ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1. Состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольной образовательной организации 13
1.2. Современные подходы к организации к организации психолого -
педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в отечественных и зарубежных исследованиях 24
1.3. Научное обоснование модели психолого - педагогического
сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 31
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 40
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по
адаптации детей раннего возраста 40
2.2. Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения
адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 47
2.3 Анализ результативности экспериментальной работы по психолого- педагогическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольной образовательной организации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность исследований и разработок в сфере психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации обусловлена современными тенденциями развития системы дошкольного образования, совершенствованием профессиональных компетенций педагогов в области разностороннего развития детей младенческого и раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Современная ситуация в образовании выдвигает требования к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и компетентностной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие, финансово-организационные, социально-педагогические, методические и другие задачи, определенные перед дошкольной образовательной организацией.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определены важнейшие векторы реализации государственной политики, которые направлены на улучшение положения детей в Российской Федерации, среди них обеспечение безопасной и дружественной среды для жизни подрастающего поколения, раскрытие возможностей для их самореализации и всестороннего развития, обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, укрепление сотрудничества образовательных дошкольных организаций и семьи в воспитании детей. Этап возрождения общественной системы воспитания детей раннего возраста выдвигает новые профессиональные требования по организации образовательного процесса на этой возрастной ступени, а именно реализация принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: это и «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей» (65), это принцип «построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (65). ФГОС ДО нацеливает дошкольную образовательную организацию на создание социальной ситуации развития ребенка, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного развития.
В соответствии с п.1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ дошкольное образование может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, поэтому возраст начала приема детей в дошкольную образовательную организацию (далее - ДОО) будет зависеть от созданных в образовательной организации условий. И одной из приоритетных задач ФГОС ДО, является сохранение и укрепление всех компонентов здоровья ребенка: физического, нервно - психического и социально-психологического. Ввиду этого предполагается создание в дошкольной образовательной организации для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на формировании комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.
В классических работах Выготского Л.С., Фрейда А., Хорни К., Эриксона Э. подчеркивается важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы сформировать такое отношение, родителям и педагогам нужно знать особенности процесса адаптации детей в этом возрасте. Вопросы психологического сопровождения адаптации детей раннего возраста рассматриваются в работах М.М. Безруких, В.В. Гриценко, В.С. Мухиной. Так Е.О. Севостьянова рассматривает совершенствование условий для успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду, вопросы подготовки детей в семье к дошкольному образовательному учреждению. Т.В. Костяк анализирует черты психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО, а также особенности психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в раннем возрасте. Современные исследования в области адаптации детей к ДОО представлены достаточно широко (Ф.Б. Березин, Г.Д. Волков, Е.И. Морозова, Д.Б. Эльконин). Изучены физиологические особенности детей (М.М. Безруких, И.С. Бериташвили, Н.К. Верещагин, Г.В. Гуровец, Н.А. Дуринян, Н.В. Тимофеев, Д.А. Фарбер и др.); выявлены особенности взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста (И.М. Кононова, М.Ю. Кистяковская, М.И. Лисина, Г.М. Лямина, С.Н. Теплюк и др.), раскрыты общие вопросы организации жизни детей раннего возраста (М.Ю. Кистяковская, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт и др.);. В то же время вопросы психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации раскрыты лишь отчасти (Т.В.Костяк, М.М.Безруких, С.И. Изаак, Т.И. Чиркова и др.). Необходимость охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период адаптации к детскому саду на важность этой проблемы первой указала Н.М. Аксарина.
В современных психолого-педагогических исследованиях (Н.М. Аксарина, В.А. Алямовская, Л.В. Белкина, Д.Н. Исаев, Г.В. Пантюхина, K.JL Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер и др.) проблема адаптации ребенка к условиям ДОО является одной из актуальных. Поэтому становится очевидной актуальность исследований и разработок психолого¬педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Проблемы сопровождения ребенка раннего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях изучены и раскрыты недостаточно полно, что совершенно неправомерно, так как основы большинства «проблем» закладываются и формируются в раннем дошкольном возрасте. Также проблемой является теоретическая не разработанность критериев и показателей оценки результативности психолого-педагогического сопровождения, в том числе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Так как вопрос сложности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО остается, требуется искать пути безболезненной адаптации детей, создание оптимальных условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. И, несомненно, работа по организации психолого - педагогического сопровождения адаптации детей должна идти в контакте с родителями и начинаться в семье, до поступления в дошкольную образовательную организацию.
Сказанное стало основанием для выявления следующих противоречий, актуализирующих проблему психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации:
- между потребностью системы образования в комплексном, специально организованном психолого-педагогическом сопровождении адаптации детей раннего возраста и реальной подготовленностью специалистов к сопроводительной работе с детьми в условиях дошкольной образовательной организации.
- между имеющейся общей теорией сопровождения личности ребенка и слабой разработанностью механизмов реализации психолого-педагогического сопровождения в ДОО;
- между необходимостью психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью его содержательных и технологических аспектов;
Актуальность и значимость указанных вопросов определили проблему нашего исследования: выявить содержание психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям ДОО.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: моделирование психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: научно обосновать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации будет успешной, если:
- обеспечено комплексное психолого - педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации на основе модели, включающей целевой, концептуальный, содержательный, контрольно - оценочный блоки;
- обеспечена готовность педагогов к освоению модели психолого - педагогическое сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- создана психологически поддерживающая образовательная среда в группе раннего возраста дошкольной образовательной организации.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой предпринятого исследования определены следующие задачи:
1. Выявить состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в психолого - педагогической литературе и на этой основе конкретизировать понятие «адаптация детей раннего возраста» к условиям дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть содержание психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
3. Определить современные походы к организации психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и апробировать модель психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
5. Экспериментально проверить эффективность модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
- психическое развитие ребенка в раннем возрасте (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева,
A. М. Фонарев, Н.М. Щелованов и др.);
- культурно-историческая теория (JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- основные идеи и принципы деятельностного подхода (В.В. Давыдов, М. Коул, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн,);
- средовой подход к развитию психики ребенка (И.Ф. Исаев, К. Левин,
B. И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин);
- компетентностный подход (Л.Н. Волошина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н. Хомский, А.В. Хуторской и др.);
- работы по проблеме адаптации М.М.Безруких, В.С. Мухиной;
- концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (А.В. Мудрик, И.С. Кон);
- научно-методические положения о психолого - педагогическом сопровождении детей раннего возраста к условиям ДОУ (М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- научно обоснована модель психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- определен синтез теоретико - методологических подходов (системный, компетентностный, личностно - деятельностный) при решении проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- выявлены возможности научного моделирования психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- доказана результативность экспериментальной работы по реализации модели психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в процессе исследования:
- дано теоретическое обоснование содержания психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- раскрыто содержание понятия проблемы исследования - «адаптация детей раннего возраста», «управление процессом адаптации»;
- приведены новые данные о возможных технологиях моделирования образовательной среды для поддержки индивидуальности ребенка раннего возраста с учетом запросов семьи;
- определены критерии и показатели оценки результативности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации в практику дошкольных образовательных организаций Белгородской области, а также возможность использования в более широкой практике психологической службы ДОО. Технология моделирования психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, разработанная и апробированная в процессе исследования, поможет воспитателям и руководителям дошкольных образовательных организаций создать условия для успешной адаптации развития детей раннего возраста и поддержки индивидуальности каждого ребенка. Диагностический инструментарий может быть использован в практической деятельности руководителей, психологов и воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический и сравнительный анализ научной литературы по проблеме исследования, терминологический анализ понятий, синтез, анализ, теоретическое моделирование;
- эмпирические: экспериментальная работа, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение, изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста.
Для обработки результатов экспериментальной работы использовались методы математической статистики. Расчеты осуществлялись с помощью компьютерных программ «Microsoft Excel , «Statistica».
База исследования. Апробация и внедрение результатов проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода и на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 56 «Солнышко» г. Белгорода.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - анализ научной литературы по проблеме исследования (психолого-педагогической, философской, медицинской); выявление и обоснование методологических и теоретических позиций исследования; определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методов и методик диссертационного исследования.
Второй этап - организация и проведение констатирующего этапа; научно -методическое обеспечение экспериментального исследования, включающего изучение особенностей развития детей раннего возраста, компетенций педагогов для работы с детьми раннего возраста, разработка и апробация модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Третий этап - определение, апробация и проверка результативности внедрения модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации; экспертная оценка, анализ и систематизация эмпирических данных исследования; обоснование теоретических и практических выводов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены на XX Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations» - «Модель психолого - педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (Пенза, 2018); VI Международной научно - практической конференции «Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы» - «К проблеме психологического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (Пенза, 2018); Международной научно - практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» - «Управление процессом адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (Белгород, 2018).
Результаты исследования внедрены в практическую деятельность МБДОУ д/с № 86 «Радость».
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен на 76 страницах, содержит 4 таблицы и 7 рисунков. Список использованной литературы включает 78 источников, из них - 3 источника на иностранном языке. В работе 11 приложений.
На основании исследования и изученных источников, можно подвести следующий итог: процесс перехода ребенка из семьи в дошкольную образовательную организацию сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. На основе анализа литературы был сделан вывод, что в целом понятие адаптации обозначает приспособление субъекта к изменяющимся условиям среды для поддержания гомеостаза. В психологии основное внимание уделяется психофизиологической (адаптация организма), психологической (адаптация психики) и социально-психологической адаптации (адаптация личности в группе). Результатом адаптации становится адаптированность человека на всех уровнях: на уровне психофизиологических систем, психических структур и личности. Анализ литературы позволил обобщить и сформулировать ряд факторов и критериев адаптации, а также специфические факторы и критерии адаптации к дошкольной образовательной организации.
С учетом актуальности проблем адаптации детей к детскому саду была поставлена цель: научно обосновать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Для достижения поставленной цели было предпринято теоретическое и эмпирическое исследование.
В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в разработке и апробации модели психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
В ходе исследования были обобщены различные подходы к изучению феномена адаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов. Анализ теории об уровнях, критериях, видах и факторах адаптации выявил недостаточную разработанность проблемы применительно к раннему возрасту.
В процессе реализации цели и задач исследования мы уточнили понятия «адаптация», «ранний возраст», «адаптация детей раннего возраста», «социализация», «индивидуализация», «управление процессом адаптации» и их соотношение, выявили критерии и факторы социально-психологической адаптации к условиям ДОО. В качестве основных критериев адаптированности к условиям ДОО нами рассматриваются: 1. эмоциональное состояние (отрицательные и положительные эмоции, агрессия, страх, и т. д.), 2. познавательная деятельность, 3. социальные контакты, 4. двигательная активность, 5. засыпание, сон, 6. аппетит, 7. отсутствие нервно-психических нарушений (нарушений внимания, колебаний настроения, навязчивые движения и др.). В рамках исследования были выявлены существенные различия в протекании периода адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у разных детей.
В практическую часть исследования включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросные листы, беседы и др. Результаты начального этапа, диагностического исследования адаптации детей к условиям детсада показали, что при поступлении в детсад у некоторых детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Результаты эксперимента показали эффективность организованного психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОО. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердились эмпирическими данными, достоверность которых обеспечивалась посредством организации валидной выборки, применения апробированных научно-обоснованных эмпирических методов исследования. Теоретические и практические результаты исследованияи обогащают представления о факторах, механизмах, значении адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Успешности адаптации детей способствовало внедрение модели психолого - педагогического сопровождения адаптации детей ребенка в дошкольной образовательной организации, которая включает в себя пять блоков: целевой, концептуальный, содержательный, деятельностный, контрольно-оценочный.
Наше исследование позволило изучить аспекты системы психолого - педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Дальнейшая работа в этом направлении может быть в изучении адаптации к дошкольной образовательной организации детей из многодетных семей и организация их психолого - педагогического сопровождения.
1. Агаджанян, Н.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья / Н.А. Агаджанян, А.И. Труханов. - М.: Изд-во «Сирин», 2002. - 156 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000. - 280 с.
3. Большой энциклопедический словарь: [А - Я] [Текст] / А.М.
Прохоров (гл. ред.). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая рос. энцикл.;
СПб.: Норинт, 1997. - 1408 с.
4. Безруких М.М., Фабер Д.А. Психофизиология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 128 с.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2004. - с.24
6. Белова Л.А., Мансурова Г.Р. «Реализация вариативных форм дошкольного образования в условиях автономного дошкольного образовательного учреждения» // Сборник информационно-методических материалов «Развитие вариативных форм дошкольного образования Белгородской области как фактор повышения его доступности и качества» / Под ред. Сердюковой Н.С., Глазуновой Н.А., Серых Л.В., Маховой Г.А. — ББК 74.1 (2 Белг) Р 17. - Белгород, 2011. С 61.
7. Белова Л.А., Мансурова Г.Р. Особенности организации и функционирования вариативных форм дошкольного образования на базе автономного дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы) // Материалы региональной научно-практической конференции «Инновации и перспективы развития дошкольного образования региона». - Белгород: ИП Данилюк Л.П., 2012. С. 13.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., «Наука», 2010. - 250 с.
9. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - 2-е изд, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.
10. Варпаховская О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. - 2005. - N1. - с.30 - 35.
11. Венгер, Л. А. Психолог в детском саду: руководство для работы практического психолога / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Р. И. Бардина. - М.: Исследовательский центр семьи и детства, 2006. - 260 с.
12. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1989. Вып. 7. С. 134-142
13. Выготский, Л.С. Детская психология. Проблемы возраста. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Просвещение, 2001.
14. Выготский, Л.С. Кризис первого года жизни. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4: Детская психология; под ред. Д.Б. Эльконина [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
15. Волошина, Л.Н. Интеграция педагогической науки и практики [Текст] /Л.Н. Волошина. // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 111¬115.
16. Винникот, Д.В. Боулби Дж. Ребенок семья и внешний мир / Пер. с англ. [Текст] / Д.В. Винникот., Дж. Боулби - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 256 с.
17. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд.психол.наук 2009. 22 с.
18. Головня О.И. Приемы взаимодействия педагогов и родителей до поступления ребенка в детский сад. // Дошкольное образование Белгородчины: проблемы, находки, опыт. Выпуск 10. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. С. 104.
19. Головня О.И. Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. // Сборник статей XX Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations» - Пенза: «МЦНС «Наука и просвещение». -2018. - с.260.
20. Головня О.И. К проблеме психологического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. // Сборник статей VI Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы» - Пенза: «МЦНС «Наука и просвещение». -2018.
- с.218.
21. Головня О.И. Управление процессом адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве»
- Белгород: «ИД Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - с.69.
22. Голубева, Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие; под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой [Текст] / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
23. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде //Проблемы социальной психологии личности 2005, №2
24. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М., ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
25. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А.
Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2004. - 286 с.
26. Жданова Л.А., Русова Т.В., Сорокина А.В., Селезнева Е.В.
Профилактика и коррекция нарушений адаптации. Иваново, 2000. - 52 с.
27. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986.
28. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1990. С. 219 - 232
29. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - N7. - с.66 - 77.
30. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности российских детей дошкольного возраста.// Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. - М.: Изд-во «Арден», 2005. - № 3. - С. 60¬62.
31. Краткий психологический словарь / сост. Карабанова О.А. под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского [Текст] / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. - 512 с.
32. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении// Дошкольное воспитание, 1998 № 4. - с. 2-9
33. Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. - с.2-11.
34. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - N1 - c.34 - 37.
35. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М., 2008, с.12
36. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
37. Кожевникова, В.В. Подходы к воспитанию и развитию детей раннего возраста (обзор вариативных моделей образовательной среды) [Текст] / /В.В. Кожевникова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 4. - С. 89¬93
38. Лобанова Г.А. Создание комфортных условий при поступлении ребенка в ДОУ //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL http://festival.1 september.ru/articles/414578/
39. Лыкова, И.А. Индивидуальный маршрут развития ребенка в проектной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С. 80-88.
40. Леонтьев, А.Н., Панов, В.И., Марютина, Т.М., Дерябо, С.Д. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности [Текст] / А.Н. Леонтьев, В.И. Панов, Т.М. Марютина, С.Д. Дерябо. - М., 1997. - 147 с.
41. Майер, А.А, Микляева, Н.В., Кириллова, Л.И., Кривенко, Е.Е.
Учебно-методическое пособие «Портрет педагога раннего детства: особенности профессии» для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / Под ред. И.А. Лыковой, Т.В. Лыковой, Н.В. Микляевой [Текст]/ А.А. Майер, Н.В. Микляева, Л.И. Кириллова, Е.Е. Кривенко. - М.:
Издательский дом «Цветной мир», 2018. - 120 с.
42. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / А.А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 1. - С. 9-14.
43. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на- Дону, 2001, с.14
44. Мудрик А.В. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - С- Петербург, Речь , 2002. - 181 с.
45. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. - 2002. - N11. - с.10 - 14.
46. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // «Альманах института коррекционной педагогики РАО». - №4/2001, с.12
47. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
48. Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 n 28-51-513/16 <о
методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=385151#0516 1095451494819 (дата обращения: 05.11.2017).
49. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/ (дата обращения:
25.12.2017).
50. Поливанова, К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) [Электронный ресурс] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1999. - № 10. - С. 42-49. // URL: http://www.voppsy.ru/issues/1999/991/991042.htm(дата обращения: 19.02.2018).
51. Психология детства: учебник /под ред. А.А. Реана. [Текст] / А.А. Реан и др.- СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 386 с
52. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]:
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Справочная правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553(дата обращения:
15.11.2017)
53. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет/ под ред. проф. Н. М. Щелованова [Текст] / Н.М. Щелованов и др. - М.: Просвещение, 1965. - 183 с.
54. Режим детей раннего возраста в яслях и домах ребенка / под ред . Н.М. Щелованова [Текст] /Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов и др. - Казань: 1953. - 17 с.
55. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ. М., 2006. С. 52
56. Смирнова, Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1-4. [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 104 с.
57. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
58. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Текст] / Е.О. Смирнова. // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 139-150.
59. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.- сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
60. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 29-35; № 4. - С. 46-51
61. Теплюк, С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.Н. Теплюк. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 144 с..
62. Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Букова А.
Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/ Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. - М.:
Педагогика, 1980. - 122 с.
63. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: Дис. д-ра социол. наук. Кемерово, 1992.398 с.
64. . Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург: Речь, 2005.
65. ФГОС ДО. [Электронный ресурс] - URL http:// fgos.ru/. - (дата обращения: 15.01.2018).
66. Фитицпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные вопросы жизни. - М., 1996.
67. Филютина Т.Н. Формирование самостоятельности у детей двух - трех лет в семье как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению: Автор. Дис. канд. психол. наук Екатеринбург, 1999.
68. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] - URL http://
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - (дата обращения: 01.08.2017).
69. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности, 3-е изд. [Текст] /Л. Хьелл, Д. Зинглер. - СПб.: Питер, 2008. - 607 с.
70. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду”- М., 2001.
71. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
72. Шипицына Л.М.. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с.
73. Юзвак Ж.М. Трудности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их предупреждения: Автор. Дис.. канд. психол. наук. - Киев, 1989.
74. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. издат. центр «Владос», 1999. - 360 с.
75. Эриксон, Э. Детство и общество - Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер.с англ. [Текст] / Э. Эриксон. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
76. Boehm B. A Spiral Model of Software Development and Enhancement / B. Boehm. // ACM SIGSOFT Software Engineering №tes, ACM,№ 11(4), 1986. - pp. 14-24.
77. Maccoby, E.E.; Martin, J.A. (1983). "Socialization in the context ofthe family: Parent-child interaction". In Mussen, P.H.; Hetherington, E.M. Manualof child psychology, Vol. 4: Social development. New York: John Wiley and Sons.pp. 1-101.
78. Siegler, R. S., DeLoache, J. S., Eisenberg, N., & Saffran, J. (2014). How children develop, 4th edition. New York: Worth.