Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных организациях Ивнянского района Белгородской области на основе проектного подхода

Работа №177510

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление проектами

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО¬
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ... 12
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО¬
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 35
РАЗДЕЛ III ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО¬
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 90


Актуальность темы исследования. Способность общества и государства к научно-технологическому и инновационному развитию в настоящее время одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности в глобальной экономике, роста объема человеческого капитала, минимизации социальных проблем. В заявленных Президентом России приоритетах развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе научно-технологическое развитие занимает значимое место. Так, одним из двенадцати национальных проектов, заявленных в Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является проект «Наука» , реализация которого должна осуществиться в 2019-2024 гг.
Ради достижения заявленных в нацпроекте целей и задач аккумулируются финансовые, организационные, человеческие и интеллектуальные ресурсы, реорганизуется система отношений между научными, образовательными учреждениями, государством и обществом. Однако их реализация невозможна в условиях отсутствия преемственности между нынешними носителями научного знания и технологий и теми, кому предстоит овладеть ими в ближайшие годы. Этой второй категорией людей являются обучающиеся в различных учебных заведениях. Но если студенты вузов - это во многом люди с уже сложившимися ценностями, образом жизни, интеллектуальными характеристиками, и от них сложно требовать кардинального переустройства ментальных способностей, ярко выраженных достижительных установок в сфере науки и творчества, то обучающиеся в общеобразовательных учреждениях - это та самая социальная среда, которая
может послужить питательным слоем для будущего научно-
технологического развития России.
Реализация творческого потенциала школьников в настоящее время является одним из приоритетов управления системой общего образования. В Федеральном законе «Об образовании» отмечается, что «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования» . Однако главной проблемой является создание в системе общего образования условий, стимулирующих учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. Сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется не только позитивными тенденциями, но и комплексом негативных факторов, препятствующих массовому включению школьников в учебно-исследовательскую деятельность: слабостью материально -технической базы учреждений образования, недостаточной мотивацией педагогов к организации соответствующих видов работы и, главное, слабостью мотивации самих учащихся и их родителей, вытекающей из непонимания смысла творчески-познавательной деятельности в условиях
низкотехнологичной экономики с доминирующей сферой обслуживания.
Актуальность работы, таким образом, определяется, объективной необходимостью актуализации творческого и интеллектуального потенциала обучающихся в средних образовательных учреждениях в интересах научно¬технологического развития страны, а также недостаточностью прикладных разработок по эффективному управлению учебно-исследовательской деятельностью школьников на уровне муниципальных образований.
Степень разработанности темы. Роль творческой,
исследовательской деятельности в формировании личности школьника, его познавательных способностей, в овладении им знаний, умений и навыков в конкретных предметных областях являлась и является одним из важнейших направлений исследований в педагогике и педагогической психологии. В частности, концепцию исследовательского обучения в своих работах предложил и обосновал американский философ и педагог Дж. Дьюи1. На принципах исследовательского обучения основана также концепция «педагогики действия», предложенная М. Монтессори. В развитии идеи исследовательского обучения второй половины XX века значительный вклад внесли концепции развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), проблемного обучения и исследовательских методов (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), исследовательского обучения через приобщение ученика к исследовательской деятельности (А.В. Леонтович, А.С. Обухов и др.) .
В настоящее время учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях посвящен достаточно большой объем научных работ. В частности, учебно -исследовательской деятельности как педагогической и дидактической категории, ее функциям, влиянии на развитие обучающихся посвящены работы Т.Г. Беловой, Е.В. Богомоловой, О.Н. Васильевой, Н.И. Вурста, В.А. Далингер, В.И. Ивлева и С.В. Сырцовой, К.А. Козырева, А.В. Леонтьевой, Л.И. Мельниковой .
Реализация учебно-исследовательской деятельности в конкретных дисциплинарных и междисциплинарных сферах, для формирования определенного набора компетенций обучающихся проанализирована в научных работах Н.В. Маркиной, О.Н. Сороковиковой, Д.В. Чаркина1.
Организации и методам управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся посвящены работы С.Ю. Антоновой, Е.В. Вирановской, Г.М. Земсковой, О.М. Кадыковой и О.И. Денисьевой, С.И. Карповой, Е.В. Соболевой, Т.И. Чернецкой .
Тем не менее, несмотря на достаточно большое количество публикаций, существует ряд пробелов в изученности проблемы, связанных, прежде всего, с разработкой практических рекомендаций, направленных на совершенствование процесса управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных учреждениях, с методическим сопровождением проектной деятельности, связанной с усилением практикоориентированности обучения и внедрения в образовательный процесс научно-исследовательского компонента.
Проблема исследования состоит в противоречии между
необходимостью формирования эффективной системы управления учебно - исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ивнянского района Белгородской области и недостаточной теоретико-прикладной разработанностью механизмов управления данным процессом.
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о решающей значимости в повышении эффективности управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся фактора участия в ней ведущих научно-образовательных организаций региона.
Объектом исследования является управление учебно¬
исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных организациях.
Предмет исследования - проектные методы совершенствования управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных организациях Ивнянского района Белгородской области.
Цель исследования - обоснование проектных механизмов совершенствования управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных школах Ивнянского района Белгородской области.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- анализ теоретических основ управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных организациях;
- диагностика практики управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных организациях Ивнянского района Белгородской области;
- разработка проекта, направленного на совершенствование управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных организациях Ивнянского района Белгородской области.
Теоретико-методологической основой диссертационного
исследования являются работы зарубежных и отечественных исследователей, специалистов в области педагогики и управления образованием. В философско-педагогической концепции Дж. Дьюи «прагматическое», проектное обучение являлось методом установления связи образовательного процесса с реальной жизнью, формирования у учащихся навыков рефлексивного мышления и адаптации в социуме 1.
В концепции развития исследовательской деятельности учащихся (Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина) сформулированы специфические функции и задачи учебно-исследовательской деятельности, обоснованы основные методические требования к ее организации .
При проведении исследования использовался комплекс теоретических методов, позволивших составить комплексную модель учебно¬исследовательской деятельности в общеобразовательных организациях: аксиоматический, системный, структурный, институциональный. Для сбора первичной эмпирической информации были задействованы методы анализа
9 документов и анкетный опрос педагогов и представителей администрации общеобразовательных школ Ивнянского района (N=67 респондентов).
Эмпирическую базу исследования составляют:
- нормативно-правовые акты федерального 1, регионального и муниципального уровня, регулирующие учебно-исследовательскую деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений, а также проектную деятельность в органах исполнительной власти;
- проектная и отчетная документация МКУ «Управление образования администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области;
- отчетная документация общеобразовательных школ Ивнянского района;
- результаты опроса работников общеобразовательных организаций Ивнянского района (N=67 респондентов), проведенного автором в ноябре 2018 года.
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке и обосновании проектных механизмов совершенствования управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в общеобразовательных организациях, представляющих собой проектирование процесса включения в систему организации учебно-исследовательской деятельности ведущих научно-образовательных организаций региона.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Потенциал повышения эффективности системы управления
учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в
общеобразовательных организациях основан на переходе к модели "открытой" школы, на кооперации общеобразовательных организаций с ведущими научно-образовательными организациями региона.
2. Результаты эмпирического исследования позволили выявить
основные препятствия эффективного развития учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях Ивнянского района, к которым относятся: отсутствие практики
сотрудничества школ с вузами региона, позволяющей осуществлять раннюю мотивацию и профилирование обучающихся в сфере научно-технической деятельности; недостаточное стимулирование педагогического состава общеобразовательных школ к организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; слабая мотивация самих обучающихся и низкий уровень их учебно-исследовательского потенциала; недостаточность материально-технической базы учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях и муниципалитете в целом.
3. Наибольший социальный эффект в процессе совершенствования
управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся может дать проект, направленный на развитие взаимодействия
общеобразовательных учреждений Ивнянского района и ведущих научных центров Белгородской области. Предполагаемыми результатми проекта являются: повышение мотивации обучающихся в общеобразовательных школах к включению в учебно-исследовательскую деятельность за счет приобретения опыта взаимодействия с носителями практик научно - исследовательской деятельности и научно-исследовательскими
организациями, формирование устойчивой системы взаимодействия общеобразовательных организаций Ивнянского района и ведущих вузов Белгородской области, компенсация недостаточности материально - технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов для организации учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательных организациях Ивнянского района за счет соответствующего потенциала ведущих вузов Белгородской области, формирование резерва абитуриентов, обладающих первичными навыками научно-исследовательской деятельности и мотивированных на профессионализацию, для ведущих вузов Белгородской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты (теоретические выкладки, практические
рекомендации и проект) могут быть использованы для разработки программных и проектных документов МКУ «Управление образования администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области, ориентированных на развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях района.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в научных публикациях , изложены в выступлениях на научно-практических конференциях.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в
общеобразовательных организациях является важным инструментом развития и саморазвития, актуализации личностного потенциала обучающихся и в то же время выполняет ряд значимых социальных функций. Среди последних - развитие творческого, креативного потенциала молодежи, необходимого для инновационного развития страны, научно¬технологическая социализация молодежи и ряд других.
В результате учебно-исследовательской деятельности у обучающихся формируется комплекс мыслительных и практикоориентированных умений - умения видеть проблему, анализировать фактические данные, обобщать их, формулировать, доказывать и опровергать гипотезы, уметь устанавливать причинно-следственные отношения, выдвигать гипотезы, планировать и организовывать процесс исследования с использованием методов научного познания, моделировать эксперимент, отмечать промежуточные и итоговые результаты исследования, оформлять и представлять результаты исследования.
Существенный потенциал повышения эффективности системы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях заложен в формировании модели «открытой» школы, ее кооперации с ведущими научно-образовательными организациями региона.
Использование проектного метода оптимально для реформирования системы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях. Но его использование целесообразно лишь в случае наличия целевой установки на создание и апробацию инновационных механизмов управления, внесения в процесс организации нестандартных элементов, вовлечения в процесс управления учебно - исследовательской деятельностью новых акторов, обладающих собственными интересами и ресурсными возможностями.
Нормативно-правовой, программной и проектной основой организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в
общеобразовательных организациях Ивнянского района являются муниципальная программа «Развитие образования Ивнянского района на 2015 - 2020 годы» и проект «Совершенствование системы работы с
одаренными детьми в Ивнянском районе». Ими сформирована централизованная организационная основа для сопровождения учебно-исследовательской деятельности, сложилась система районных межведомственных мероприятий, которые способствуют выявлению, поддержке и развитию талантов и дарований у школьников.
Однако в результате проведенного эмпирического исследования (документального анализа и анкетного опроса педагогов и представителей администрации общеобразовательных школ) были выявлены такие проблемы в системе организации учебно-исследовательской деятельности, как отсутствие комплексной программы управления учебно-исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных школ; отсутствие практики сотрудничества школ с вузами региона, позволяющей осуществлять раннюю мотивацию и профилирование обучающихся в сфере научно-технической деятельности; недостаточность стимулирования педагогического состава общеобразовательных школ к организации учебно - исследовательской деятельности обучающихся; слабая мотивация самих обучающихся и низкий уровень их учебно-исследовательского потенциала; слабость материальной базы учебно-исследовательской деятельности - прежде всего, в отношении компьютерной техники и специализированного программного обеспечения, физического и химического оборудования.
В целях совершенствования системы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных организаций Ивнянского района необходимо:
- МКУ «Управление образования администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области» при пролонгировании муниципальной программы «Развитие образования Ивнянского района на 2015 - 2020 годы» внести изменения, связанные с приданием учебно-исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных школ системообразующего статуса в образовательном процессе в системе общего и дополнительного образования, калькуляции дополнительных расходов на ее организацию из муниципального бюджета и провести аудит соответствующих федеральных и региональных программ с целью выявления возможностей софинансирования;
- МКУ «Управление образования администрации муниципального
района «Ивнянский район» Белгородской области» - изучить опыт других муниципалитетов с целью выявления и возможного заимствования «продвинутых» практик организации учебно-исследовательской
деятельности обучающихся общеобразовательных школ;
- МКУ «Управление образования администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области» и Районному Центру развития образования - проанализировать причины недостаточной мотивированности обучающихся к учебно-исследовательской деятельности и педагогов - к ее организации и предусмотреть в рамках своих ресурсных возможностей меры, способствующие более полному и осознанному вовлечению указанных субъектов в к учебно-исследовательскую деятельность;
- МКУ «Управление образования администрации муниципального
района «Ивнянский район» Белгородской области» рассмотреть возможность реализации представленного в работе проекта, направленного на организацию взаимодействия общеобразовательных учреждений Ивнянского района и ведущих научных центров Белгородской области, основными социальными эффектами которого являются: повышение мотивации
обучающихся в общеобразовательных школах к включению в учебно -
исследовательскую деятельность за счет приобретения опыта
взаимодействия с носителями практик научно-исследовательской деятельности и научно-исследовательскими организациями, формирование устойчивой системы взаимодействия общеобразовательных организаций Ивнянского района и ведущих вузов Белгородской области, компенсация недостаточности материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов для организации учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательных организациях Ивнянского района за счет соответствующего потенциала ведущих вузов Белгородской области, формирование резерва абитуриентов, обладающих первичными навыками научно-исследовательской деятельности и мотивированных на профессионализацию, для ведущих вузов Белгородской области.



1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2018 года № 273-ФЗ от // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Указ Президента России № 204 от 07 мая 2018 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Паспорт национального проекта программы «Наука»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.sbras.ru/files/news/docs/natsproekt_nauka_hohlov.pdf.
6. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202-пп. - Режим доступа: http://www.dkp31.ru/project.
7. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования Ивнянского района на 2015 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление администрации муниципального района «Ивнянский район Белгородской области» от 5 декабря 2014 г. № 499. - Режим доступа: http://ivnrono.narod.ru/doc/docmun/postan499.pdf.
8. Основные индикаторы Стратегии социально-экономического
развития муниципального района «Ивнянский район» на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://admivnya.ru/media/site_platform_media/2018/6/9/informatsiya-o- vyipolnenii-plana-strategii-indikatoryi.pdf.
9. Паспорт проекта «Создание детского технопарка в Ивнянском
районе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ivnrono.narod.ru/dejat/proekty/tehnopark/pasport.pdf.
10. Положение об МКУ «Управление образования администрации
муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ivnrono.narod.ru/doc/docmun/polozh-uu.pdf.
11. Положение об инновационной деятельности в системе образования Ивнянского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivnrono.narod.ru/cro/innovac/polozhinnov.pdf.
12. Положение о Центре одаренных детей Ивнянского района
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ivnrono.narod.ru/cro/odaren/polozshen_odar.pdf.
13. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - C. 24-33.
14. Антонова, С.Ю. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в школе: управленческий аспект [Текст] / С.Ю. Антонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 65. - С. 361-364.
15. Баженова, К.А. Модель подготовки педагогов к руководству исследовательской деятельностью школьников [Текст] / К.А. Баженова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - № 2 (51). - С. 84-89... 67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ