Методические приемы в обучении младших школьников составлению текстовых задач обратных денным
|
Введение 5
1 Теоретические основы процесса составления текстовых задач обратных данным 9
1.1 Значение текстовых задач в начальном курсе математики 9
1.2 Методы и этапы работы с текстовыми задачами в начальной школе 14
1.3 Анализ методических приемов обучения составлению текстовых задач
обратных данным в начальных классах 22
2 Методика обучения младших школьников составлению текстовых задач
обратных данным 34
2.1 Условия организации и проведения опытно-экспериментальной работы 34
2.2 Система методических приемов, направленных на обучение младших
школьников составлению текстовых задач обратных данным 41
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А 58
Приложение Б 61
1 Теоретические основы процесса составления текстовых задач обратных данным 9
1.1 Значение текстовых задач в начальном курсе математики 9
1.2 Методы и этапы работы с текстовыми задачами в начальной школе 14
1.3 Анализ методических приемов обучения составлению текстовых задач
обратных данным в начальных классах 22
2 Методика обучения младших школьников составлению текстовых задач
обратных данным 34
2.1 Условия организации и проведения опытно-экспериментальной работы 34
2.2 Система методических приемов, направленных на обучение младших
школьников составлению текстовых задач обратных данным 41
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А 58
Приложение Б 61
С древних времен нам известно, что математика учит людей последовательно и правильно мыслить, рассуждать логически. Уникальным развивающим эффектом - обладает именно математика. Она формирует у нас качества ума и приемы мыслительной деятельности. Изучение математики способствует развитию речи, внимания, воображения, памяти и даже эмоций, формирует терпение, настойчивость и творческий потенциал личности. Текстовые задачи занимают одно из самых значимых мест в курсе математики начальной школы. Они составляют около 40% материала учебников по математике, значительная часть учебного времени тратится на их решение. И это очень важно, так как обучение решению текстовых задач главным образом, на формирование самостоятельности мышления и культуры младших школьников, на их интеллектуальное развитие, а также на развитие познавательных процессов детей. Таким образом, можно утверждать, что, научив детей владеть умениями решать и составлять текстовые задачи, а так же текстовые задачи обратные данным, учитель окажет существенное влияние на обучение, развитие и воспитание младших школьников, что подготовит их мозг, к приему и обработке более сложной информации в старших классах.
Обучение решению задачи - наиболее сложный период обучения математике. В наше время детей обучают по различным программам, которые усложняются и дополняются, это значит, что должна совершенствоваться и методика обучения решению текстовых задач. Разрабатываются новые методы, которые объединяют в себе современные разработки и накопленный опыт прошлого. Проблемой обучения решения текстовых задач занимались такие педагоги, как Н.Б. Истомина, М.И. Моро, А.М. Пышкало и др. Они пришли к выводу, что вопрос о том, как научить детей устанавливать связь в текстовой задаче между искомыми и данными.
Умение решать текстовые задачи начинает с первых дней обучения ребенка в школе. У детей не вызывают затруднений первые шаги при решении простых задач. Но многим оказывается не по силам самостоятельное решение составных задач, и из года в год эти учащиеся испытывают всё большие трудности. Причиной возникающих затруднений является то, что у учащихся в значительной степени не сформировано умение анализировать текст задачи, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать взаимосвязь между ними, которая является основой выбора действия для решения текстовой задачи. По этой же причине возникает сложность в составлении текстовых задач обратных данным.
Рассмотрение таких вопросов как, какими должны быть основные направления в работе учителя, какие методические приемы могут быть использованы при обучении составлению текстовых задач и задач обратных данным, чтобы учащимся это было наиболее понятно, составляют проблему нашего исследования.
Вышесказанное определило цель исследования, которая заключается в изучении и дальнейшей разработке методических приемов в обучении младших школьников составлению текстовых задач обратных данным.
Объект исследования - процесс работы с текстовыми задачами в начальной школе.
Предмет исследования - приемы обучения младших школьников составлению текстовых задач обратных данным.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе изучения текстовых задач и составления задач обратных данным педагогом будут использоваться различные методики: методика П. М. Эрдниева, А. В. Белошистой, Н. Б. Истоминой и др., а также будут демонстрироваться разнообразные способы решения и составления данных задач, то это создаст прочную основу для дальнейшего математического образования младших школьников.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать основные виды текстовых задач, изучаемых в начальной школе, и отметить их значение для математического развития учащихся;
2) рассмотреть основные способы обучения младших школьников составлению текстовых задач и задач, обратных данным;
3) апробировать опытно-экспериментальным путем приемы обучения составлению текстовых задач обратных данным;
4) обобщить и систематизировать изученный материал.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
- педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
- качественная и количественная обработка полученных результатов.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных педагогов - практиков П. М. Эрдниева, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, Л.Г. Петерсон, и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: г. Енисейск МБОУ СОШ №2. В исследовании приняли участие учащиеся второго класса в количестве 24 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (октябрь 2017 - февраль 2018) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап (март - апрель 2018) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (май 2018) - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что подобран и систематизирован материал, который применяется в курсе математики начальной школы, апробированы различные способы и приемы по обучению составлению текстовых задач обратных данным в начальных классах. Материалы данной работы могут быть полезны студентам профиля «Начальное образование» при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (49 наименований), 4 приложений.
Материалы исследования представлены в 3 таблицах, 1 рисунке, объем работы составляет ?? страниц.
Обучение решению задачи - наиболее сложный период обучения математике. В наше время детей обучают по различным программам, которые усложняются и дополняются, это значит, что должна совершенствоваться и методика обучения решению текстовых задач. Разрабатываются новые методы, которые объединяют в себе современные разработки и накопленный опыт прошлого. Проблемой обучения решения текстовых задач занимались такие педагоги, как Н.Б. Истомина, М.И. Моро, А.М. Пышкало и др. Они пришли к выводу, что вопрос о том, как научить детей устанавливать связь в текстовой задаче между искомыми и данными.
Умение решать текстовые задачи начинает с первых дней обучения ребенка в школе. У детей не вызывают затруднений первые шаги при решении простых задач. Но многим оказывается не по силам самостоятельное решение составных задач, и из года в год эти учащиеся испытывают всё большие трудности. Причиной возникающих затруднений является то, что у учащихся в значительной степени не сформировано умение анализировать текст задачи, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать взаимосвязь между ними, которая является основой выбора действия для решения текстовой задачи. По этой же причине возникает сложность в составлении текстовых задач обратных данным.
Рассмотрение таких вопросов как, какими должны быть основные направления в работе учителя, какие методические приемы могут быть использованы при обучении составлению текстовых задач и задач обратных данным, чтобы учащимся это было наиболее понятно, составляют проблему нашего исследования.
Вышесказанное определило цель исследования, которая заключается в изучении и дальнейшей разработке методических приемов в обучении младших школьников составлению текстовых задач обратных данным.
Объект исследования - процесс работы с текстовыми задачами в начальной школе.
Предмет исследования - приемы обучения младших школьников составлению текстовых задач обратных данным.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе изучения текстовых задач и составления задач обратных данным педагогом будут использоваться различные методики: методика П. М. Эрдниева, А. В. Белошистой, Н. Б. Истоминой и др., а также будут демонстрироваться разнообразные способы решения и составления данных задач, то это создаст прочную основу для дальнейшего математического образования младших школьников.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать основные виды текстовых задач, изучаемых в начальной школе, и отметить их значение для математического развития учащихся;
2) рассмотреть основные способы обучения младших школьников составлению текстовых задач и задач, обратных данным;
3) апробировать опытно-экспериментальным путем приемы обучения составлению текстовых задач обратных данным;
4) обобщить и систематизировать изученный материал.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
- педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
- качественная и количественная обработка полученных результатов.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных педагогов - практиков П. М. Эрдниева, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, Л.Г. Петерсон, и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: г. Енисейск МБОУ СОШ №2. В исследовании приняли участие учащиеся второго класса в количестве 24 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (октябрь 2017 - февраль 2018) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап (март - апрель 2018) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (май 2018) - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что подобран и систематизирован материал, который применяется в курсе математики начальной школы, апробированы различные способы и приемы по обучению составлению текстовых задач обратных данным в начальных классах. Материалы данной работы могут быть полезны студентам профиля «Начальное образование» при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (49 наименований), 4 приложений.
Материалы исследования представлены в 3 таблицах, 1 рисунке, объем работы составляет ?? страниц.
Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что решение текстовых задач в начальной школе является одной из важных тем начального курса математики, но задачам обратным данным, уделяется не так много внимания.
В ходе теоретического анализа были выявлены основные способы решения текстовых задач, основные этапы ее решения изучаемые в начальной школе, а так же основные виды методов и приемов работы с текстовыми задачами обратными данным в начальных классах.
В ходе подготовки и проведения опытно-экспериментальной работы нами были рассмотрены основные приемы и методы обучения решению задач обратных данным, среди которых были выделены следующие:
- использование в сравнении кратких записей условий как прямой, так и обратных задач;
- методика П. М. Эрдниева, в которой имеют место укрупненные задания, состоящие в основном из выполнения трех последовательных пунктов;
- схемы С.Н. Лысенковой и др.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы.
Во-первых, обучение младших школьников решению текстовых задач, в том числе и обратных данным, должно начинаться в более раннем возрасте, поскольку этот процесс развивает такие умения, как установление взаимосвязи между условием и вопросом, данным и искомым, выбор арифметическое действие для решения, а также развиваются и общеучебные умения.
Во-вторых, методика обучения решению и составлению обратных задач включает в себя все приемы работы с простыми текстовыми задачами, но помимо этого рассматривает и приемы работы с обратными задачами.
В-третьих, процесс решения и составления обратных текстовых задач это интересный способ проверки решения прямой задачи и творческая работа над ней. Так же это один из приемов насыщения урока задачами.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающуюся в том, что если в процессе изучения текстовых задач и составления задач обратных данным педагогом будут использоваться различные методики, такие как мобильные схемы С.Н. Лысенковой, методика П. М. Эрдниева, А. В. Белошистой, Н. Б. Истоминой и др., а также будут демонстрироваться разнообразные способы решения и составления данных задач, то это создаст прочную основу для дальнейшего математического образования младших школьников.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
В ходе теоретического анализа были выявлены основные способы решения текстовых задач, основные этапы ее решения изучаемые в начальной школе, а так же основные виды методов и приемов работы с текстовыми задачами обратными данным в начальных классах.
В ходе подготовки и проведения опытно-экспериментальной работы нами были рассмотрены основные приемы и методы обучения решению задач обратных данным, среди которых были выделены следующие:
- использование в сравнении кратких записей условий как прямой, так и обратных задач;
- методика П. М. Эрдниева, в которой имеют место укрупненные задания, состоящие в основном из выполнения трех последовательных пунктов;
- схемы С.Н. Лысенковой и др.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы.
Во-первых, обучение младших школьников решению текстовых задач, в том числе и обратных данным, должно начинаться в более раннем возрасте, поскольку этот процесс развивает такие умения, как установление взаимосвязи между условием и вопросом, данным и искомым, выбор арифметическое действие для решения, а также развиваются и общеучебные умения.
Во-вторых, методика обучения решению и составлению обратных задач включает в себя все приемы работы с простыми текстовыми задачами, но помимо этого рассматривает и приемы работы с обратными задачами.
В-третьих, процесс решения и составления обратных текстовых задач это интересный способ проверки решения прямой задачи и творческая работа над ней. Так же это один из приемов насыщения урока задачами.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающуюся в том, что если в процессе изучения текстовых задач и составления задач обратных данным педагогом будут использоваться различные методики, такие как мобильные схемы С.Н. Лысенковой, методика П. М. Эрдниева, А. В. Белошистой, Н. Б. Истоминой и др., а также будут демонстрироваться разнообразные способы решения и составления данных задач, то это создаст прочную основу для дальнейшего математического образования младших школьников.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Подобные работы
- Методика обучения младших школьников нумерации натуральных чисел и их чтению
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Изучение темы «Внешняя политика Ивана IV» в школьном курсе 6 класса: структурно-функциональный анализ содержания
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



