Введение 3
Глава 1. Проблема качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации в современных исследованиях 9
1.1. Характеристика понятий физкультурно-оздоровительной
деятельности и качество физкультурно-оздоровительной деятельности 9
1.2. Современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании 17
1.3. Обоснование организационно-педагогических условий
повышения качества физкультурно-оздоровительной
деятельности 25
1.4. Оценка результативности физкультурно-оздоровительной
деятельности, как показатель ее качества 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации организационно-педагогических условий повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации 42
2.1. Оценка качества физкультурно-оздоровительной деятельности
на констатирующем этапе эксперимента 42
2.2. Реализация организационно-педагогических условий
повышения качества физкультурно-оздоровительной
деятельности 55
2.3. Динамика показателей качества физкультурно¬оздоровительной деятельности в ходе опытно¬экспериментальной работы 61
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложения 78
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для нашей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа в условиях образовательных учреждений определена в целом ряде государственных документов, включая Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальную доктрину образования в Российской Федерации, «Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
По данным исследований В.В. Бойко, Л.Н. Волошиной, Т.В. Волосниковой, Л.В. Новоточиной, А.А. Ошкиной, С.И. Филимоновой, А.А. Чекашовой, снижение уровня здоровья и физических кондиций дошкольников обусловлено не только генетическими параметрами, социальными проблемами, состоянием среды обучения, развития и воспитания ребенка, существующей системой содержания и организации образования, организационно-педагогическими условиями, но и недостаточной эффективностью физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных организациях и семье, что способствует снижению качества физкультурно-оздоровительной деятельности. Именно поэтому сегодня проблема повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных организациях является как никогда актуальной.
Мы полагаем, что потенциал повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности заключается в управленческих механизмах, а именно в осуществлении на практике организационно-педагогических условий, способствующих повышению качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации.
Проблеме управления физкультурно-оздоровительной деятельностью посвящены диссертационные исследования Л.Н. Волошиной,
Т.В. Волосниковой, В.И. Жолдак, В.Г. Камалетдинова, В.Г. Макаренко, М.М. Мусановой, М.А. Правдова, П.А. Рожковой, С.О. Филипповой и др.
Вопросы организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении отражены в работах В.Г. Алямовской, И.В. Ильиной, Т.Ю. Козиной, И.Ю. Кокаевой, В.В. Колбанова, А.Г. Маджуга, О.Н. Макусева, С.А. Медведевой, Н.А. Чарыковой и др.
Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена поиском путей повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется несоответствием между необходимостью повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации и недостаточной разработанностью научно-теоретической базы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовании с учетом компетентностного подхода.
Актуальность проблемы исследования на научно-методическом уровне определяется противоречием между востребованностью организации работы по повышению качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации и отсутствием методического обеспечения для реализации данной цели.
Актуальность обозначенной проблемы позволила определить тему исследования: «Организационно-педагогические условия повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации»
Проблема исследования стал поиск организационно-педагогических условий повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации?
Цель исследования: научно обосновать организационно-педагогические условия повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации.
Объект исследования: качество физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что качество физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации повысится, если:
- при проектировании подходов и технологий повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности учитывать результаты ее мониторинга и существующие проблемы;
- обеспечить целенаправленное проектирование педагогических воздействий на удовлетворение потребности детей к двигательной активности, создание положительного фона выполнения физических упражнений, побуждающих ребенка-дошкольника к активности;
- создана здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации;
- формировать направленность педагогов на результативность физкультурно-оздоровительной деятельности, как показателя ее качества;
- содержание работы с родителями (законными представителями) представляет собой интеграцию знаний, двигательного и социокультурного опыта, определяющих эффективность развития основ физической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации в современных исследования.
2. Оценить качество физкультурно-оздоровительной деятельности на констатирующем этапе эксперимента.
3. Апробировать организационно-педагогические условия повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности.
4. Выявить динамику показателей качества физкультурно-оздоровительной деятельности в ходе опытно-экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составили педагогические и психологические труды о понятии «деятельность» (А.Н. Леонтьев, Г.Г. Наталов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейна, Н.Н. Трубников и др.); исследования, раскрывающие сущность физкультурно-оздоровительной деятельности (В.В. Бойко, Г.Ю. Козина, С.В. Малинина, М.М. Мусанова, Ю.М. Николаев, В.И. Угнивенко и т.д.); ряд исследований о качестве образования и качестве здоровьесберегающей деятельности (В.И. Андреев, Т.М. Давыденко, В.А. Качалов, Н.В. Третьякова, В.А. Федоров, Г.Н. Шибанова и др.); современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании раскрываются в исследованиях Т.В. Волосниковой, Л.Н. Волошиной, О.В. Демидович, Л.П. Кривошей, М.М. Мусановой, Л.В. Новоточиной, Н.В. Третьяковой, С.И. Филимоновой и др.; труды Л.Н. Волошиной, Н.И. Иванась, М.М. Мусановой, В.В. Толмачевой, Н.В. Третьяковой, Н.В. Финогеновой, Н.А. Фоминой, раскрывающие содержание организационно-педагогических условий повышения качества физкультурно¬оздоровительной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены
современные проблемы качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации; предложен диагностический инструментарий оценки качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации, обеспечивающий достоверную и точную информацию о
состоянии качества физкультурно-оздоровительной деятельности,
позволяющий конструктивно решать существующие проблемы; обоснованы организационно-педагогические условия повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные расширяют и дополняют современные представления об особенностях и перспективе повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты, полученные в ходе исследования, используются в практике управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном учреждении и выражаются в том, что:
- положительные результаты реализации организационно-педагогических условий повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации позволяют рекомендовать их к широкому применению в образовательном процессе;
- предложенные организационно-педагогические условия
повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации могут быть полезны при проектировании образовательных программ или годового плана в дошкольном образовательном учреждении;
- разработанный диагностический инструментарий может применяться в педагогической практике при оценке качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации;
- реализация предложенных организационно-педагогических условий и рекомендации для педагогов дошкольного учреждения позволяют позитивно повлиять на результаты физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечить развитие компетентности всех субъектов образовательных отношений в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
Методы исследования. Для организации и проведения исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ, систематизация, обобщение научной,
психолого-педагогической, методической литературы;
- эмпирические: беседа, анкетирование, тестирование;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - теоретическое обоснование проблемы качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации в современных исследованиях.
Второй этап - проведение констатирующего этапа по оценке качества физкультурно-оздоровительной деятельности.
Третий этап - обоснование и реализация организационно-педагогических условий повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности, выявление динамики показателей качества физкультурно-оздоровительной деятельности в ходе опытно-экспериментальной работы.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (95 человек), родители (законные представители, 100 человек) и педагоги дошкольной организации (32 человека) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 75 г. Белгорода.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на VIII международной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровье: молодежная наука и инновации» (Тула, 2018).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен на 73 страницах, содержит 5 рисунков, 3 таблицы. Список использованной литературы включает 64 источника. В работе 23 приложения.
На сегодняшний день проблема качества физкультурно-оздоровительной деятельности является одной из актуальных в дошкольном образовании.
Физкультурно-оздоровительная деятельность - это сознательно регулируемая двигательная активность субъектов образовательных отношений в дошкольной организации, направленная на развитие собственного здоровья и воспитания бережного к нему отношения. Важным аспектом осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях дошкольной организации является результативность этой деятельности, что указывает на уровень ее качества. Под качеством физкультурно-оздоровительной
деятельности понимается степень способности дошкольной образовательной организации выполнять на требуемом уровне свои функции по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности обусловлены процессами демократизации, гуманизации, стандартизации, вариативности, регионализации, технологизации в современном дошкольном образовании. В настоящее время можно выделить ряд проблем развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании: недостаточная компетентность участников
образовательного процесса в выполнении функций здоровьесбережения, резкое ухудшение здоровья дошкольников, ограничение двигательной активности детей в дошкольном учреждении и семье, отсутствие формирования общественного мнения в области физического воспитания здоровья дошкольников, использование программ и технологий по физическому воспитанию, не имеющих научного обоснования их применения и т.д.
Проанализировав современные исследования, пришли к выводам, что сегодня существует многообразие организационно-педагогических условий
предложенных различными авторами: организация здоровьесберегающей
среды в дошкольной организации, отбор и внедрение технологий и методик по оздоровлению детей, повышение квалификации педагогических кадров, мониторинг физического развития и двигательной подготовленности, пропаганда здорового образа жизни детей и взрослых и т.д.
Анализ современных исследований позволил нам определить, что различные критерии и показатели оценки результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации, как показателя ее качества: изучение здоровье и физического развития, физическую
подготовленность, убеждения и потребности, мотивы участников образовательного процесса, диагностика здоровьесберегающей среды детского сада, выявление уровня компетентности педагогов, удовлетворенности родителей и т.д.
Опытно-экспериментальная работа по реализации организационно - педагогических условий повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 75 г. Белгорода. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (95 человек), родители (законные представители, 100 человек) и педагоги дошкольной организации (32 человека).
Констатирующий этап разделен на три направления, отражающие зависимость результативности физкультурно-оздоровительной деятельности от ее субъектов - детей, педагогов, родителей. Для исследования I направление «Субъект - дети» использованы следующие позиции: определение степени сформированности представлений о здоровье и характер эмоционального отношения к проблемам здоровья с помощью методики «Здоровье и болезнь» О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатова; выявление спортивных предпочтений и интересов у детей дошкольного возраста в виде беседа, предложенной Л.Н. Волошиной. II направление «Субъект - педагоги» включал изучение мнения педагогов об эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ с помощью анкеты, предложенной в пособии Н.А. Сердюковой; оценку степени овладения педагогом здоровьесберегающими знаниями и умениями с помощью карты самооценки Л.Н. Волошиной; определение готовности педагога к выполнению здоровьесберегающей функции с помощью анкеты Л.Н. Волошиной. III направление «Субъект - родители» состоят в выявлении представлений родителей о здоровье их детей с помощью анкеты Л.Н. Волошиной; определении компетентности родителей в области физкультурно-оздоровительной деятельности с помощью анкеты М.М. Мусановой; изучении представлений родителей о проблемах и состоянии физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с помощью анкеты, предложенной в пособии Н.А. Сердюковой.
На констатирующем этапе установлено, что у дошкольников не сформированы четкие представления о здоровье, характер эмоционального отношения к проблемам здоровья отличается пассивной позицией, отсутствием интереса к этому вопросу. Педагоги понимают значимость физкультурно¬оздоровительной деятельности, но отмечается ряд факторов, препятствующих грамотной реализации данной деятельности: недостаток здоровьесберегающих знаний и умений, не сформированость мотивационно-ценностного, когнитивного, операционального и творческо-деятельностного компонентыов профессиональной готовности к здоровьесбережению на должном уровне. Родители не имеют полных и четких представлений о состоянии здоровья своего ребенка, они недостаточно компетентны в области физкультурно¬оздоровительной деятельности. Подводя итоги, установлено, что для субъектов физкультурно-оздоровительной деятельности (детей, педагогов, родителей) характерными являются многие общие черты, подтверждающие недостаток знаний, представлений и практических умений и навыков осуществления своих функций в данной деятельности. Анализ полученных результатов исследования развития физических качеств у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе показал, что у 38,8% дошкольников отмечается
высокий уровень развития физических качеств, для 47,3% детей характерен средний уровень, 13,6% испытуемых демонстрируют низкий уровень.
На формирующем этапе эксперимента мы апробировали организационно¬педагогические условия, направленные на повышение качества физкультурно¬оздоровительной деятельности в дошкольной организации: при
проектировании подходов и технологий повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности учитывали результаты ее мониторинга и существующие проблемы; обеспечивали целенаправленное проектирование педагогических воздействий на удовлетворение потребности детей к двигательной активности, создание положительного фона выполнения физических упражнений, побуждающих ребенка-дошкольника к активности; создали здоровьеориентированную развивающую предметно-
пространственнаую среду в дошкольной организации; формировали направленность педагогов на результативность физкультурно-оздоровительной деятельности, как показателя ее качества; содержание работы с родителями представляло собой интеграцию знаний, двигательного и социокультурного опыта, определяющих эффективность развития основ физической культуры детей дошкольного возраста.
По показателям состояния представлений детей о здоровье и болезни выявлена положительная динамика. Намечена стойкая тенденция снижения низкого уровня и повышения компетентности всех субъектов образовательного процесса в области физкультурно-оздоровительной деятельности, отмечается устойчивый интерес к ней. Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития физических качеств у детей дошкольного возраста показал, что высокий уровень повысился на 27,5%, низкий уровень полностью отсутствует.
Подводя итоги, может сказать, что данное исследование не является исчерпывающим по данной проблеме, оно имеет перспективы дальнейшего развития. На данный момент поставленная цель и задачи полностью решены, гипотеза доказана.
1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 606 с.
2. Андреев В.И. Проблемы и приоритетные стратегии мониторинга качества образования. - М.: МОСУ, 2000. - 231 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.rU/Books/2/0390/2_0390-1.shtml (дата обращения: 26.01. 2018)
4. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
5. Бойко В.В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2007. - 174 с.
6. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
7. Боярская Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / Л.А. Боярская; науч. ред. В.Н. Люберцев. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 120 с.
8. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установка: учеб. пособие / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Академия,
2001. - 343 с.
9. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты
формирования здорового образа жизни /// Теория и практика физической культуры. - 1994. -№ 9. - С. 9-11 [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/contents.asp?id=35583544 (дата обращения: 13.06. 2018)
10. Внуков А. П. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических институтов: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008868570 (дата обращения: 26.05. 2018)
11. Волосникова Т.В. Управление оздоровлением детей в дошкольном учреждении // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С.23-28.
12. Волосникова Т.В. Управление здоровьем детей в системе физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С.26-29.
13. Волосникова Т.В. Физическая культура в системе управления оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса: автореферат дис. ... д-ра пед. наук . - СПб., 2011. - 44 с.
14. Волошина Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений: методология, теория, практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 46 с.
15. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение - педагогический колледж»: моногр. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 356 с... 64