. и аннот. указ. имен А.И. Добкина. - М.: Феникс, 1992. - 512 с.
7. Вернадский В.И. Дневники, 1926-1934 / отв. ред. ВП. Волков. - М.: Наука, 2001. - 455 с.
8. Гревс Е.М. Письмо И.М. Гревсу (Лутовиново, 19 августа 1883 г.) // Вахромеева О.Б. Человек с открытым сердцем: автобиографическое и эпи-столярное наследие Ивана Михайловича Гревса (1860-1941). - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 142.
9. Гревс И.М. Василевский Григорий Васильевич, как учитель науки // Журнал министерства народного просвещения. - СПб.: Балашев и Ко, 1899. - № 8. - С. 27-74.
10. Гревс И.М. Виктор Петрович Острогорский, как учитель: Набросок воспоминаний ученика. - СПб.: Мир Божий, 1902. - 16 с.
11. Гревс И.М. Город как предмет краеведения // Иван Михайлович Гревс и петербургское краеведение: сборник к 150-летию со дня рождения / сост.: Б. С. Каганович, А. В. Кобак. - СПб.: Европейский Дом, 2010. - С. 56 - 72.
12. Гревс И.М. Детство (1860-1872) // Вахромеева О.Б. Человек с от-крытым сердцем. Автобиографическое и эпистолярное наследие Ивана Михайловича Гревса (1860-1941). - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 10-68.
13. Гревс И.М. История средних веков. Лекции, читанные на СПб. ВЖК в 1892-1893 гг. - СПб.: Литогр. Руднева, 1892. -160 с.
14. Гревс И.М. Кровавая свадьба Буондельмонте. Жизнь итальянского города в XIII веке. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 142 с.
15. Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело. - СПб.: Экскурсионист, 1921. - № 1. - С. 15-31.
16. Гревс И.М. Очерки из истории римского землевладения (преимущественно во время империи). - СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1899. - Т. 1. - 651 с.
17. Гревс И.М. Первая глава трактата Данте „De Monarchia“. Опыт синтетического толкования // Из далекого и близкого прошлого: Сборник этюдов из всеобщей истории в честь Н.И. Кареева. - М.: Русич, 1923. - C. 120-134.
18. Гревс И.М. Письмо В.И. Иванову (Петроград, 20 июня 1918 г.) // История и поэзия: Переписка И.М. Гревса и Вяч. Иванова / изд. текстов, ис- след. и коммент. Г.М. Бонгард-Левина, Н.В. Котрелева, Е.В. Ляпустиной. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 320.
19. Гревс И.М. Письмо Гревсам (Лутовиново, 26-27 сентября 1905 года) // Вахромеева О.Б. Человек с открытым сердцем: автобиографическое и эпистолярное наследие Ивана Михаиловича Гревса (1860-1941). - СПб.: Изд- во СПбГУ, 2004. - С. 279.
20. Гревс И.М. Письмо к Е.Я. Рудинской (Петрград, 8 августа 1923 г.) // Вахромеева О.Б. Человек с открытым сердцем: автобиографическое и эпистолярное наследие Ивана Михайловича Гревса (1860-1941). - СПб.: Изд- во СПбГУ, 2004. - С. 305.
21. Гревс И.М. Письмо Н.Д. Бекарюковой. (Петроград, 22 мая 1879 г.) // Вахромеева О.Б. Человек с открытым сердцем: автобиографическое и эпистолярное наследие Ивана Михайловича Гревса (1860-1941). - СПб.: Изд- во СПбГУ, 2004. - С. 84.
22. Гревс И.М. Письмо Шаховскому Д.И. (Санкт-Петербург, 30 декабря 1887 г.) // Вахромеева О.Б. Человек с открытым сердцем: автобиографическое и эпистолярное наследие Ивана Михайловича Гревса (1860-1941). - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 171.
23. Гревс И.М. Последний год жизни и смерть В.Г. Васильевского (глава из неопубликованной монографии И. М. Гревса) / подг. к печ. И.П. Медведев // Византийский временник. - М.: Наука, 1999. - Т. 58. - С. 220-265.
24. Гревс И.М. Предисловие // Фюстель де-Куланж. История общественного строя древней Франции / пер. И.М. Гревс. - СПб.: Типолитография Альтшулера, 1901. - Т. 1. - С. 3-35.
25. Гревс И.М. Природа «экскурсионности // Педагогическая мысль. - СПб.: Учитель, 1923. - № 3. - С. 23-35.
26. Гревс И.М. Русским-Украинцам // Иван Михайлович Гревс и Белгородчина. Сборник материалов / Прокопенко С.Н., Рябцева М.Л. - Белгород: ООО «ГиК», 2012. - С. 33-43.
27. Гревс И.М. Тацит. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1946. - 248 с.
28. Гревс И.М. Тургенев и Италия. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 126 с.
29. Гревс И.М. Феодора // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб.: Издательство Брокгауза-Ефрона, 1904. - Т. 38. - С. 894.
30. Гревс И.М. Фюстель де Куланж Н.Д. // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб.: Издательство Брокгауза-Ефрона, 1902. - Т. 41. - С. 936.
31. Гревс И.М. Юстиниан Великий // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб.: Издательство Брокгауза-Ефрона, 1904. - Т. 41. - С. 445.
32. Гревс И.М., Добиаш-Рождественская О.А. Флоренция // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. - СПб.: Издательство Брокгауза-Ефрона, 1902. - Т. 41. - С. 155.
33. Диплом И.М. Гревса [Электронный ресурс] // Санкт- Петербургский союз краеведов. - URL: http://sk-spb.club/proekty/21-diplomy-i- m-grevsa(Дата обращения: 23.02.2019).
34. Заседание памяти проф. И.М. Гревса в ЛОИИ СССР АН СССР. Средние века / В.И. Рутенбург. - М., 1988. - Вып. 51. - С. 302-303.
35. Иванов В.И. Письмо И.М. Гревсу (Рим, 29 июня 1892 г.) // История и поэзия: Переписка И.М. Гревса и Вяч. Иванова / изд. текстов, исслед. и коммент. Г.М. Бонгард-Левина, Н.В. Котрелева, Е.В. Ляпустиной. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 13.
36. Иванов В.И. Письмо С.Ф. Ольденбургу (Рим, 16 июня 1892 г.) // История и поэзия: Переписка И.М. Гревса и Вяч. Иванова / изд. текстов, ис- след. и коммент. Г.М. Бонгард-Левина, Н.В. Котрелева, Е.В. Ляпустиной. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 20.
37. Крашенинников М.Н. Письмо Гревсу (Рим, 26 октября 1892 г.) // История и поэзия: Переписка И.М. Гревса и Вяч. Иванова / изд. текстов, ис- след. и коммент. Г.М. Бонгард-Левина, Н.В. Котрелева, Е.В. Ляпустиной. М.: РОССПЭН, 2006. - С. 20.
38. Предисловие // К двадцатипятилетию учебно-педагогической деятельности Ивана Михайловича Гревса. Сборник статей его учеников / О.А. Добиаш-Рождественская, Л.П. Карсавин, Г.П. Федотов - СПб.: Общественная польза, 1911. - С. 3-8.
39. Скржинская Е.Ч. Иван Михайлович Гревс (биографический очерк) // Гревс И.М. Тацит. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946. - С. 5-12.
40. Соколов Р.Л. Конференция «Петербургские университетские чтения», посвященная профессору И.М. Гревсу // Вестник Санкт- Петербургского университета. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - Вып. 2. - С. 176-181.
II. ИССЛЕДОВАНИЯ
41. Абрамчук И.Л. «Школа И.М. Гревса» и новое направление в российской исторической науке ХХ века // Российская культура: модернизационные опыты и судьбы научных сообществ. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1998. - Т. 2. - С. 172-173
42. Акашев А.А. Русский пореформенный город как объект комплексной реконструкции в исторической урбанистике [Электронный ресурс] // Superinf.ru. - URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1119(Дата об-ращения: 12.12.2018).
43. Аксельрод В. Гревсу посвящается... // Санкт-Петербургские ве-домости. - 2010. - 21 мая. - С. 6-10.
44. Аксенов Г.П. Вернадский. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 565 с.
45. Алпатов М.А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 407 с.
46. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. - М.: Бертельсманн Медиа Москоу, 2014. - 397 с.
47. Афонюшкина А.В. В.Г. Васильевский как медиевист // Вестник ВГУ. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2013. - № 2. - С. 86-99.
48. Бамбизова К.В. Значение вводных лекций в курсах по истории средних веков на рубеже XIX - XX вв. (по материалам лекций И.М. Гревса) // III Чтения, посвященные памяти Р. Л. Яворского (1925 - 1995). - Новокуз¬нецк: Изд-во НФИ КемГУ, 2007. - С. 120.
49. Бамбизова К.В. Историческая концепция Ивана Михайловича Гревса - основоположника петербургской школы медиевистики: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск: Изд-во ТомГУ, 2008. - 30 с.
50. Басаргина Е.Ю. В.Г. Васильевский как редактор «Журнала Министерства народного просвещения» // Сборник статей к 80-летию члена- корреспондента РАН И.П. Медведева. - М.-СПб.: Индрик, 2015. - С. 18-29.
51. Бекорюков М.А. // Волоконовский биографический словарь / сост. В.И. Щербаченко. - Белгород: Везелица, 1998. - С. 88.
52. Бекорюковы // Русские фамилии тюркского происхождения / сост. Н.А. Баскаков - М.: Наука, 1979. - С. 190.
53. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских украинцев и белорусов в XIX - начале XX в. / отв. ред. С.А. Токарев. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 12-256.
54. Бонгард-Левина Г.М. Прим. Иванов В.И. Письмо И.М. Гревсу (Петербург, 22 июня 1899 г.) // История и поэзия: Переписка И.М. Гревса и Вячеслава Иванова / изд. текстов, исслед. и коммент. Г.М. Бонгард-Левина, Н.В. Котрелева, Е.В. Ляпустиной. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 160.
55. Вайнштейн О.Л. История советской медиевистики (1917-1966). - Л.: Наука, 1968. - 450 с.
56. Вахромеева О. Б. Иван Михайлович Гревс (1860-1941): портрет университетского профессора // Петербургские исследования. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - С. 58.
57. Вахромеева О.Б. Биографика как метод исторического исследования: к изучению материалов научного наследия И.М. Гревса. - СПб.: Лема, 2004. - 160 с.
58. Вахромеева О.Б. Биографика: Методика написания биографий (Учебник) / под ред. Б.В. Ананьича. - СПб.: Лема, 2013. - 180 с.
59. Вахромеева О.Б. Имена в истории университета. Человек с от-крытым сердцем. // Санкт-Петербургский университет. - 2001. - № 12-13 (3567-68). - URL: http://old.journal.spbu.ru/2001/12/28.html(Дата обращения: 15.05.2019).
60. Вахромеева О.Б. Приглашение к путешествию: методика исторических поездок И.М. Гревса. - СПб.: Знаменитые универсанты, 2007. - 57 с.
61. Вахромеева О.Б. Профессор И.М. Гревс на пути к «родионоведению» // Санкт-Петербургский университет. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - № 25. - С. 10-28.
62. Вахромеева О.Б. Человек с открытым сердцем: автобиографическое и эпистолярное наследие Ивана Михайловича Гревса (1860-1941). - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - 372 с.
63. Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И.М. Гревса в отечественной науке // Телескоп. - Самара: Олео, 2013. - № 2 (98). - С. 32¬37.
64. Воронежская губерния // Список населенных мест по сведениям 1859 г. / обраб. Н. Штиглицом. - СПб.: издательство Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1865. - Т. IX. - С. 155¬180.
65. Вялова С.О. К творческой биографии профессора И.М. Гревса // Из истории рукописных и старопечатных собраний (Исследования, обзоры, публикации). - Л.: Звезда, 1979. - С. 123-141.
66. Герш К.В. Образ историка и его ремесла на примере творчества историка-медиевиста И.М. Гревса // Диалог со временем. - СПб.: Лема, 2013. - Вып. 44. - С. 205-220.
67. Голубева И.А. Вступ. статья к Н.П. Анциферов о поездке с И.М. Гревсом по древнерусским городам в 1925 г. [Электронный ресурс] // Портал Архивы России. - URL: http://www.rusarchives.ru/publikacii/otechestvennye- arhivy/3583/zametki-anciferova-o-poezdke-s-grevsom-po-drevnerusskim- gorodam-v-1925#s06(Дата обращения: 10.05.2019)
68. Гревс Иван Михайлович // Деятели революционного движения в России / под. ред. Ф.Я. Кона и др. - М.: Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1934. - Т. 5. - С. 960.
69. Григорьев А.А, Паранина Г.Н. Культурная география: шаг к истокам? // Вестник Санкт-Петербургского университета. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - Вып. 3. - С. 60-70.
70. Гринфельд М. Тургеневиана Ивана Михайловича Гревса // Наследники великого города. - СПб.: Эксмо, 2001. - С.51-54.
71. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. - М.: Высшая школа, 1985. - 480 с.
72. Добиаш-Рождественская О.А. Гревс И.М. // Новый энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1912. - Т. 2. - С. 89.
73. Еремеева С. Приютинское братство // Высшее образование в России. - М.: Эксмо, 2007. - № 8. - С. 155-161.
74. Еремеева С.А. Приютинское братство как феномен интеллектуальной культуры России последней трети XIX - первой половины XX вв.: дис. ... канд. культуролог. наук. - М.: Лаба, 2007. - 274 с.
75. Ермошко А.Г. Изменение социального облика студенчества Петроградского / Ленинградского университета в первые годы советской власти (1917-1925) // Вестник Пермского университета. - ПермьИ Изд-во ПГНИУ, 2011. - Вып. 2. - С. 15-21
76. Зелинский Ф.Ф. Рец.: Гревс И.М. Очерки из истории римского землевладения (преимущественно во время империи) // ЖМНП - СПб.: В.С. Балашевъ и Ко, 1899. - Т. I. - С. 156-173.
77. Зеленёв Е.И. Геокультурное пространство и геокультурные поля: теория вопроса // Вестник Санкт-Петербургского университета. - СПб.: Изд- во СПбГУ, 2009. - Вып. 1. - С. 19-28.
78. Каганович Б.С. Вокруг «Очерков из истории римского землевладения» И. М. Гревса // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - Л.: Наука, 1990. - С. 220-243.
79. Каганович Б.С. Петербургская школа медиевистики в конце XIX — начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л.: Наука, 1986. - 35 с.
80. Козлов В.Ф. Иван Михайлович Гревс как теоретик и практик краеведения 1920-х годов (по материалам журнала «Краеведение») // Петербургские исследования. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - Вып. 6. - С. 136-147.
81. Косминский Е.А. Изучение истории средних веков за 25 лет // 25 лет исторической науке в СССР / ред. Волгин В.П. и др. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1942. - С. 209-215.
82. Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: социальные и культурные аспекты. - М.: РОССПЭН, 2008. - 448 с.
83. Кузищин В.И. Русская историография античности // Историография античной истории. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 153-180.
84. Лебедева Г.Е., Якубский В.А. О.А. Добиаш-Рождественская - со-автор несостоявшегося ленинградского учебника по истории средних веков // Петербургские исследования. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - Вып. 6. - С. 168-180.
85. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры. - СПб., 2001. - 500 с.
86. Лутовиново // Села белгородские. Энциклопедическое издание / гл. ред. Б.И. Осыков. - Белгород: Константа, 2012. - С. 112-113.
87. Лычко А. Концепция экскурсий И.М. Гревса [Электронный ресурс] // Русская антропологическая школа - URL:
http://kogni.narod.ru/lychko.htm(Дата обращения: 20.05.2018).
88. Марголис А.Д. Петербургские адреса И. М. Гревса // Петербург. История и современность. - СПб.: Эксмо, 2011. - С. 40-61.
89. Медведев И.П. Некоторые размышления о судьбах русского византиноведения: итоги столетия // Исторические записки. - М.: Издательство 2000, 2000. - № 3 (121). - С. 30-47.
90. Мельников А.В. Отзыв академика Петрушевского 1938 г. о руко-писи первого тома нового издания труда И.М. Гревса «Очерки из истории землевладения в римском мире (преимущественно во время империи) // Петербургские исследования. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - Вып. 6. - С. 128¬135.
91. Нестеров И.В. Гревс И.М. // Культурология. XX век: энциклопедия / гл. ред., сост. С. Я. Левит. - СПб: Университетская книга, 1998. - Т. 1. - С. 155.
92. Ольденбург Е.Г. Студенческое научно-литературное сообщество при С.-Петербургском университете // Вестник Ленинградского университета. - Л.: Наука, 1947. - № 2. - С. 143-156.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ