ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Основные подходы к изучению проблемы инновационной
деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения 10
1.2. Понятие и виды мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной
деятельности, уровни ее развития 22
1.3. Психолого-педагогические условия развития мотивации
педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Диагностика уровня развития мотивации педагогов к
осуществлению инновационной деятельности 42
2.2. Апробация психолого-педагогических условий развития
мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности 48
2.3. Динамика развития мотивации педагогов дошкольного
образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
В настоящее время происходящие инновационные процессы во всех сферах российского общества, включая образование, актуализируют теоретические исследования и анализ инновационных процессов. Особенно важными становятся вопросы инноваций и инновационной деятельности в системе дошкольного образования образовании, от которого зависит развитие и воспитание подрастающего поколения, как будущих членов общества и специалистов в различных областях деятельности.
«Интеграция дошкольных образовательных учреждений в рыночные отношения, создание новых типов и видов ДОУ, направленность на соответствие требованиям ФГОС современному дошкольному образованию, а также на удовлетворение образовательных потребностей различных социальных слоев общества, создание конкурентной среды среди учреждений одного типа и потребность выживания в ней ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития», - считает С.Ж. Додуева (17).
Качественным показателем деятельности развивающегося
дошкольного учреждения, по мнению С.Ж. Додуевой, является поиск, анализ и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольной образовательной организации. Развитие системы дошкольного образования на современном этапе получает новое звучание, потому процессы инноваций требуют пристального изучения, начиная от стадий возникновения новаций до стадии затухания, смены.
В Конвенции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. инновационная деятельность рассматривается как основа экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Инновации затрагивают структуры, содержания, технологии воспитания и
обучения на всех уровнях образовательной системы: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью...».
В научных исследованиях выявлены общие и специфические особенности инновационной деятельности педагогов (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова,
Л.М. Фридман, А.И. Щербаков и др.).
Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности как творческой анализируются в работах В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, Т.Н. Прохоровой, В.Д. Шадрикова, которые обнаружили, что к основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, форм, методов содержания образования, средств обучения и технологий, а также системы управления.
Однако, педагогов дошкольного образования критикуют за их консерватизм и инертность, сопротивление новшествам. Доктрина адаптивного воспитания человека начинает исчерпывать свой потенциал. Идущая ей на смену доктрина критического творчества побуждает к нововведениям, способствующим позитивному преобразованию мира. В связи с этим актуализируется проблема подготовки широкого круга лиц, способных воспитывать подрастающее поколение в контексте идей опережающего развития. Необходимо перестраивать не только знания, но и отношения воспитателей к происходящему, его поведения, установок и т.д. Вместе с тем инновационные преобразования, как правило, осуществляются без учета мотивации воспитателей к их введению.
Мотивационная сфера профессиональной деятельности обусловливает
целенаправленный, сознательный характер действий воспитателей дошкольного образовательного учреждения и определяет их потенциальные возможности. В научных исследованиях уделяется внимание инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений (К.С. Киселева,
А.А. Майер, М.М. Поташник, В.А. Сластенин,
Т.И. Шамова, А.И. Щербаков и др.), в которых
мотивационный компонент выделяется наряду с креативным, технологическим и рефлексивным компонентами.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность и значимость данной проблемы, особенно в настоящее время, так как мотивация к осуществлению инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество компетентного педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства в своей профессиональной деятельности.
На основании вышеизложенных положений мы сформулировали тему выпускной квалификационной работы «Развитие мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности».
Анализ научных исследований и педагогической практики по проблеме исследования позволил выявить ряд противоречий:
- между необходимостью создания, внедрения, распространения инноваций в дошкольном образовании и недостаточной мотивацией педагогов к осуществлению инновационной деятельности.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в обосновании психолого-педагогических условий развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования - процесс развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности будет эффективным, если:
- создать инновационную среду в дошкольном образовательном учреждении, включающую интеллектуальные, кадровые, материальные, финансовые и инфраструктурные компоненты;
- инициировать инновационное поведение педагогов дошкольного образовательного учреждения (учет индивидуальных особенностей восприятия инноваций, разработка системы стимулирования инновационной деятельности, создание атмосферы сотрудничества, методической поддержки);
- содействовать развитию профессиональной успешности педагогов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть основные подходы к изучению проблемы инновационной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
2. Рассмотреть понятие и виды мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности, уровни ее развития
3. Теоретически обосновать психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности.
4. Апробировать психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные положения о мотивации, мотивационной основе деятельности А.Г. Асмолова, В.К. Вилюнас, К. Замфир, А.Н. Леонтьева, Н.В. Немова и др.; научные работы по вопросам подходов к изучению проблемы инновационной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения О.И. Истрофиловой, В.С. Лазарева, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Г.В. Яковлевой и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что уточнена сущность понятия «мотивация педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности», выявлена совокупность психолого-педагогических условий развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено и конкретизировано понятие «мотивация педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности», раскрыта сущность и структура мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности, теоретически обоснованы психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования в том, что результаты и основные положения исследования могут использоваться в образовательном процессе дошкольной образовательной организации с целью развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ научной литературы, педагогическое
наблюдение, анкетирование, беседа, изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2017 г.) - теоретико-аналитический. Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования, формулирование понятийного аппарата, разработка программы педагогического эксперимента.
Второй этап (сентябрь 2017 г. - ноябрь 2018 г.) - Проведение
педагогического эксперимента: констатирующий эксперимент (сентябрь 2017 г.) - анализ состояния проблемы исследования в дошкольном
образовательном учреждении, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий эксперимент (октябрь 2017 г. - октябрь 2018 г.) - апробация психолого-педагогических условий развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности, контрольный эксперимент (ноябрь 2018 г.) - сравнительный анализ состояния проблемы исследования до и после проведения педагогического эксперимента.
Третий этап (декабрь 2018 г. - январь 2019 г.) - заключительный. Анализ результатов педагогического эксперимента и оформление магистерской диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения магистерского исследования отражены в публикации «Проблема развития мотивации инновационной деятельности и профессионально- личностного потенциала педагога дошкольного образования» представленной на XXXVIII Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке», основные идеи представлены на VI Международной научно-практической конференции в статье «Развитие мотивационной готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности в дошкольном
образовательном учреждении», публикация «Проблема развития мотивации инновационной деятельности и профессионально-личностного потенциала педагога дошкольного образования» находится в печати.
Результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №74 «Центр развития ребенка «Забава» г. Белгород.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №74 «Центр развития ребенка «Забава» г. Белгород.
Содержание магистерской диссертации. Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, выносимые на защиту положения, а также рассматриваются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе рассмотрены основные подходы к изучению проблемы инновационной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, раскрыты понятие и виды мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности, уровни ее развития и теоретически обоснованы психолого¬педагогические условия развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности.
Во второй главе отражены результаты диагностики уровня развития мотивации педагогов к осуществлению инновационной деятельности, описана апробация психолого-педагогических условий развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению
инновационной деятельности и представлена динамика развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению
инновационной деятельности.
В заключении отражены общие выводы исследования.
Приложение содержит практические материалы.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ) является социально значимой деятельностью в современном обществе, поэтому к ней предъявляют высокие требования. Уровень и качество профессиональной деятельность педагога обусловлены различными факторами, в том числе, развитием мотивации инновационной деятельности специалиста.
Мотивация является одним из основных факторов, определяющих успешность и эффективность инновационной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации. В процессе исследования данной проблемы нами были поставлены и решены следующие задачи.
Мы раскрыли сущность и структуру инновационной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Сущность инновационной деятельности педагога ДОО заключается в том, что она направленна на качественное изменение системы, в результате которой данная система приобретает новое, более совершенное состояние. В этом аспекте инновационная деятельность рассматривается нами как
преднамеренная активность, направленная на осознанное изменение педагогической действительности, вносящее в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы (педагогической действительности, ресурса мышления и деятельности и пр.) из одного состояния в другое.
Мотивация педагога к осуществлению инновационной деятельности - это система мотивов, обеспечивающая преднамеренную активность педагогов, направленную на осознанное изменение педагогом своей деятельности, побуждающая педагога действовать специфическим, целенаправленным образом в отношении инноваций.
Нами были рассмотрены понятие, виды, структура и уровни развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к
осуществлению инновационной деятельности. Согласно нашему
исследованию, мотивация педагога к осуществлению инновационной деятельности - это система мотивов, побуждающая педагога действовать специфическим, целенаправленным образом в отношении инноваций. Это внутреннее состояние, определяющее поведение человека. Компонентами структуры мотивации педагогов к осуществлению инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении являются ценностный, операционально-деятельностный и рефлексивно-оценочный. Выделяют низкий (базовый), средний уровень (профессионально-функциональный) и высокий (профессионально-эффективный) уровни развития мотивации педагогов к осуществлению инновационной деятельности.
В ходе теоретического исследования мы обосновали гипотезу исследования, которая заключается в том, что процесс развития мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности будет эффективным, если:
- создать инновационную среду в дошкольном образовательном учреждении, включающую интеллектуальные, человеческие, материальные, финансовые и инфраструктурные компоненты);
- инициировать инновационное поведение педагогов дошкольного образовательного учреждения (учет индивидуальных особенностей восприятия инноваций, разработка системы стимулирования инновационной деятельности, создание атмосферы сотрудничества, методической поддержки);
- содействовать развитию профессиональной успешности педагогов.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с более глубоким исследованием закономерностей, принципов, условий мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению инновационной деятельности в ситуации социокультурного и
образовательного
1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления // Высшее образование в России. - 2010. - №1.- С. 81-87.
2. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
3. Безруков В.И. Проектирование управления педагогическими системами: методология, теория, практика: методология, теория, практика: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2005. - 315 с.
4. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: ООО АСТ, 2003. - 393 с.
5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
6. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. - М.: Тц Сфера, 2014. - 128с.
7. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4. - 2014. - С.4 -8.
8. Борисенко Е.Н. Развитие мотивационной готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - 286 с. - С.190-192.
9. Борисенко Е.Н., Костюкова Н.С., Шинкарева Л.В. Проблема развития мотивации инновационной деятельности и профессионально-личностного потенциала педагога дошкольного образования // Инновационные подходы в современной науке: сб. ст. по материалам XXXVIII Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке». - № 2(38). - М., Изд. «Интернаука», 2019.
10. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями. Теория и практика. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.
11. Виноградова Н.А. Современные подходы к управлению качеством
дошкольного образования // Электронный ресурс:
http://interaction.ucoz.ru/forum/18-66-1
12. Гетман Н.А. Мониторинг инновационных процессов на уровне образовательного учреждения и района как ресурс развития образования // Методист. - 2006. - № 10. - С. 19-25.
13. Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-5.
14. Гончарова Е.В., Телегина И.С. Инновационная деятельность в дошкольном
образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. -
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 126 с.
15. Грачева М.В. Управление рисками в инновационной деятельности / С.Ю. Ляпина, М.В. Грачева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 352 с... 78