Проектное управление развитием малокомплектных сельских школ в современной образовательной ситуации (на примере городского округа «Город Старый Оскол»)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ 15
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (НА
МАТЕРИАЛАХООШ СТАРООСКОЛЬСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА) 34
РАЗДЕЛ III. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ МБОУ «ТЕРЕХОВСКАЯ ООШ»
СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 911
Актуальность темы исследования. Система совершенствования управления сельской малокомплектной школой в настоящее время занимает важное место в сфере образования. Само существование малокомплектной школы порождено социально-экономическими проблемами села, связано с его прошлым и будущим, содержит ряд специфических проблем. В последние годы выявлено существенное сокращение численности населения на селе. Значит, будет уменьшаться и число школ с малой наполняемостью.
Социально-экономические преобразования в России начала 90-х годов XX повлекли за собой глобальные изменения во всех сферах жизни страны. В связи с перераспределением полномочий между центром и периферией, введением элементов рыночного хозяйства на территории России сформировались определенные региональные комплексы.
Регионализация, происходящая в сфере экономики, геополитики, затронула и образовательные процессы, так как образование является неотъемлемой частью общественного развития и культуры.
Становление России как передовой цивилизованной страны невозможно без развитого аграрного сектора, ведущая роль в создании которого принадлежит нынешним выпускникам сельских школ.
Современная жизнь предъявляет к ним качественно иные требования. Она определяет необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного характера.
Сельская школа в силу исторических традиций ее становления и развития, зависимости от производственной, социальной инфраструктуры села, особенностей сельской среды в российском обществе всегда занимала особое место.
Для России, где две трети общеобразовательных учреждений расположены в сельской местности, особое значение имеет модернизация образовательной системы на селе, преодоление ряда противоречий в ней.
Стало очевидным несоответствие целей, задач, содержания образования, организации деятельности сельской школы потребностям изменившейся социально-экономической ситуации в обществе.
Изменения, нововведения, происходящие сегодня в школе, не имеют под собой теоретической базы и нуждаются в фундаментальной научной поддержке, адекватной этим изменениям. Все это актуализирует проблему поиска новых принципов организации деятельности сельской школы, новых форм более интенсивного взаимодействия со средой, использования педагогических ресурсов социального окружения, внедрения инновационных моделей образовательных учреждений села.
Возрастание роли сельской школы в экономической, социальной жизни общества, в обеспечении психологической, социально-профессиональной готовности ее выпускников к реформированию аграрного сектора актуализирует задачу ориентации образования и воспитания на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям социума.
Экономические и социальные последствия ликвидации малокомплектных школ в ряде случаев привели к исчезновению целых деревень. Таким образом, малокомплектная сельская школа является своеобразным селообразующим фактором. Социально-структурные, общественно-идеологические факторы заключаются в том, что состояние и уровень работы сельской малокомплектной школы существенно влияют на социальное развитие села, закрепление молодежи, решение демографических проблем в деревне, повышение культурного и профессионального уровня сельского населения.
В результате перед малокомплектной школой поставлена задача создания условий для обеспечения качественного и доступного образования независимо от места проживания, создание равных возможностей для обучения, воспитания и развития, социальной защиты детей дошкольного возраста, обучающихся, молодежи села. Требуются новые подходы к сохранению и развитию, эффективному использованию базы сельских школ.
В целях повышения эффективности управления следует осуществлять непрерывное наблюдение и анализ складывающейся в муниципальном образовании ситуации, диагностику и прогнозирование развития социальных отношений и процессов. Анализ управления образованием необходимо проводить с позиции социологии, что предполагает не только определение сущности, но и исследование основных тенденций, проблем развития для разработки управленческих решений по его совершенствованию.
Муниципальные образования Белгородской области отличаются успешностью реализации государственных программ в сфере образовании. Кроме того, в регионе накоплен значительный опыт управления развитием основного и общего образования. В условиях текущих преобразований и возникновения принципиально новых проблемных зон в системе общего образования, для эффективного управления этой сферой считаем необходимым проведение комплексного анализа практики применения различных управленческих технологий, структурирование и обобщение опыта и представление практически ориентированных рекомендаций, направленных на создание проектировочного подхода и мышления, знаний и умений организовывать и осуществлять проектировочную деятельность адекватно сложившейся социально-культурной ситуации в сельской малокомплектной школой.
Степень изученности темы. В педагогической литературе проблемы сельской школы рассматривались в разных аспектах: с точки зрения сельской социально-педагогической среды (М.П. Гурьянова) 1; вариативности в
1 Гурьянова М. П. Социальный педагог в сельской России / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. Москва: Современное образование, 2014. С. 248.
организации сельской школы (А.М. Цирульников) 1; воспитательной системы (Л.И. Новикова, М.И. Шилова) ; дидактической, методической системы начальной и основной школы (М.И. Зайкин, Г.Ф. Суворова) ; организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной, малочисленной школе (М.И. Зайкин, Н.А. Морозова, Е.Г.Осовский, С.А. Рогачев, Г.И. Саранцев, Е.В.Щербакова) ; содержания, форм трудового обучения и воспитания (А.Д. Алферов, А.Е. Кондратенков) ; развития сельской школы (П.П. Пивненко, А.М. Цирульников) ; подготовки педагогических кадров (А.Н. Чалов) и т.д.
В научной литературе последнего времени появилось достаточно много работ, в которых рассматривается управление системой образования в целом. Российский ученый А.П. Егоршин провел анализ российского образования за период с 1990 по 2014 годы, и разработал сценарии развития образования в зависимости от будущего состояния экономики и рынка труда России на период до 2025 года . Также рассматривали направления модернизации и прогнозировали развитие системы образования Н.О. Аблязова и И.Е. Гуськова .
Сущность системного подхода к управлению образованием раскрыта в работах С.Н. Братановского и В.Н. Никитенко . Институциональный анализ проблем образования потребовали привлечения работ по социологии образования, таких авторов, как Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина 1.
Проблема применения проектного менеджмента в управлении образовательной организации исследуется в работах В.Л. Виноградовой, В.Н. Виноградова, Л.С. Киселевой, С.В. Кузнецовой, В.С. Лазарева, О.Г. Прикота и др.
Несмотря на достаточно обширное количество публикаций, современная система образования и ее социально-управленческая составляющая сталкивается с объективными трудностями, порожденными противоречиями образования как социального института, деформированностью отношений сферы образования с обществом и государством. Кроме того, значительная часть литературы, посвященной управлению образованием, направлена, в большинстве случаев, на анализ качества обучения и предложении технологий по его повышению, которые в основном несут педагогический характер.
На основе представления об актуальности темы и степени ее научной разработанности можно сформулировать проблему магистерского исследования. Она заключается в противоречии между необходимостью создания благоприятных условий для совершенствования управления сельской малокомплектной школой и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по внедрению технологий проектного управления развитием образовательного учреждения.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что в связи с трансформацией системы образования, развитием новых подходов и методов управления школами в современной образовательной среде, сельские малокомплектные школы сталкиваются с рядом проблем (недостаток ресурсов, проблемы информационного и материально-технического обеспечения и т.д.). Нововведения, происходящие сегодня в школе нуждаются в фундаментальной научной поддержке, адекватной этим изменениям, поиске новых, эффективных методов управления образовательными учреждениями.
Объектом исследования является проектное управление в сфере образования муниципального уровня.
Предметом - механизм проектного управления развитием малокомплектной сельской школы в современной образовательной ситуации.
Цель магистерской диссертации - внедрение проектного управления развитием сельской малокомплектной школой в Старооскольском городском округе.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления развитием малокомплектной сельской школы в современной образовательной ситуации.
2. Проанализировать практику управления развитием
малокомплектных сельских школ в Старооскольском городском округе.
3. Предложить мероприятия по внедрению проектного управления развитием малокомплектной сельской школы МБОУ «Тереховская ООШ» Старооскольского городского округа.
Теоретико-методологическая основу исследования составляет
сравнительный анализ, позволяющий определить сходства и различия между способами организации процесса управления системой среднего общего образования (С.Н. Братановский, Н.В. Медведева) .
В процессе выполнения работы были использованы такие методы, как сравнительный, анализ и синтез, наблюдение, качественный анализ нормативно-правовых документов, структурно-функциональный.
Эмпирическую базу исследования составили:
- Конституция Российской Федерации 1;
- федеральные нормативно-правовые акты , региональные нормативно¬правовые акты в сфере образования и муниципальные правовые акты ;
- статистические данные, характеризующие основные тенденции в сфере образования Белгородской области, материалы МБОУ «Тереховская ООШ» Старооскольского городского округа ;
- результаты авторского исследования «Проектное управление развитием малокомплектной сельской школы: сущность и механизмы реализации», в ходе, которого были опрошены администрация и учителя городских школ (N=70) и администрация и учителя сельских малокомплектных школ Старооскольского городского округа (N=20).(N= 90).
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель исследования посредством выполнения ряда обозначенных задач.
Во-первых, изучены основные методологические подходы к определению понятия «сельская малокомплектная школа». Учитывая необходимость в создании новых основ организации сельской малокомплектной школы, что предполагает принципиальное изменение концептуальных подходов в области образования - проектирование развивающихся, вариативных,
культуросообразных сельских школ. Это потребует создания специальных технологий вариативной организации и самоорганизации сельской школы, выявления методик диагностики, изучения и управления развитием сельских малокомплектных школ, в особенности инновационного типа, культурных процедур педагогических решений в области сельского образования.
Специфика управления развитием образовательного учреждения в сельской местности определяется выбором приоритетов для управления развитием образовательного учреждения. Этими приоритетами выступают учет особенностей и специфики образовательной среды сельской школы, реализация личностно-ориентированного подхода и распределение функций между участниками инновационного процесса, гуманизация управленческих коммуникаций, а также сохранение управленческой вертикали в условиях горизонтального распределения управленческих функций. Процессу
совершенствования управленческой деятельности сельской школы должна предшествовать определенная формулировка цели устойчивого развития образовательного учреждения в инновационном режиме. Управление инновационным процессом в сельской малокомплектной школе необходимо реализовывать как систему, которой свойственна адаптивность к объекту управления. Перспективным направлением управления развития сельских малокомплектных школ являются системные изменения инновационного характера, осуществляемые с учётом местных условий и позволяющие реализовать в инновационном процессе уникальность
Во-вторых, проанализировано современное состояние муниципальной сферы образования, Старооскольского городского округа, проводится оценка значимости проектного управления в развитии сельских малокомплектных школ, анализируются результаты социологического исследования, проведенного автором в мае 2018 г. среди представителей сферы образования Старооскольского городского округа.
Анализ практики управления развитием малокомплектной сельской школы МБОУ «Тереховская ООШ» Старооскольского городского округа предполагал также проведение социологического исследования, включающего оценку актуальности, необходимости и эффективности внедрения проектного управления в сельскую малокомплектную школу; определение преимуществ, принципов, сути, барьеров, субъектов и принципов; выявление сферы причастности педагогических работников к проектному управлению. В ходе анализа результатов был выделен ряд наиболее важных, на наш взгляд, проблем, среди которых: бюрократия; существенные различия в процессе проектного управления в сельской малокомплектной школы и городской школы, которые выражаются в ограниченности малокомплектных школ финансированием, компетентными кадрами, достаточным количеством обучающимися.
В-третьих, предложены основные подхода управления
развитием сельской малокомплектной школой, основанной на взаимодействие всех сотрудников сельской малокомплектной школы, применение стимулирующих подходов к привлечению финансирования сельской малокомплектной школы с учетом географических и демократических особенностей территории, интересов управления образования администрации Старооскольского городского округа и запросов родителей обучающихся - и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, ограниченный во времени определенными сроками, а, следовательно, реализацию специального проекта - «Развитие сельской малокомплектной школы на основе потенциала педагогических кадров» муниципальной программы «Развитие образования Старооскольского городского округа на 2015 - 2020».
Сравнивая состояние общего образования в городе и селе, можно выделить ряд особенностей управления современной сельской школой. Малочисленность педагогического коллектива позволяет полней и глубже осуществлять основные функции внутришкольного управления. Однако в небольшом коллективе, как правило, тесней связи между людьми, при этом каждый индивид может существенно повлиять на характер отношений. Кроме того, значимость каждого педагога в сельской школе усиливается из -за нехватки педагогических кадров. Таким образом, управление, упрощаясь в количественном признаке управляемой системы, одновременно осложняется необходимостью большего учёта индивидуальных особенностей сотрудников. В сельских школах на результаты гораздо сильней влияет подбор педагогов и учащихся. В небольшой школе таланта и энтузиазма даже одного творчески работающего педагога-инноватора вполне может хватить, чтобы восполнить недостаток инновационной активности коллег (кстати, этим нередко пользуются директора сельских школ, приписывая заслуги одного-двух человек всему коллективу и тем самым создавая видимость бурной инновационной деятельности). А от подбора учащихся в малокомплектной сельской школе во многом зависят основные показатели результатов педагогического труда и достижения детей в районных олимпиадах и конкурсах. Управление сельской школой - это фактически управление в условиях дефицита ресурсов, который проявляется в недостаточном финансировании сельских школ, в их значительной информационной изолированности, в слабом притоке новых педагогических кадров. Фактором, усугубляющим дефицит ресурсов, является низкий уровень доходов сельских жителей. Не секрет, что нехватка денег и иных материальных средств в российских школах часто восполняется за счёт родителей. В сельской местности этот источник крайне беден.
Значительная изолированность сельских школ, а также влияние фактора подбора педагогов и учащихся создают в каждой школе своеобразную образовательную систему, для эффективного управления которой необходимо учитывать специфику не только сельских школ вообще, но и особенности конкретной школы. В частности, нами выявлено несколько случаев, когда передовой опыт одной из сельских школ был настолько специфичен, что его тиражирование в других школах района оказалось невозможным. Высокая социальная активность педагогов на селе и тесные связи школы с сельским социумом диктуют необходимость управления не только осуществляемым школой учебно-воспитательным процессом, но и внешкольной культурно-образовательной работой.
В среднем довольно низкий общекультурный уровень сельских жителей (по сравнению с горожанами) и связанный с этим рост в сельской местности числа неблагополучный семей актуализируют управление семейным воспитанием как необходимый аспект управления образовательным процессом.
Проводимая в РФ модернизация образования ставит управление сельской школой перед проблемой постоянного развития школы на основе инноваций. Для разрешения этой проблемы у сельской школы объективно имеется меньше возможностей, чем у городской. Поэтому в управлении развитием сельской школы гораздо большее значение приобретают субъективные факторы.
В целях решения проблемы, связанной с развитием малокомплектных сельских школ посредством проектного управления, предложено реализовать пилотный проект «Формирование имиджа муниципального служащего в администрации города Белгорода». Целью данного проекта является формирование позитивного имиджа муниципального служащего в администрации города Белгорода.
В качестве проблемы, на решение которой направлен предложенный проект, выступает низкая гражданская активность, недостаточная готовность граждан участвовать в решении вопросов местного значения, негативно сформировавшийся имидж муниципального служащего.
Реализация проекта позволит улучшить имидж муниципального служащего в администрации города Белгорода, посредством проведения специально-направленных на это мероприятий, повышения уровня развития информационных источников о положительной деятельности муниципальной службы и введения новой должности имиджмейкера в администрации. Все это будет способствовать формированию и поддержанию позитивного имиджа муниципальных служащих у населения, преломлению стереотипного представления о них. А так же повысит престиж муниципальной службы и увеличит объем вещания о положительной деятельности чиновников, благодаря чему применение проектного подхода в управлении имиджем муниципального служащего приобретет должную системность и последовательность.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес управления образования администрации Старооскольского городского округа:
1. Создать рабочую группу по подготовке к участию в конкурсах и грантах Всероссийского уровня;
2. Провести мониторинг ситуации по развитию
малокомплектной сельской школы (на примере МБОУ «Тереховская ООШ») аналитическим отделом управления образования администрации Старооскольского городского округа;
3. Разработать нормативно - правовую документацию для организации проектного управления развитием Тереховской школы;
4. Оказать методическую помощь и поддержку при создании конкурсных материалов рабочей группы сельских учителей для участия в соревновательных мероприятиях Всероссийского уровня методистами Старооскольского и Белгородского институтов развития образования;
5. Осуществить организационные мероприятия для участия сельских учителей в конкурсах и грантах для повышения своих компетентностей;
6. Принимать участие (побеждать) в конкурсном движении России среди образовательных учреждений и педагогических кадров;
7. Осуществлять развитие сельской малокомплектной школы за счет полученных денежных вознаграждений и награждать сельских учителей за достижение высоких результатов в профессиональной деятельности.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 5. - ст. 1057.
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 217-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд.
«Законодательство».
3. Об утверждении Государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 528-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
4. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования
Старооскольского городского округа на 2015 - 2020» [Электронный ресурс]: Постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской обл. от 30.10.2014 № 3681 // Информационный портал
Белгородской области.
5. Об утверждении Положения о Департаменте образования Белгородской области [Электронный ресурс]: постановление правительства Белгородской области от 27 ноября 2012 г. № 482-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
6. Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 25. 02.2013 г. № 69-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
7. Августевич, И.И. 2009. Учебно-воспитательный комплекс - вчера, сегодня и завтра [Текст] И.И. Августевич // Народное образование. - 2015. - № 5. - С. 101-104.
8. Аверкин, В.Н., Иванова Н.М. Финансовая политика в сфере образования [Текст] / В.Н. Аверкин, Н.М. Иванова. - Нижний Новгород: НРЦРО, 2013. -251 с.
9. Алферов, А.Д. Развитие на пути духовности [Текст] / А.Д. Алферов // Психология развития школьников. Ростов н/Д. - 2014. - № 7. - С. 319-366.
10. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя: 2-е изд. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1988. - 206 с.
11. Андреев, А. А. Эффективность воспитательной системы сельской малокомплектной школы [Текст] / А. А. Андреев // Проблемы психологии здоровья. Псков. - 2013. - С. 239-244.
12. Андрейко, А. 3. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / А.З. Андрейко. - М., 1996. - 24 с.
13. Артюхов, М. В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук / М. В. Артюхов. - Новокузнецк, 1999. -38 с.
14. Асыко Т.Н. Управление образовательным процессом [Текст] / С.Л. Горелик, М.А. Чернышкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 52.
15. Бабасов, Е. М. Социология управления: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Е. М. Бабасов. - М.: Тетрасистем, 2014. - 288 с... 89