Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости 7
1.1. Проблема эмоционального выгорания в психологии 7
1.2. Понятие стрессоустойчивости в психологической науке 18
1.3. Проблема изучения жизнестойкости в психологии 24
1.4. Связь стрессоустойчивости, жизнестойкости и эмоционального
выгорания у сотрудников медицинского учреждения 31
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального
исследования 41
2.3. Программа коррекции эмоционального выгорания у медицинских
работников с низким уровнем стрессоустойчивости 51
2.4. Анализ эффективности программы коррекции 54
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения 70
Актуальность исследования. В связи с изменением социально-экономических условий и усложнением информационных процессов в нашей стране все большую актуальность приобретают исследования, посвященные негативным последствиям процессов эмоционального выгорания у представителей различных профессий, прежде всего, работающих в системе «человек-человек». Особенно актуальными они являются для сотрудников медицинских учреждений. Умение выработать конструктивное отношение к служебным ситуациям и сведение к минимуму негативного влияния последствий является одним из профессионально важных качеств. Базироваться они должны на представлениях человека о своих ресурсах и на более общем умении управлять ими, проектируя основные направления своей профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность сотрудников медицинских учреждений вне зависимости от того, чем представлены их должностные обязанности и что им приходится выполнять на своем рабочем месте, относится к категории видов профессиональной деятельности с очень высокой моральной ответственностью за сохранение здоровья и жизни как одного человека, социальной группы, так и общества в целом.
Как отмечает Г.И. Уразаева, в настоящее время на этапе существенного изменения социальной структуры нашего общества процессы по его преобразованию характеризуются весьма спорными результатами: с одной стороны, улучшается качество жизни людей, а с другой - усложняются общение и деятельность. Изменяются и частично обесцениваются моральные и нравственные ценностные ориентиры, постоянно повышается конкуренция на рынке труда, различные социально-психологические дистрессы становятся повседневными явлениями нашей жизни. В состоянии нарастающего эмоционального напряжения значительно повышаются требования, которые социум предъявляет к личности и профессионализму сотрудников медицинских 3
учреждений, чья деятельность непосредственно реализуется в системе отношений «человек-человек».
Профессиональные обязанности врачей предъявляют к их личности постоянно растущие требования, в том числе к эмоциональной устойчивости. При этом, их профессиональные обязанности зачастую выполняются в крайне экстремальных условиях и отличаются эмоционально насыщенным характером содержания. Далеко не каждому сотруднику медицинских учреждений оказывается посильным адаптироваться к непрекращающемуся росту требований и необходимости достаточно эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и возможные социальные роли в затрудненных ситуациях профессионального общения, поэтому увеличивается возможность возникновения и развития неблагоприятных психофизических и негативных эмоциональных состояний, что наиболее значимо с точки зрения развития синдрома эмоционального выгорания. Феномен (или синдром) эмоционального выгорания выражается в состоянии психического и физического истощения, связанного с интенсивным межличностным общением сотрудников медицинских учреждений при работе с людьми, характеризующимся когнитивной сложностью и эмоциональной насыщенностью.
Одним из наиболее неблагоприятных эмоциональных состояний, устойчивых и прогрессирующих во времени, а также влияющих на формирование эмоционального выгорания, но зачастую неподконтрольных сознанию самого профессионала является снижение уровня стрессоустойчивости (Б. Перлман, А.В. Сухинин, Е.А. Хартман и др.) и жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, С. Кобейс и С. Мадди). Также факторами, которые могут снизить уровень эмоционального выгорания, являются стрессоустойчивость.
Теоретический анализ показал недостаточную научную разработанность вопроса коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости, что определяет проблему исследования.
Проблема исследования: каковы возможности коррекции
эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости?
Цель исследования: выявить возможности коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников путем повышения уровня стрессоустойчивости.
Объект исследования: склонность к эмоциональному выгоранию у медицинских работников.
Предмет исследования: коррекция эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости.
Гипотеза: низкий уровень стрессоустойчивости у медицинских
работников выступает как фактор их предрасположенности к эмоциональному выгоранию. Система коррекционных мероприятий по повышению уровня стрессоустойчивости у медицинских работников способствует снижению склонности к эмоциональному выгоранию.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ изучения коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости.
2. Выявить склонность к эмоциональному выгоранию у медицинских работников с разным уровнем стрессоустойчивости и жизнестойкости.
3. Разработать, внедрить и выявить эффективность программы коррекции склонности к эмоциональному выгоранию у медицинских работников путем повышения уровня их стрессоустойчивости.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются научные основы психологии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), проблемы психических состояний (М.И. Дьяченко, В.П. Зинченко, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.Е.Орел, Л.М. Митина); объективно-субъективный подход к определению 5
эффективности профессиональной деятельности (А.К. Маркова); ресурсный подход (В.А. Бодров, Т.П. Зинченко, Р. Лазарус, С. Мадди, Дж. Фреди, С. Хобфолл, и др.), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.); экзистенциальная персонология личности С. Мадди, теория личностного адаптационного потенциала В.А. Бодрова, А.Г. Маклакова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др., по изучению проблемы профессионального развития человека.
В работе были применены следующие методы:
1. Организационные: сравнение.
2. Эмпирические: беседа, наблюдение, тесты, измерение.
3. Методы количественной и качественной обработки данных: критерий Манна - Уитни, коэффициент корреляции Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS-19.0».
4. Методы интерпретации: структурное описание.
Методики исследования:
1. Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
3. Методика жизнестойкости С. Мадди, адаптированная Д.А. Леонтьевым.
Практическая значимость работы. Полученные в результате проведенной работы данные могут использоваться для разработки психологических рекомендаций, психопрофилактических мероприятий, в том числе программ, направленных на укрепление и сохранение психического здоровья сотрудников медицинских учреждений, снижения их эмоционального выгорания.
База исследования: Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Томаровская районная больница им. И.С. Сальтевского», паллиативное отделение. В исследовании приняли участие 27 медицинских работников.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений. В работе 9 рисунков, 1 таблица.
В процессе нашего исследования изучалась проблема коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости. Нами были реализованы все поставленные задачи: выполнить теоретический анализ изучения коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости, выявить склонность к эмоциональному выгоранию у медицинских работников с разным уровнем стрессоустойчивости и жизнестойкости, разработать, внедрить и выявить эффективность программы коррекции склонности к эмоциональному выгоранию у медицинских работников путем повышения уровня их стрессоустойчивости.
Теоретический анализ показал недостаточную разработанность вопроса коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости.
Ведущие современные ученые (Б. Перлман, Е.А. Хартман, А.В. Сухинин, Н.Е. Водопьянова и т.д.) расходятся во мнениях в вопросах роли стрессоустойчивости личности в формировании склонности к эмоциональному выгоранию. Так, многие ученые определяют в качестве причин возникновения состояния эмоционального напряжения то, что система постоянно функционально предъявляет к личности медицинского работника непрерывно растущие требования, в том числе и к его моральной устойчивости и благонадежности. При этом профессиональная деятельность практически всегда выполняется в экстремальных условиях, и далеко не каждый медицинский работник может адаптироваться к постоянному росту требований и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности в сложных ситуациях общения, и поэтому возрастает возможность возникновения и развития неблагоприятных психофизических, в том числе и эмоциональных состояний.
При этом большинство ведущих ученых и психологов - практиков (В.А. Бодрова, Е.А. Климова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.К. Осницкий и т.д.) сходятся во мнении о том, что у людей с эмоциональным выгоранием снижается мотивация к эффективной работе, проявляется безразличие ко всему, что они делают, снижается качество и производительность труда. Выгорание эмоционального характера очень часто начинается незаметно для коллег, близких и даже самого человека, а впоследствии прогрессирует в виде упущенных возможностей и дорого обходится и самому медицинскому работнику, и системе, в целом.
В результате эмпирического исследования у медицинских работников были выявлены различия в уровне эмоционального выгорания, а именно выявлено 13 человек без эмоционального выгорания и 14 человек со склонностью к эмоциональному выгоранию.
Статистический анализ данных показал наличие значимых различий по показателю жизнестойкости между испытуемыми с разным уровнем склонности к эмоциональному выгоранию. Так, у испытуемых со склонностью к эмоциональному выгоранию выявлено больше имеющих низкий уровень жизнестойкости, чем в группе испытуемых без склонности к эмоциональному выгоранию.
Кроме того, по показателю стрессоустойчивости выявлены значимые различия между испытуемыми с разными показателями эмоционального выгорания. Так, в группе испытуемых со склонностью к эмоциональному выгоранию выявлено больше сотрудников с низким уровнем стрессоустойчивости, чем в группе испытуемых без склонности к эмоциональному выгоранию.
В результате исследования было обнаружено две значимых прямых корреляционных связей и значимых обратных корреляционных связей между показателем «высокий уровень жизнестойкости» и показателем «высокий уровень стрессоустойчивости», то есть, чем выше будут у испытуемых данные показатели уровня жизнестойкости, тем больше вероятность того, что у данных 63
респондентов будет выше уровень совладания со стрессом; положительная корреляционная связь между показателем «низкий уровнем жизнестойкости» и показателем «низкий уровень эмоционального истощения»; «высокий уровень жизнестойкости» и «низкий уровень эмоционального истощения»; «высокий уровень стрессоустойчивости» и «низкий уровень эмоционального истощения».
Таким образом, в результате проведенного констатирующего эксперимента нам удалось установить, что в общей выборке испытуемых был выявлен высокий уровень эмоционального истощения.
Нами была разработана и реализована коррекционная программа, направленная на повышение уровня стрессоустойчивости.
В результате реализации психокоррекционной программы и в ходе повторной диагностики экспериментальной группы были получены результаты, которые убедительно свидетельствовали о наличии положительной динамики в психологической коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников с низким уровнем стрессоустойчивости.
Таким образом, гипотезы нашего исследования о том, что низкий уровень стрессоустойчивости у медицинских работников выступает как фактор их предрасположенности к эмоциональному выгоранию, а система мероприятий по повышению уровня стрессоустойчивости у медицинских работников способствует снижению склонности к эмоциональному выгоранию, нашла свое подтверждение. Одним из факторов, влияющих на эмоциональное выгорание, является стрессоустойчивость. Если создать условия для повышения стрессоустойчивости, уровень эмоционального выгорания станет ниже.