Введение 4
1 Взаимодействие системы «Водитель - Автомобиль - Дорога - Внешняя
среда» 5
1.1 Взаимодействие элементов «Автомобиль - Дорога» 7
1.2 Взаимодействие элементов «Внешняя среда - Водитель» 7
1.3 Взаимодействие элементов «Водитель - Автомобиль» 8
2 Психофизиологические основы деятельности водителя 9
2.1 Системы восприятия и психомоторные навыки 9
2.2 Восприятие пространства и времени водителем 11
2.3 Иллюзорные восприятия водителя 12
3 Современные водители 13
3.1 Этические нормы водителя 14
3.2 Профилактика конфликтов 15
3.3 Этикет водителя 16
4 Воздействие рекламы на водителя 18
5 Анкетирование 21
5.1 Основные требования к составлению анкет 21
5.2 Разработка анкеты 22
5.3 Результаты анкетирования 24
5.3.1 Анализ графика возрастной категории водителя 25
5.3.2 Анализ графика стажа вождения водителя 26
5.3.3 Анализ графиков влияния дороги на водителя 26
5.3.4 Анализ графиков, затрудняющих движение факторов 28
5.3.5 Анализ графиков взаимодействия с другими водителями 30
5.3.6 Анализ графиков обобщенных вопросов 33
6 Оценка улицы Гайдашовка 35
6.1 Описание улицы 35
6.2 Особенности улицы 35
6.2.1 Участок №1 36
6.2.2 Участок №2 38
6.2.3 Участок №3 40
6.2.4 Вывод по улице 42
6.3 Определение степени влияния факторов 43
6.3.1 Участок №1 47
6.3.2 Участок №2 48
6.3.3 Участок №3 49
7 Заключение 51
8 Список определений и сокращений 52
9 Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А Факторы взаимодействия на информационное поле на
участке №1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Факторы взаимодействия на информационное поле на
участке №1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В Факторы взаимодействия на информационное поле на участке №1 62
По данным аналитического агентства «Автостат Инфо» [1], за последние пять лет число автомобилей в городе Красноярске увеличилось на 25% (310 тыс.шт). Такой рост транспорта слишком стремительный для существующей, на данный момент, схемы движения. Это значительно обостряет дорожную обстановку в городе, где транспортная схема рассчитана на ситуацию 10-20 летней давности. Современные автомобили, способные развивать большие скорости, растущая интенсивность движения, яркие светящиеся рекламы, наличие различных гаджетов предъявляют очень высокие требования к эмоциональному состоянию водителя. Он должен, постоянно, контролировать ситуацию, воспринимая огромные объемы информации о состоянии дороги и других участников движения, чувствовать поведение автомобиля. К тому же, водитель должен все это анализировать и принимать определенные решения.
Для того чтобы минимизировать загруженность информационного поля водителя, я решил разобраться, что может отвлекать его внимание в процессе управления транспортным средством (ТС).
Первым делом я изучил, что такое информационное поле водителя и с какими система оно взаимодействует. Далее проанализировал воздействие придорожной рекламы на водителя, его психофизиологические основы и современные отношения в дорожном движении.
Вторым этапом я провел анкетирование, цель которого состояла в определении основных факторов взаимодействия на водителя. Ответы были обработаны и представлены в виде графиков.
Третьим этапом я произвел обследование улицы Гайдашовка на факторы, влияющие на информационное поле водителя, произвел расчеты на определение коэффициента влияния на водителя и сделал выводы, проанализировав данную улицу.
В процессе составления бакалаврской работы, я изучил взаимодействие системы «Водитель - Автомобиль - Дорога - Внешняя среда». На основе психофизиологической деятельности водителя, загруженности его информационного поля, анализа влияния элементов рекламы на водителя, составил анкету.
Анкета состояла из 14 вопросов и проводилась путем опроса в сети интернет. В ней приняли участия 327 респондентов. В результате сбора и анализа результатов, были выявлены факторы взаимодействия на информационное поле водителя.
Далее, на основе этих факторов, была проведена оценка улицы Гайдашовка. После выявления всех недочетов на данной улице, я вывел коэффициент «Q» - показатель загруженности информационного поля водителя. Он позволил нам оценить количественно прямое воздействие элементов автомобильной дороги и информационных объектов для водителя. На основе проведенной оценки, можно сделать вывод, что улица Гайдашовка нуждается в срочном капитальном ремонте, пересмотре организации дорожного движения и должному содержанию.
1 АвтостатИнфо [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www. avtostat-info.com ;
2 И.С Степанов, Ю.Ю. Покровский, В.В. Ломакин, Ю.Г. Москалева Влияние элементов системы «Водитель - Автомобиль - Дорога - Внешняя среда»., Учебное пособие - М.: МГТУ «МАМИ», 2011. - 171с.;
3 Бабков В. Ф., Дорожные условия и безопасность движения. - М.: Транспорт, 1964;
4 ГИБДД [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www. gibdd. ru ;
5 Остапенко Р. И. Многомерный анализ данных для психологов: учебно-методическое пособие / Р. И. Остапенко. - Воронеж.: ВГПУ, 2012. - 72 с.: ил.;
6 Ромир [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://romir.ru/now ;
7 Анкета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.google.Com/forms/d/1QRzU1YI1hROUVEuC874TkleZsDu9b6
CtE5T_vu0Lz_c/edrt ;
8 Статья из журнала [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ngs24.ru/news/more/50274691/ ;
9 Жукович А.С., Базенюк В.В., руководитель Серватинский В.В. Взаимосвязь элементов информационного поля водителя и их влияние на безопасность движения на автомобильной дороге в современных условиях,
2011г.-118с.