Введение 5
1 Теоретические основы процесса составления текстовых задач обратных данным 9
1.1 Значение текстовых задач в начальном курсе математики 9
1.2 Методы и этапы работы с текстовыми задачами в начальной школе 14
1.3 Анализ методических приемов обучения составлению текстовых задач
обратных данным в начальных классах 22
2 Методика обучения младших школьников составлению текстовых задач
обратных данным 34
2.1 Условия организации и проведения опытно-экспериментальной работы 34
2.2 Система методических приемов, направленных на обучение младших
школьников составлению текстовых задач обратных данным 41
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А 58
Приложение Б 61
С древних времен нам известно, что математика учит людей последовательно и правильно мыслить, рассуждать логически. Уникальным развивающим эффектом - обладает именно математика. Она формирует у нас качества ума и приемы мыслительной деятельности. Изучение математики способствует развитию речи, внимания, воображения, памяти и даже эмоций, формирует терпение, настойчивость и творческий потенциал личности. Текстовые задачи занимают одно из самых значимых мест в курсе математики начальной школы. Они составляют около 40% материала учебников по математике, значительная часть учебного времени тратится на их решение. И это очень важно, так как обучение решению текстовых задач главным образом, на формирование самостоятельности мышления и культуры младших школьников, на их интеллектуальное развитие, а также на развитие познавательных процессов детей. Таким образом, можно утверждать, что, научив детей владеть умениями решать и составлять текстовые задачи, а так же текстовые задачи обратные данным, учитель окажет существенное влияние на обучение, развитие и воспитание младших школьников, что подготовит их мозг, к приему и обработке более сложной информации в старших классах.
Обучение решению задачи - наиболее сложный период обучения математике. В наше время детей обучают по различным программам, которые усложняются и дополняются, это значит, что должна совершенствоваться и методика обучения решению текстовых задач. Разрабатываются новые методы, которые объединяют в себе современные разработки и накопленный опыт прошлого. Проблемой обучения решения текстовых задач занимались такие педагоги, как Н.Б. Истомина, М.И. Моро, А.М. Пышкало и др. Они пришли к выводу, что вопрос о том, как научить детей устанавливать связь в текстовой задаче между искомыми и данными.
Умение решать текстовые задачи начинает с первых дней обучения ребенка в школе. У детей не вызывают затруднений первые шаги при решении простых задач. Но многим оказывается не по силам самостоятельное решение составных задач, и из года в год эти учащиеся испытывают всё большие трудности. Причиной возникающих затруднений является то, что у учащихся в значительной степени не сформировано умение анализировать текст задачи, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать взаимосвязь между ними, которая является основой выбора действия для решения текстовой задачи. По этой же причине возникает сложность в составлении текстовых задач обратных данным.
Рассмотрение таких вопросов как, какими должны быть основные направления в работе учителя, какие методические приемы могут быть использованы при обучении составлению текстовых задач и задач обратных данным, чтобы учащимся это было наиболее понятно, составляют проблему нашего исследования.
Вышесказанное определило цель исследования, которая заключается в изучении и дальнейшей разработке методических приемов в обучении младших школьников составлению текстовых задач обратных данным.
Объект исследования - процесс работы с текстовыми задачами в начальной школе.
Предмет исследования - приемы обучения младших школьников составлению текстовых задач обратных данным.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе изучения текстовых задач и составления задач обратных данным педагогом будут использоваться различные методики: методика П. М. Эрдниева, А. В. Белошистой, Н. Б. Истоминой и др., а также будут демонстрироваться разнообразные способы решения и составления данных задач, то это создаст прочную основу для дальнейшего математического образования младших школьников.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать основные виды текстовых задач, изучаемых в начальной школе, и отметить их значение для математического развития учащихся;
2) рассмотреть основные способы обучения младших школьников составлению текстовых задач и задач, обратных данным;
3) апробировать опытно-экспериментальным путем приемы обучения составлению текстовых задач обратных данным;
4) обобщить и систематизировать изученный материал.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
- педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
- качественная и количественная обработка полученных результатов.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных педагогов - практиков П. М. Эрдниева, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, Л.Г. Петерсон, и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: г. Енисейск МБОУ СОШ №2. В исследовании приняли участие учащиеся второго класса в количестве 24 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (октябрь 2017 - февраль 2018) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап (март - апрель 2018) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (май 2018) - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что подобран и систематизирован материал, который применяется в курсе математики начальной школы, апробированы различные способы и приемы по обучению составлению текстовых задач обратных данным в начальных классах. Материалы данной работы могут быть полезны студентам профиля «Начальное образование» при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (49 наименований), 4 приложений.
Материалы исследования представлены в 3 таблицах, 1 рисунке, объем работы составляет ?? страниц.
Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что решение текстовых задач в начальной школе является одной из важных тем начального курса математики, но задачам обратным данным, уделяется не так много внимания.
В ходе теоретического анализа были выявлены основные способы решения текстовых задач, основные этапы ее решения изучаемые в начальной школе, а так же основные виды методов и приемов работы с текстовыми задачами обратными данным в начальных классах.
В ходе подготовки и проведения опытно-экспериментальной работы нами были рассмотрены основные приемы и методы обучения решению задач обратных данным, среди которых были выделены следующие:
- использование в сравнении кратких записей условий как прямой, так и обратных задач;
- методика П. М. Эрдниева, в которой имеют место укрупненные задания, состоящие в основном из выполнения трех последовательных пунктов;
- схемы С.Н. Лысенковой и др.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы.
Во-первых, обучение младших школьников решению текстовых задач, в том числе и обратных данным, должно начинаться в более раннем возрасте, поскольку этот процесс развивает такие умения, как установление взаимосвязи между условием и вопросом, данным и искомым, выбор арифметическое действие для решения, а также развиваются и общеучебные умения.
Во-вторых, методика обучения решению и составлению обратных задач включает в себя все приемы работы с простыми текстовыми задачами, но помимо этого рассматривает и приемы работы с обратными задачами.
В-третьих, процесс решения и составления обратных текстовых задач это интересный способ проверки решения прямой задачи и творческая работа над ней. Так же это один из приемов насыщения урока задачами.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающуюся в том, что если в процессе изучения текстовых задач и составления задач обратных данным педагогом будут использоваться различные методики, такие как мобильные схемы С.Н. Лысенковой, методика П. М. Эрдниева, А. В. Белошистой, Н. Б. Истоминой и др., а также будут демонстрироваться разнообразные способы решения и составления данных задач, то это создаст прочную основу для дальнейшего математического образования младших школьников.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
1. Александрова, 3. И. Возможности реализации Федерального образовательного стандарта средствами математики /3. И. Александрова // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 69-71.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2008. - 178 с.
3. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. — 299 с.
4. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова. - Москва : Просвещение, 1984. - 335 с.
5. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций / А. В. Белошистая. - Москва : ВЛАДОС, 2016. - 455 с.
6. Бородулько, М. А. Обучение решению задач и моделирование / М. А. Бородулъко, Л. П. Стойлова // Начальная школа. - 1996. - № 8. - С. 16-19.
7. Буданова, Н. М. Обучение математике младших школьников на основе укрупнения дидактических единиц (УДЕ) / Н. М.Буданова - Тамбов : ТОИПКРО, 2006. - 37 с.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Москва : Логос, 2002. - 384 с.
9. Искакова, Б. Ш. Самостоятельная деятельность школьников в начальных классах / Б.Ш. Искакова // Образование и воспитание. - 2015. - №1. - С. 6-8.
10. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н. Б. Истомина. - Москва : Академия, 2000. - 288 с.
11. Истомина, Н. Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач, сборник статей / Н. Б. Истомина ; под общ. Ред. Г. Г. Шмырева. -Смоленск : Ассоциация XXI век, 2005. - 272с.
12. Истомина, Н. Б. Формирование умения решать задачи различными способами / Н. Б. Истомина // Начальная школа. - 1985. - №9. - С. 24-30.
13. Касярум, Е. И. Решение задачи различными способами как средство развития учащегося / Е. И. Касярум, И. И. Позднякова // Начальная школа. - 1986. - №11. - С. 21-24.
14. Клименченко, Д. В. Решение задач различными способами / Д. В. Клименченко // Начальная школа. - 1986. - №4. - С. 13-17.
15. Кожухов, С. И. Составление задач школьниками / С. И. Кожухов // Математика в школе. - 1995. - №2. - С. 4-6.
16. Комарова, В. А. Формирование умения решать задачи в начальной школе / В. А. Комарова // Начальная школа. - 2007. - №1. - С. 66-68.
17. Лавриненко, Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. - Саратов : Лицей, 1999. - 203 с.
18. Матвеева, Н. А. Методические приемы обучения составлению задач / Н. А. Матвеева // Начальная школа. - 2003. - №6. - С. 41-43.
19. Матвеева, Н. А. Различные арифметические способы решения задач / Н. А. Матвеева // Начальная школа. - 2001. - №3. - С. 39¬
20. Моро, М. И. Методика обучения математике 1-3 классах / М. И. Моро, А. М. Пышкало. - Москва : Просвещение, 1978. - 336 с.
21. Омарова, А. А. Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике : Монография / А. А. Омарова - Германия, 2011. - 172 с.
22. Петерсон, Л. Г. Математика 3 клас / Л. Г. Петерсон. - Казань : Козацкий вал, 2000. - 395 с.
23. Попов, Н. И. Теоретико-методологические основы обучения решению текстовых алгебраических задач / Н. И. Попов // Образование и наука. - Известия УрО РАО 3(60). - 2009. - С. 88-95.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т / С. Л. Рубинштейн.
- Москва : Просвещение, 1989. - 328 с.
25. Скаткин, Л. Н. Обучение решению простых и составных задач / Л. Н. Скаткин - Москва : Просвещение, 1983. - 183 с.
26. Соснина, Г. М. Один из способов проверки решения задач / Г. М. Соснина // Начальная школа. - 1983. - №1. - С. 12-17.
27. Тихоненко, А. В. Обучение решению текстовых задач в начальной школе : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031200 "Педагогика и методика начального образования" / А. В. Тихоненко; ред. Л. В. Поповская. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов на Дону : Феникс, 2007. - 253 с.
28. Уткина, Н. Г. Сборник упражнений и работ по математике для начальной школы / Н. Г. Уткина. - Москва : Аркти-ларгос, 1997. - 294 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва : Просвещение, 2014. - 125с.
30. Фридман, Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. - Москва : Просвещение, 1997. - 208 с.
31. Халидов, М. М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач / М. М. Халидов, В. М. Мукина // Начальная школа. - 2006. - №9. - С 54-59.
32. Царева, С. Е. Виды работы с задачами на уроке математики / С. Е. Царева // Начальная школа. - 1990 - №10. - С. 37-41.
33. Царева, С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий / С. Е. Царева // Начальная школа. - 2004. - №7. - С. 45.
34. Царева, С. Е. Обучение решению задач / С. Е. Царева // Начальная школа.
- 1998. - №1. - С. 102-107.
35. Царева, С. Е. Виды работы с задачами на уроке математики / С. Е. Царева // Начальная школа. - 1990. - №10. - С. 45-50.
36. Царева, С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе / С. Е. Царева. - Москва : Академия, 2014. - 495с.
37. Царева, С. Е. Один из способов проверки решения задачи / С. Е. Царева // Начальная школа. - 1988. - №2. - С. 56-63.
38. Царева, С. Е. Проверка решения задачи и формирование самоконтроля учащихся / С. Е. Царева // Начальная школа. - 1984. - №2. - С. 14-17.
39. Царева, С. Е. Различные способы решения текстовых задач / С. Е. Царева // Начальная школа. - 1991. - №2. - С. 35-38.
40. Целищева, И. И. Обучение решению задач детей 4-10 лет / И. И. Целищева // Начальная школа. - 2005. - №11. - С.83-85.
41. Целищева, И. И. Работа с текстовой задачей / И. И. Целищева // Начальная школа. - 2008. - №1. - С. 18-21.
42. Шевкин, А. В. Текстовые задачи в школьном курсе математики / А. В. Шевкин // Роль текстовых задач в школьном курсе математики. - Москва, 2006. - С. 12-14.
43. Шикова, Р. Н. Работа над текстовыми задачами / Р. Н. Шикова // Начальная школа. - 1991. - №5. - С.22-27.
44. Шикова, Р. Н. Дифференцированный подход к выбору способа проверки решения задач / Р. Н. Шикова // Начальная школа. - 1983. - №1. - С. 35-40.
45. Шмырева, Г. Г. Работа со схемой в ходе подготовки к решению задач / Г. Г. Шмырева // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 46-51.
46. Шорникова, И. В. Некоторые виды работ по преобразованию задач / И. В. Шорникова // Начальная школа. - 1991. - №11. - С. 21-23.
47. Шулыгина, Р.Н. Решение задач различными способами как средство повышения интереса к математике / Р. Н. Шулыгина // Начальная школа. - 1990. - №12. - С. 61-64.
48. Эднеев, И. П. Математика в начальных классах / И. П. Эднеев. - Москва : Просвещение, 2004. - 50 с.
49. Эрдниев, П. М. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П. М. Эрдниев. - Москва : Педагогика, 1998. - 220 с.