Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей пространственных
представлений у младших школьников с ДЦП с право и левополушарным профилем латеральной организации 9
1.1. Понятие пространственных представлений и их особенностей в
младшем школьном возрасте 9
1.2. Теоретический анализ современного похода к концепции профиля
латеральной организации 15
1.3. Психокоррекция нарушений пространственных представлений у
младших школьников с ДЦП 22
Глава 2. Эмпирическое изучение психокоррекции нарушений
пространственных представлений у младших школьников с ДЦП 27
2.1. Организация эмпирического исследования 27
2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей
пространственных представлений у младших школьников с ДЦП с право и левополушарным профилем латеральной организации 36
2.3. Разработка, внедрение и проверка программы психокоррекции
нарушений пространственных представлений у младших школьников с ДЦП 51
Заключение 54
Список источников 58
Приложение 1 67
Приложение 2 76
Приложение 3 84
Приложение 4 87
Приложение 5 95
Приложение 6 98
Приложение 7 101
Как известно, у детей с ДЦП существуют значительные трудности в овладении пространственными представлениями, которые в свою очередь являются основой функционирования всей структуры высших психических функций (ВПФ) человека. Проблема формирования пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в настоящее время широко исследуется экспертами из разных областей психологии. Однако практический опыт показывает, что многие специалисты не уделяют должного внимания процессам межполушарных взаимодействий при проведении мероприятий по психокоррекции нарушений пространственных представлений, хотя известно, что развитие процессов межполушарного взаимодействия дает значительный коррекционный эффект мыслительной деятельности. Важнейшую роль в формировании пространственных представлений в онтогенезе играют упомянутые процессы межполушарного взаимодействия.
В целом современная нейропсихология накопила достаточно знаний, чтобы утвердительно говорить о том, что развитие процессов межполушарного взаимодействия является одной из главных причин существования определенной структуры психики человека, и важнейшим условием обеспечивающим формирование пространственных представлений. Возникает вопрос о необходимости учета процессов межполушарных взаимодействий при психокоррекции нарушений пространственных представлений у детей с ДЦП.
Несомненно, можно идти прямым путем и сразу оказывать воздействие на пространственные представления и непосредственно заниматься их формированием. Однако анализ научной литературы и современных исследований в области нейропсихологии показывает, что воздействие на процессы межполушарных взаимодействий может значительно упростить дальнейшее формирование пространственных представлений, в том числе у детей с диагнозом ДЦП.
С другой стороны, исследования пространственных представлений и их нарушений достаточно редки и многие, наиболее фундаментальные работы датируются прошлым столетием. При этом в последнее время исследования межполушарной асимметрии приобрели большую популярность в психологии и смежных науках. Поэтому вопрос о специфике нарушений пространственных представлений в зависимости от доминантного полушария остается актуальным, но еще не до конца изученным, особенно при изучении данных особенностей у детей с ДЦП.
Таким образом, все вышеизложенное указывает на актуальность и необходимость диагностики профиля латеральной организации мозга детей с ДЦП для получения новых данных при выявлении специфики нарушений пространственных представлений, а также на важность коррекционного влияния по оптимизации процессов межполушарных взаимодействий, выступающих важной основой для формирования пространственных представлений у детей с диагнозом ДЦП.
Вопросами пространственных представлений в свое время занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Так, А.Р. Лурия работал в области установления нейропсихологических механизмов формирования пространственных представлений. В.М. Семенович - в области исследования представлений у левшей в норме и при поражениях мозга, Г.И. Челпанов, А.А Лубнинская, Н.Ю. Ченцова, Ж. Пиаже и др. изучали проблему формирования пространственных представлений у человека в онтогенезе. А.А. Магробян и Н.Г. Манелис исследовали пространственные представления у больных аутизмом и заболеваниями шизофренического спектра и др.
Изучением вопросов латеральной организации и межполушарной асимметрии, как в отечественной, так и в зарубежной психологии занимались такие ученые, как Т.А. Доброхотова, В.В. Михеев - изучали церебральную асимметрию человека; А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, Э.Г. Семирницкая - занимались вопросами формирования асимметрии и развития больших полушарий мозга в онтогенезе человека; J. Wada, D. Melfasa, B. Malekian - исследовали проблемы формирования межполушарной асимметрии в онтогенезе и др.
В связи с этим, проблема исследования: каковы возможности психокоррекции нарушений пространственных представлений младших школьников с ДЦП?
Тем не менее, необходимо также отметить, что при всем многообразии исследований в данном направлении, проблема влияния индивидуальных проявлений функциональной асимметрии на успешность формирования пространственных представлений у младших школьников с ДЦП остается мало изученной. Исходя из вышеизложенного, была определена цель настоящего исследования.
Цель: выявить возможности психокоррекции нарушений пространственных представлений младших школьников с ДЦП.
Объект исследования - пространственные представления младших школьников с ДЦП.
Предмет исследования - психокоррекция нарушений пространственных представлений младших школьников с ДЦП.
Центральная гипотеза: успешность психокоррекции нарушений пространственных представлений младших школьников с ДЦП определяется формирующим влиянием на процессы межполушарного взаимодействия.
Частная гипотеза констатирующего исследования: существуют достоверные различия в пространственных представлениях у младших школьников с ДЦП в зависимости от доминантного полушария, а именно:
1. Между левшами и правшами детей с ДЦП существуют значимые различия: у левшей анализ, синтез и сравнение пространственных элементов и в целом эвристические способности находятся на более низком уровне развития, чем у правшей. Для правшей более характерна сукцессивная стратегия ориентации в пространстве, основанная на разделении целого на части, в то время как для левшей больше характерна симультанная стратегия.
2. Между левшами и правшами существуют значимые различия в схеме тела, а именно: левши значительно хуже ориентируются в теле собеседника, поскольку им значительно сложнее проецировать схему на более сложный и менее схематизированный объект, где может не быть такой четкой дифференцировки элементов.
3. Между левшами и правшами существуют значимые различия в понимании наречий «Над - под»: левши хуже справляются с данными понятиями, что можно объяснить тем, что данные понятия, возможно, осваиваются левшами сложнее, нежели более привычные понятия «Верх - низ» в отношении независимых объектов. Левши характеризуются менее развитым словарным запасом.
4. Между левшами и правшами существуют значимые различия в следовании вектору разделенного объекта. Для левшей у младших школьников с ДЦП более, чем для правшей цельный объект, изначально данный как разделенный, в последствии воспринимается через отдельные перцептивные поля, то есть как отдельные объекты.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по проблеме психокоррекции нарушений пространственных представлений у младших школьников с ДЦП и их особенностей в зависимости от профиля латеральной организации.
2. Определить индивидуальный профиль латеральной организации для каждого испытуемого.
3. Исследовать степень развития процессов межполушарного взаимодействия в выборке.
4. Выявить особенности нарушений пространственных представлений у младших школьников с ДЦП с лево и правополушарным профилем латеральной организации.
5. По результатам проведенного исследования разработать, провести и проверить эффективность программу психокоррекции нарушений пространственных представлений у младших школьников с ДЦП.
Теоретическая основа исследования. Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются общенаучные принципы, созданные в отечественной психологии: системный подход Б.Ф. Ломова, принцип детерминизма А.Н. Леонтьева, положения А.Р. Лурии и Е.Д. Хомской о проблеме межполушарной асимметрии, а также исследования пространственных представлений у правшей и левшей А.В. Семенович.
Методы исследования. Задачи исследования решались с помощью следующих методов:
1. Организационные методы: теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические методы: тесты и наблюдение.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ, при количественном подсчете результатов использовался статистический непараметрический критерий U Манна-Уитни, а также t - критерий Стьюдента для зависимых выборок.
4. Интерпретационные методы: структурное описание.
Для диагностики пространственных представлений использовались следующие методики:
1. Модифицированный вариант методики «Кубики Кооса».
2. Методика исследования ориентировки в схеме тела и пространственных отношений между предметами О.В. Титовой в модификации К.С. Ладович (1 - 3 блоки).
3. Методики из нейропсихологического альбома А.Р. Лурии: копирование проекционных изображений, копирование изображения с поворотом на 180 градусов, дорисовывание контуров геометрических фигур.
Для определения доминантного полушария применялись:
1. Проба «Удар по мячу» (А.Р. Лурия).
2. Проба «Нога на ногу» (А.Р. Лурия).
3. Доминирующая рука при письме.
4. Поза Наполеона (А.Р. Лурия).
5. Проба «Замок» (А.Р. Лурия).
6. Проба «Коробок спичек» (В.Ю. Вильдавский, М.Г. Князева).
7. Проба Розенбаха.
8. Проба «Подзорная труба».
9. Проба Литинского.
10. Прислушивание к часам.
11. Прислушивание к шепотной речи.
12. Проба «Телефон».
Для определения степени сформированности межполушарных взаимодействий применялась мануальная проба на реципрокную координацию (проба Озерецкого).
Выборка и база исследования: в исследовании приняли участие 28 детей, проходящих лечение в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», из которых 11 - девочек и 17 - мальчиков возрастом 6 - 11 лет.
Апробация. Результаты исследования были представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии (2017, 2018 гг.), межвузовской научно-практической (очной) конференции (2018 г.), а также опубликованы в научной статье (2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 73 наименования, 7 приложений. Работа включает в себя 5 рисунков, 5 таблиц. Объем работы составляет 64 страницы машинописного текста.
В заключении - итоги работы, оценка решения задач. После обработки (количественной и качественной) - выводы, соответствует ли истине поставленная нами гипотеза.
Таким образом, на основании анализа научной литературы по представленной проблеме можно утверждать, что пространственные представления - это базис, основа любой познавательной деятельности человека, неотъемлемый элемент психики, играющий ключевую роль в социальном и умственном развитии человека, начиная с самых ранних этапов жизни. Особенностями пространственных представлений в младшем школьном возрасте выступают: умение понимать и использовать предлоги, обозначающие отношения между предметами в пространстве, а также овладение более сложными пространственными представлениями. Здесь начинают формироваться представления о глубине пространства, величине и т.д.
Важно также отметить понятие профиля латеральной организации. Профиль латеральной организации — это динамическая система, обуславливающая вклад каждого полушария в различные психические процессы и анализаторные системы.
В рамках нашего исследования нами был разработан и проведен формирующий эксперимент по психокоррекции нарушений пространственных представлений у младших школьников с ДЦП. По итогам проделанной работы была проведена итоговая психодиагностика и с помощью статистической обработки данных с применением критерия Стьюдента для зависимых выборок были установлены на уровне статистической значимости p < 0.05 следующие различия в показателях между первичной и итоговой диагностикой нарушений пространственных представлений.
При выполнении модифицированного варианта методики «Кубики Кооса» были получены различия в следующих показателях: «Одноцветные стороны» (г = 0.041), «Сочетание сторон» (г = 0.019), «Без внутренней рамки» (г = 0.029), а также «Общий показатель» (г = 0.000008). При выполнении методик по диагностике ориентации в схеме тела были получены различия по следующим показателям: «Свое тело» (г = 0.017), «Общий балл» (г = 0.021). Также при выполнении методик, направленных на исследование пространственных представлений между предметами, были получены следующие данные: «Ближе-дальше» (г = 0.28). Наконец, были обнаружены изменения при выполнении дополнительных нейропсихологических методик: «Проекционные изображения» (г = 0.006), «Дорисовывание контуров геометрических фигур» (г = 0.001).
Также в результате проведения исследования были изучены содержательные характеристики изучаемых компонентов нарушений пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП в зависимости от доминантного полушария. Анализ эмпирических данных, таким образом, показал, что на уровне значимости p < 0.05 были установлена статистически значимые различия в таких показателях по методике «Кубики Кооса», как: сбор фигуры без внутренней рамки (г = 0.037), сбор асимметричной фигуры (г = 0.019), состоящей только из двухсторонних граней (г = 0.046), повернутой на 45 градусов (г = 0.019), а также общий показатель успешности (г = 0.041).
Статистически значимые различия на уровне значимости p < 0.05 были обнаружены в показателях: ориентация в схеме тела собеседника (г = 0.046), понимание наречий «над - под» (г = 0.011), копирование проекционных изображений (г = 0.006), а также в показателях на дорисовывание контуров геометрических фигур (г = 0.022).
Таким образом, совокупность полученных нами данных полностью подтверждает выдвинутую нами частную гипотезу: существует достоверные различия в нарушениях пространственных представлениях у младших школьников с ДЦП в зависимости от доминантного полушария, а именно:
1. Между левшами и правшами детей с ДЦП существуют значимые различия: у левшей анализ, синтез и сравнение пространственных элементов и в целом эвристические способности находятся на более низком уровне развития, чем у правшей. Для правшей более характерна сукцессивная стратегия ориентации в пространстве, основанная на разделении целого на части, в то время как для левшей больше характерна симультанная стратегия.
2. Между левшами и правшами существуют значимые различия в схеме тела, а именно: левши значительно хуже ориентируются в теле собеседника, поскольку им значительно сложнее проецировать схему на более сложный и менее схематизированный объект, где может не быть такой четкой дифференцировки элементов.
3. Между левшами и правшами существуют значимые различия в понимании наречий «Над - под»: левши хуже справляются с данными понятиями, что можно объяснить тем, что данные понятия, возможно, осваиваются левшами сложнее, нежели более привычные понятия «Верх - низ» в отношении независимых объектов. Левши характеризуются менее развитым словарным запасом.
4. Между левшами и правшами существуют значимые различия в следовании вектору разделенного объекта. Для левшей у младших школьников с ДЦП более чем для правшей цельный объект, изначально данный как разделенный, впоследствии воспринимается через отдельные перцептивные поля, то есть как отдельные объекты.
На основе полученной информации можно дать следующие рекомендации:
1. При проведении мероприятий по психокоррекции нарушений пространственных представлений у младших школьников с ДЦП необходимо уделить особое внимание оптимизации процессов межполушарного взаимодействия. Оптимизация данных процессов способна дать ребенку необходимый базис, с помощью которого процесс формирования пространственных представлений значительно облегчается.
2. При коррекции нарушений пространственных представлений у младших школьников ДЦП необходимо уделить внимание развитию восприятия, в частности развитию симультанной стратегии восприятия.
3. Большое значение при коррекции нарушений пространственных представлений имеет формированию адекватной схемы тела. Ориентация в собственной схеме тела, в схеме тела собеседника и на бумаге может также значительно облегчить последующее формирование пространственных представлений, т.к. собственное тело и тело собеседника могут стать для ребенка стабильной точкой ориентировки в пространстве.
4. Усвоение ребенком основных словесных обозначений отношений объектов в пространстве между собой также должно являться одной из главных задач при коррекции нарушений пространственных представлений у младших школьников с ДЦП.
Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены, цель исследования была достигнута. Выдвинутая нами центральная гипотеза подтвердилась: успешность психокоррекции нарушений пространственных представлений младших школьников с ДЦП определяется формирующим влиянием на процессы межполушарного взаимодействия.
1. Айрапетянц, В.А. Особенности функциональных асимметрий мозга здоровых детей / В.А. Айрапетянц // Асимметрия мозга и память. - Пущино, 1987. - С. 3-18.
2. Аристотель. Физика. Сочинения в 4-х томах / Аристотель. - М.:
КомКнига, 2007. - 226 с.
3. Аршавский, В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности: к проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР / В.В. Аршавский. - Владивосток, 1988. - 135 с.
4. Байчуркина, А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПРИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АССИМЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ / А. А. Байчуркина, Н. И. Исмайлова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 74-74.
5. Безруких, М.М. К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций / М.М. Безруких // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: Материалы II Всероссийской научной конференции. - М.: НИИ мозга РАМН, 2003. - С. 27-28.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова. — ОЛМА-ПРЕСС СПб, 2003. — 672 с.
7. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека. / Н.Н.Брагина, Т.А. Доброхотова. - М.: Медицина, 1988. — 240 с. ил.
8. Введенский, Г.Е. К изучению индивидуального профиля асимметрии у психически больных / Г.Е. Введенский // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, - 1982. — С. 163-164.
9. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. - М. - 1983. - 368 с.
10. Деннисон, П.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста / П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон - Пер. с англ. М.: Восхождение, - 1998.
11. Дозорцева, А.В. Латеральные мануальные предпочтения
младенцев в исполнительных действиях / А.В. Дозорцева, Е.А. Сергиенко // А.Р. Лурия и психология XXI века: Тезисы сообщений Второй
международной конференции, по- священной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Тапера. - М.: МГУ и др., 2002. - С. 46.
12. Голант, Р. Я. О деперсонализационных и дереализационных синдромах и их локализации. / Р.Я. Голант. - Харьков, 1941. - С. 46-47.
13. Ерохина, А.А. Необходимость формирования пространственных представлений как базового составляющего психического развития детей с детским церебральным параличом / А.А. Ерохина, В.С. Васильева // Изучение и образование детей с различными формами дезонтогенеза. - 2010.
- С. 79-82.
14. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-ое изд. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - С. 95
15. Иванов, М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М.В. Иванов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.
- 2012. - № 28. - С. 1245-1248.
16. Иванов, М.В. Особенности пространственных представлений у подростков и молодежи в рамках расстройств шизофренического спектра / М.В. Иванов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. - № 24. - С. 933¬936.
17. Кант, И. Собрание сочинений / И. Кант. - М., - 1964. - Т. 3. - С. 131
18. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ / Г. Крайг. - СПб., 2000
19. Кручинин, В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения / В.А. Кручинин. - СПб., 1991. - 184 с.
20. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 275 с.
21. Лубовский, В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский [и др.]. Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 464 с.
22. Князева, М.Г. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Электрофизиологический анализ / М.Г. Князева, Д.А. Фарбер // Физиология человека. - 1991. - Т. 17, № 1. - С. 5 - 17.
23. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 156 с.
24. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М., 2001. - 192 с.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев М., - 1975. - 304 с.
26. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов - М., 1984. - 444 с.
27. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Р.Лурия. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
28. Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства дошкольниками / А.А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.: Изд -во АПН РСФСР. - 1966. - №86. - С. 47-62.
29. Манелис, Н.Г. Сравнительный анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Г. Манелис. - М., 2000. - 27 с.
30. Меграбян, А.А. Деперсонализация / А.А. Меграбян. - М.: Ереван, 1962. - 356 с.
31. Определение доминантного полушария головного мозга у детей возраста и у больных неврологического профиля / О.А. Молоткова [и др.] // Вестник ТГУ. - 2014.г. - №1. - С.81-82.
32. Москвин, В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / В.А. Московин, Н.В. Московина. - М.: СМЫСЛ, 2011. - 368 с.
33. Насонова, В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.И. Насонова. - М., 1979. - 22 с.
34. Олешкевич, В.Ф. Феномен образной последовательности устной речи и письма /В.Ф. Олешкевич, Т.А. Доброхотова, Т.И. Тетеркина // Здравоохр. Белоруссии. — 1985. — № 3. - С. 74-75.
35. Онтогенез функциональной межполушарной асимметрии / Д.А. Фарбер [и др.]. - Принципы и механизмы деятельности мозга. - Л.: Наука, 1985. - С. 80-82.
36. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с.
38. Пальчик, А.Б. Эволюционная неврология / А.Б. Пальчик. - СПб.: Питер, 2002. - 383 с.
39. Переслени, Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. / Л. И. Переслени. - М., - 1984. - 161 с.
40. Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Ж. Пиаже, Б. И. Нельдер. - М.: Иностранная литература, 1963. - 448 с.
41. Прахт, Н.Ю. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие в позднем возрасте / Н.Ю. Прахт, Н.Л. Корсакова // Тезисы сообщений Второй межд. конф., посвященной 100 летию со дня рождения А.Р. Лурия // Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Тапера. - М.: МГУ, 2002. - С. 115.
42. Поляков, В.М. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) / В.М. Поляков, Л.И. Колесникова // ACTA BIOMEDICA SCIENTIFICA. - 2006г. - С.322-331.
43. Сазонов, В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). / В. Ф. Сазонов. - Рязанский государственный университет, - 2010.
44. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практ. Пособие / Н.Я. Семаго. - Москва: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.
45. Семаго, Н. Я. Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго. - СПб, - 2005. - 384 с.
46. Семенова, К.А. К оценке развития структуры и функции правой и левой гемисферы у детей при внутриутробном или родовом поражении мозга / К.А. Семенова, Т.Г. Шамарин // Функциональная асимметрия и адаптация человека. - М.: Московский НИИ психиатрии, 1976. - С. 96-98.
47. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2008. - 319 с.
48. Семенович, А.В. О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе / А.В. Семенович, Б.А. Архипов, Т.Г. Фролова и др. // Материалы Первой Межд. конф. памяти А.Р. Лурия // Под ред. Е.Д. - Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - С. 215-224.
49. Семенович, А.В. Эти невероятные левши / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2018. - 232 с.
50. Семенович, А.В. Проблемы онтогенеза межполушарных
взаимодействий: нейропсихологический подход / А.В. Семенович //
Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: Материалы Второй всерос. научной конф. - М.: НИИ мозга РАМН, 2003. - С. 276-285.
51. Симерницкая, Э.Г. Доминантность полушарий / Э.Г.Симерницкая. - Москва: Издательство Московского университета, 1978. - 95 с.
52. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. - М.: Издательство МГУ, 1985. - 190 с.
53. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг: пер. с англ. / С. Спрингер, Г. Дейч. - М.: Мир, 1983. - 256 с.
54. Строганова, Т.А. Латерализация моторных функций в раннем онтогенезе человека / Т.А. Строганова, И.Н. Посикера, Н.П. Пушина и др. // Физиология человека. - 2003. - Т. 29, № 1. - С. 48-50.
55. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. - 94 с.
56. Строганова, Т.А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные различия в предпочтении руки в раннем онтогенезе / Т.А. Строганова, Н.П. Пушина, Е.В. Орехова и др. // Физиология человека. - 2004. - Т. 30, № 1. - С. 20-30.
57. Титова, О.В. Справа - слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП / О.В. Титова. - М.: ГНОМ и Д, 2004. - 56 с.
58. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание / Е.Д. Хомская. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.
59. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: Наука, 1986. - 206 с.
60. Цветкова, Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб, пособие / Л. С. Цветкова [и др.]. Под ред. Л. С. Цветковой. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 296 с.
61. Челпанов, Г.И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врождённости. Ч. 1 / Г.И. Челпанов. - М.: Киев, 1896. - 388 с.
62. Ченцов, Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных нарушениях мозга в детском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Ю. Ченцов. - М.: МГУ, - 1983. - 183 с.
63. Ченцов, Н.Ю. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и взрослых/ Н.Ю. Ченцов, Э.Г. Семирницкая, Л.Ф. Обухова // Вестн. Моск. Ун-та, сер.14 (Психология), - 1980. - №3. - с.63-71.
64. Шемякин, Ф.Н. Ориентация в пространстве / Ф.Н. Шемякин // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959. - С. 140-192.
65. Annett, M. The distribution of manual asymmetry / M. Annett // Brit. J. Psychol. - 1972. - Vol. 63. - P. 343.
66. Borowy, T. Cerebral Lateralization of Speech: The Effects of Age, Sex, Race and Socioeconomic Class / T. Borowy, R. Goebel // Neuropsychologia. - 1976. - Vol. 14. - P. 363-370.
67. Kahn, R.S., Cognitive dysfunction in schizophrenia: comperison of treatment with typical and atypical antipsychotics / R. S. Kahn. R. Hijman // Workshop on: Neurocognitive Impairment in Schizophrenic and Alzheimer's Disorders: Therapeutic Approaches. Abstracts. France, March 12-13. - 1999. - p. 48-51.
68. Lenneberg, E.H. Biological foundations of language / E.H. Lenneberg.
- New York: Wiley, 1967. 71. Levy J. Psychobiological implications of bilateral asymmetry / J. Levy // Hemisphere function in the human brain // Eds. S. Dimonf, D. Beanmont. - London, 1974. - P. 114-127.
69. Melekian, B. Lateralization in the human newborn at birth: asymmetry of the stepping reflex / B. Melekian // Neuropsychologia. - 1981. - Vol. 19, N 5. - P. 707-711.
70. Molfese, D.L. Cortical responses of preterm infants to phonetic and non-phonetic speech stimuli / D.L. Molfese, V.J. Molfese // Develop. Psychol. - 1980. - Vol. 16. - P. 574-581.
71. Spiker, D. Visual self-recognition in autistic children: developmental relationships / D. Spiker, M. Ricks // J. Child development. 1984. - Vol. 55.- N 1.
72. Storch, E. Die welt der beginnenden schizophrenie und die archaische welt. Zeitschr.f.d.ges.u. Psych. Bd 127. - S. 799-810.
73. Wada, J.A. Pre-lanquage and fundamental asymmetry of the infant brain / J.A. Wada // Ann. N.Y. Acad. Sci. - 1977. - Vol. 299. - P. 370-379.