ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НАУЧНО¬
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Анатомо-физиологические и психофизические особенности
развития детей 7-8 лет 5
1.2. Специфические особенности обучения плаванию детей 7-8 лет 9
1.3. Развитие координационных способностей у детей младшего
школьного возраста 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 27
3.1. Характеристика экспериментальной методики развития
координационных способностей у учащихся 7-8 лет 27
3.2. Изменение показателей координационных способностей за
период эксперимента 29
ВЫВОДЫ 33
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Актуальность. Изучая вопрос о развитии плавания в современном мире, необходимо отметить значительное «омоложение» плавания как вида спорта в настоящее время. В плавании возможно не только исключительно ранняя специализация, но и достижение высоких спортивных результатов в подростковом и юношеском возрасте.
Этап предварительной подготовки в плавании начинается чаще всего в возрасте 7-9 лет. Здесь преимущественное внимание уделяется укреплению здоровья, освоению с водной средой и овладению простейшими двигательными навыками в воде и на суше, создающих основу для дальнейшего освоения спортивных и прикладных способов плавания. Начальное обучение плаванию в данный возрастной период имеет большое значение, так как позволяет вовремя обнаружить способности у детей к спортивному плаванию. Занятия плаванием с детских лет имеют большие перспективы, особенно если ребенок хорошо освоил технику движений [1, 7].
Результаты исследований свидетельствуют о том, что младшие школьники по сравнению с более старшими детьми значительно хуже справляются с заданиями по точному выполнению движений в пространстве, во времени и точности дозирования усилий [7]. Изучению данного вопроса не уделяется в научной и методической литературе достаточное внимание.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для обучения новым движениям, поэтому следует предполагать, что состояние способностей к точному анализу движений не является достаточно информативным показателем, отражающим возможности детей к освоению новых видов двигательной деятельности. Проверка этого предположения стала одной из задач нашего исследования.
Проблема развития и совершенствования координационных способностей на начальном этапе обучения плаванию детей младшего школьного возраста представляет весьма актуальной, поскольку является основой для дальнейшего совершенствования плавательных умений и навыков. Учитывая то, что для освоения новых двигательных действий необходим достаточный уровень развития координационных способностей, их развитию необходимо уделять большое внимание.
Цель исследования - выявить влияние развития координационных способностей на технику плавания учащихся 7-8 лет.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа специализированной литературы изучить особенности развития координационных способностей у учащихся 7-8 лет.
2. Разработать методику, направленную на совершенствование
координационных способностей у младших школьников.
3. Выявить влияние применения экспериментальной методики на развитие координационных способностей учащихся 7-8 лет в процессе обучения плаванию.
4. Установить влияние развитие координационных способностей на технику плавания учащихся 7-8 лет.
Гипотеза. Предполагалось, что применение экспериментальной методики, направленной на развитие координационных способностей улучшит процесс обучения плаванию учащихся 7-8 лет.
Объект исследования. Тренировочный процесс учащихся 7-8 лет.
Предмет исследования. Методика развития координационных способностей учащихся 7-8 лет.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика развития координационных способностей, способствующая улучшению техники плавания, может применяться при обучении плаванию детей младшего школьного возраста.
Элементы новизны исследования. Экспериментально изучена
необходимость целенаправленного развития координационных способностей школьников 7-8 лет занимающихся плаванием для улучшения их технической подготовленности.
1. Теоретический анализ проблемы позволил нам установить, что в возрасте детей 7-8 лет наблюдаются наиболее благоприятные темпы прироста в развитии и совершенствовании координационных способностей.
2. Экспериментальная методика развития координационных способностей, разработанная нами, основываясь на анатомо-физиологических и психофизических особенностях детей 7-8 лет. Экспериментальная методика включала в себя 34 занятия.
3. В ходе педагогического эксперимента выявлено положительное влияние применения экспериментальной методики на развитие показателей координационных способностей учащихся 7-8 лет в процессе обучения плаванию. У учащихся контрольной группы средний показатель развития координационных способностей улучшился на 2,1 единицы; у экспериментальной группы - на 4,1 единицы, при статистически достоверном уровне различий (Р< 0,05).
4. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента,
позволяют утверждать, что при совершенствовании координационных способностей улучшаются показатели техники плавания у учащихся 7-8 лет. У пловцов контрольной группы изменение средней оценки техники плавания составило 0,6 единицы; у экспериментальной группы - 1 единица, при
статистически достоверном уровне различий (Р< 0,05).