Изучение раздела «Плоские черви» на уроках биологии с использованием методики фронтально-парного занятия (Забайкальский государственный университет)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Общая характеристика плоских червей 5
1.1.Классификация плоских червей. Приспособления к паразитическому образу жизни 5
1.2.Заболевания человека, вызываемые плоскими червями, методы борьбы и профилактики гельминтозов 19
1.3.Выводы к первой главе 26
2. Методика фронтально-парного занятия 27
2.1.Фронтально-парная методика как способ повышения интереса учащихся к предмету 27
2.2.Подготовка материалов для урока биологии 30
2.3.Анализ эффективности фронтально-парной методики преподавания биологии 45
2.4. Выводы ко второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Общая характеристика плоских червей 5
1.1.Классификация плоских червей. Приспособления к паразитическому образу жизни 5
1.2.Заболевания человека, вызываемые плоскими червями, методы борьбы и профилактики гельминтозов 19
1.3.Выводы к первой главе 26
2. Методика фронтально-парного занятия 27
2.1.Фронтально-парная методика как способ повышения интереса учащихся к предмету 27
2.2.Подготовка материалов для урока биологии 30
2.3.Анализ эффективности фронтально-парной методики преподавания биологии 45
2.4. Выводы ко второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Тема выпускной квалификационной работы актуальна, так как изучение плоских червей на уроках биологии важно для понимания основных биологических процессов и эволюции форм жизни. Методика фронтально-парного занятия позволяет улучшить усвоение материала за счет интерактивного подхода.
Паразитические плоские черви – это группа паразитов, которые могут вызывать различные заболевания у человека. Они относятся к типу плоских червей и имеют плоское тело, что позволяет им приспосабливаться к жизни внутри организма-хозяина. В данном уроке мы рассмотрим основные понятия, свойства и характеристики паразитических плоских червей, а также рассмотрим заболевания, которые они могут вызывать, и методы их диагностики, лечения и профилактики.
Объект исследования – процесс изучения биологии в средней школе.
Предмет – методика фронтально – парного занятия при изучении темы «Плоские черви».
Цель выпускной квалификационной работы – изучение эффективности применения методики фронтально – парного занятия при объяснении темы «Плоские черви» на уроках биологии в средней школе.
Исходя из данной цели, необходимо решить ряд задач:
– Изучить общую характеристику плоских червей, их приспособления к паразитическому образу жизни;
– Разработать и провести урок с использованием методики фронтально-парного занятия, проанализировать эффективность данной методики в школьной практике.
Поставленные задачи решались с использованием различных методов научно-педагогического исследования:
• Изучение и анализ литературных источников в области методики, педагогики, экологии, биологии по исследуемой проблеме.
• Педагогический эксперимент в средней школе, проводимый для объективной и аргументированной проверки рабочей гипотезы.
Гипотеза исследования: использование методики фронально-парного занятия улучшает понимание и запоминание материала по теме «Плоские черви» среди школьников.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы обозначили ее структуру: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе дана общая характеристика плоских червей. Во второй главе изучена методика фронтально-парного занятия, проанализирована эффективность фронтально-парной методики преподавания биологии. В заключении представлены основные выводы.
Паразитические плоские черви – это группа паразитов, которые могут вызывать различные заболевания у человека. Они относятся к типу плоских червей и имеют плоское тело, что позволяет им приспосабливаться к жизни внутри организма-хозяина. В данном уроке мы рассмотрим основные понятия, свойства и характеристики паразитических плоских червей, а также рассмотрим заболевания, которые они могут вызывать, и методы их диагностики, лечения и профилактики.
Объект исследования – процесс изучения биологии в средней школе.
Предмет – методика фронтально – парного занятия при изучении темы «Плоские черви».
Цель выпускной квалификационной работы – изучение эффективности применения методики фронтально – парного занятия при объяснении темы «Плоские черви» на уроках биологии в средней школе.
Исходя из данной цели, необходимо решить ряд задач:
– Изучить общую характеристику плоских червей, их приспособления к паразитическому образу жизни;
– Разработать и провести урок с использованием методики фронтально-парного занятия, проанализировать эффективность данной методики в школьной практике.
Поставленные задачи решались с использованием различных методов научно-педагогического исследования:
• Изучение и анализ литературных источников в области методики, педагогики, экологии, биологии по исследуемой проблеме.
• Педагогический эксперимент в средней школе, проводимый для объективной и аргументированной проверки рабочей гипотезы.
Гипотеза исследования: использование методики фронально-парного занятия улучшает понимание и запоминание материала по теме «Плоские черви» среди школьников.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы обозначили ее структуру: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе дана общая характеристика плоских червей. Во второй главе изучена методика фронтально-парного занятия, проанализирована эффективность фронтально-парной методики преподавания биологии. В заключении представлены основные выводы.
Все паразитические черви, независимо от того, к какому типу они относятся, называются гельминтами.
Плоские черви - двустороннесимметричные животные с уплощенным в спинно-брюшном направлении телом. Покровы и лежащие под ним слои мышечных волокон образуют кожно-мускульный мешок. Первичная полость тела заполнена рыхлой массой клеток - паренхимой, в которой расположены различные внутренние органы. Специальные органы дыхания отсутствуют. У форм, имеющих пищеварительную систему, кишечник (обычно разветвленный) заканчивается слепо: анальное отверстие отсутствует. У одной из паразитических групп плоских червей - ленточных червей - органов пищеварения нет и пища всасывается через покровы осмотические. Органы выделения представлены протонефридиями. Плоские черви, за редким исключением, гермафродиты.
Плоские черви являются паразитами, что означает, что они питаются за счет других организмов, которых они заражают. Они могут быть внутренними паразитами, обитающими внутри организма своего хозяина, или наружными паразитами, прикрепленными к поверхности тела своего хозяина.
Внутренние паразиты питаются кровью, лимфой или другими тканевыми жидкостями своего хозяина. Они обладают органами, специализированными для всасывания питательных веществ из тканей хозяина. Некоторые плоские черви, такие как трематоды, имеют присоски или крючки, которые помогают им прикрепиться к органам своего хозяина и получать питательные вещества.
Наружные паразиты питаются кожей, кровью или другими тканевыми жидкостями своего хозяина. Они также используют присоски или крючки для прикрепления к поверхности тела хозяина и получения питательных веществ. Некоторые плоские черви, такие как гельминты, могут также поглощать пищу через свою кожу.
На учебном занятии, при объяснении нового материала, у обучающихся наблюдается разное понимание текста учителя. В этом случае обучающихся можно разделить на три категории. Первая категория – это обучающиеся, которые могут понять материал сразу, у второй категории возникают проблемы в понимании, третья категория не воспринимает материал совсем. И, если бы после фронтальной работы организовать индивидуальную, то первые – выполнили бы задание правильно, вторые – допустили бы в выполнении задания ошибки, третьи – не выполнили бы задание.
Фронтально – парное занятие используется главным образом для изучения нового материла. Содержание темы разбивается на несколько смысловых фрагментов, относительно каждого из них разворачивается свой фронтально-парный цикл, состоящий из четырех тактов:
1. Вброс содержания – учитель объясняет часть новой темы: теоретический материал, способ решения задачи, алгоритм выполнения действия и т.п. При этом учитель схематично фиксирует на доске содержательные моменты – получается опора для последующих действий ученика на этом и последующих занятиях. Ученик по ходу объяснения учителя обязательно переносит все эти записи себе в тетрадь.
2. Запуск парной работы – учитель даёт установку на работу в парах: формулирует задание по восстановлению учениками изложенного им фрагмента нового материала (задание связано как с его содержанием, так и со способом взаимодействия учащихся).
3. Работа учащихся в парах и ее отладка учителем. Назначение парной работы – восстановить только что изложенное. В ходе проговаривания друг другу этого содержания ученик выделяет понятное им, обнаруживает пробелы и места непонимания, с помощью напарника дополняет и корректирует свое знание, восстанавливает и воспроизводит структуру услышанного текста.
Осуществляя отладку парной работы, учитель:
• наблюдает и корректирует общею включенность пар в работу, разделение труда, качество и способ взаимодействия, включенность каждого напарника в работу;
• корректирует содержание разговора и восстанавливаемой информации, при необходимости указывает на несоответствие записей на доске и в тетради.
4. Акцентирование учителем во фронтальной форме, с одной стороны, качества и организации парной работы, с другой – важных моментов содержания учебного материала, в том числе определение степени усвоения материала.
Плоские черви - двустороннесимметричные животные с уплощенным в спинно-брюшном направлении телом. Покровы и лежащие под ним слои мышечных волокон образуют кожно-мускульный мешок. Первичная полость тела заполнена рыхлой массой клеток - паренхимой, в которой расположены различные внутренние органы. Специальные органы дыхания отсутствуют. У форм, имеющих пищеварительную систему, кишечник (обычно разветвленный) заканчивается слепо: анальное отверстие отсутствует. У одной из паразитических групп плоских червей - ленточных червей - органов пищеварения нет и пища всасывается через покровы осмотические. Органы выделения представлены протонефридиями. Плоские черви, за редким исключением, гермафродиты.
Плоские черви являются паразитами, что означает, что они питаются за счет других организмов, которых они заражают. Они могут быть внутренними паразитами, обитающими внутри организма своего хозяина, или наружными паразитами, прикрепленными к поверхности тела своего хозяина.
Внутренние паразиты питаются кровью, лимфой или другими тканевыми жидкостями своего хозяина. Они обладают органами, специализированными для всасывания питательных веществ из тканей хозяина. Некоторые плоские черви, такие как трематоды, имеют присоски или крючки, которые помогают им прикрепиться к органам своего хозяина и получать питательные вещества.
Наружные паразиты питаются кожей, кровью или другими тканевыми жидкостями своего хозяина. Они также используют присоски или крючки для прикрепления к поверхности тела хозяина и получения питательных веществ. Некоторые плоские черви, такие как гельминты, могут также поглощать пищу через свою кожу.
На учебном занятии, при объяснении нового материала, у обучающихся наблюдается разное понимание текста учителя. В этом случае обучающихся можно разделить на три категории. Первая категория – это обучающиеся, которые могут понять материал сразу, у второй категории возникают проблемы в понимании, третья категория не воспринимает материал совсем. И, если бы после фронтальной работы организовать индивидуальную, то первые – выполнили бы задание правильно, вторые – допустили бы в выполнении задания ошибки, третьи – не выполнили бы задание.
Фронтально – парное занятие используется главным образом для изучения нового материла. Содержание темы разбивается на несколько смысловых фрагментов, относительно каждого из них разворачивается свой фронтально-парный цикл, состоящий из четырех тактов:
1. Вброс содержания – учитель объясняет часть новой темы: теоретический материал, способ решения задачи, алгоритм выполнения действия и т.п. При этом учитель схематично фиксирует на доске содержательные моменты – получается опора для последующих действий ученика на этом и последующих занятиях. Ученик по ходу объяснения учителя обязательно переносит все эти записи себе в тетрадь.
2. Запуск парной работы – учитель даёт установку на работу в парах: формулирует задание по восстановлению учениками изложенного им фрагмента нового материала (задание связано как с его содержанием, так и со способом взаимодействия учащихся).
3. Работа учащихся в парах и ее отладка учителем. Назначение парной работы – восстановить только что изложенное. В ходе проговаривания друг другу этого содержания ученик выделяет понятное им, обнаруживает пробелы и места непонимания, с помощью напарника дополняет и корректирует свое знание, восстанавливает и воспроизводит структуру услышанного текста.
Осуществляя отладку парной работы, учитель:
• наблюдает и корректирует общею включенность пар в работу, разделение труда, качество и способ взаимодействия, включенность каждого напарника в работу;
• корректирует содержание разговора и восстанавливаемой информации, при необходимости указывает на несоответствие записей на доске и в тетради.
4. Акцентирование учителем во фронтальной форме, с одной стороны, качества и организации парной работы, с другой – важных моментов содержания учебного материала, в том числе определение степени усвоения материала.



