ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1. Состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольной образовательной организации 13
1.2. Современные подходы к организации к организации психолого -
педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в отечественных и зарубежных исследованиях 24
1.3. Научное обоснование модели психолого - педагогического
сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 31
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 40
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по
адаптации детей раннего возраста 40
2.2. Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения
адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 47
2.3 Анализ результативности экспериментальной работы по психолого- педагогическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольной образовательной организации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1. Состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольной образовательной организации 13
1.2. Современные подходы к организации к организации психолого -
педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в отечественных и зарубежных исследованиях 24
1.3. Научное обоснование модели психолого - педагогического
сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 31
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 40
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по
адаптации детей раннего возраста 40
2.2. Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения
адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 47
2.3 Анализ результативности экспериментальной работы по психолого- педагогическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольной образовательной организации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность исследований и разработок в сфере психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации обусловлена современными тенденциями развития системы дошкольного образования, совершенствованием профессиональных компетенций педагогов в области разностороннего развития детей младенческого и раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Современная ситуация в образовании выдвигает требования к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и компетентностной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие, финансово-организационные, социально-педагогические, методические и другие задачи, определенные перед дошкольной образовательной организацией.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определены важнейшие векторы реализации государственной политики, которые направлены на улучшение положения детей в Российской Федерации, среди них обеспечение безопасной и дружественной среды для жизни подрастающего поколения, раскрытие возможностей для их самореализации и всестороннего развития, обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, укрепление сотрудничества образовательных дошкольных организаций и семьи в воспитании детей. Этап возрождения общественной системы воспитания детей раннего возраста выдвигает новые профессиональные требования по организации образовательного процесса на этой возрастной ступени, а именно реализация принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: это и «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей» (65), это принцип «построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (65). ФГОС ДО нацеливает дошкольную образовательную организацию на создание социальной ситуации развития ребенка, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного развития.
В соответствии с п.1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ дошкольное образование может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, поэтому возраст начала приема детей в дошкольную образовательную организацию (далее - ДОО) будет зависеть от созданных в образовательной организации условий. И одной из приоритетных задач ФГОС ДО, является сохранение и укрепление всех компонентов здоровья ребенка: физического, нервно - психического и социально-психологического. Ввиду этого предполагается создание в дошкольной образовательной организации для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на формировании комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.
В классических работах Выготского Л.С., Фрейда А., Хорни К., Эриксона Э. подчеркивается важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы сформировать такое отношение, родителям и педагогам нужно знать особенности процесса адаптации детей в этом возрасте. Вопросы психологического сопровождения адаптации детей раннего возраста рассматриваются в работах М.М. Безруких, В.В. Гриценко, В.С. Мухиной. Так Е.О. Севостьянова рассматривает совершенствование условий для успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду, вопросы подготовки детей в семье к дошкольному образовательному учреждению. Т.В. Костяк анализирует черты психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО, а также особенности психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в раннем возрасте. Современные исследования в области адаптации детей к ДОО представлены достаточно широко (Ф.Б. Березин, Г.Д. Волков, Е.И. Морозова, Д.Б. Эльконин). Изучены физиологические особенности детей (М.М. Безруких, И.С. Бериташвили, Н.К. Верещагин, Г.В. Гуровец, Н.А. Дуринян, Н.В. Тимофеев, Д.А. Фарбер и др.); выявлены особенности взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста (И.М. Кононова, М.Ю. Кистяковская, М.И. Лисина, Г.М. Лямина, С.Н. Теплюк и др.), раскрыты общие вопросы организации жизни детей раннего возраста (М.Ю. Кистяковская, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт и др.);. В то же время вопросы психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации раскрыты лишь отчасти (Т.В.Костяк, М.М.Безруких, С.И. Изаак, Т.И. Чиркова и др.). Необходимость охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период адаптации к детскому саду на важность этой проблемы первой указала Н.М. Аксарина.
В современных психолого-педагогических исследованиях (Н.М. Аксарина, В.А. Алямовская, Л.В. Белкина, Д.Н. Исаев, Г.В. Пантюхина, K.JL Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер и др.) проблема адаптации ребенка к условиям ДОО является одной из актуальных. Поэтому становится очевидной актуальность исследований и разработок психолого¬педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Проблемы сопровождения ребенка раннего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях изучены и раскрыты недостаточно полно, что совершенно неправомерно, так как основы большинства «проблем» закладываются и формируются в раннем дошкольном возрасте. Также проблемой является теоретическая не разработанность критериев и показателей оценки результативности психолого-педагогического сопровождения, в том числе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Так как вопрос сложности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО остается, требуется искать пути безболезненной адаптации детей, создание оптимальных условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. И, несомненно, работа по организации психолого - педагогического сопровождения адаптации детей должна идти в контакте с родителями и начинаться в семье, до поступления в дошкольную образовательную организацию.
Сказанное стало основанием для выявления следующих противоречий, актуализирующих проблему психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации:
- между потребностью системы образования в комплексном, специально организованном психолого-педагогическом сопровождении адаптации детей раннего возраста и реальной подготовленностью специалистов к сопроводительной работе с детьми в условиях дошкольной образовательной организации.
- между имеющейся общей теорией сопровождения личности ребенка и слабой разработанностью механизмов реализации психолого-педагогического сопровождения в ДОО;
- между необходимостью психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью его содержательных и технологических аспектов;
Актуальность и значимость указанных вопросов определили проблему нашего исследования: выявить содержание психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям ДОО.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: моделирование психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: научно обосновать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации будет успешной, если:
- обеспечено комплексное психолого - педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации на основе модели, включающей целевой, концептуальный, содержательный, контрольно - оценочный блоки;
- обеспечена готовность педагогов к освоению модели психолого - педагогическое сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- создана психологически поддерживающая образовательная среда в группе раннего возраста дошкольной образовательной организации.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой предпринятого исследования определены следующие задачи:
1. Выявить состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в психолого - педагогической литературе и на этой основе конкретизировать понятие «адаптация детей раннего возраста» к условиям дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть содержание психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
3. Определить современные походы к организации психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и апробировать модель психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
5. Экспериментально проверить эффективность модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
- психическое развитие ребенка в раннем возрасте (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева,
A. М. Фонарев, Н.М. Щелованов и др.);
- культурно-историческая теория (JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- основные идеи и принципы деятельностного подхода (В.В. Давыдов, М. Коул, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн,);
- средовой подход к развитию психики ребенка (И.Ф. Исаев, К. Левин,
B. И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин);
- компетентностный подход (Л.Н. Волошина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н. Хомский, А.В. Хуторской и др.);
- работы по проблеме адаптации М.М.Безруких, В.С. Мухиной;
- концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (А.В. Мудрик, И.С. Кон);
- научно-методические положения о психолого - педагогическом сопровождении детей раннего возраста к условиям ДОУ (М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- научно обоснована модель психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- определен синтез теоретико - методологических подходов (системный, компетентностный, личностно - деятельностный) при решении проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- выявлены возможности научного моделирования психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- доказана результативность экспериментальной работы по реализации модели психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в процессе исследования:
- дано теоретическое обоснование содержания психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- раскрыто содержание понятия проблемы исследования - «адаптация детей раннего возраста», «управление процессом адаптации»;
- приведены новые данные о возможных технологиях моделирования образовательной среды для поддержки индивидуальности ребенка раннего возраста с учетом запросов семьи;
- определены критерии и показатели оценки результативности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в практику дошкольных образовательных организаций Белгородской области, а также возможность использования в более широкой практике психологической службы ДОО. Технология моделирования психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, разработанная и апробированная в процессе исследования, поможет воспитателям и руководителям дошкольных образовательных организаций создать условия для успешной адаптации развития детей раннего возраста и поддержки индивидуальности каждого ребенка. Диагностический инструментарий может быть использован в практической деятельности руководителей, психологов и воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический и сравнительный анализ научной литературы по проблеме исследования, терминологический анализ понятий, синтез, анализ, теоретическое моделирование;
- эмпирические: экспериментальная работа, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение, изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста.
Для обработки результатов экспериментальной работы использовались методы математической статистики. Расчеты осуществлялись с помощью компьютерных программ «Microsoft Excel , «Statistica».
База исследования. Апробация и внедрение результатов проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода и на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 56 «Солнышко» г. Белгорода.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - анализ научной литературы по проблеме исследования (психолого-педагогической, философской, медицинской); выявление и обоснование методологических и теоретических позиций исследования; определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методов и методик диссертационного исследования.
Второй этап - организация и проведение констатирующего этапа; научно -методическое обеспечение экспериментального исследования, включающего изучение особенностей развития детей раннего возраста, компетенций педагогов для работы с детьми раннего возраста, разработка и апробация модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Третий этап - определение, апробация и проверка результативности внедрения модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации; экспертная оценка, анализ и систематизация эмпирических данных исследования; обоснование теоретических и практических выводов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены на XX Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations» - «Модель психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (Пенза, 2018); VI Международной научно - практической конференции «Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы» - «К проблеме психологического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (Пенза, 2018); Международной научно - практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» - «Управление процессом адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (Белгород, 2018).
Результаты исследования внедрены в практическую деятельность МБДОУ д/с № 86 «Радость».
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен на 76 страницах, содержит 4 таблицы и 7 рисунков. Список использованной литературы включает 78 источников, из них - 3 источника на иностранном языке. В работе 11 приложений.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определены важнейшие векторы реализации государственной политики, которые направлены на улучшение положения детей в Российской Федерации, среди них обеспечение безопасной и дружественной среды для жизни подрастающего поколения, раскрытие возможностей для их самореализации и всестороннего развития, обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, укрепление сотрудничества образовательных дошкольных организаций и семьи в воспитании детей. Этап возрождения общественной системы воспитания детей раннего возраста выдвигает новые профессиональные требования по организации образовательного процесса на этой возрастной ступени, а именно реализация принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: это и «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей» (65), это принцип «построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (65). ФГОС ДО нацеливает дошкольную образовательную организацию на создание социальной ситуации развития ребенка, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного развития.
В соответствии с п.1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ дошкольное образование может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, поэтому возраст начала приема детей в дошкольную образовательную организацию (далее - ДОО) будет зависеть от созданных в образовательной организации условий. И одной из приоритетных задач ФГОС ДО, является сохранение и укрепление всех компонентов здоровья ребенка: физического, нервно - психического и социально-психологического. Ввиду этого предполагается создание в дошкольной образовательной организации для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на формировании комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.
В классических работах Выготского Л.С., Фрейда А., Хорни К., Эриксона Э. подчеркивается важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы сформировать такое отношение, родителям и педагогам нужно знать особенности процесса адаптации детей в этом возрасте. Вопросы психологического сопровождения адаптации детей раннего возраста рассматриваются в работах М.М. Безруких, В.В. Гриценко, В.С. Мухиной. Так Е.О. Севостьянова рассматривает совершенствование условий для успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду, вопросы подготовки детей в семье к дошкольному образовательному учреждению. Т.В. Костяк анализирует черты психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО, а также особенности психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в раннем возрасте. Современные исследования в области адаптации детей к ДОО представлены достаточно широко (Ф.Б. Березин, Г.Д. Волков, Е.И. Морозова, Д.Б. Эльконин). Изучены физиологические особенности детей (М.М. Безруких, И.С. Бериташвили, Н.К. Верещагин, Г.В. Гуровец, Н.А. Дуринян, Н.В. Тимофеев, Д.А. Фарбер и др.); выявлены особенности взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста (И.М. Кононова, М.Ю. Кистяковская, М.И. Лисина, Г.М. Лямина, С.Н. Теплюк и др.), раскрыты общие вопросы организации жизни детей раннего возраста (М.Ю. Кистяковская, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт и др.);. В то же время вопросы психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации раскрыты лишь отчасти (Т.В.Костяк, М.М.Безруких, С.И. Изаак, Т.И. Чиркова и др.). Необходимость охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период адаптации к детскому саду на важность этой проблемы первой указала Н.М. Аксарина.
В современных психолого-педагогических исследованиях (Н.М. Аксарина, В.А. Алямовская, Л.В. Белкина, Д.Н. Исаев, Г.В. Пантюхина, K.JL Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер и др.) проблема адаптации ребенка к условиям ДОО является одной из актуальных. Поэтому становится очевидной актуальность исследований и разработок психолого¬педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Проблемы сопровождения ребенка раннего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях изучены и раскрыты недостаточно полно, что совершенно неправомерно, так как основы большинства «проблем» закладываются и формируются в раннем дошкольном возрасте. Также проблемой является теоретическая не разработанность критериев и показателей оценки результативности психолого-педагогического сопровождения, в том числе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Так как вопрос сложности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО остается, требуется искать пути безболезненной адаптации детей, создание оптимальных условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. И, несомненно, работа по организации психолого - педагогического сопровождения адаптации детей должна идти в контакте с родителями и начинаться в семье, до поступления в дошкольную образовательную организацию.
Сказанное стало основанием для выявления следующих противоречий, актуализирующих проблему психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации:
- между потребностью системы образования в комплексном, специально организованном психолого-педагогическом сопровождении адаптации детей раннего возраста и реальной подготовленностью специалистов к сопроводительной работе с детьми в условиях дошкольной образовательной организации.
- между имеющейся общей теорией сопровождения личности ребенка и слабой разработанностью механизмов реализации психолого-педагогического сопровождения в ДОО;
- между необходимостью психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью его содержательных и технологических аспектов;
Актуальность и значимость указанных вопросов определили проблему нашего исследования: выявить содержание психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям ДОО.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: моделирование психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: научно обосновать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации будет успешной, если:
- обеспечено комплексное психолого - педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации на основе модели, включающей целевой, концептуальный, содержательный, контрольно - оценочный блоки;
- обеспечена готовность педагогов к освоению модели психолого - педагогическое сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- создана психологически поддерживающая образовательная среда в группе раннего возраста дошкольной образовательной организации.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой предпринятого исследования определены следующие задачи:
1. Выявить состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в психолого - педагогической литературе и на этой основе конкретизировать понятие «адаптация детей раннего возраста» к условиям дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть содержание психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
3. Определить современные походы к организации психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и апробировать модель психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
5. Экспериментально проверить эффективность модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
- психическое развитие ребенка в раннем возрасте (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева,
A. М. Фонарев, Н.М. Щелованов и др.);
- культурно-историческая теория (JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- основные идеи и принципы деятельностного подхода (В.В. Давыдов, М. Коул, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн,);
- средовой подход к развитию психики ребенка (И.Ф. Исаев, К. Левин,
B. И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин);
- компетентностный подход (Л.Н. Волошина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н. Хомский, А.В. Хуторской и др.);
- работы по проблеме адаптации М.М.Безруких, В.С. Мухиной;
- концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (А.В. Мудрик, И.С. Кон);
- научно-методические положения о психолого - педагогическом сопровождении детей раннего возраста к условиям ДОУ (М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- научно обоснована модель психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- определен синтез теоретико - методологических подходов (системный, компетентностный, личностно - деятельностный) при решении проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- выявлены возможности научного моделирования психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- доказана результативность экспериментальной работы по реализации модели психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в процессе исследования:
- дано теоретическое обоснование содержания психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- раскрыто содержание понятия проблемы исследования - «адаптация детей раннего возраста», «управление процессом адаптации»;
- приведены новые данные о возможных технологиях моделирования образовательной среды для поддержки индивидуальности ребенка раннего возраста с учетом запросов семьи;
- определены критерии и показатели оценки результативности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в практику дошкольных образовательных организаций Белгородской области, а также возможность использования в более широкой практике психологической службы ДОО. Технология моделирования психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, разработанная и апробированная в процессе исследования, поможет воспитателям и руководителям дошкольных образовательных организаций создать условия для успешной адаптации развития детей раннего возраста и поддержки индивидуальности каждого ребенка. Диагностический инструментарий может быть использован в практической деятельности руководителей, психологов и воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический и сравнительный анализ научной литературы по проблеме исследования, терминологический анализ понятий, синтез, анализ, теоретическое моделирование;
- эмпирические: экспериментальная работа, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение, изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста.
Для обработки результатов экспериментальной работы использовались методы математической статистики. Расчеты осуществлялись с помощью компьютерных программ «Microsoft Excel , «Statistica».
База исследования. Апробация и внедрение результатов проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода и на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 56 «Солнышко» г. Белгорода.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - анализ научной литературы по проблеме исследования (психолого-педагогической, философской, медицинской); выявление и обоснование методологических и теоретических позиций исследования; определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методов и методик диссертационного исследования.
Второй этап - организация и проведение констатирующего этапа; научно -методическое обеспечение экспериментального исследования, включающего изучение особенностей развития детей раннего возраста, компетенций педагогов для работы с детьми раннего возраста, разработка и апробация модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Третий этап - определение, апробация и проверка результативности внедрения модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации; экспертная оценка, анализ и систематизация эмпирических данных исследования; обоснование теоретических и практических выводов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены на XX Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations» - «Модель психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (Пенза, 2018); VI Международной научно - практической конференции «Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы» - «К проблеме психологического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (Пенза, 2018); Международной научно - практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» - «Управление процессом адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (Белгород, 2018).
Результаты исследования внедрены в практическую деятельность МБДОУ д/с № 86 «Радость».
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен на 76 страницах, содержит 4 таблицы и 7 рисунков. Список использованной литературы включает 78 источников, из них - 3 источника на иностранном языке. В работе 11 приложений.
На основании исследования и изученных источников, можно подвести следующий итог: процесс перехода ребенка из семьи в дошкольную образовательную организацию сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. На основе анализа литературы был сделан вывод, что в целом понятие адаптации обозначает приспособление субъекта к изменяющимся условиям среды для поддержания гомеостаза. В психологии основное внимание уделяется психофизиологической (адаптация организма), психологической (адаптация психики) и социально-психологической адаптации (адаптация личности в группе). Результатом адаптации становится адаптированность человека на всех уровнях: на уровне психофизиологических систем, психических структур и личности. Анализ литературы позволил обобщить и сформулировать ряд факторов и критериев адаптации, а также специфические факторы и критерии адаптации к дошкольной образовательной организации.
С учетом актуальности проблем адаптации детей к детскому саду была поставлена цель: научно обосновать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Для достижения поставленной цели было предпринято теоретическое и эмпирическое исследование.
В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в разработке и апробации модели психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
В ходе исследования были обобщены различные подходы к изучению феномена адаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов. Анализ теории об уровнях, критериях, видах и факторах адаптации выявил недостаточную разработанность проблемы применительно к раннему возрасту.
В процессе реализации цели и задач исследования мы уточнили понятия «адаптация», «ранний возраст», «адаптация детей раннего возраста», «социализация», «индивидуализация», «управление процессом адаптации» и их соотношение, выявили критерии и факторы социально-психологической адаптации к условиям ДОО. В качестве основных критериев адаптированности к условиям ДОО нами рассматриваются: 1. эмоциональное состояние (отрицательные и положительные эмоции, агрессия, страх, и т. д.), 2. познавательная деятельность, 3. социальные контакты, 4. двигательная активность, 5. засыпание, сон, 6. аппетит, 7. отсутствие нервно-психических нарушений (нарушений внимания, колебаний настроения, навязчивые движения и др.). В рамках исследования были выявлены существенные различия в протекании периода адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у разных детей.
В практическую часть исследования включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросные листы, беседы и др. Результаты начального этапа, диагностического исследования адаптации детей к условиям детсада показали, что при поступлении в детсад у некоторых детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Результаты эксперимента показали эффективность организованного психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОО. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердились эмпирическими данными, достоверность которых обеспечивалась посредством организации валидной выборки, применения апробированных научно-обоснованных эмпирических методов исследования. Теоретические и практические результаты исследованияи обогащают представления о факторах, механизмах, значении адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Успешности адаптации детей способствовало внедрение модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей ребенка в дошкольной образовательной организации, которая включает в себя пять блоков: целевой, концептуальный, содержательный, деятельностный, контрольно-оценочный.
Наше исследование позволило изучить аспекты системы психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Дальнейшая работа в этом направлении может быть в изучении адаптации к дошкольной образовательной организации детей из многодетных семей и организация их психолого - педагогического сопровождения.
С учетом актуальности проблем адаптации детей к детскому саду была поставлена цель: научно обосновать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Для достижения поставленной цели было предпринято теоретическое и эмпирическое исследование.
В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в разработке и апробации модели психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
В ходе исследования были обобщены различные подходы к изучению феномена адаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов. Анализ теории об уровнях, критериях, видах и факторах адаптации выявил недостаточную разработанность проблемы применительно к раннему возрасту.
В процессе реализации цели и задач исследования мы уточнили понятия «адаптация», «ранний возраст», «адаптация детей раннего возраста», «социализация», «индивидуализация», «управление процессом адаптации» и их соотношение, выявили критерии и факторы социально-психологической адаптации к условиям ДОО. В качестве основных критериев адаптированности к условиям ДОО нами рассматриваются: 1. эмоциональное состояние (отрицательные и положительные эмоции, агрессия, страх, и т. д.), 2. познавательная деятельность, 3. социальные контакты, 4. двигательная активность, 5. засыпание, сон, 6. аппетит, 7. отсутствие нервно-психических нарушений (нарушений внимания, колебаний настроения, навязчивые движения и др.). В рамках исследования были выявлены существенные различия в протекании периода адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у разных детей.
В практическую часть исследования включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросные листы, беседы и др. Результаты начального этапа, диагностического исследования адаптации детей к условиям детсада показали, что при поступлении в детсад у некоторых детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Результаты эксперимента показали эффективность организованного психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОО. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердились эмпирическими данными, достоверность которых обеспечивалась посредством организации валидной выборки, применения апробированных научно-обоснованных эмпирических методов исследования. Теоретические и практические результаты исследованияи обогащают представления о факторах, механизмах, значении адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Успешности адаптации детей способствовало внедрение модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей ребенка в дошкольной образовательной организации, которая включает в себя пять блоков: целевой, концептуальный, содержательный, деятельностный, контрольно-оценочный.
Наше исследование позволило изучить аспекты системы психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Дальнейшая работа в этом направлении может быть в изучении адаптации к дошкольной образовательной организации детей из многодетных семей и организация их психолого - педагогического сопровождения.



