Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №177579

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1. Проблемы детско-родительских отношений в семье со скрытой
формой неблагополучия
1.2. Сущность и специфика коррекции детско-родительских
отношений в семье со скрытой формой неблагополучия
2. КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
СЕМЬЕ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Диагностика проблем детско-родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия в условиях общеобразовательного учреждения (на материалах социологического исследования)
2.2. Социальный проект: семейно-консультативный клуб «Счастливы вместе»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема детско-родительских отношений становится все более актуальной. Все чаще можно видеть семьи, в которых нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. Но именно в семье закладываются основы для дальнейшего развития психики детей, а также их личностного формирования. Семья для ребенка на всех этапах его жизни является первым институтом социализации, в ней он учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Стиль семейного воспитания, который определяется ценностными ориентациями родителей, их установками, а также особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним служит весомым фактором, оказывающим влияние на развитие личности ребенка [57].
Однако в семье со скрытой формой неблагополучия наблюдается дисгармония в детско-родительских отношениях, которая создает неблагоприятный фон для развития детей. Он отрицательно влияет на формирование их личности, может приводить к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям. Ребенок, растущий в семье, в которой нарушены гармоничные отношения, зачастую имеет комплекс неразрешенных психологических проблем и комплексов. Поэтому создание благоприятного климата в семье должно стать главной задачей родителей, так как отсутствие внимания к проблеме взаимоотношений с детьми осложняет формирование здоровой, полноценной личности.
Эта задача может быть успешно решена посредством коррекции, которая в общеобразовательном учреждении осуществляется педагогом-психологом или социальным педагогом. Специалист использует различные методы, например, тренинг или консультирование, для того, чтобы организовать деятельность детей и родителей таким образом, чтобы те научились конструктивно взаимодействовать друг с другом. Необходимо учитывать тот факт, что отказ от решения этой задачи может привести к серьезным личностным проблемам в будущем. Коррекция детско-родительских отношений может значительно расширить ряд ситуаций, в которых ребенок может получить и усвоить положительный опыт социального взаимодействия [30]. А получение негативного опыта опасно тем, что может привести к социальной изоляции ребенка, а в дальнейшем и его дезадаптации [25]. Поэтому крайне важно обратить внимание на существующие проблемы в семье и не допустить явлений, разрушающих личность детей.
Таким образом, своевременная коррекция детско-родительских отношений в общеобразовательном учреждении служит одним из условий полноценного развития детей. Проблему искаженных отношений в семье необходимо преодолевать, чтобы не допустить разрушительного влияния на психику ребенка. А помочь в этом могут только совместные усилия и заинтересованность в разрешении проблем как родителей, так и ребенка.
Степень научной разработанности проблемы. В изучении проблем детско-родительских отношений в зарубежной литературе ключевыми являются два подхода: психоаналитический и гуманистический. Приверженцы психоанализа считали, что главным фактором детского развития являются отношения между ребенком и родителем. Так, А. Фрейд и З. Фрейд утверждали, что мать для ребенка с одной точки зрения рассматривается как первый и самый важный источник удовольствия, первый объект либидо, а с другой - первый контролирующий источник [49]. Теория психоанализа дала толчок становлению современных концепций детского развития, которые выдвинули новые подходы к проблеме детско-родительских отношений. К ним можно отнести концепции Д. Боулби, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона и других [66].
Э. Фромм рассматривал родительские отношения как основу развития ребенка. Он привел различие в особенностях материнского и отцовского отношения к ребенку: оно отслеживается по линиям условность-безусловность, контролируемость-неконтролируемость. Э. Фромм выделил такие характеристики родительского отношения как двойственность и противоречивость [23].
Подобное противопоставление безусловной и условной любви рассматривается и в гуманистической психологии. Так, например, К. Роджерс утверждал, что именно безусловное внимание родителя к ребенку, вне зависимости от совершенных поступков, дает полноценное развитие [45].
Помимо фактора влияния отношений родителя и ребенка, учеными был выделен и другой фактор: М. Мид показала, что родовой опыт семьи формирует развитие детей. Он полностью зависит от социально¬экономического и политического положения семьи, ее мировоззрения и религиозности, уровня жизни и образования, а также структуры семьи [14].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в гуманистической теории ребенок рассматривается как уже сформировавшаяся личность с внутренним потенциалом, а задача родителей состоит в том, чтобы помочь реализовать этот потенциал.
В работах отечественных исследователей ведущая роль в построении детско-родительских отношений уделяется не ребенку, а родителям. Так, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Э. Эриксон и другие, рассматривают семью как важнейший фактор формирования личности ребенка [42]. Е.И. Холостова, крупнейший российский учёный в области социальной политики и социальной работы считает, что проблемы в детско- родительских отношений могут возникнуть из-за того, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. В связи с этим она отмечает необходимость проведения семейной терапии, которая включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения. Эта работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии [51].
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения коррекции детско-родительских отношений для разработки соответствующих программ.
Так, для разработки системы коррекции детско-родительских отношений Ю.Б. Гиппенрейтер модифицировала с учетом закономерностей психического развития модель Т Гордона. Ее программа «Уроки общения» исследует такие проблемы, как безусловное принятие ребенка, способы оказания помощи ребенку, приемы эмпатийного слушания, формирование отношений к родительским чувствам, разрешение семейных конфликтов и установление семейной дисциплины [10].
А.А. Осипова отметила важность использования социально-психологического тренинга в качестве метода коррекции детско-родительских отношений. Социально-психологический тренинг трактуется ею в качестве практики психологического воздействия, предполагающей реализацию активных методов групповой работы [40].
Е.И. Холостова отмечает, что способы коррекции детско-родительских отношений многочисленны и их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по социальной работе, его вкусами и предпочтениями [55].
Детско-родительские отношения неоднократно рассматривались в работах отечественных и зарубежных ученых, однако, несмотря на это, содержание понятия детско-родительских отношений четко не определено: в каждой психологической школе родительские отношения описываются различными понятиями и терминами. Недостаточная разработанность понятий, отсутствие четкого понимания и формулировки приводят к терминологическим разночтениям. Так же следует отметить, что в плане коррекции в современное время сделаны огромные успехи, но все же коррекционные методы используются изолированно, поскольку нет того необходимого и важного комплексного подхода к решению проблем детско- родительских отношений; таким образом, проблемой исследования является поиск инструментов и механизмов коррекции детско-родительских отношений
7 в семье со скрытой формой неблагополучия в условиях общеобразовательного учреждения.
Объект исследования - детско-родительские отношения в семье со скрытой формой неблагополучия.
Предмет исследования - специфика коррекции детско-родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику проблемы коррекции детско-родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия и дать рекомендации по ее решению в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
• рассмотреть теоретические основы изучения коррекции детско- родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия;
• охарактеризовать сущность и содержание коррекции детско- родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия;
• выявить проблемы детско-родительских отношений и разработать проект семейно-консультативного клуба.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили: теории психоанализа (Д. Боулби, А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Эриксон); гуманистические теории личности (А. Маслоу, К. Роджерс); теория привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт); теория отношений (Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); положения и идеи представителей гуманистически направленной психологии: Т. Гордона (модель семейного воспитания); М.М. Бахтина (теория диалогической природы человеческого общения); концепции и методологические положения отечественных ученых: Н.В. Андреенкова (о сферах социализации личности); Л.И. Божович (о социальной ситуации развития и личностного новообразования); А.В. Гадаев (о психокоррекции семейных отношений); С.С. Жигалкин (о формировании адекватных родительских позиций в качестве способа коррекции воспитательной практики семьи подростка); А.И. Захаров (об использовании игротерапии как метода коррекции семейных отношений); О.А. Карабанова (модель организации коррекции психического развития ребенка); Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер (о стилях семейного воспитания); И.И. Мамайчук (о блоках психокоррекционной работы с ребенком и его семьей); А.А. Осипова (о классификации коррекционных мероприятий); Е.А. Падурина (о влиянии позитивных родительских чувств на самооценку школьника); Е.В. Самсонова (о влиянии семейных отношений на общение детей старшего школьного возраста со сверстниками); В.В. Юстицкис (о формах скрытого семейного неблагополучия).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и электронных ресурсов (позволил проанализировать особенности коррекции детско-родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия); анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу, выявить концептуальные подходы к решению проблем изучаемой категории); социологические методы сбора данных (экспертный опрос, анкетирование, наблюдение); методика диагностики детско- родительских отношений - тест «Стратегия семейного воспитания» (позволил выявить специфику воспитания в семьях со скрытой формой неблагополучия); анализ полученных результатов; математические методы обработки результатов исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты всех уровней, труды зарубежных и отечественных ученых по исследуемой проблеме, а также практические материалы МОУ «Беловская СОШ им. С.М. Остащенко Белгородского района Белгородской области».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социального исследования: «Диагностика проблем детско-родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия (на примере МОУ «Беловская СОШ им. С.М. Остащенко Белгородского района Белгородской области») » (апрель-май 2019 г.) - опрос специалистов (n=15), анкетирование семей (n=20), материалы наблюдения и результаты методики диагностики детско-родительских отношений.
Теоретико-практическая значимость исследования. Изучение теоретических основ коррекции детско-родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия позволило: выявить характерные особенности данного процесса; определить основные направления и особенности коррекции детско-родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия, что может быть использовано в преподавании в вузе для направления подготовки «Социальная работа».
Полученные в результате исследования данные целесообразно использовать для совершенствования коррекционной работы с семьями со скрытой формой неблагополучия (развитие коммуникативных навыков, формирование навыков организации семейного досуга, самостоятельное решение конфликтных ситуаций), а также деятельности общеобразовательного учреждения (дополнительный опыт в организации новых работ с семьями).
Апробация работы. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе МОУ «Беловская СОШ им. С. М. Остащенко Белгородского района Белгородской области» (2019 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены проблемы детско-родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия (на основе проведенного социального исследования в условиях общеобразовательного учреждения); проанализирована специфика коррекции детско-родительских отношений в данных семьях, а также был разработан проект семейно-консультативного клуба «Счастливы вместе», направленный на решение проблем детско-родительских отношений.
Было выявлено, что семьи со скрытой формой неблагополучия не способны решать проблемы детско-родительских отношений самостоятельно в силу наличия неразрешенных проблем между членами семьи и поэтому нуждаются в оказании квалифицированной помощи специалиста, который поможет скорректировать отношения родителей и детей в лучшую сторону.
Также было подмечено, что разрушительных влияний на психику детей в семьях со скрытой формой неблагополучия можно избежать, если своевременно обратить внимание на проблему и задействовать все ресурсы и силы как специалистов, так и членов семьи.
С помощью специальной литературы было выявлено, что детско- родительские отношения складываются из самых разнообразных составляющих, таких как типы семейно-брачных союзов, стили воспитания в семье, а также факторов, непосредственно влияющих на целостность и гармоничность отношений в семье.
Анализ научной литературы помог уяснить, что существенное воздействие на личность ребенка оказывает психологический климат в семье и характер взаимоотношений как между самими родителями, так и между родителем и ребенком.
Для изучения проблем детско-родительских отношений в семьях со скрытой формой неблагополучия и их последующей коррекции на базе МОУ «Беловская СОШ им. С.М. Остащенко Белгородского района Белгородской области» проводилось социальное исследование. Для проведения исследования использовалась методика диагностики детско-родительских отношений - тест «Стратегия семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной. В исследовании приняли участие 30 семей учащихся из 8 и 9 класса. Методика показала, что 40% семей используют авторитарный стиль воспитания, что выражается в чрезмерном контроле, категоричности и требовательности по отношению к ребенку.
Автором работы рассмотрена специфика коррекции детско- родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия в условиях общеобразовательного учреждения. Для диагностики проблем детско-родительских отношений и определения направлений по их дальнейшей коррекции было проведено анкетирование семей со скрытой формой неблагополучия и специалистов общеобразовательного учреждения. В результате проведения анкетирования было изучено мнение респондентов по вопросу проблем детско-родительских отношений в процентном соотношении.
Исходя из результатов анкетирования, нами были предложены рекомендации по коррекции детско-родительских отношений в виде разработки проекта семейно-консультативного клуба на базе общеобразовательного учреждения. Целью данного клуба является оказание психолого-педагогической помощи семьям, которые в силу ряда причин не в полной мере реализуют воспитательную функцию. В результате деятельности клуба произойдут положительные изменения в структуре детско- родительских отношений: будут скорректированы стили воспитания детей в семьях со скрытой формой неблагополучия, родителями будут освоены навыки бесконфликтного общения, будет повышена социально¬педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания детей, а также налажены доверительные отношения между родителями и детьми. Проект поможет сплотить семьи, а также активизировать их скрытый воспитательный потенциал. Организация совместной деятельности родителей и детей будет способствовать приобщению родителей к участию в жизни и деятельности школы, а также укрепит их связь с социумом. Квалифицированные и грамотные специалисты общеобразовательного учреждения в ходе проведения ряда мероприятий, направленных на сплочение членов семьи, помогут родителям понять своего ребенка, а ребенок в свою очередь научится видеть в родителе не соперника, а друга, который их всегда выслушает и придет на помощь в случае необходимости. Проект поможет не только скорректировать детско-родительские отношения в семье со скрытой формой неблагополучия, но и будет способствовать повышению профессиональной компетентности самих специалистов в рамках проведения консультирования семей со скрытой формой неблагополучия и поиска новых активных форм работы с семьями.
Таким образом, мы пришли к выводу, что коррекция детско- родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия является неотъемлемой частью улучшения отношений членов семьи. Проблемы детско-родительских отношений необходимо решать, чтобы не допустить разрушительного влияния на психику членов семьи и качество их взаимодействия. Достигнуть этой задачи можно усилиями специалистов общеобразовательного учреждения и желанием самих родителей и детей укрепить свои отношения. А проект семейно-консультативного клуба, разработанный на основе социального исследования проблем детско- родительских отношений в семье со скрытой формой неблагополучия, призван помочь родителям и детям скорректировать свое поведение в нужном направлении и научить их конструктивному взаимодействию без ссор и конфликтов.



1. Декларация прав ребенка [Текст]: [принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН] // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. - М.: Гарант, 2017. С. 16 - 28.
2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990] // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 26.01.2019)
3. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2013. - 39 с.
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ.: ред. от 28.12.2016] // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». Разд.
«Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 25.01.2019)
5. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [от
29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 16.: ред. от 18.03.2019] // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
/document /cons _doc_LAW_8982/ (дата обращения: 20.01.2019)
6. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по
правам ребенка [Текст]: [указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986] //
Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 36. - Ст. 4312.
7. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с.
8. Васильев, H.H. Технология профессионального общения [Текст] / Н.Н. Васильев, Е. А. Васильева. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2015. - 82 с.
9. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / М.А. Галагузова. - М.:Владос, 2012. - 453 с.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : Масс Медиа, 2017 - 432 с.
11. Дементьева, И.Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика, 2011. - №6. - С. 11-14.
12. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И. В. Дубровина [и др.]. - M.: Академия, 2012. - 233 с.
13. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - СПб: Лениздат, 2016. - 222 с.
14. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 245 с.
15. Иванова, Н.П. Неблагополучные семьи как причина трудной жизненной ситуации детей [Текст] / Н.П. Иванова // Социальная педагогика.
- 2012. - № 2. - С. 11-16.
16. Иванова, Н.П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели
диагностики [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева. // Социальная педагогика. - 2011. - №3. - С. 32-40.
17. Истратова, О.Н. Справочник по групповой психокоррекции [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2017. - 444с.
18. Карпунова, Н.М. О десоциализирующем влиянии стиля родительских отношений в дисфункциональной семье [Текст] / Н.М. Карпунова // Дефектология. - 2011. - №5. - С. 23-28.
19. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2013.
- 301 с.
20. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков [Текст] / Ю.А. Клейберг. - Кемерово: Логос, 2012. - 112 с.
21. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками [Текст] / Э.Г. Костяшкин. - М.: Просвещение, 2014. - 205 с.
22. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми [Текст] / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.
23. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2012. - 240 с.
24. Крушная, Н.А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития: монография [Текст] / Н.А. Крушная. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 211 с.
25. Крылова, Т.А. Работа социального педагога с семьей группы риска [Текст] / Т. А. Крылова, М. Л. Струкова // Социальная педагогика. - 2016. - №3. - С. 20-26.
26. Кузнецова, Л.В. Семья как воспитательная среда ребенка [Текст] / Л.В. Кузнецова, А.А. Буданцова // Педагогическое образование и наука.- 2014. - №12. - С. 54-59.
27. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 232 с.
28. Курбатов, А.В. Социализация подростков в современном обществе [Текст] / А. В. Курбатов // Педагогика. - 2012. - №3 - С. 41-51.
29. Леванова, Е.А. Подросток: Родителям о психопластике личности:
Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Е.А. Леванова. - М.:
Московский психолого-социальный институт, 2003. - 96 с.
30. Ломтева, Т.А. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка [Текст] / Т.А. Ломтева. - М.: Дрофа, 2011. - 272 с.
31. Мамайчук, И.И. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии: Учебное пособие [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Эко-Вектор, 2015. - 416 с.
32. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник [Текст] / /Л.В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
33. Моногарова, С.Н. Изучение неблагополучных семей и педагогической запущенности школьников [Текст] / С.Н. Моногарова, И.П. Рябинина // Классный руководитель. -2011. - №7. - 122 с.
34. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов
62 [Текст] / /А.В. Мудрик, В.А. Сластенин. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -200 с.
35. Мухина, B.C. Возрастная психология: Учеб.для вузов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. - 432 с.
36. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2012. -394 с.
37. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2012. - 360 с.
38. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2017. - 320 с.
39. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст] / Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульга. - М.: Народное образование. - 2013. -159 с.
40. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Текст] / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2012. - 510 с.
41. Почивалова, Ж.Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса. - Дис. . канд. пед. Наук [Текст] / Ж.Г. Почивалова. - Челябинск, 2014. -165 с.
42. Рахматшаева, В.А. Грамматика общения: Шаг за шагом - к доверию и взаимопониманию [Текст] / В.А. Рахматшаева. - М. : Семья и школа, 2015. - 187 с.
43. Реан, A.A. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. [Текст] / А. А. Реан. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 224 с.
44. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 2014. - 320 с.
45. Роджерс, К.Р. Искусство консультирования и терапии [Текст] / К.Р. Роджерс. - М.: Апрель-Пресс, 2013. - 976 с.
46. Самоукина, H. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2013. - 244 с.
47. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2015. - 384 с.
48. Синегина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синегина. - М. : Владос, 2011. - 95с.
49. Слободчиков, В.И. Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев - М.: Школьная пресса, 2014. - 421 с.
50. Слоневский, Ю.А. Психологическая коррекция и психотерапия в психиатрии [Текст] / Ю.А. Слоневский, Ю.Ф. Поляков // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы. - М., 2013. - С. 23-27.
51. Смирнова, О.Е. Детская психология: учебник для вузов [Текст] / О.Е. Смирнова. - М.: Владос, 2014. - 369 с.
52. Станкин, М. И. Общая психология: Функциональные явления
человеческой психики [Текст] / М. И. Станкин. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. - 352 с.
53. Сухогузова, И.Г. Социально-педагогическое сопровождение
неблагополучных и проблемных семей [Текст] / И.Г. Сухогузова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 254 с.
54. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 2016. - 304 с.
55. Холостова, Е.И. Социально-психологическая устойчивость семьи в современной России: Монография [Текст] / Е. И. Холостова, Т. В. Шинина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 342 с.
56. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
57. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 2011. -480 с.
58. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во Владоспресс, 2012. -271 с.
59. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 2014. - 512 с.
60. Шевченко, Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом [Текст] / Ю. С. Шевченко. - М.: Вита-Пресс, 2014. - 234 с.
61. Шевчук, В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение: Социально-психологический аспект [Текст] / В.Ф. Шевчук. - Ярославль: ЯПИ, 2012. -154 с.
62. Шудегова, О.И. Семейное неблагополучие и основные характеристики развития и поведения детей «группы риска» в семье [Текст] / О.И. Шудегова // Вестник Университета Российской Академии образования. - 2012. - №4. - С. 13-19.
63. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие [Текст] / Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2013. - 254 с.
64. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психокоррекция семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2013. - 672 с.
65. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков. - СПб.: Речь, 2013. - 336 с.
66. Ягошевский, М.Г. История психологии от античности до середины 20 в. [Текст] / М.Г. Ягошевский. - М.: Владос, 2013. - 416 с.
67. Исурина, Г.Л. Психотерапия и психологическое консультирование как виды клинико-психологического вмешательства [Электронный ресурс] / Г.Л. Исурина // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2017. - T. 9, № 3(44). - C. 4 - Режим доступа: http://mprj.ru(дата обращения: 17.01.2019)
68. Степанов, С.С. Стратегии семейного воспитания
[Электронный ресурс] / С.С. Степанов // Школьный психолог - Режим доступа: 2000/05/08.http://festival.1september.ru/articles/51 (дата обращения: 18.01.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ