Объект исследования - АО МАЗ «МОСКВИЧ» .
Проведен анализ финансовых показателей за 2021-2023 годы.
Сделаны PEST-анализ и SWOT-анализ .
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ 5
1.1 Маркетинг, ключевые понятия 5
1.1.2 Определение сущности маркетинговой стратегии 9
1.1.3 Виды маркетинговых стратегий и процесс их разработки 15
1.2 Современные тенденции автомобильного рынка в России 22
1.3 Перспективы импортозамещения с целью формирования конкурентоспособной отрасли в области машиностроения 28
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ АО МАЗ «МОСКВИЧ» 33
2.1 Анализ показателей рентабельности АО МАЗ «МОСКВИЧ» 33
2.1.1 Анализ рентабельности капитала с помощью трехфакторной модели Дюпона 36
2.2 Ликвидность и платежеспособность предприятия 43
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия 49
2.3.1 Анализ банкротства компании (по Z-модели Альтмана) 54
2.4 Анализ внутренней среды предприятия 55
2.5 PEST анализ внешней анализ предприятия 59
3. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ 62
3.1 Выбор маркетинговой стратегии 62
3.2 Разработка маркетинговой стратегии. 64
3.3. Реализация маркетинговой стратегии 70
3.4. Расчет эффективности проекта 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Российская автомобильная промышленность как ключевой сегмент машиностроения в экономике страны и участник глобального рынка подвержена воздействию как внешних, так и внутренних факторов, что подчеркивает насущную потребность в изучении выбранной проблематики. В условиях динамично меняющегося рынка с присущими экономическим циклами, усиления конкуренции и значительной дифференциации автомобильного рынка России, а также процессов корпоратизации в отрасли, становится критически важным разработка согласованных стратегий для самостоятельных предприятий. Особенности конкурентной борьбы на автомобильном поле, необходимость выравнивания преимуществ продукции автомобильных корпораций через улучшение потребительских качеств и значительные инвестиции в маркетинговые коммуникативные кампании, а также сложность продвигаемого автопродукта диктуют перенос акцентов стратегической деятельности на область коммуникаций. Отсутствие универсального теоретического подхода к формированию комплексных маркетинговых коммуникационных стратегий для автомобильных корпораций, соответствующих их специфическим условиям работы, обуславливает остроту и значимость исследования данной темы.
В данной работе рассмотрена компания Московский Автомобильный Завод «Москвич», недавно возобновивший свою деятельность по производству автомобилей. Как и любой молодой бренд, «Москвич» также имеет определенную проблематику в сфере построения маркетинговой стратегии . На данный момент у бренда нет четко выраженной корпоративной культуры, за счет этого наблюдается низкий уровень вовлеченности и согласованности действий сотрудников. Полученные результаты в ходе исследования и усовершенствованный комплекс внутренних коммуникаций могут быть использованы для решения проблемы устарелых внутренних коммуникаций, а в следствии этого и для улучшения командной работы и повышению производительности.
Актуальность данной темы заключается в том, что хорошо выстроенная внутренняя коммуникация способствует более слаженной работе сотрудников в компании, что особенно важно в крупной и сложной отрасли. Эффективное взаимодействие внутри компании является ключевым фактором для достижения конкурентных преимуществ. Внутренние коммуникации играют значительную роль в формировании корпоративной культуры, повышении уровня вовлеченности сотрудников и обеспечении согласованности действий всех подразделений. Эффективные внутренние коммуникации способствуют быстрому распространению информации, улучшению командной работы и повышению общей производительности. Для рассматриваемого бренда, улучшенные внутренние коммуникации — это важный шаг к развитию.
Целью данной работы является разработка маркетинговой стратегии для увеличения объема производства автомобильного завода «Москвич», с учетом старых тенденций и современной рыночной ситуации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать российский автомобильный рынок, разобрать специфику, проблемы и тенденции развития;
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность АО МАЗ «Москвич»;
Разработать маркетинговую стратегию.
Объектом исследования является производственная деятельность автомобильного бренда АО МАЗ «Москвич».
Предметом исследования являются стратегии, которые используют на предприятии для улучшения экономической деятельности АО МАЗ «Москвич»
По результатам выполненной работы можно сказать, что основные стратегические цели были достигнуты. Была выстроена эффективная маркетинговая стратегия для развития АО МАЗ «Москвич», которая по расчётам показала увеличение объема производства на 15%.
Проведен анализ внутренней и внешней среды, а также финансовый анализ, используя различные инструменты, чтобы выявить сильные и слабые стороны организации.
Проведен детальный анализ конкурентной среды и тенденций автомобильной отрасли. Определены потребности потребителей и выявлены ключевые конкурентные преимущества компании.
Таким образом, выполнена одна из целей работы по разработке эффективной стратегии развития предприятия с учетом всего многообразия факторов внешней и внутренней среды и финансовых показателей компании.
1 Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 (в ред. от 23.04.2024 № 98-ФЗ) // ФАС России.
2 Указ Президента РФ № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года" (от 07.05.2018)
3 Постановление Правительства РФ № 551 "О государственной программе развития автомобилестроения"
4 Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2022 года №4261-р (с изм. на 21 октября 2024 г.)
Учебная литература и монографии авторов
5 Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с.
6 Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Сондерс; пер. с англ. А. В. Назаренко, А. Н. Свирид. 5-е европ. изд. — Москва: Вильямс, 2016. —751 с.
7 Управление инвестициями: раздаточный материал / И. П. Ильичев, И. В. Мурадов. — М., 2017.
Периодические издания
8 Балашова А. А., Темирева К. А. Зависимость содержания креативной рекламы от характеристик целевой аудитории // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2016): сб. материалов Всерос. науч. студ. конф., Москва, 05–07 апр. 2016 г. Ч. 2. — Москва: ФГОУ ВПО МГУДТ, 2016. С. 104–106.
9 Зубарев И. С. Возможность Z-модели Альтмана прогнозировать корпоративные финансовые затруднения российских компаний // Вестник Евразийской науки. 2020. № 3 (12). — URL: https://esj.today/PDF/46ECVN320.pdf (дата обращения: 23.12.2024)
10 Киселева Н. П. Статистический анализ конъюнктуры автомобильной отрасли России // Инновации и инвестиции. 2021. № 4. — С. 117–121.
11 Ковальчук Т. И., Минкевич П. Е., Шишло С. В. Проведение SNW-анализа на примере предприятия ОАО «Керамин» // Science Time. 2021. Вып. 12. — С. 70–72.
12 Кузьменко О. В., Чекарь В. Н., Мостипан С. В. PEST-анализ в системе стратегического маркетингового анализа // Economy and Business: Theory and Practice. 2023. Т. 2 (96). — С. 217–223.
13 Москалева М. М., Ковалевский А. Д. Исследование целевой аудитории в социальных сетях в исследовании общественного мнения, рекламе и PR // Мировая наука. 2021. № 1 (46). — С. 183–188.
14 Серова Е. Г., Воробьев П. Ф., Файнштейн Е. М. Количественная модель SWOT-анализа и ее применение в стратегическом менеджменте: на примере сетевого ресторанного бизнеса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2019. Т. 18, Вып. 4. — С. 531–562.
15 Фомина Н. И., Сазонова Е. И. Импортозамещение как стратегическое направление развития машиностроения // Вестник современной науки. 2022. № 5 (48). — С. 123–132.
Источники в сети Интернет
16 «Москвич» решил найти второго китайского партнера для сборки. Почему производству нужны дополнительные бренды? — URL: https://www.rbc.ru/business/13/03/2024/65f04cb59a794707adce6707 (дата обращения: 13.03.2024).
17 Автомобильный бизнес: кто ушел из России? — URL: https://www.retail.ru/news/avtomobilnyy-biznes-kto-ushel-iz-rossii-4-marta-2022-214449/ (дата обращения: 01.11.2024).
18 Государственный ресурс бухгалтерской отчетности. — URL: https://bo.nalog.ru/organizations-card/7110407 (дата обращения: 20.11.2024).
19 Доля автопрома от общего ВВП России в 2021 году // Федеральная служба государственной статистики. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.10.2024).
20 Импортозамещение в промышленности: новые проекты и их финансирование. — URL: https://www.garant.ru/news/1581704/ (дата обращения: 23.10.2024).
21 Как ищут автомобиль в интернете? — URL: https://yandex.ru/adv/news/kak-ischut-avtomobil-v-internete-issledovanie-i-sovety-reklamodatelyam (дата обращения: 03.11.2024).
22 Министерство экономического развития РФ. — URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.2024).
23 Налоги и инвестиционная активность в автомобилестроении. —URL: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/byudzhet-i-nalogi/nalogi-i-investiczionnaya-aktivnost-v-avtomobilestroenii (дата обращения: 23.10.2024).
24 Официальный сайт Московского автомобильного завода «Москвич». — URL: https://moskvich.ru/Industry (дата обращения: 03.11.2024).
25 Поведение покупателя автомобиля. — URL: https://adindex.ru/publication/tools/2014/03/13/107829.phtml (дата обращения: 05.11.2024).
26 Статистика производства и продаж автомобилей в России. — URL: https://auto.vercity.ru/statistics/sales/europe/2020/russia/ (дата обращения: 22.10.2024).