Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные информационно-телекоммуникационные системы как способ реализации гражданских прав и обязанностей

Работа №177478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информационное право

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 8
1.1. Понятие и виды виртуальных объектов 8
1.2. Источники правового регулирования отношений по использованию виртуальных объектов 20
1.3. Системные проблемы регулирования виртуальных объектов 32
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ВИРТУАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 445
2.1 Особенности правового режима аккаунтов 45
2.2. Особенности правового режима социальных сетей 59
2.3 Особенности правового режима игровых объектов 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85


Развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на жизнь современного общества. Очевидно, что не малую роль в этом процессе сыграло развитие информационно-телекоммуникационных сетей, образующих общемировое виртуальное пространство под общим названием «Интернет», благодаря этому изобретению возможности и перспективы человечества многократно расширились, от простой передачи сообщений до конструирования собственных виртуальных миров, которые могут жить и развиваться по заданным человеком параметрам, появление глобальной информационных сетей по своему значению можно сравнить по своему с изобретением книгопечатания или промышленной революцией. Не случайно Лоуренс Лессиг, один из самых известных американских ученых и основатель доктрины интернет права, в своей книге «Собе:Version 2.0» писал, что появление массового доступа к интернету породило целую волну утопических настроений, связанных с появлением подлинной свободы творчества, а также теми возможностями, которые перед пользователями от создания огромной базы знаний до построения идеального общества. Если кратко описать период начала массового вовлечения в виртуальное пространство, то это первооткрыватели и свободные исследователи вне рамок какого-либо нормативного контроля со стороны государства.
Однако, со временем пришло осознание, что виртуальное пространство нуждается в нормативном регулировании, так как возможности и перспективы виртуального пространства огромны, а число пользователей постоянно растет. Вопрос об оцифровке государственной власти стал одним из центральных во всех ведущих державах мира. На данный момент нормотворчество в сфере интернет права находится в процессе становления, в ряде стран присутствует законодательство, регулирующее те или иные отношения, связанные с использованием сети Интернет . На постсоветском пространстве также предпринимаются определенные шаги по построению эффективных моделей регуляторов интернет- отношений стран-участниц СНГ.
Россия не стала исключением из общей тенденции государственного развития и предпринимает определенные шаги по освоению возможностей виртуального пространства. В качестве положительных примеров можно привести создание интернет портала «Госуслуги». В законодательной сфере происходит активная адаптация существующих норм и разработка новых, например, в ходе реформы гражданского права были закреплены несколько новых законоположений, посвященных «цифровым правам», что позволит более полно обеспечить потребности современного гражданского оборота. Так, грядущие изменения ГК РФ, которые вступают в действие с 1 октября 2019 официально закрепляют некоторые основные положения, связанные с использованием виртуального пространства. Например, законодательно закрепляется понятие «цифровое право» ; вводятся новые формы сделок, где волеизъявление стороны осуществляется посредством нажатия специальной клавиши цифрового интерфейса. ; официальное закрепление получили смарт контракты, то есть сделки исполнение которых совершается автоматически без действий сторон, в эту категорию можно отнести соглашения с использованием функции автоплатежа; легализуется технологии по использованию больших объемов информации ; существенно расширяется понятие базы данных, куда теперь можно отнести любую совокупность данных и сведений;. Однако, некоторые очевидные проблемы, такие как неопределенность правового статуса криптовалют в РФ по непонятным причинам остаются вне поля зрения законодателя.
В отечественной юридической науке происходят определенные изменения, связанные с появлением виртуальных объектов в поле научного исследования и попытки их осмысления в рамках существующих правовых концепций, а также разработка новых подходов в изучении данных объектов. Подобная деятельность не возможна без привлечения различных отраслей научного знания таких как информатика, философия, социология и т.д. Наука гражданского права в рамках своей сферы деятельности также активно занимается виртуальных феноменов правовой действительности. В этой области активно работают такие ученые как: Амелькина И.М.; Архипов В.В.; Басманова Е.С.; Савельев А.И.; Ельчанинова Н.Б.; Рожкова М.А. Носырев Н.А и другие.
К сожалению, быстрая динамика развития интернет-отношений не всегда позволяет вовремя отреагировать на изменения, которые происходят в виртуальном пространстве с точки зрения их правовой регламентации из -за чего образуется правовой вакуум, заполняющийся, посредством саморегулирования со стороны участников соответствующих правоотношений, что не всегда может обеспечить надлежащий правовой баланс для всех возможных участников.
В рамках данного исследования будет предпринята попытка изучить правовой режим некоторых общественных отношений по поводу виртуальных объектов таких как: аккаунт; игровые объекты и социальные сети и тех обществе они будут рассмотрены с точки зрения, как
действующего гражданского законодательства (в необходимых случаях будут использоваться законоположения из иных отраслей права), так и с позиций современной юридической науки или иных наук. В связи с этим будут рассмотрены особенности правого режима указанных выше виртуальных объектов. Считаем своей целью рассмотреть также понятие и виды виртуальных объектов и их правовое регулирование. В рамках этой цели поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие и виды виртуальных объектов; изучить действующее законодательство РФ по поводу виртуальных объектов; рассмотреть основные проблемы правового регулирования, которые характерны для большинства виртуальных объектов.
В ходе исследования были сформулированы следующие положения:
1. Виртуальная реальность — это сложный объект исследования, который требует комплексного изучения с со стороны различных областей науки.
2. Правоотношения в виртуальной среде выступают юридической формой взаимодействия пользователей сети Интернет по поводу обмена различной информацией, имеют волевой характер и в совокупности состоят из комплекса абсолютных и относительных, регулятивных и охранительных правоотношений, особенностью этих правоотношений является то, что субъективные права в них, в первую очередь, раскрываются через собственные действия пользователей сети Интернет, которые влекут возникновение, прекращение или изменение прав и обязанностей других участников сети Интернет, а не только обязанности третьих лиц.
3. В РФ правовое регулирование виртуальных объектов находится на этапе формирования и нуждается в дополнительной конкретизации применительно к специфике конкретных виртуальных объектов.
4. Было сформулировано следующее определение пользовательского
соглашения социальной сети: «Пользовательское соглашение социальной сети - соглашение между владельцем и пользователем социальной сети, в соответствии с которым владелец обязуется предоставить пользователю доступ к использованию отдельных функций социальной сети, определенных пользовательским соглашением, а пользователь обязуется соблюдать установленные владельцем правила пользования социальной сетью с учетом требований действующего законодательства»
5. Игровые объекты являются объектами гражданских прав в смысле ст. 128 ГК РФ
Методологическую основу исследования составили общенаучные, системно-правовые и сравнительно-правовые методы научных исследований.
Теоретическую основу исследования составили научные труды российских и зарубежных ученых. Среди которых можно назвать: Абрамова В.Ю., Архипова В.В., Вавилина Е.В., Власова Н.В., Савельева А.И., Сенюкова А.Н., Носырева Н.А. Лаптева В.А., Рассолова Т.М., Шибаева Д.В., Энтина В.Л. Также необходимо назвать ученых, внесших научный вклад в понимание феномена виртуальности таких как: Абросимова И.А, Боровкова О.В., Бочкарева О.Н., Соснина Т.Н., Стеклова В.А., среди иностранных исследователей необходимо также упомянуть Алана Бартла, Лоуренса Лессига и Бенжамина Дюранске.
Эмпирическую основу исследования составили нормативно-правовые акты различного уровня, судебная практика и деловая практика необходимая для целей настоящей работы. Кроме этого в исследовании также материалы из средств массовой информации в том числе из интернета источников.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав, включающих шесть параграфов, а также списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования было проведено изучение проблем правового режима виртуальных объектов в РФ на примере нескольких из них (аккаунт, социальные сети и игровые объекты), так как динамика развития и большое разнообразие интернет-отношений не позволяют провести изучение и учет всех возможных объектов киберпространства. Для лучшего раскрытия проблематики работы была выявлена необходимость использования логики изложения от общего к частному общей и особенной частей, то есть сначала виртуальное пространство рассматривается как самостоятельный сложный феномен со своими особенностями и проблемами, которые неизбежно возникают в связи с его использованием, а затем рассматриваются отдельные виды виртуальных объектов в контексте их правого регулирования в РФ.
По итогам исследования правового регулирования отдельных видов виртуальных объектов необходимо констатировать несколько общих проблем:
Во-первых, отсутствие единообразия в понимании и толковании терминов, используемых для обозначения исследуемых виртуальных объектов и связанных с ними отношений, создает сложности в правовой квалификации при решении различных юридических вопросов на уровне теории и практики. В связи с этим необходима более детальная юридическая проработка содержания таких понятий как: аккаунт, социальная сеть, игровые объекты, пользовательское соглашение и т.д.
Во-вторых, недостаток правого регулирования в области исследуемых виртуальных объектов создают угрозу злоупотребления правом со стороны участников правоотношений особенно в гражданском обороте, где действует принцип равноправия сторон и широко распространена практика по саморегуляции отношений, не вписывающихся в правовые рамки, определяемые гражданским законодательством. Например, предлагается включение в ГК РФ общих положений о пользовательском соглашении, устанавливающими понятие и особенности пользовательского соглашения как гражданско-правового договора, определив указанное соглашение как соглашение между владельцем и пользователем интернет-ресурса, в соответствии с которым владелец обязуется предоставить пользователю доступ к использованию отдельных функций, определенных пользовательским соглашением, а пользователь обязуется соблюдать установленные владельцем правила пользования с учетом требований действующего законодательства; позволило бы обеспечить законные права и интересы пользователя как одного из основных субъектов электронного гражданского оборота.
В-третьих, ходе исследования очевидной является необходимость построения нормативной правовой базы, регулирующей отношения в по поводу конкретных виртуальных объектов, основой которой мог бы стать, например, Федеральный закон «О социальных сетях», «О цифровых деньгах» устанавливающий основные понятия, принципы правового регулирования, права и обязанности пользователя и т.д. Такой подход позволит решить несколько проблем, в том числе введение указанных терминов в сферу законодательного регулирования , а также создаст основы для правоприменительной деятельности и судебной практики.
В-четвертых, судебной практикой восприняты и активно применяются многие инструменты, предлагаемые современной цифровой средой.Так, действующее законодательство допускает возможность использования электронных средств доказывания (электронные сообщения, интернет-сайты, электронные документы и т.д.) в гражданском процессе наряду с письменными и иными доказательствами. Однако, вместе с примерами удачной адаптации судебной системы РФ к современным тенденциям, связанным с активной оцифровкой гражданских и иных правоотношений, объекты нуждаются в более пристальном внимании со стороны судебной власти. В качестве одного из множества таких объектов были рассмотрены отношения в области видеоигр. Считаем, что наметившаяся позитивная динамика в адаптации судебной системы к условиям информационного общества, что в более далекой перспективе может означать включение многих объектов виртуального мира в сферу судебного интереса, что будет способствовать развитию гражданского оборота в Российской Федерации. На данный момент судебная практика, как и общее правовое регулирование в области виртуальных объектов носит фрагментарный характер.
В целом, можно сделать о том, что несмотря на наличие определенной специфики виртуальных объектов они представляют собой особый объекты гражданских прав, которые нуждаются в комплексном регулировании не только нормами гражданского права, но нормами иных отраслей права с привлечением в необходимых случаях «технического» знания информационных наук. Вместе тем необходимо учитывать, что многие правоотношения, и гражданские в том числе, перейдя в киберпространство не утрачивают своей изначальной правовой природы, то есть множество традиционных форм, вроде договора об оказании услуг, которые осложняются лишь тем, что действуют в особом пространстве цифровой среды. Поэтому осуществлении и разработки методов правового регулирования нужно проверять возможность регламентации с позиций действующего законодательства, чтобы избежать дублирования правовых норм, которые лишь необоснованно увеличивают нормативную базу. Кроме того, при разработке понятийного аппарата для нормативно-правовых актов в области регулирования виртуальных объектов важное значение имеет грамотное применение приемов юридической техники, что позволит избежать излишней техничности терминологии. Учет предложенных рекомендации позволит эффективно реализовать стратегию развития информационного общества в РФ , а также подготовить необходимую нормативную базу для текущих и будущих проблем, регулирования интернет-отношений и виртуальных объектов.



1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS от 04.11.1950 г. N 005 (в ред. Протокола № 15 от 24.06.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 2. - ст. 163.
2. "Модельный закон об основах регулирования Интернета"
(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.05.2011 Постановлением 36-9 на 36-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2011. N 51. С. 191 - 198.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 1-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ) // Российская газета. - 1994. - № 238¬239.
5. Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - 2019. - № 60.(не вступил в силу)
6. Федеральный закон от 29.07.2017 N 241-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10.1 и 15.4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2017, N 31 (Часть I), ст. 4790.
7. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. № 63-
ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 г. № 220-ФЗ) //
Российская газета. - 2011. - № 75.
8. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-
ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 г. № 498-ФЗ) //
Российская газета. - 2006. - № 165.
9. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.12.2018 г. № 472-ФЗ) // Российская газета. - 2006. - № 165.
10. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 25.12.2018) // Российская газета. - 2006. - №297.
11. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ (в ред.
Федерального закона от 27.12.2018 г. № 529-ФЗ) // Российская газета. - 2003. - № 135.
12. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1996. - №8
13. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1 (в ред. Федерального закона РФ от 27.12.2018 г. № 534-ФЗ) // Российская газета. - 1992. - № 32.
14. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» от 09.05.2017 N 203 // Собрание законодательства РФ,
15.05.2017, N 20, ст. 2901
15. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах информационной безопасности РФ» от 22.05.2015 г. № 260 // Российская газета. - 2015. - № 111... 108


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ