Введение 3
Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности 10
1.1. Сущность трудового воспитания младших школьников 10
1.2. Фольклор как средство трудового воспитания
младших школьников 19
1.3. Педагогические условия трудового воспитания младших
школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности 28
Глава 2. Экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности 39
2.1. Диагностика уровня трудовой воспитанности учащихся
экспериментального класса 39
2.2. Содержание экспериментальной работы по трудовому воспитанию младших школьников средствами фольклора
во внеурочной деятельности 46
2.3. Динамика уровня трудовой воспитанности учащихся
экспериментального класса 55
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 69
Трудовое воспитание подрастающего поколения - одна из актуальных проблем общества. Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации. В последние десятилетия школа уделяла меньше внимания воспитательной функции, ограничившись подготовкой обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации, учеба в которых редко связана с будущей профессиональной деятельностью. Между тем основой профессиональной успешности является трудолюбие, которое формируется с первых лет жизни и поддерживается системой воспитательной работы в общеобразовательных организациях и обществом.
В начале третьего тысячелетия понятие «трудовое воспитание младших школьников» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребенка и т.д. Вхождение России в рыночные отношения ставит перед педагогами и родителями очень сложную задачу: воспитать всесторонне развитую, творческую личность с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой умственный и физический потенциал (Григорьева, 2004).
Глубина и актуальность проблемы требуют новизны подхода к ее решению именно потому, что сегодняшним школьникам предстоит жить и трудиться в условиях нового хозяйственного механизма, широкого внедрения законов рыночных отношений, демократических форм управления производством.
Согласно требованиям ФГОС НОО в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается программа духовно-нравственного воспитания школьников, где одним из направлений духовно-нравственного развития является воспитание трудолюбия (ФГОС НОО, 2018).
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека. Имея навыки и способности долго и продуктивно трудиться, человек может применить их в любом направлении своей деятельности. Именно поэтому трудовое воспитание является важнейшим элементом школьного педагогического процесса (Каптерев, 2005).
Воспитание только тогда может считаться полноценным, когда учебно¬воспитательная работа сочетается с практической трудовой деятельностью. В условиях современной экономической ситуации и быстрого роста научно¬технического прогресса человек должен обладать способностями к быстрому обучению новому, что требует значительного труда. Современный человек должен быть высококвалифицированным специалистом в своей профессиональной области, постоянно совершенствоваться в знаниях, умениях и интеллектуальном развитии, чтобы добиться успеха. Для осуществления этого нужно много и упорно трудиться (Каптерев, 2005).
Осуществляя основные принципы воспитания, современная школа строит свою работу на основе соединения обучения с трудом. Воспитательное значение труда для развития личности нельзя переоценить.
Проблема трудового воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях любви к труду, уважение к труду других людей, самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и саморегулированию отношений. Причем планомерное и целенаправленное воспитание в данном направлении начинается уже с младшего школьного возраста.
Современная начальная школа взяла на вооружение опыт трудового воспитания детей младшего школьного возраста, накопленный отечественной педагогикой (Г.С. Абрамова, Р.С. Буре, Г.Н. Волков, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов и др.).
Воспитание у младших школьников трудовой активности выполняет задачу - привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие . Именно в произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду. Воспитание на таком материале создает преемственность, которая дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано историей человечества. Люди слагали песни, былины, сказки, пословицы, поговорки об искусных мастерах и мастерицах, наделяли их высокими трудовыми качествами, восхваляли их умения (Волков, 1999).
Изучению фольклора в воспитании младших школьников в последнее время уделяется достаточно много внимания. Для активизации трудового воспитания большое значение имеют исследования, посвященные изучению фольклора: В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, Г.Н. Волкова, М.Н. Мельникова.
Несмотря на многочисленные исследования, проблема трудового воспитания современных младших школьников остается не до конца изученной. Существует противоречие, которое заключается в необходимости воспитания трудолюбия у младших школьников и недостаточном использовании учителем воспитательных возможностей фольклора в решении задач трудового воспитания.
Таким образом, педагогическая актуальность определила тему нашего исследования: «Трудовое воспитание младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия трудового воспитания младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс трудового воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия трудового воспитания младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: трудовое воспитание младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- учет возрастных особенностей учащихся при отборе жанров фольклора;
- использование различных методов и форм работы для расширения представлений учащихся о труде;
- организация взаимодействия семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагает решение следующих теоретических и практических задач:
1) изучить педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2) выявить педагогические условия трудового воспитания младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности;
3) провести диагностику уровня трудовой воспитанности учащихся экспериментального класса;
4) организовать и провести работу по трудовому воспитанию младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования классиков педагогики (П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский,
Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,
С.Т. Шацкий);
- теории трудового воспитания (Р.С. Буре, А.С. Макаренко, Н.С. Пряжников, И.Ф. Свадковский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.);
- этнопедагогические теории обучения и воспитания детей (Г.Н. Волков, А.Г Гмырин, В.А. Николаев, Э.Ф. Шафранская и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование;
- наблюдение;
- изучение продуктов творческой деятельности учащихся;
- методы математической обработки данных.
База исследования: 2 «Б» класс «МБОУ Масловопристанская СОШ» Шебекинского района Белгородской области.
Этапы исследования:
I этап - (2016-2017 гг.) - теоретико-аналитический: изучение научной литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
II этап - (2017-2018 гг.) - экспериментальный: констатирующий эксперимент - изучение опыта работы педагогического коллектива, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий эксперимент - обоснование гипотезы исследования.
III этап - (2018 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, обобщение полученных результатов, формулирование выводов исследования, оформление магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его содержание и научно-методические рекомендации могут быть использованы в работе учителей начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников в современных условиях; в подготовке и проведении внеурочных мероприятий, направленных на формирование у учащихся трудолюбия и соответствующих умений и навыков; в системе повышения квалификации учителей начальных классов; в подготовке специалистов для системы образования. Выводы и материалы диссертационного исследования могут использоваться в учебном процессе общеобразовательных школ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ «Масловопристанская СОШ» Шебекинского района Белгородской области. Основные положения исследования были представлены в виде докладов на научно-практической конференции по итогам НИРС (2017 г.); через публикацию научных статей по теме исследования в сборниках материалов конференций: Международной студенческой научной конференции «Молодёжный аграрный форум - 2018» (Белгород, 20 - 24 марта 2018 г.); Международной научно-практической конференции «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы» (Уфа, 2017 год); Международной научно-практической конференции «Слово и образ в фольклоре и литературе: Юдинские чтения» (Курск, 2018 год).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы трудового воспитания младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности» представлены теоретические предпосылки обоснованности проблемы; изучены основные жанры устного народного творчества; выявлены педагогические условия трудового воспитания младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности» представлена диагностика уровня трудовой воспитанности младших школьников, описан ход и результаты экспериментальной работы по трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы.
Библиографический список содержит 73 источника.
В приложении содержится диагностический материал исследования, конспекты внеурочных занятий.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам сделать вывод о том, что проблема трудового воспитания младших школьников является одной из актуальных в современном обществе. В нынешнее время важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и духовно-нравственное развитие личности школьника. Трудовое воспитание младших школьников является одним из приоритетных направлений согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Мы выяснили, что трудовая воспитанность - это целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей к трудовой деятельности. Этот процесс имеет свои цели, задачи, функции. В процессе трудового воспитания формируется трудолюбие, которое выполняет задачу - привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес.
На основе анализа педагогической литературы мы сделали вывод, что одним из важнейших средств трудового воспитания является фольклор. У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в произведениях фольклора, которые доступны и понятны детям из-за их народности и образности. Фольклор способствует углублению знаний о важности труда в жизни человека; знакомит с бытом, традициями, обычаями своего народа; воспитывает уважительное отношение к труду и людям труда; формирует трудолюбие.
Мы считаем, что наиболее значимыми педагогическими условиями успешного трудового воспитания являются: учет возрастных особенностей учащихся при отборе жанров фольклора; использование различных методов и
форм работы для расширения представлений учащихся о труде; организация взаимодействия семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников. В ходе исследования были решены теоретические и практические задачи.
Для подтверждения гипотезы исследования была проведена экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности.
Диагностика уровня трудовой воспитанности младших школьников показала необходимость разработки системы внеурочных занятий с использованием фольклора, направленных на трудовое воспитание младших школьников. На контрольном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика сформированности трудовой воспитанности младших школьников, что свидетельствует о подтверждении гипотезы исследования.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы трудового воспитания младших школьников. Мы продолжим работу в данном направлении.
1. Абитова Ф.В. Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества: На материале Карачаево-Черкесии: автореф. дисс. ... канд. педагог, наук: 13.00.01/ Ф.В. Абитова - Пятигорск, 2004. - 24 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2009. - 426 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2009. - 426 с.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать/ Ю.П. Азаров. - М.: Просвещение, 2011. - 202 с.
5. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - № 3. - 15-20 с.
6. Аникин В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. - 316 с.
7. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. - М.: Вече, 2009. - 139 с.
8. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов/ Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2012. - 341 с.
9. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие/ Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - 224 с.
10. Божович Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание/ Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2006. - 376 с.
11. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Семушкина Л.Г. Педагогика / Л. Р Болотина, С. П. Баранов, Л. Г. Семушкина. - М.: Просвещение, 2009. - 201 с.
12. Бордовская Н. В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - М.: Питер, 2015. - 624 с.
13. Буре Р.С. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов/ Р С. Буре. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 136 с.
14. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество / В.А. Василенко. - М.: Просвещение, 2011. - С. 189-197.
15. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. Пособие / В.П. Ватаман. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с... 73