Помощь студентам в учебе
Взаимосвязь ценностных ориентаций и планирования будущего у старшеклассников (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МОУ «Гимназия № 7 имени К.Д. Ушинского» города Саратова и МОУ «СОШ п. Придорожный» Энгельсского района пос. Придорожны
Выборка: 32 старшеклассника.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНОВ НА БУДУЩЕЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ...................……….5
1.1.Понятие планирования будущего у старшеклассников………………5
1.2.Особенности и противоречия в формировании ценностных ориентаций старшеклассников…8
1.3.Взаимосвязь ценностных ориентаций и планирования будущего в концепции профессионального самоопределения……14
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПЛАНИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО……………………..20
2.1.Методическое обоснование исследовательской работы………….……20
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи….....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………..39
База исследование: МОУ «Гимназия № 7 имени К.Д. Ушинского» города Саратова и МОУ «СОШ п. Придорожный» Энгельсского района пос. Придорожны
Выборка: 32 старшеклассника.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНОВ НА БУДУЩЕЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ...................……….5
1.1.Понятие планирования будущего у старшеклассников………………5
1.2.Особенности и противоречия в формировании ценностных ориентаций старшеклассников…8
1.3.Взаимосвязь ценностных ориентаций и планирования будущего в концепции профессионального самоопределения……14
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПЛАНИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО……………………..20
2.1.Методическое обоснование исследовательской работы………….……20
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи….....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………..39
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что старший школьной возраст играет особую роль в процессе формирования и развития личности. В этот этап происходит активное формирование мировоззрения, ценностных ориентиров и жизненных планов, которые будут определять дальнейший путь человека. Старшеклассники сталкиваются с важной задачей выбора своей профессиональной траектории, а также с необходимостью определения жизненных целей и разработки стратегий для их достижения. Успех этого процесса влияет на самореализацию личности и её удовлетворенность жизнью.
В современном обществе, которое характеризуется быстрыми темпами изменений, неопределенностью и множеством разнообразных возможностей, проблема формирования планов на будущее становится особенно актуальной для старшеклассников. С одной стороны, они должны соответствовать высоким требованиям, которые предъявляет как рынок труда, так и общество в целом. С другой стороны, они находятся под воздействием множества противоречивых ценностей и ориентиров, что усложняет процесс выбора. В этой ситуации является важным понять, каким образом формируются ценностные ориентации и как они влияют на процесс планирования будущего.
В старшем школьном возрасте происходит интенсивный процесс переосмысления ценностей, формируется собственная система убеждений, а также выбираются жизненные ориентиры, которые будут направлять человека в дальнейшем.
Таким образом, изучение взаимосвязи между ценностными ориентациями и планами на будущее у старшеклассников представляется важной задачей. Её решение позволит более эффективно помогать молодым людям в процессе самоопределения и планирования их карьерного пути.
Изучение данной темы не только углубляет наши знания о процессе формирования личности, но и открывает новые горизонты для практической работы с молодежью, что в конечном итоге может способствовать созданию более гармоничного и успешного общества, где каждый сможет реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей.
Цель: исследовать взаимосвязь ценностных ориентаций и планов на будущее у старшеклассников.
Объект исследования: планы на будущее у старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и планов на будущее старшеклассников.
Задачи исследования
1. Провести теоретическое исследование по проблеме формирования планов на будущее у старшеклассников.
2. Проанализировать ведущие ценностные ориентации у старшеклассников.
3. В процессе эмпирического исследования определить характер взаимосвязи ценностных ориентаций и планов на будущее старшеклассников.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Гипотеза исследования. Чем лучше определены и сформированы ценностные ориентации старшеклассников, тем выше прагматические ориентиры личности.
В современном обществе, которое характеризуется быстрыми темпами изменений, неопределенностью и множеством разнообразных возможностей, проблема формирования планов на будущее становится особенно актуальной для старшеклассников. С одной стороны, они должны соответствовать высоким требованиям, которые предъявляет как рынок труда, так и общество в целом. С другой стороны, они находятся под воздействием множества противоречивых ценностей и ориентиров, что усложняет процесс выбора. В этой ситуации является важным понять, каким образом формируются ценностные ориентации и как они влияют на процесс планирования будущего.
В старшем школьном возрасте происходит интенсивный процесс переосмысления ценностей, формируется собственная система убеждений, а также выбираются жизненные ориентиры, которые будут направлять человека в дальнейшем.
Таким образом, изучение взаимосвязи между ценностными ориентациями и планами на будущее у старшеклассников представляется важной задачей. Её решение позволит более эффективно помогать молодым людям в процессе самоопределения и планирования их карьерного пути.
Изучение данной темы не только углубляет наши знания о процессе формирования личности, но и открывает новые горизонты для практической работы с молодежью, что в конечном итоге может способствовать созданию более гармоничного и успешного общества, где каждый сможет реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей.
Цель: исследовать взаимосвязь ценностных ориентаций и планов на будущее у старшеклассников.
Объект исследования: планы на будущее у старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и планов на будущее старшеклассников.
Задачи исследования
1. Провести теоретическое исследование по проблеме формирования планов на будущее у старшеклассников.
2. Проанализировать ведущие ценностные ориентации у старшеклассников.
3. В процессе эмпирического исследования определить характер взаимосвязи ценностных ориентаций и планов на будущее старшеклассников.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Гипотеза исследования. Чем лучше определены и сформированы ценностные ориентации старшеклассников, тем выше прагматические ориентиры личности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании работ!
Проведенное исследование было посвящено актуальной проблеме выявления взаимосвязи между ценностными ориентациями и планированием будущего старшеклассников. В рамках работы были определены теоретические основы планирования будущего как процесса и проблема формирования ценностных ориентаций, изучены подходы к рассмотрению данных понятий, а также проведен эмпирический анализ взаимосвязи.
Возрастной период у старшеклассников можно охарактеризовать активным формированием мировоззрения, ценностных ориентаций, и, как следствие, профессиональным самоопределением. Также, нельзя забывать о страхе перед сдачей экзаменов, стрессе и напряжении, которые помогают в формировании зрелой, осознанной личности. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на выбор профессиональной деятельности и построение дальнейшей жизни.
Результат исследования показал, что учащиеся старших классов в большей степени ориентированы на профессиональное самоопределение и построение дальнейшей жизни, чем на ближние и эмоционально-нравственные перспективы.
Проведенная методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокича) продемонстрирована приоритет выбора общечеловеческих ценностей.
На основе проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод, что есть существенная связь между ценностями (связанными с профессиональной деятельностью) и формированием планов и целей на будущее у старшеклассников.
Также, как и есть взаимосвязь определенных ценностей с ближними и эмоционально-нравственными ориентирами личности.
Возрастной период у старшеклассников можно охарактеризовать активным формированием мировоззрения, ценностных ориентаций, и, как следствие, профессиональным самоопределением. Также, нельзя забывать о страхе перед сдачей экзаменов, стрессе и напряжении, которые помогают в формировании зрелой, осознанной личности. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на выбор профессиональной деятельности и построение дальнейшей жизни.
Результат исследования показал, что учащиеся старших классов в большей степени ориентированы на профессиональное самоопределение и построение дальнейшей жизни, чем на ближние и эмоционально-нравственные перспективы.
Проведенная методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокича) продемонстрирована приоритет выбора общечеловеческих ценностей.
На основе проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод, что есть существенная связь между ценностями (связанными с профессиональной деятельностью) и формированием планов и целей на будущее у старшеклассников.
Также, как и есть взаимосвязь определенных ценностей с ближними и эмоционально-нравственными ориентирами личности.
1. Барсукова, А.С. Ценностные ориентации современной молодежи / А.С. Барсукова // Вестник магистратуры. – 2021. – №1-4 (112). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 04.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Бакушкин, И.А. Проблема определения ценностных ориентаций в современной психологии / И.А. Бакушкин, И.М. Ильичева // Вестник ГУУ. – 2024. – №2. – [Электронный ресурс]. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-tsennostnyh-orientatsiy-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Бурлак, К. К. Особенности эмоционально-волевой регуляции и ценностных ориентаций современной молодежи / К. К. Бурлак, М. С. Пугачева // Настоящее будущее. Актуальные проблемы и тенденции в сфере психического здоровья. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Манускрипт", 2020. – С. 168-169.
4. Биктина, Н.Н. К вопросу о профессиональном самоопределении школьников / Н.Н. Биктина // АНИ: педагогика и психология. – 2021. – №4 (37). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalnom-samoopredelenii-shkolnikov (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
5. Володин, В.Н. Профессиональное самоопределение молодежи / В.Н. Володин // Телескоп. – 2023. – №3. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-molodezhi-1 (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Волкова, В.А. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников/ В.А. Волкова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2023. – №S1 (67). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-1 (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
7. Гаврилина, А.А. Источники формирования ценностных ориентаций личности / А.А. Гаврилина // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2021. – №1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
8. Гараева, Л. Ф. Профессиональное самоопределение личности как предмет психологического исследования: структура профессионального самоопределения / Л. Ф. Гараева // Современная наука в системе ценностей мировой культуры. Современные концепции науки будущего. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Центр профессионального менеджмента "Академия Бизнеса", 2019. – С. 25-26.
9. Егорова, Г. И. Концепты профессионального самоопределения и культуры профессиональной успешности в подготовке специалиста / Г. И. Егорова, М. В. Осин // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2024. – С. 13-17.
10. Матросова, Е.А. Построение жизненной перспективы личности / Е.А. Матросова // Шаг в науку. – 2018. – №1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-zhiznennoy-perspektivy-lichnosti (дата обращения: 04.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
11. Муханова, И.Ф. Жизненные перспективы личности: теоретико-методологический аспект / И.Ф. Муханова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2023. – №3 (94). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-perspektivy-lichnosti-teoretiko-metodologicheskiy-aspect (дата обращения: 04.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
12. Николаева, Е.И. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности / Е.И. Николаева, А.А. Петрусевич // Педагогическое образование в России. – 2021. – №5. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostey-i-tsennostnyh-orientatsiy-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
13. Пестерева, С.Н. Понимание перспектив будущего старшеклассниками / С.Н. Пестерева // Теория и практика современной науки. – 2018. – №4 (34). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-perspektiv-buduschego-starsheklassnikami (дата обращения: 04.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
14. Петраш, М.Д. Ценностные ориентации молодежи в структуре межпоколенных отношений на начальном этапе профессионального развития / М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2021. – № 12 (65). – [Электронный ресурс]. – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsennostnye-orientatsii-molodezhi-v-strukture-mezhpokolennykh-otnoshenij-na-nachalnom-etape-professionalnogo-razvitiya.html (Дата обращения: 04.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
15. Рыбальская, Е. А. Профессиональное самоопределение школьников / Е.А. Рыбальская // Экономика и социум. – 2018. – №6 (49). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-shkolnikov-2 (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
16. Собанина, Д.В. Основные научные подходы к пониманию феномена «планирование» / Д.В. Собанина // Образование и право. – 2024. – №4. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-nauchnye-podhody-k-ponimaniyu-fenomena-planirovanie (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
17. Тарасова, Я.А. Трансформация ценностных ориентаций на разных возрастных этапах / Я.А. Тарасова // Нацразвитие. Наука и образование. – 2022. – №2 (5). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-tsennostnyh-orientatsiy-na-raznyh-vozrastnyh-etapah (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
18. Хорева, С.А. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников / С. А. Хорева, В. В. Онуфриева // Глобальный научный потенциал. – 2018. – № 7(88). – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35618199 (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
19. Шувалова, Н.В. Изменение ценностных ориентаций современной молодежи в условиях социальной действительности / Н.В. Шувалова, А.М. Муталимова, П.А. Гаджиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-2. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-tsennostnyh-orientatsiy-sovremennoy-molodezhi-v-usloviyah-sotsialnoy-deystvitelnosti (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
20. Шерешкова, Е.А. Формирование психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников / Е.А. Шерешкова, Ю.А. Давыдова // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. – 2024. – №1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnomu-vyboru-u-starsheklassnikov (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Бакушкин, И.А. Проблема определения ценностных ориентаций в современной психологии / И.А. Бакушкин, И.М. Ильичева // Вестник ГУУ. – 2024. – №2. – [Электронный ресурс]. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-tsennostnyh-orientatsiy-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Бурлак, К. К. Особенности эмоционально-волевой регуляции и ценностных ориентаций современной молодежи / К. К. Бурлак, М. С. Пугачева // Настоящее будущее. Актуальные проблемы и тенденции в сфере психического здоровья. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Манускрипт", 2020. – С. 168-169.
4. Биктина, Н.Н. К вопросу о профессиональном самоопределении школьников / Н.Н. Биктина // АНИ: педагогика и психология. – 2021. – №4 (37). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalnom-samoopredelenii-shkolnikov (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
5. Володин, В.Н. Профессиональное самоопределение молодежи / В.Н. Володин // Телескоп. – 2023. – №3. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-molodezhi-1 (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Волкова, В.А. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников/ В.А. Волкова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2023. – №S1 (67). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-1 (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
7. Гаврилина, А.А. Источники формирования ценностных ориентаций личности / А.А. Гаврилина // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2021. – №1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
8. Гараева, Л. Ф. Профессиональное самоопределение личности как предмет психологического исследования: структура профессионального самоопределения / Л. Ф. Гараева // Современная наука в системе ценностей мировой культуры. Современные концепции науки будущего. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Центр профессионального менеджмента "Академия Бизнеса", 2019. – С. 25-26.
9. Егорова, Г. И. Концепты профессионального самоопределения и культуры профессиональной успешности в подготовке специалиста / Г. И. Егорова, М. В. Осин // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2024. – С. 13-17.
10. Матросова, Е.А. Построение жизненной перспективы личности / Е.А. Матросова // Шаг в науку. – 2018. – №1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-zhiznennoy-perspektivy-lichnosti (дата обращения: 04.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
11. Муханова, И.Ф. Жизненные перспективы личности: теоретико-методологический аспект / И.Ф. Муханова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2023. – №3 (94). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-perspektivy-lichnosti-teoretiko-metodologicheskiy-aspect (дата обращения: 04.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
12. Николаева, Е.И. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности / Е.И. Николаева, А.А. Петрусевич // Педагогическое образование в России. – 2021. – №5. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostey-i-tsennostnyh-orientatsiy-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
13. Пестерева, С.Н. Понимание перспектив будущего старшеклассниками / С.Н. Пестерева // Теория и практика современной науки. – 2018. – №4 (34). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-perspektiv-buduschego-starsheklassnikami (дата обращения: 04.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
14. Петраш, М.Д. Ценностные ориентации молодежи в структуре межпоколенных отношений на начальном этапе профессионального развития / М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2021. – № 12 (65). – [Электронный ресурс]. – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsennostnye-orientatsii-molodezhi-v-strukture-mezhpokolennykh-otnoshenij-na-nachalnom-etape-professionalnogo-razvitiya.html (Дата обращения: 04.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
15. Рыбальская, Е. А. Профессиональное самоопределение школьников / Е.А. Рыбальская // Экономика и социум. – 2018. – №6 (49). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-shkolnikov-2 (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
16. Собанина, Д.В. Основные научные подходы к пониманию феномена «планирование» / Д.В. Собанина // Образование и право. – 2024. – №4. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-nauchnye-podhody-k-ponimaniyu-fenomena-planirovanie (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
17. Тарасова, Я.А. Трансформация ценностных ориентаций на разных возрастных этапах / Я.А. Тарасова // Нацразвитие. Наука и образование. – 2022. – №2 (5). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-tsennostnyh-orientatsiy-na-raznyh-vozrastnyh-etapah (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
18. Хорева, С.А. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников / С. А. Хорева, В. В. Онуфриева // Глобальный научный потенциал. – 2018. – № 7(88). – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35618199 (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
19. Шувалова, Н.В. Изменение ценностных ориентаций современной молодежи в условиях социальной действительности / Н.В. Шувалова, А.М. Муталимова, П.А. Гаджиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-2. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-tsennostnyh-orientatsiy-sovremennoy-molodezhi-v-usloviyah-sotsialnoy-deystvitelnosti (дата обращения: 03.05.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
20. Шерешкова, Е.А. Формирование психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников / Е.А. Шерешкова, Ю.А. Давыдова // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. – 2024. – №1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnomu-vyboru-u-starsheklassnikov (дата обращения: 07.04.2025). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.