Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №177504

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы247
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ СИНКВЕЙНА 12
1.1. Инновационные технологии в логопедической практике 12
1.2. Описательный рассказ как вид связного высказывания 17
1.3. Особенности навыка составления описательных рассказов у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
1.4. Синквейн как инновационная технология в формировании навыка
составления описательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 31
ГЛАВА II ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 38
2.1. Цели, задачи, этапы и содержание проекта «Коррекционно¬
педагогическая работа по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР» 38
2.2. Оценка процесса формирования навыка составления
описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (диагностический этап проекта) 44
2.3. Экспериментальная проверка эффективности коррекционно -
педагогической работы по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях с использованием технологии синквейна (деятельностный этап проекта) 76
2.4. Динамика навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (контрольный этап
проекта) 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ 126

Развитие речи в онтогенезе предполагает освоение богатейшего словарного запаса, овладение языковыми законами и нормами родного языка, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
ФГОС ДО в рамках образовательной области «Речевое развитие» ориентирует на решение следующих задач:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для успешного обучения в школе также очень важно, чтобы у обучающихся была хорошо развита связная речь. При владении связной речью, обучающийся способен давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, оформлять свои мысли полно, развернуто и последовательно.
В многочисленных исследованиях подчеркивается, что связная речь является высшей формой мыслительной деятельности, которая определяет речевое и умственное развитие ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
При общем недоразвитии речи (ОНР) у детей возникают значительные трудности в овладении связной речью. Эти проблемы возникают из-за присущих детям языковых и когнитивных особенностей, к которым относятся нарушение отдельных компонентов речевой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточный уровень словесно-логического мышления и др. (В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Затруднения при смысловом программировании и языковом оформлении связного высказывания, недостатки при выполнении логико-семантических и формально¬грамматических операций продуцирования высказывания отмечаются у детей с ОНР даже при IV уровне речевого развития (Т.Б. Филичева).
Описательная речь относится к базовым компонентам, определяющих связное высказывание. Обучение детей составлению описательных рассказов способствует их познавательному развитию, формированию их речемыслительной деятельности, активизации различных видов восприятия, памяти, внимания, наблюдательности (дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета), дает возможность сформировать навык объединения отдельных высказываний в связное последовательное сообщение.
В научно-методической литературе особую роль при формировании навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отводят использованию инновационных технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми, т.к. именно описание, как показывает целый ряд исследований, оказывается одним из несформированных типов связного высказывания у старших дошкольников с ОНР (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.Р. Шашкина и др.).
В ряде методических работ указывается на эффективность использования синквейна, как инновационной технологии, для формирования навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР (Н.Д. Душка, Е.И. Кабаченко, Н.А. Кабаченко). Но, в то же время, методические аспекты применения технологии синквейна в формировании навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР можно считать недостаточно проработанными.
Вышесказанное позволяет нам выявить следующие противоречия:
1. Между требованиями к коммуникативно-речевому развитию старших дошкольников, в частности, к овладению связной речью, определяемыми ФГОС ДО, и трудностями овладения навыком описательного рассказывания как видом связного монологического высказывания старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
2. Между теоретически обоснованной необходимостью использования инновационных технологий в логопедической работе по формированию навыка описательного рассказывания и отсутствием методических разработок по использованию инновационных технологий на логопедических занятиях.
Поэтому выбранную нами тему магистерской диссертации «Инновационные технологии формирования навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: в рамках реализации педагогического проекта разработать комплекс логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР с использованием технологии синквейна.
Объект исследования: процесс формирования навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: комплекс логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР с применением технологии синквейна.
В основу нашего исследования была положена гипотеза: для старших дошкольников с ОНР характерны трудности овладения навыком описательного рассказывания. Повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР позволит комплекс логопедических занятий с применением технологии синквейна, которые:
1) позволят целенаправленно и систематически осуществлять работу по формированию навыка описательного рассказывания;
2) будут способствовать развитию, как языковой, так
психологической базы для создания монологического описательного высказывания;
3) будут мотивировать детей к порождению описательного высказывания.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы мы выделили задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования и определить необходимость реализации педагогического проекта ;
2. Осуществить проектирование логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР с использованием технологии синквейна.
3. Определить эффективность логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР с использованием технологии синквейна.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена исследованиями в области развития связной речи детей (А.А. Леонтьев, В.П. Глухов, А.В. Текучев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.); исследованиями особенностей навыка составления описательных рассказов у детей с ОНР (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.); исследованиями в области формирования описательного рассказывания у детей с ОНР (Н.Д. Душка, Е.И. Кабаченко, Н.А. Кабаченко, Я.Б. Карнаухова Т.А. Ткаченко).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования получены данные, подтверждающие имеющиеся в научной литературе факты об особенностях описательного рассказывания у дошкольников с ОНР. Обосновано оптимизирующее воздействие использования инновационной технологии синквейна для формирования навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР.
Практическая значимость исследования разработан комплекс логопедических занятий для формирования навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР, что найдет применение в практической деятельности учителя-логопеда дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей, педагогическое проектирование;
количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования: исследование проводилось в два этапа:
теоретический этап и этап реализация проекта.
В ходе проведения теоретического этапа (сентябрь 2016 - июнь 2017 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования.
Этап реализации проекта состоял из трех подэтапов: диагностический (констатирующий), деятельностный (формирующий) и контрольный.
В ходе диагностического подэтапа (октябрь 2017 - январь 2018 гг.) проводился констатирующий эксперимент с целью изучения состояния навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР; оценки организационно-содержательных и методических аспектов логопедической работы при формировании навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР; определения состава экспериментальной и контрольной групп.
Деятельностный подэтап (февраль 2018 - июнь 2018 гг.)
сопровождался уточнением теоретических выводов и положений, разработкой комплекса логопедических занятий для формирования навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР с использованием технологии синквейна и его апробирование с последующей корректировкой структуры и содержания занятий.
В ходе проведения контрольного этапа (сентябрь 2018 - декабрь 2018 гг.) проводился контрольный эксперимент с целью выявления динамики навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР; осуществлялись обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для старших дошкольников с ОНР характерны трудности овладения навыком описательного рассказывания, обусловленные не только особенностями их речевого и когнитивного развития, но и недостаточно эффективной логопедической работой в этом направлении.
2. Комплекс логопедических занятий с использованием технологии синквейна способствует повышению эффективности коррекционно¬педагогической работы по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены:
1) в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (г. Пенза, 20 апреля 2018 г.);
2) в сборнике материалов III Международной научно-практической конференции «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА» (г. Пенза, 15 декабря 2018 г.).
База исследования: МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методологические основы, методы и этапы исследования. Показана научная и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе на основе анализа современной психологической, психолингвистической, методической литературы рассматриваются теоретические основы проблемы формирования навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР.
Вторая глава посвящена реализации педагогического проекта, состоящего из трех этапов: диагностического (констатирующего),
деятельностного (формирующего) и контрольного этапа. Констатирующий этап экспериментального исследования посвящен изучению состояния навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР, по результатам которого, был определен состав экспериментальной и контрольной групп; а также, оценке организационно-содержательных и методических аспектов логопедической работы по формированию навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР. Формирующий этап экспериментального исследования посвящен разработке комплекса логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР с использованием технологии синквейна и его апробации. Контрольный этап экспериментального исследования посвящен оценке динамики навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР, путем проведения повторного изучения навыка в контрольной и экспериментальной группе детей, а также, оформлению методических разработок логопедических занятий по формированию навыка составления описательного рассказа с применением технологии синквейна.
В заключении представлено теоретическое обобщение результатов исследования и сформулированы основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам говорить, что связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Связная речь обладает такими свойствами как доступность, цельность, последовательность, логичность, связность. Основными видами, в которых осуществляется связная монологическая речь, являются описание, повествование и рассуждение.
Под описанием понимается изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, связанных между собой. В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что дети старшего дошкольного возраста, как правило, слабовосприимчивы к рассказам описательного характера, менее всего тяготеют к созданию подобных текстов. Формирование навыка составления описательных рассказов у детей дошкольного возраста без речевой патологии вызывает некоторые проблемы, у дошкольников с общим недоразвитием речи вызывает значительные трудности.
В качестве возможных причин трудностей овладения навыками составления описательных рассказов исследователи указывают на недостаточную сформированность у детей с общим недоразвитием речи важнейших процессов внимания, восприятия, памяти и мышления, отсутствие необходимой мотивации и соответствующего интереса к созданию указанных речевых высказываний, редкое использование взрослыми текстов-описаний в собственной речи, что лишает ребенка образца подобного высказывания и т.д.
При составлении описательного рассказа старшие дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются самостоятельно определить главные признаки и свойства изучаемого предмета, установить последовательность их изложения, удержать в памяти данную последовательность. Обычно такие дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.
В настоящее время придается особое значение формированию навыка составления описательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Необходимо отметить, для того чтобы достичь наибольшей эффективности в работе по формированию описательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, необходимо применять в работе логопеда инновационные технологии, которые повысят итоговые показатели уровня речевого развития.
Инновационные технологии - это продуманные во всех деталях технологии, основанные на внедрении современных, новых методов и приемов коррекционной работы, но с учетом традиционных технологий, направленных на повышение качества логопедического воздействия. Инновационные технологии в логопедической практике не меняют базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицируют ее методическую составляющую.
Литературный анализ позволил определить необходимость совершенствования коррекционно-педагогической работы по формированию навыка описательного рассказа у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях с использованием инновационных технологий.
Нами был реализован проект «Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР», целью которого являлась разработка комплекса логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР с применением технологии синквейна.
Реализованный проект включал в себя три этапа: диагностический, деятельностный и контрольный этап.
В ходе проведения диагностического этапа проводился констатирующий эксперимент с целью изучения состояния навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР; оценки организационно-содержательных и методических аспектов логопедической работы при формировании навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР; определения состава экспериментальной и контрольной групп.
В ходе анализа полученных данных, можно отметить, что у всех детей исследуемой группы отмечается преимущественно низкий уровень всех видов описательного рассказывания. Нами было установлено, что при составлении описательных рассказов детям требуются наводящие вопросы, указания на детали предмета. Высказывания детей элементарны, просты, не связаны друг с другом. Отмечается нарушение целостности, связности, последовательности высказываний, лексико-грамматические нарушения. Дошкольники с ОНР не используют образные средства, не выражают оценочное отношение к предмету высказывания, нарушают композиционную структуру текстов.
При изучении особенностей лексического оформления описательных рассказов дошкольников с ОНР нами были выявлены следующие особенности. Наилучшие показатели лексического оформления отмечаются при составлении рассказов-описаний реального предмета и предмета по картине, т.к. в содержании описательных текстов главное - имена существительные и прилагательные. При составлении описательного рассказа по пейзажной картине, отмечается использование малого количества имен прилагательных, что особенно важно для описания пейзажной картины. В основном в рассказах детей используются стереотипные прилагательные, обозначающие цвет.
При изучении организационно-содержательных и методических аспектов логопедической работы по формированию навыка составления описательных рассказов нами было выявлено, что для формирования навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР большая часть учителей-логопедов используют наглядное моделирование и мнемотаблицы. Технология синквейна, как инновационная технология, при формировании навыка описательного рассказывания учителями-логопедами практически не используется (90%).
В ходе проведения деятельностного этапа нами были определены направления и принципы коррекционно-развивающей работы; разработана структура логопедического занятия с применением технологии синквейна; создан дидактический кейс методов, приемов, упражнений, наглядных дидактических материалов для проведения занятий; разработан комплекс логопедических занятий по формированию навыка составления описательного рассказа с применением технологии синквейна, а также, проведено апробирование разработанного комплекса логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР в экспериментальной группе с применением технологии синквейна с последующей корректировкой структуры и содержания занятий.
В результате проведения контрольного этапа проекта нами было установлено, что в контрольной группе детей отмечается незначительная динамика развития навыка составления описательных рассказов, лишь 2 дошкольникам удалось достигнуть недостаточного уровня, остальные 8 дошкольников остались на прежнем (низком) уровне. В свою очередь, в экспериментальной группе детей отмечается значительное улучшение показателей: 1 дошкольник достиг среднего уровня; число повысилось
дошкольников, имеющих недостаточный уровень на 40%; число дошкольников, имеющих низкий уровень, снизилось на 50% .
В результате, мы приходим к выводу, что разработанный нами комплекс логопедических занятий с применением технологии синквейна действительно несет в себе оптимизирующее воздействие на формирование навыка описательного рассказывания у старших дошкольников с ОНР. Цель выпускной квалификационной работы достигнута, гипотеза доказана.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.:
Издательский центр «Академия», 2000. — 400с.
2. Аньшина, В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003.
3. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин.
— М.: Русские словари, 1996. — С. 159-206.
4. Башарина, А. В. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация [Текст] / А.В. Башарина // Известия Самарского научного центра РАН. — 2009. — № 4.
5. Берсирова, С.Д. Инновационные технологии в образовании / С.Д. Берсирова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2009.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. — М.: Просвещение, 2004. — 255с.
7. Брансук, Э. Новые технологии в обучении [Текст] / Э. Брансук.
— Минск: 2000.
8. Верхорубова, О.В. О сущности понятия «Инновационные технологии» в физическом воспитании» [Текст] / О.В. Верхорубова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — №4. — С. 78
— 80.
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. Пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158 с.
10. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В.К. Воробьева // Дефектология. — 1990. — №4. — С. 40 — 47.
11. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. — 1994. — №2. — С. 56 - 73.
12. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Педагогика и психология образования. — 2014. — С.89-97
13. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: [Текст]: учеб. Пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с.
14. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]: автореф. Дис. ... канд. Пед. Наук / В.П. Глухов. — М., 1987.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. И доп. / В.П. Глухов.
— М.: АРКТИ, 2004. —168 с... 47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ